Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическая напряженность -см. Напряженность. 2 страница






1*1=соп51.

Эта зависимость называется законом вре­менной суммации и означает, что интен­сивность светового сигнала обратно про­порциональна времени его воздействия. Данный закон соблюдается для времени

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - на­учная дисциплина, изучающая объек­тивные закономерности процессов ин­формационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек—машина». Возникновение и развитие И. п. обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческого фактор при проектировании и эксплуатации техники.

Основными методологическими принципом отечественной И. п. является тезис о человеке как субъекте трудовой деятельности и принцип гуманизации техники.

И. п. возникла на стыке технических и психологических наук. Как психологическая наука И. п. изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку Как техническая наука И. п. изучает принципы построения сложных систем, посты и пуль­ты управления, кабины машин, техноло­гические процессы для выяснения требо­ваний к психологическим, психофизиологическим и другим свой­ствам человека-оператора. Благодаря это­му решается обратная задача — приспо­собление человека к технике и условиям труда.

Научные и прикладные исследования в И. п. ведутся по четырем основным на­правлениям.

1. Методологическое: опре­деление предмета и задач И. п., разработ­ка методов исследования деятельности человека-оператора, определение взаи­мосвязи с другими науками, разработка концепций построения систем «чело­век—машина» и др.

2. Психофизиологи­ческое: анализ процесса приема, перера­ботки, хранения информации человеком, принятия им решения, реализации принятого решения (осуществления управляющих воздействий), изучение функциональных состояний человека в процессе труда, определение характерис­тик выполнения оператором отдельных действий (скорости, точности и надеж­ности) и т. п.

3. Системотехническое: раз­работка инженерно-психологических принципов построения технических ус­тройств (индикаторов, органов и пуль­тов управления, рабочих мест, интерье­ров операторских пунктов) с учетом возможностей и ограничений человека; инженерно-психологическое проекти­рование и оценка СЧМ и т.д.

4. Эксплу­атационное: профессиональный отбор и обучение операторов, организация груп­повой деятельности, разработка режимов труда и отдыха операторов, организация контроля функционального состояния и результатов работы операторов, психоло­гическое обеспечение безопасности тру­да и др.

При проведении перечисленных ис­следований И. п. широко использует методы:

- психологические (беседа, наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.),

- физиологические (электроэнцефалогра­фия, электроокулография, электромиография и т. п.), - математические (теория информации, теория массового обслу­живания, теория автоматического уп­равления и т.д.),

- имитационные (моделирование деятельности оператора на ЭВМ).

При применении этих методов используется как специальная аппаратура для психологических, физи­ологических, санитарно-гигиенических исследований, так и ЭВМ специального назначения.

И. п. тесно связана с другими отраслями психологии, прежде всего с общей, экс­периментальной, социальной, диффе­ренциальной, педагогической, психоло­гией труда, психофизиологией. И. п. так­же связана с эргономикой математикой, кибернетикой, экономикой, технической эстетикой. Связь между И. п. и перечис­ленными науками взаимная.

Как самостоятельная наука И. п. начала формироваться в конце 40-х годов наше­го века. Ее развитие как науки прошло ряд этапов — от накопления и анализа дан­ных о человеческом факторе для оптими­зации отдельных технических средств контроля и управления до системного под­хода к проектированию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплек­сов, какими являются современные про­изводственные объекты.

