Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическая напряженность -см. Напряженность. 6 страница






ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР, профотбор - комплекс мероприя­тий. позволяющих выявить лиц, наибо­лее пригодных по своим индивидуаль­ным качествам и возможностям для обу­чения и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специально­сти. Другими словами, П.о. - это выбор лиц, наиболее подходящих для данного вида деятельности. Потребность в профотборе вызвана ограниченностью педа­гогических возможностей развития ряда профессионально важных (значимых) ка­честв человека, а также наличием круга специальностей, которые предъявляют к человеку некомпенсируемые требова­ния. Это относится в первую очередь к тем его качествам, которые весьма устойчивы в силу своей генетической обусловленно­сти (природные качества). Профотбор обусловлен индивидуальными различи­ями между людьми. Существование раз­личий по состоянию здоровья и физичес­кого развития, общему развитию (интел­лекту), наличному уровню знаний, уме­ний и навыков, психологической направ­ленности (мотивации), психологическим свойствам (память, мышление, психомоторика и др.) позволяет в принципе оп­тимально решать задачи профессиональ­ной ориентации и отбора. П. о. имеет большое значение не только для обеспечения качественной эксплуа­тации сложных технических систем, но и для сохранения здоровья и профилак­тики профессиональных заболеваний у работающих людей. Это относится в первую очередь к тем категориям работни­ков, деятельность которых протекает в экстремальных условиях (повышенное нервно-эмоциональное напряжение, ги-подинамия, дефицит времени, различ­ного рода перегрузки и др.). Профотбор направлен на то, чтобы отобрать для этих условий лиц с особыми свойствами, по­зволяющими выполнять функциональ­ные обязанности с высоким качеством и без опасного для здоровья перенапряже­ния основных систем организма. В основе принятия решения в профотборе лежит оценка профессиональной пригод­ности, которая может оцениваться по не­скольким критериям: по медицинским показателям (включая и показатели фи­зической подготовленности); по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с учетом показателей, отража­ющих социальное лицо претендента (со­циально обусловленные черты личности); по психологическим показателям. С уче­том этого профотбор включает соответ­ственно следующие виды: медицинский, образовательный, социальный и психоло­гический отбор. Последний представляет наибольший интерес в плане психологии труда и инженерной психологии.

ПРОФЕССИЯ (отлат ргоГехяо —офици­ально указанное занятие) — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, приме­няемыми орудиями или предметами тру­да. Многие П. подразделяются на специ­альности. Специальность — это необхо­димая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область при­ложения физических и духовных сил че­ловека, позволяющая ему взамен затра­ченного труда получать необходимые средства существования и возможности развития.

С точки зрения инженерной психологии и психологии труда П. делятся на два вида. Для овладения первыми из них нужна абсолютная профессиональная при­годность. поэтому для их успешного вы­полнения нужно проводить профессио­нальный отбор. П. второго вида требуют лишь относительной профессиональной пригодности, освоить их может практически любой здоровый человек, имеющий необходимый уровень подготовки, и желание работать по данной специальности. Основным методом изучения П. Является профессиография.

ПРОФИЛАКТИКА СЧМ — система ме­роприятий планово-предупредительно­го характера, направленная на предотв­ращение ошибок оператора и других не­желательных отклонений в его работе. Для этого по данным контроля состоя­ния и результатов работы оператора про­изводится выбор воздействий как на че­ловеческие, так и технические звенья СЧМ. Множество воздействий на чело­века-оператора может включать психо­логические воздействия (стимулы), коррекцию режимов труда и отдыха опе­ратора, воздействия на его организм внешними раздражителями и др. (под­робнее см. Управление состоянием опера­тора). Примером воздействия на маши­ну по результатам контроля состояния могут быть: изменение характеристик устройств индикации (яркости, толщи­ны линий, начертания знаков, их вели­чины и т. п.); изменение темпа поступ­ления информации и ее содержания; адаптивное изменение диалога, пере­распределение функций между челове­ком и машиной (напр., включение ав­топилота) и др.

