Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическая напряженность -см. Напряженность. 9 страница






СРЕДСТВО ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОР­МАЦИИ — элемент рабочего места чело­века-оператора, предназначенный для формирования информационной модели. С. о. и. обеспечивает передачу оператору информации об объектах контроля и уп­равления, а также окружающей среде. Множество воспроизводимых им сигна­лов, несущих информацию о свойствах объектов (и среды) и организованных в соответствии с определенными правила­ми, и является для наблюдателя отобра­жением или информационной моделью реальной обстановки. Воспринимая ин­формационную модель, человек анализи­рует и оценивает реальную ситуацию, определяет состояние наблюдаемого объек­та и принимает те или иные решения. По своему смыслу понятие С. о. и. весьма близко к понятию индикатор и зачастую между ними не делается существенного различия. Иногда же понятие С. о. и. по­нимается в несколько расширенном смысле и в него, помимо собственно ин­дикационной части, включают также ус­тройства, управляющие отображением: знакогенераторы, устройства коммута­ции, дешифраторы и т. п.

СРЫВ СЛЕЖЕНИЯ - крайний случай нарушения сенсомоторной координации. Под ним понимается ситуация, при ко­торой величина дисперсии ошибки сле­жения равна дисперсии входного сигна­ла. Иными словами, это равносильно полному бездействию оператора. Систем­ное исследование показывает, что при слежении за периодическими сигналами срыв деятельности может быть вызван следующими причинами: усложнением деятельности (увеличением частоты предъявляемого сигнала), утомлением, изменением отношения оператора к вы­полняемой деятельности. В каждом из этих случаев С. с. носит специфический характер, объясняющийся нарушением устойчивости различных сторон деятель­ности. Частота С. с. определяется главным образом возможностями оператора про­гнозировать предъявляемый сигнал.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИНЖЕНЕР­НОЙ ПСИХОЛОГИИ (от англ. — образец) — процесс установления и применения стандартов в области ин­женерной психологии.

На необходимость этого одним из первых в нашей стране указал Б. Ф. Ломов, который еще в 1967г. отмечал, что «наступило время серьезно заняться изучением человеческих факто­ров в целях их стандартизации, ибо от них зависит качество и надежность выпуска­емой продукции». Наиболее эффектив­ным оказывается применение стандарт­ных методик при проектировании СЧМ. В этом случае эффект проявляется как в сфере собственно проектирования, так и эксплуатации СЧМ. Применение стандартных методик при­водит обычно к уменьшению затрат на проектирование СЧМ и появлению до­полнительных источников экономии, основными из которых являются следу­ющие: 1) сокращение объемов, трудоем­кости, стоимости и сроков выполнения проектных работ вследствие повторного использования ранее выпущенной доку­ментации; 2) сокращение расхода мате­риала; 3) снижение потерь времени на согласование и утверждение ранее выпу­щенной документации. Снижение эксп­луатационных расходов в результате вне­дрения стандартов по учету человеческого фактора может происходить за счет любой из причин, способствующих получению экономического эффекта от внедрения инженерно-психологических разработок (см. Экономическая эффективность инже­нерно-психологических разработок). Наиболее важной из этих причин в данном случае является повышение надежности и производительности труда оператора. Система стандартов, регламентирующих человеческий фактор в технике, должна занять свое место в единой системе госу­дарственной стандартизации и стать мощным рычагом в деле повышения ка­чества продукции. В настоящее время в стране создано и внедрено несколько де­сятков государственных стандартов на систему «человек—машина». Основные направления стандартизации — терми­нология и общие эргономические (инже­нерно-психологические) требования к отдельным элементам СЧМ. Стандарти­зация инженерно-психологических тре­бований является основой для внедрения достижений инженерной психологии в практику. Другое направление — разра­ботка стандартов на условия, процедуры и методы проведения инженерно-психо­логических исследований. В этом комп­лексе документов основная роль должна принадлежать разработке последователь­ности этапов проектирования СЧМ, их содержанию, месту и роли в едином про­цессе проектирования СЧМ. Стандарты на инженерно-психологические требова­ния и методики вначале разрабатывают­ся как межотраслевые (общегосударствен­ные), а затем детализируются по видам отраслей. И, наконец, третье направление С. в и. п. связано с учетом положений ин­женерной психологии при разработке стандартов на отдельные конкретные об­разцы продукции производственного и бытового назначения. Напр., многие по­ложения инженерной психологии ис­пользованы в стандартах на различные типы металлорежущих станков, автомо­билей, самолетов, тепловозов, бытовых приборов и т. п.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ - по­стоянная, неизменяемая надпись, выпол­няемая на пульте управления и других элементах рабочего места. С. н. включа­ют текстовые указания (технологические карты, инструкции, схемы наладки, спра­вочные таблицы и т. п.); предупредитель­ные знаки, надписи; кодовые обозначения, применяемые для ориентации на рабочем месте (индексация оборудова­ния, обозначения коммуникаций, мар­кировка и условные обозначения органов управления и контроля и т. п.). Основу большинства С. н. составляют буквенно-цифровые знаки. Для них разработано несколько вариантов начертаний шриф­товой гарнитуры: нормальная светлая, узкая светлая, нормальная полужирная, типа гротеск и др.