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА — проверка соответствия СЧМ (ее подсистем, звеньев, элементов) инже­нерно-психологическим требованиям. ИПО заключается в определении основных по­казателей деятельности оператора, рабоче­го места (его отдельных элементов), систе­мы «человек—машина» в целом. Объек­тами ИПО являются показатели функци­онирования СЧМ, организация взаимо­действия между человеком и машиной, рабочие места операторов, оперативные пункты управления алгоритмы деятель­ности оператора, степень его профессио­нальной подготовленности, факторы ра­бочей среды и т. д. ИПО проводится на всех этапах жизненного цикла СЧМ: про­ектирования, производства и эксплуата­ции. При проектировании СЧМ оценка проводится в целях проверки соответ­ствия выполненного проекта заданным требованиям; сравнения нескольких ва­риантов проекта и выбора наиболее при­емлемого из них; уточнения полученных на предыдущих стадиях проектирования инженерно-психологических характери­стик и показателей. ИПО при производ­стве СЧМ заключается в проверке соответствия компонентов производства за­данным инженерно-психологическим требованиям. Оценке при этом подлежат: соответствие уровня подготовки и ква­лификации работающих характеру выпол­няемой работы, инженерно-психологи­ческие характеристики применяемого оборудования, социально-психологичес­кие факторы производства, условия про­изводства и его соответствия возможнос­тям человека. При эксплуатации СЧМ проведение ИПО направлено на обеспе­чение заданного качества эксплуатации системы. Оценке при этом подлежит сте­пень профессиональной подготовки опе­раторов, а также организация их труда. В общем случае ИПО должна проводить­ся по следующим основным направлени­ям:

1) оценка соответствия техники ин­женерно-психологическим требованиям; 2) определение выходных показателей (быстродействия, надежности и др.) ка­чества функционирования СЧМ; оценка и диагностика функционального состоя­ния оператора при выполнении той или иной работы; 4) оценка экономической целесообразности и возможности реали­зации принимаемых инженерно-психо­логических решений. В результате реали­зации первых двух направлений являет­ся определение достигнутых результатов, последних двух — той «цены» (стоимост­ной и психофизиологической), которой эти результаты достигнуты. Рассмотрен­ная схема является одной из возможных реализаций системного подхода к прове­дению ИПО.

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ — количественная мера, характеризующая человека-оператора как звено СЧМ, организацию трудового про­цесса, технические элементы СЧМ, сис­тему «человек—машина» в целом. К по­казателям человека-оператора относятся: характеристики анализаторов (абсолют­ный, дифференциальный и оперативный пороги, чувствительность, избиратель­ность и др.), характеристики памяти и оперативного мышления (объем памяти, длительность сохранения информации, время принятия решения и др.), харак­теристики управляющих движений (си­ловые, пространственные, скоростные), антропометрические показатели (разме­ры тела и отдельных частей), показатели функционального состояния (психологи­ческие, физиологические, поведенчес­кие. субъективные и т. п.), показатели деятельности оператора в СЧ М (показатели надежности: вероятность безошибочной работы, интенсивность ошибок, время исправления ошибок и др.; показатели скорости работы: время решения задачи, пропускная способность, производи­тельность труда и т. д.; показатели точ­ности: математическое ожидание и среднеквадратическое отклонение величины рассогласования). Рассмотренная группа показателей позволяет оценить операто­ра как звено СЧМ, т. е. получить «выход­ные» характеристики деятельности опе­ратора, определить степень отклонения фактических характеристик от макси­мально возможных для данной деятель­ности оператора, определить степень от­клонения фактических характеристик от максимально возможных для данной де­ятельности (степень пригодности опера­тора для данного вида деятельности), а также определить, какой «ценой» дости­гается достижение этих показателей. Другой группой И. п. п. являются харак­теристики трудового процесса: показате­ли алгоритма трудовой деятельности (ко­эффициенты логической сложности, стереотипности и эмоциональной напря­женности), информационные характери­стики (скорость поступления информа­ции, плотность потока задач), показатели сложности деятельности (коэффициент загруженности оператора, период занято­сти, коэффициент и длина очереди и др.). Необходимо отметить, что первые две группы характеристик оценивают трудо­вой процесс как таковой, вне зависимос­ти от результатов деятельности оператора. Характеристики сложности работы оценивают трудовой процесс с учетом результатов работы оператора, поэтому они дают оценку процессу взаимодействия опера­тора и техники.

К показателям технических элементов СЧМ относятся характеристики индика­торов (их размеры, яркость и контраст изображения, цвет свечения и др.), органов управления (размеры, угол перемеще­ния, прилагаемые усилия и т. д.), рабочих мест (степень упорядоченности расположения элементов, размеры зоны видимости и досягаемости и др.).