ПСИХИКА — свойство мозга как высо­коорганизованной материи, проявляю­щееся в отражении объективного мира в мозгу человека. П. существует как дея­тельность мозга, продуктом которой яв­ляется психическое отражение. Оно объективно по своему содержанию, од­нако имеет и субъективные особенности в силу того, что внешние воздействия преломляются через всю совокупность внутренних свойств субъекта. П. облада­ют и животные, однако только человек обладает высшей ее формой — сознани­ем. Специфика человеческой П. связана с социальной природой человека, его трудом и речью и проявляется в актив­ности как познавательной, так и практической, преобразующей внешний мир деятельности человека. П. является объектом изучения специаль­ной науки — психологии, реализуется в

психических процессах, свойствах и со­стояниях человека и проявляется в раз­личных формах психического отражения. Психические процессы являются важ­нейшей формой отражательной деятель­ности мозга. Различают три вида таких процессов:

1) познавательные, которые дают нам воз­можность познавать мир и самих себя (ощущение, восприятие, представление, память, мышление и др.), эти процессы отличаются друг от друга различной сте­пенью полноты и глубины отражения действительности;

2) эмоциональные, в которых мы выра­жаем свое отношение к окружающей дей­ствительности и самим себе в виде раз­личных переживаний удовольствия или неудовольствия;

3) волевые, посредством которых мы ре­гулируем свои действия, поступки, отно­шение к миру (желания, стремления, на­мерения, решения и т. п.). Психические свойства включают потребности, интере­сы. склонности и убеждения, способнос­ти, темперамент и характер. Эти свой­ства — наиболее устойчивые черты лич­ности, характеризующие каждого отдель­ного человека. Психические состояния — это временные сочетания психических процессов и свойств, особенностей орга­низма, своеобразно переживаемые чело­веком в данный отрезок времени и ока­зывающие влияние на его деятельность, поведение.

ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ -см. Напряженность.

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТИ — основная форма психи­ческого отражения в деятельности опера­тора. Анализ структуры деятельности опе­ратора показывает, что она невозможна без участия психики, без сознательного отражения окружающего мира. В любой деятельности оператор осознает цель сво­их действий, воображает их ожидаемый результат, воспринимает и оценивает ус­ловия, в которых он действует, обдумы­вает последовательность отдельных дей­ствий, устанавливает и поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, извлекает из памяти необходимую ин­формацию, наблюдает за ходом деятель­ности и контролирует ее, переживает ус­пехи и неудачи и т. п. Таким образом, психика, психические процессы выступают в качестве регулятора деятельности. По­средством их оператор направляет, конт­ролирует и корректирует свою деятель­ность в соответствии с поставленной це­лью. предъявляемыми требованиями и условиями. Без психического отражения не может быть продуктивной деятельно­сти. Результат отражения выступает в форме субъективного образа, которому принадлежит важнейшая роль в процес­сах П. р.д.

В психологии выделяют три основных уровня отражения: ощущений и воспри­ятия, представлений, рече-мыслительных процессов. Эти уровни отражения выступают и как уровни П. р.д. На пер­вом уровне образ восприятия, характери­зуясь симультанной целостностью и структурностью, позволяет формировать различные траектории движений при выполнении одного и того же действия, а также произвольно выбирать любой их темп и ритм. На втором уровне образ представления благодаря своей обоб­щенности обеспечивает возможность пе­реноса приемов работы из одних ситуа­ций в другие. Третий уровень является у человека ведущим, обеспечивает предви­дение хода событий и планирование де­ятельности в целом. Именно с этим уров­нем связано формирование целей дея­тельности. В реальной трудовой деятель­ности все три уровня регуляции высту­пают в неразрывном единстве, однако соотношение между ними является ди­намичным и меняется в зависимости от конкретных условий.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - це­лостная характеристика психической де­ятельности за определенный промежуток времени, показывающая своеобразие про­текания психических процессов в зависи­мости от отражаемых предметов действи­тельности, предшествующего состояния и психических свойств личности. В П. с. достаточно определенно выражаются ин­дивидуальные особенности личности. Примером П. с. могут быть бодрость, апа­тия, депрессия, эйфория, скука, то или иное настроение и пр. Для психологии труда и инженерной психологии наи­больший интерес представляют П. с. че­ловека в трудовой деятельности. Они классифицируются по ряду признаков.

По признаку длительности различают от­носительно устойчивые состояния (удов­летворенность или неудовлетворенность трудом, заинтересованность в труде или безразличие к нему и т. п.); временные или ситуативные состояния, возникаю­щие под влиянием неполадок или взаи­моотношений с коллегами; состояния, возникающие периодически (скука, сон­ливость, повышенная или пониженная активность и т. п.). По признаку преоб­ладания одной из сторон психики разли­чают состояния: эмоциональные, волевые (волевое усилие); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерца­ния); состояния внимания (рассеян­ность, сосредоточенность); состояния, характеризующие мыслительную актив­ность (задумчивость, озарение, вдохнове­ние), и т. п.