Показатели СЧ М делятся на три группы: показатели качества функционирования СЧМ (показатели надежности, быстро­действия, эффективности), показатели приспособленности техники к человеку (показатели освояемости, управляемос­ти, обслуживаемости, эргономичности), показатели организации СЧМ (коэффи­циент автоматизации, коэффициент ме­ханизации, коэффициент творческой ак­тивности человека). Первая из этих групп показателей определяет «выходные» характеристики СЧМ. вторая группа по­зволяет оценить. насколько приспособле­на техника для работы с ней обслуживаю­щего и оперативного персонала, третья группа позволяет оценить степень учас­тия человека в решении задач, стоящих перед СЧМ, те. организацию СЧМ с точ­ки зрения включения в нее человечес­кого звена.

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — одна из состав­ных частей комплексного проектирова­ния СЧМ, заключающаяся в решении всех вопросов, связанных с включением человека в проектируемую систему Отли­чительной чертой ИПП является созда­ние проекта деятельности человека ана­логично тому, как задачей технического проектирования является создание про­екта технической части системы. Кроме этого в задачу ИПП входит согласование, «стыковка» технического и человеческо­го проектов и создание на основе этого обобщенного проекта СЧМ. Внедрение ИПП позволяет решать задачи, связан­ные не с оптимизацией отдельных дей­ствий человека, как это было до недавне­го времени, а с повышением эффектив­ности целостной деятельности. Процесс ИПП включает в себя несколько этапов. Проектирование начинается с ана­лиза задач, стоящих перед системой. На основании этого проводится распределе­ние функций между человеком и маши­ной по решению этих задач. Распределе­ние функций ведется с учетом преимуще­ственных возможностей человека и тех­ники по отношению друг к другу и в це­лях оптимизации выбранного показателя эффективности СЧМ. Следующим этапом является распределение функций между отдельными операторами, в результате чего решаются следующие задачи: определяются типы и количество рабочих мест, решаемые на каждом из них задачи, необ­ходимые информационные связи между операторами. После этого для каждого из рабочих мест решается задача проектиро­вания деятельности оператора: определя­ются структура и алгоритмы деятельнос­ти оператора в различных режимах работы СЧМ, способы выполнения этой деятель­ности, требования к психофизиологичес­ким характеристикам оператора (к объему памяти и внимания, скорости реакции, эмоциональной устойчивости и др.), про­водится проверка выполнения предельно допустимых норм деятельности операто­ра. На основании этого на следующем эта­пе осуществляется разработка средств ото­бражения информации и органов управ­ления, производится общая компоновка рабочего места, т. е. решается задача про­ектирования внешних средств деятельно­сти оператора. На завершающем этапе ИПП проводится инженерно-психологи­ческая оценка и сравнение полученных результатов с техническим заданием на систему В случае какого-либо несоответ­ствия разработанный проект уточняется на следующих стадиях проектирования. Из этого следует, что ИПП не является одно­разовым мероприятием. Все перечислен­ные задачи в той или иной степени долж­ны решаться на всех стадиях проектиро­вания СЧМ (при разработке технического задания и предложения, эскизном и тех­ническом проектировании, разработке ра­бочей документации, разного рода испы­таниях и т.д.). Наряду с понятием «ИПП» применяется практически равноценное ему понятие «эргономическое проекти­рование». В последние годы все боль­шее внимание уделяется автоматиза­ции ИПП.

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ - требования к СЧМ (ее подсистемам, звеньям, элементам), опре­деляемые характеристиками человека-опе­ратора и устанавливаемые для оптимиза­ции его деятельности. ИПТ учитываются в процессе проектирования, производства и эксплуатации СЧМ и предъявляются к различным ее элементам и к системе в це­лом. Различают общие и частные ИПТ. Общие требования предъявляются для групп (класса) СЧМ, частные обусловле­ны назначением и особенностями эксплуатации конкретной СЧМ. Учет ИПТ не­обходим для обеспечения рационального распределения функций в СЧМ; рацио­нальной организации рабочего места на основе учета в конструкции оборудова­ния психологических и других возмож­ностей и свойств человека; соответствия технических средств возможностям че­ловека по приему и переработке инфор­мации и осуществлению управляющих воздействий; оптимальных для работос­пособности и жизнедеятельности челове­ка показателей производственной среды. ИПТ классифицируют по ряду призна­ков. Основными из них являются пред­метно-функциональный и признак по различным уровням и видам свойств че­ловека.