Для инженерной психологии и психоло­гии труда наиболее важна классификация П. с. по уровню напряжения, т. к. именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния на эффективность дея­тельности. Различают психическое на­пряжение и психическую напряженность. Первое соответствует благоприятным ус­ловиям труда (см. Оптимальная зона усло­вий труда), когда цель труда достигается при допустимых нервно-психических затратах. При неблагоприятных услови­ях, крайним проявлением которых явля­ются экстремальные условия, психическое напряжение перерастает в напряжен­ность. Оба эти вида П. с. в свою очередь могут быть классифицированы в соответ­ствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в деятельность оператора и изменения ко­торых наиболее выражены в неблагопри­ятных условиях. С этой точки зрения раз­личают интеллектуальное, сенсорное, физическое, эмоциональное, мотивационное и другие виды психического на­пряжения.

Для изучения П. с., возникающего в дея­тельности оператора, используются тра­диционные методы инженерной психоло­гии. Наибольшее значение при этом имеет экспериментальное исследование, основанное на принципе воспроизведе­ния ситуации или моделирования (см. Ситуационное моделирование).

 

ПСИХОГРАММА (от греч. рхусЬё —душа и §гарЬо — пишу) — важнейшая состав­ная часть профессиограммы (см. Профес-сиография), представляющая собой психо­логический анализ структуры деятельнос­ти и характеристику требований, предъяв­ляемых профессией к психике человека. Содержание и объем П. зависят от цели, с которой проводится изучение профес­сии. В качестве такой цели могут быть про-фотбор, профориентации и профконсуль-тация, профессиональное обучение, раци­онализация режима и условий труда. Спецификой составления П. в целях про­фессионального отбора является ориента­ция на изучение профессионально важных (значимых)качеств, определяющих про­фессиональную пригодность человека к ра­боте по данной специальности. В ряде случаев здесь бывает целесообразно ука­зать также признаки профессиональной непригодности. Для профессионального просвещения людей требуются разнооб­разные сведения о многих профессиях. Поэтому П., составленная в целях про­фориентации и профконсультации, дол­жна отличаться большой широтой со­держания и доступностью изложения. В конце П. целесообразно привести списки литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с той или иной профессией. Спецификой П., составля­емой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки, является установка на выявление в первую оче­редь тех профессионально важных ка­честв, которые поддаются значительно­му развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным ма­стерством. При составлении П. в целях рационализации режима и условий тру­да особое внимание уделяется обнаруже­нию наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит по­казателем наиболее слабых мест в орга­низации труда. Например, снижение функций зрительного анализатора к кон­цу работы свидетельствует о необходимо­сти рационализации освещения. Особым случаем П., направленной на оптимиза­цию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психоло­гического исследования, анализ требова­ний, предъявляемых к техническим сред­ствам, в частности к способам и средствам отображения информации, к конструкции органов управления и т. п. [С. 263.].

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. Рsусho – душа и diagnostikos - способный распознавать) — направление в психоло­гии, разрабатывающее методы выявления и измерения индивидуально-психологи­ческих особенностей личности. П. отно­сится к числу научно-практических на­правлений и базируется, с одной стороны, на теории психологических измерений (психометрике), а с другой — на психоло­гии способностей и индивидуальных раз­личий.

В инженерной психологии П. представ­ляет собой измерение индивидуальных психологических и психофизиологичес­ких характеристик оператора для выявле­ния их соответствия требованиям дея­тельности. При этом могут измеряться характеристики анализаторов, процессов переработки информации (памяти, мыш­ления, внимания и др.), сенсомоторные характеристики, индивидуально-типоло­гические свойства нервной системы, ин­дивидуально-личностные характеристи­ки, электрофизиологические показатели и т.д. По результатам психодиагностичес­кого обследования выносится психологи­ческий диагноз, который используется в целях профессионального отбора, опреде­ления функционального состояния опера­тора, готовности к деятельности и других случаях. Обработка результатов психоди­агностического обследования проводит­ся статистическими методами, широко применяется корреляционный анализ и факторный анализ, методы распознавания образов. Основные методы П. — тестиро­вание, опрос, измерения, их материаль­ное обеспечение — тесты, опросники, аппаратурные средства.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКУСТИКА (психоакустика) — ветвь эксперимен­тальной психологии, исследующей соот­ношения междузвуковыми стимулами и ощущением на основе субъективных суж­дений. Термин «П. а.» появляется в связи с распространением радиовещания, зву­козаписи и звукового кино, определив­ших необходимость получения количе­ственных оценок слуховых реакций на звуковые сигналы. В настоящее время субъективные шкалы и методы П. а. все больше применяются в инженерной пси­хологии, аудиологии и других областях науки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БИОНИКА -см. Психобионика.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ -одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологичес­кими факторами. В проблеме П. г выде­ляют общую (заблаговременную, дли­тельную) и ситуативную (временную) го­товность. Первая представляет собой ра­нее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние П. г к выполнению тех или иных текущих задач деятельности — ситуационная готов­ность. Она представляет собой актуализа­цию. приспособление всех сил, создание психологических возможностей для ус­пешных действий в данный момент Ситуационная готовность — это дина­мическое целостное состояние личнос­ти, внутренняя настроенность на опре­деленное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.

Будучи целостными образованиями, об­щая и ситуационная П. г. включают сле­дующие компоненты: а) мотивационные (потребность успешно выполнить постав­ленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т. п.); б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели); в) эмо­циональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); г) волевые (управление собой и мобили­зация сил, сосредоточение на задаче, от­влечение от мешающих воздействий, пре­одоление сомнений, болезни). П. г человека (особенно к успешным дей­ствиям в аварийной ситуации) складыва­ется из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты ин­формации, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективнос­ти принимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показы­вает, что наиболее сильным раздражите­лем, приводящим к ошибочным дей­ствиям, является именно неполнота ин­формации. Весьма важным средством для устранения этого явления может быть организация специальных подска­зок оператору. Общим средством повы­шения П. г. является психологическая под­готовка, предвидение хода протекания управляемого процесса.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИ­КА — см. Психодиагностика. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИ­КА — раздел кибернетики, изучающий структурно-функциональную организа­цию взаимодействия различных анали­заторских систем, сфер сознания и подсознания в процессе формирова­ния поведения, в процессе взаимодей­ствия людей между собой, с технически­ми, экономическими, социальными системами. Моделирование психических свойств, составляющих личность челове­ка, включает решение специфических за­дач: выделение наиболее значимых лич­ностных составляющих (напр., доброта, решительность, страх), разработку специ­фических измерений этих качеств, изуче­ние динамики становления их в онтоге­незе, построения моделей личности, построения моделей различной трудовой деятельности, моделей памяти, мышле­ния, сознания и подсознания. На этой базе можно создать методы управления телом, мышлением и поведением челове­ка в различных ситуациях (физический труд, научная деятельность, спорт, обуче­ние и др.). Большой круг задач входит в решение проблемы моделирования взаи­модействия человека с техническими си­стемами. Многие вопросы, решаемые П. к., являются пограничными для эргоно­мики, математической психологии, ин­женерной психологии, и других отраслей психологии, связанных с моделировани­ем психических явлений. Основное раз­личие состоит в том, что в кибернетичес­ких моделях основной упор делается на воспроизведение внешней стороны моде­лируемых явлений, в то время как в пси­хологическом моделировании (см. Моде­лирование в психологии) в большей степени стремятся учесть внутренние за­кономерности протекания исследуемых психических процессов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗА­ЦИЯ — временная активизация качеств личности (главным образом моральных и волевых), помогающих высококаче­ственному выполнению определенной деятельности. Ее цель не формирование стойких свойств личности (это задача психологической подготовки), а формиро­вание на основе имеющихся свойств личности определенных и полезных для ожидаемой или выполняемой деятельно­сти психических состояний. Эти состоя­ния, усиливая (пусть хотя бы и времен­но) нужные свойства личности, обеспе­чивают более успешное выполнение де­ятельности. Противоположным поня­тию П. м. является психологическая де­мобилизация. П. м. является одним из составных элементов психологической го­товности к деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ — см. Операция.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВ­КА — целенаправленное формирование индивидуальных приемов, обеспечиваю­щих оператору сохранение заданных па­раметров выполнения деятельности в слож­ных ситуациях. Формы и методы П. п. весьма разнообразны, они определяются характером и условиями деятельности, а также теми требованиями, которые она предъявляет к психологическим каче­ствам оператора. Одним из способов П. п. является моделирование в процессе тре­нировки необычных (в том числе и экст­ремальных) ситуаций и отработка при этом необходимых действий оператора. Такое моделирование может проводиться