По первому признаку ИПТ делятся на: 1) требования к организации СЧМ (рас­пределению функций между человеком и техникой, численности и квалификации оперативного и обслуживающего персо­нала СЧМ и др.); 2) требования к орга­низации деятельности (структуре и алго­ритму деятельности, информационным моделям, кодированию информации, организации режимов труда и отдыха, организации профотбора, предупрежде­нию гипокинезии, организации групповой деятельности, обучения, тренировок и т.д.); 3) требования к рабочим местам и техническим средствам деятельности (органам управления и индикации, сис­темам отображения и ввода информации, эксплуатационной документации, рабо­чим местам, пультам и пунктам управле­ния и т. п.); 4) требования к факторам обитаемости (функциональным помеще­ниям и рабочей среде). По второму признаку ИПТ делятся на: 1) гигиенические требования, которые определяют безвредные и безопасные ус­ловия жизнедеятельности человека и обус­ловливают роль среды в СЧМ; эти требо­вания обеспечивают соблюдение норм микроклимата и ограничивают воздей­ствие вредных и опасных факторов сре­ды; 2) антропометрические требования, которые обусловливаются антропометри­ческими характеристиками и свойствами человека: размером, формой и весом че­ловеческого тела и его отдельных частей; 3) физиологические требования, учиты­вающие энергетические возможности мышечного аппарата человека при эксп­луатации техники; они определяют силу, быстроту; выносливость и другие физичес­кие свойства человека; 4) психологичес­кие и психофизиологические требования, определяющие соответствие СЧМ и ее эле­ментов психологическим возможностям человека. К ним относятся особенности восприятия, памяти, мышления человека и закрепления им вновь приобретенных навыков. Психологические требования учитывают возможности участия челове­ка в информационном взаимодействии человека и техники в СЧМ, влияние на легкость и быстроту формирования навы­ков человека, а также на объем и скорость переработки информации человеком. Важнейшим условием эффективности внедрения ИПТ при проектировании, производстве и эксплуатации СЧМ явля­ется их стандартизация. Наряду с терми­ном «ИПТ» широко используется термин «эргономические требования», имеющий практически тот же смысл. ИНТЕНСИВНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ - количественная характеристика ощуще­ния, определяемая интенсивностью раз­дражителя, воздействующего на анализа­тор. Определение конкретного вида фун­кциональной зависимости И. о. от интен­сивности раздражителя осуществляется в психофизике с помощью специальных процедур шкалирования. Наиболее изве­стными видами этой зависимости явля­ются логарифмическая зависимость (см. Закон Фехнера) и степенная зависимость (см. Закон Стивенса). И. о. зависит также от целого ряда других факторов, в част­ности от функционального состояния анализатора, его адаптации к окружаю­щим условиям.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТРУДА - уве­личение напряженности, повышение действенности, производительности тру­да. Необходимо отличать И. т. от экстенсификации, которая, в противополож­ность И. т., означает не качественное, а количественное увеличение, расширение, распространение. Например, И. произ­водства на тех же площадях и при том же числе рабочих за счет роста производи­тельности труда можно противопоставить экстенсивное производство той же про­дукции, но на больших площадях и (или) с привлечением большего числа работающих. Важное значение имеет И. умствен­ного труда, характеризующаяся повыше­нием его действенности и производи­тельности за счет применения более эффективных средств организационной и информационной техники и ЭВМ, ис­пользования методов научной организа­ции управленческого труда, моральных и материальных стимулов. Интенсивность труда оценивается количеством труда, вы­полняемого человеком в единицу време­ни; она характеризуется количеством действий, их сложностью, быстротой выполнения, энергозатратами и опреде­ляет напряженность трудовой деятель­ности.