с помощью специальных стендов и маке­тов (см. Ситуационное моделирование), либо в идеальном плане. Последнее осно­вывается на воспроизведении тренируе­мых навыков или отдельных элементов деятельности с помощью умственных представлений. При этом возможна идеомоторная или мысленная тренировка. Приобретаемые в ходе обоих видов моде­лирования навыки в будущем могут сни­зить экстремальность и неожиданность ситуации, повышают степень сознатель­ного контроля за протеканием психичес­ких процессов. В целом все это повышает психологическую готовность оператора. Другое направление П. п. связано с со­вершенствованием и тренировкой про­фессионально важных психологических качеств. Тренировке в первую очередь подлежат те из них, которые являются наиболее важными в структуре професси­ональной пригодности и наиболее легко тренируемы. Для тренировки использу­ются как специальные методические приемы (напр., правила мнемотехники), так и специальные психологические тренажеры. Существуют, напр., тренаже­ры памяти, внимания, реакций и др. Хо­рошие результаты в плане П. п. дают так­же специальная производственная гим­настика, нервно-мышечная релаксация (расслабление), самовнушение (аутоген­ная тренировка). Рассмотренные методы П. п. являются составной частью более общей системы психологической поддерж­ки оператора.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОПЕРАТОРА — заданное воздействие на человека в целях облегчения его труда, перевода субъективных переживаний (со­провождающих трудовой процесс) из не­гативного в позитивный аспект, в резуль­тате которого следует ожидать повышения эффективности операторской деятельно­сти. Для дифференциации и организации системы необходимых воздействий на оператора выделяется несколько аспектов П. п. в соответствии с возможными ис­точниками негативных субъективных переживаний. 1). Деятельностный аспект, связанный с оптимальной организацией труда оператора путем выполнения инже­нерно-психологических требований к технике. 2) Контроль и управление состоянием оператора с целью его нормализации. 3) Социально-личностный аспект, связанный с динамикой мотивов, уров­нем притязаний человека-оператора, со спецификой межличностных отношений в группе, социальным статусом человека и др. 4) Педагогический аспект, связан­ный с организацией и проведением пси­хологической подготовки оператора. При организации деятельности операто­ра необходимо выделить те ситуации, в которых П. п. наиболее необходима и эф­фективна. К таким ситуациям относятся срывы деятельности, значительные сдви­ги функционального состояния, значи­тельные отклонения рабочей среды, воз­действие эмоционального фактора и т. д. Специфика подобных ситуаций заключа­ется в дефиците времени для организа­ции П. п. Именно поэтому встает вопрос об их прогнозировании и подготовке воз­можных вариантов воздействия на чело­века-оператора.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕД­ПРИЯТИЯ — специализированное под­разделение в структуре предприятия, предназначенное для проведения практи­ческой психологической работы. Цель ее деятельности — разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих исполь­зование психологических факторов повы­шения эффективности производства, со­вершенствование управления соци­альными процессами в трудовых коллек­тивах. развитие производственной актив­ности работников и создание условий для развития личности. В задачи П. с. п. вхо­дит: социальное развитие коллектива предприятия, его стабилизация; совер­шенствование системы и методов управ­ления, подбора и расстановки кадров; вовлечение трудящихся в управление производством; оптимизация психологи­ческого климата в коллективах; разреше­ние внутригрупповых и межгрупповых конфликтов; обогащение содержания труда; совершенствование рабочих мест и процесса труда и др. В деятельности служ­бы решаются две основные задачи: \) пси­хологическая диагностика состояния объектов; 2) воздействие на них с целью оптимизации и развития; оно осуществ­ляется: а) посредством разработки реко­мендаций, внедрение которых зависит от руководителей: б) деятельностью самой службы через психологическое обучение

персонала, консультирование, психоло­гическое обеспечение процессов и мероп­риятий и др.

Работники П. с. п. обязательно должны участвовать в психофизиологическом обосновании норм труда, разработке ре­жимов труда и отдыха, оптимизации ус­ловий труда, психологической поддерж­ке работников.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИ­МОСТЬ — такое проявление тех или иных свойств отдельных членов группы, от которого зависит успешное выполне­ние групповой деятельности. Наиболее остро проблема П. с. возникает в малых группах. П. с. конкретной группы опреде­ляется характером выполняемой деятель­ности. При этом разные виды деятельно­сти требуют совместимости по разным свойствам: одни — по физическим (напр., физическая сила), другие — по психофизиологическим (подвижность нервных процессов и т. п.), третьи — по эмоционально-волевым (уровень эмоци­ональной устойчивости и др.), четвер­тые — по социально-психологическим (напр., такие черты характера, как общи­тельность, чуткость и др.). Проблема П. с. в группе операторов име­ет две стороны: социально-психологичес­кую и психофизическую. Социально-психологическая совместимость включа­ет общность целевых установок у членов группы, общность их ценностных ориен­таций, отношения к деятельности и то­варищам, мотивации поступков, а также особенности психологического склада. Под П. з. следует понимать совместимость по уровню физического и психомоторно­го развития, одинаковое проявление ос­новных психических процессов и сенсомоторных функций, единую степень тре­нированности группы в тех или иных профессиональных навыках и умениях, согласованность в динамике временных и силовых показателей высшей нервной деятельности и других функциональных систем организма, совместимость по тем­пераменту и т.д. При этом понятие совме­стимости означает не обязательно сход­ство тех или иных качеств, а их соответ­ствие друг другу у различных членов группы. Вид соответствия определяется конкретным видом групповой деятельно­сти. Психофизиологическая совмести

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР - один из видов профессионального отбора, пред­назначенный для выявления у кандида­тов тех профессионально важных психо­логических качеств, которые необходимы для овладения профессиональными знани­ями, навыками и умениями, определяю­щими успешность обучения в установлен­ные сроки и эффективность последующей профессиональной деятельности. Среди других видов профессионального отбора П. о. занимает особое место. Это связано с тем, что психологические испытания позволяют достаточно быстро и эффек­тивно измерить большое число психо­логических свойств, выявить тонкую структуру индивидуальных особеннос­тей личности, которые другими метода­ми можно определить лишь в процессе длительных наблюдений. Ценно, что психологические характеристики и свой­ства человека могут количественно выра­жать профессионально важные (значимые) качества личности и обладают для мно­гих профессий достаточно высокой прогностичностыо.

Основной принцип П. о. — его обосно­ванность, которая рассматривается в двух аспектах: 1) обоснование необходимости проведения самого П. о., поскольку он целесообразен лишь для определенного круга видов деятельности, предъявляю­щих специальные требования к операто­ру: 2) выбор и обоснование необходимых методик П. о., адекватных характеру ре­шаемой задачи. При проведении П. о. используются различные психологичес­кие методы исследования: опрос, беседа, экспертные оценки, регистрация трудовых действий и др., однако целями П. о. яв­ляются: 1) прогнозирование профессио­нальной пригодности к обучению подан­ной специальности; 2) прогнозирование профессиональной пригодности к специ­фической деятельности по конкретной специальности; 3) прогнозирование про­фессиональной пригодности к управле­нию и руководству другими людьми. П. о. проводится в следующей последова­тельности. Вначале составляется психо­грамма изучаемой деятельности и на ос­нове ее определяются профессионально важные качества, необходимые для ус­пешного обучения и выполнения дея­тельности. Затем выбираются методики, с помощью которых можно проверить сте­пень развития этих качеств у кандидата на работу По выбранным методикам про­водятся контрольные испытания и оце­нивается корреляция между успешностью деятельности и результатом оценки кан­дидата по каждой методике и их совокуп­ности. С целью выбора наиболее прием­лемых методик и исключения малоин­формативных используют корреляционный и факторный анализ. Итогом этой работы является обоснование необходимого и достаточного набора (батареи) методик, позволяющих с достаточной вероятнос­тью прогнозировать профессиональную пригодность кандидатов. Затем разраба­тываются и обосновываются организаци­онно-методические формы проведения П. о.. в соответствии с ними проводится обследование кандидатов и делаются вы­воды о их профессиональной пригоднос­ти (напр., абсолютно пригодные, услов­но пригодные, непригодные). При оцен­ке профессиональной пригодности чаще всего ориентируются на поиск лиц с вы­соким уровнем развития обследуемых ка­честв (подход по максимуму), реже стара­ются выявить и отсеять лиц с низкими показателями этих качеств (подход по минимуму). Выбор подхода зависит от конкурса претендентов и сложности про­фессии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.