ИНТЕНЦИЯ (от лат. 1п1ет1о — намере­ние, стремление) —любая устремленность к активной деятельности; все явления и механизмы, побуждающие к деятельнос­ти, направляющие ее на достижение цели. В основе интенционального компонента деятельности человека лежит его потребностно-мотивационная сфера, т е. потреб­ности и мотивы. Эта сфера представляет собой иерархически построенную систе­му побуждений. Потребности и мотивы в этой системе находятся в различных отно­шениях между собой: синергичности (од­нонаправленности); антагонизма (конф­ликта) взаимоусиливают или ослабляют друг друга. При этом мотивы не всегда осознаются человеком. Более того, выс­казываемые людьми мотивировки своих поступков не всегда соответствуют истин­ным побуждениям.

При изучении интенционального компонента деятельности человека применяет­ся классификация внутренних факторов, побуждающих человека к активному поведению, в основе которой лежит уровень конкретизации направленно­сти этого поведения: а) состояние бодр­ствования — совокупность уровней не­специфической мотивации организма, психики, создающих стремление к лю­бой деятельности; б) потребности, кото­рые могут быть векторными и функцио­нальными; первые являются наиболее дифференцированными по актуализиру­емому предмету деятельности (как ве­щественному, так и мысленному, иде­альному) и способам удовлетворения потребностей; в) функциональные по­требности — стремление к напряженной

К

КОЖНО-ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ РЕАК­ЦИЯ (КГР) — показатель электропровод­ности кожи, оцениваемый величиной электрического сопротивления кожи либо разностью электрических потенци­алов между двумя точками кожи. Наибо­лее выраженной КГР бывает при ее реги­страции с кончиков пальцев, ладоней и тыльной поверхности кистей рук, а так­же с подошвы стопы. КГР имеет фазическую и тоническую формы. В первом слу­чае КГР — один из компонентов ориен­тировочного рефлекса, возникающего в ответ на новый стимул и угасающего с его повторением. В отличие от фазических кратковременных КГР тоническая фор­ма характеризует медленные изменения электрокожного сопротивления. Его ве­личина может служить показателем фун­кционального состояния человека. Во сне, при потере бдительности величина сопротивления становится больше, а при высоком уровне активации организма (напр., в состоянии эмоционального на­пряжения) — понижается. Фазические колебания электрокожных потенциалов, спонтанно возникающие при отсутствии внешних раздражителей, также отражают состояния человека, свя­занные с тревогой, напряжением, внут­ренней мыслительной деятельностью. В общей и инженерной психологии КГР широко используется в качестве средства для контроля и диагностики функциональ­ного состояния человека, а также в иссле­дованиях интеллектуальной деятельнос­ти, особенностей эмоциональной и воле­вой сферы человека. На основе анализа КГР построен и такой прибор, как детек­тор лжи (см. также Электрическая актив­ность кожи).

КОЖНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ — тактиль­ные, температурные, болевые ощущения, вызываемые воздействием механических, термических, химических раздражителей на поверхность кожи. Совокупность кож­ных и двигательных ощущений при ощупывании предмета составляет осязание.

КОЖНЫЙ АНАЛИЗАТОР - совокуп­ность анатомофизиологических механиз­мов, обеспечивающих восприятие, ана­лиз и синтез механических, термических, химических и др. раздражителей, посту­пающих из внешней среды. К. а. состоит из рецепторов, проводящих путей, передающих информацию в ц. н. с., и высших нервных центров в коре головного мозга. К. а. включает разные виды кожной чув­ствительности: тактильную, болевую, температурную.

КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ - численная мера информации, определяе­мая величиной уменьшения энтропии после получения человеком каких-либо сведений (см. также Неопределенность си­туации). В общем случае К. и. рассчиты­вается по формуле:

Н-£ Р^, Р,,

где Р — вероятность появления 1-го сиг­нала (нахождения системы в 1-ом состоя­нии), п — общее число различных сигна­лов (состояний системы). В случае если все сигналы равновероят­ны (Р=]/п), то К. и. достигает придан­ном п своего максимального значения, равного Н=1о§^п. Приведенные выра­жения представляют собой наиболее об­щие формы для расчета К. и. Однако опе­ратор в своей деятельности выполняет различные действия (поиск сигнала, считывание показаний с приборов, про­изводство вычислений, управляющие действия и т. п.). Для каждого из этих действий могут быть получены частные формулы для определения К. и. Для их получения необходимо пользоваться двумя основными правилами.

1. К. и. характеризует сложность выбора одного состояния из п возможных. Поэто­му в любом частном случае определения К. и. прежде всего необходимо опреде­лить общее число возможных состояний и их вероятности, а затем применить одну из приведенных выше формул в зависи­мости от характера распределения вероят­ностей.

2. К величине информации применимо правило адаптивности. Применительно к деятельности оператора это означает, что для определения общего К. и., использу­емой человеком, вначале необходимо оп­ределить К. и. при выполнении каждого действия, а затем найденные значения просуммировать.

Единицей измерения К. и. является бит или двоичная единица информации, ко­торая характеризует выбор одного из двух равновероятных состояний.

 

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ (от лат — с, вместе, — центр, средо­точие) — интенсивность сосредоточения внимания на определенном объекте или стороне деятельности. Умение концентри­ровать внимание имеет значение для опе­раторов-наблюдателей, многих видов уп­равленческой деятельности. Способность к К. в. тесно связана с силой нервных про­цессов по возбуждению.

КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕРВНЫХ ПРО­ЦЕССОВ — способность нервных процессов ограничивать сферу своего распространения исходным очагом воз­никновения. К. н. п. является механиз­мом различения условных стимулов, специализации условно-рефлекторных реакций. Противоположным понятию К. II. п. является иррадиация.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - со­вокупность представлений оператора о реальном и прогнозируемом состоянии объекта управления и системы «чело­век—машина» в целом, о целях и спо­собах реализации своей деятельности. Об­разы и представления, включенные в содержание К. м., не являются только отображением обстановки в СЧМ, они играют роль обобщенных схем, исполь­зуемых при принятии решения и осуще­ствлении исполнительных действий. Раз­личают постоянные и оперативные К, м. Первые характеризуются большой избы­точностью и включают общие представ­ления оператора о времени и простран­стве, стратегических целях деятельности, систему ценностей и оценок, представ­ление о возможных способах реагирова­ния на ситуацию. Такое понимание К. м. близко к понятию образа-цели. В опера­тивных К. м. актуализируются и осозна­ются в данный момент времени лишь об­разы и схемы действий, связанные с непосредственно решаемыми задачами. В таком понимании понятие К. м. близко по своему содержанию к понятию опе­ративного образа. К. м. имеет сложный полимодальный характер и может содер­жать зрительные, слуховые, тактильные и другие составляющие. Значительное влияние на К. м. оказывает индивидуальный сенсорно-перцептивный опыт оператора, а также усвоенная им се­миотическая система, характерная для данной культуры. Несмотря на структурную сложность, К. м. представляет собой целостное отражение действительности, обладающее тенденцией к совершенство­ванию. Формирование и совершенство­вание К. м. оператора являются одной из ключевых проблем инженерной пси­хологии.

КОНЦЕПЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА­ДЕЖНОСТИ СЧМ — основные методо­логические положения, положенные в основу определения и расчета показате­лей надежности. Необходимость введе­ния в рассмотрение определенного набо­ра концепций связана с тем, что при решении частных задач иногда удобно учитывать неполный набор свойств и пользоваться более простыми показате­лями, четко оговаривая, какие свойства при этом учитываются. Каждая концеп­ция с более высоким номером включает в себя все предыдущие. При разработке концепций учитывается, что СЧМ может работать в трех режимах: дежурства, под­готовки и применения (Ю.Г Фокин). Сущность концепции сводится к следую­щему: 1. Концепция безотказности при­меняемой аппаратуры обеспечивает учет только отказов технических средств в ре­жиме применения. 2. Концепция аппа­ратурной безотказности учитывает лишь возможность возникновения отказов тех­ники во всех режимах. Деятельность опе­раторов в этих концепциях не учитыва­ется. 3. Концепция восстанавливающего оператора предполагает, что обслуживаю­щий персонал влияет на состояние техни­ческих средств только путем ремонта в случае их отказа. 4. Концепция обслужи­вающего оператора предполагает, что пер­сонал влияет на надежность и функцио­нирование технических средств только путем проведения профилактических ра­бот (в режиме дежурства и применения и восстановления работоспособности тех­нических средств). 5. Концепция подго­тавливающего оператора дополнительно к предыдущему предполагает учет дей­ствий персонала в режиме подготовки техники к применению. 6. Концепция управляющего оператора дополнительно учитывает возникновение ошибок опера­тора при управлении техническими сред­ствами в режиме применения. 7. Концеп­ция дежурного оператора дополнительно учитывает процессы, влияющие на работоспособность и готовность обслуживаю­щего персонала при долговременном де­журстве операторов в системе. 8. Концеп­ция биологически надежного оператора дополнительно учитывает возможность выхода оператора из строя вследствие биологических отказов и катастрофичес­ких ошибок операторов. Такая концепция необходима для анализа надежности си­стем, функционирующих в условиях пол­ной автономии, в которых осуществить быстрый заслон вышедшего из строя опе­ратора невозможно или затруднительно. В последнее время количество концепций было расширено до двенадцати, что по­зволяет учесть дополнительно ряд свойств СЧМ (информационную безотказность технических устройств, биологическую восстанавливаемость персонала и др.). Целесообразность использования конк­ретной концепции определяется видом конкретной задачи. При обеспечении аппаратурной безотказности достаточно использовать две первые концепции. В процессе обеспечения ремонтопригод­ности оборудования необходимо исполь­зовать третью концепцию, для определе­ния общих эксплуатационных показате­лей автоматических средств — пятую, а для неавтоматических средств — шестую. При этом системные показатели выража­ют вероятность своевременного, безот­казного и безошибочного применения технических средств системы. Более вы­сокие концепции обеспечивают расчет этой вероятности для всей системы «че­ловек—машина».

Использование перечисленных концеп­ций позволяет упорядочить учет разно­образных свойств, влияющих на надеж­ность СЧМ. Индекс системного показа­теля надежности однозначно определя­ет набор свойств, которые были учтены при расчете.

КОНЦЕПЦИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ - мето­дологические положения, выдвинутые А. А. Крыловым и объясняющие принци­пы организации целостной деятельности функциональных механизмов мозга, предназначенных для обработки поступающей информации. К. в. исходит из предполо­жения (впоследствии доказанного экспе­риментально) о приспособленности ин­формационной системы мозга принимать новые сигналы в процессе текущей деятельности. Новый сигнал может означать такие изменения во внешней среде, при которых ранее начатая деятельность может быть бесполезной или даже вредной. От­сюда возникает необходимость немедлен­ного прекращения осуществляющейся деятельности, а затем корректировки или полного отказа от ее продолжения в за­висимости от конкретно сложившихся ус­ловий. Кроме того, может возникнуть не­обходимость одновременной обработки информации, относящейся к уже начатой деятельности, и вновь поступивших сиг­налов. Новая деятельность может органи­чески включаться в предыдущую или про­текать в известной мере изолированно. Следовательно, во всех случаях вновь по­ступившие сигналы так или иначе вклю­чаются в процесс обработки информации. Это включение может осуществляться либо путем преобразования действовав­шей (функциональной системы, либо об­разованием новой системы, предназначен­ной для информационных преобразований в новой деятельности. В дальнейшем в ходе тренировки, если аналогичные ситу­ации возникают многократно, принцип включения все более реализуется в плане преодоления устойчивости частных фун­кциональных систем и образования еди­ной функциональной системы текущей деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.