При конструировании С. н. решаются три группы инженерно-психологических проблем: обеспечение условий читаемос­ти знаков, выбор места расположения надписей, выбор формы и смыслового со­держания надписи. Читаемость знаков зависит от их размеров, яркости, контра­ста, освещенности и места расположения (см. Знаковая индикация). Надписи следует располагать по горизон­тали, чтобы их можно было читать спра­ва налево. Вертикальное расположение является менее предпочтительным. С. н. не должны затруднять восприятие других видов информации, необходимых для работы оператора. Органы управления не должны затруднять чтение надписей, по­этому их лучше располагать выше органов управления и индикаторов, к которым они относятся. Если же панель находит­ся на уровне глаз, надписи для лучшей видимости можно располагать ниже. С. н. должны быть максимально кратки­ми, но не настолько, чтобы искажался смысл информации либо допускалось ее неоднозначное толкование. Использовать следует общепринятые названия. Для со­кращений следует использовать пропис­ные буквы. Если требуется ввести новое сокращение, оно должно быть понятным для оператора и соответствовать требова­ниям, предъявленным клогограммам. Аб­страктные символы можно применять только тогда, когда они имеют общепри­нятое значение.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРО­ЦЕССОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ -подход, предложенный Г В. Дружини­ным, для априорной оценки времени вы­полнения работы в условиях действия на работников различного рода случай­ных факторов. В инженерной психоло­гии С. т. п. в. р. применяется для описа­ния процессов переработки информации...

 

 

Т

немедленную и адекватную реакцию. На Т индивидуального пользования реко­мендуется предусматривать возможность вызова нужной оператору информации, как по количеству, так и по содержанию.

ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - разновидность кожной чувствительности, с которой связаны ощущения прикосно­вения, давления и частично вибрации. Совокупность органов человека (рецепто­ры кожи, проводящие нервные пути, со­ответствующие центры в коре головного мозга), обеспечивающих Т ч., обычно называют тактильным анализатором. Аб­солютный порог Т ч. к силе раздражите­ля зависит от места его приложения, ско­рости движения, функционального со­стояния рецептора. Он колеблется от (2 - 3) • 10‾ 4 Па для наиболее чувствительных участков кожи (язык, кончики пальцев) до 2 • 10‾ 5 Па для тыльной стороны руки с различием 5—10% от исходной величины стимула. Чувствительность тактильных рецепторов непостоянна во времени, на­блюдается «мерцание», т. е. спонтанные изменения порога.

Абсолютный порог пространственной чувствительности в основном определя­ется плотностью рецепторов на том или ином участке каждой поверхности. При последовательном воздействии одиноч­ных раздражителей ошибка в локализа­ции колеблется в пределах 2—8 мм. При одновременном воздействии в двух точ­ках пороги больше зависят от места при­ложения раздражителя и составляют 1 мм для кончика языка, 2—3 мм для кончи­ков пальцев, 31 мм для тыльной стороны ладони и т. п.

При ритмичных последовательных при­косновениях к коже каждое из них воспринимается как раздельное, пока не бу­дет достигнута критическая частота fкр при которой ощущение вибрации. В зави­симости от условий и места раздражения fкр = 5...20 Гц. При f ≥ fкр от анализа соб­ственно Т ч. переходят к анализу вибра­ционной чувствительности. ТАХИСТОСКОП (от греч. - быст­рый, скорый и - смотрю) — при­бор, позволяющий предъявлять зритель­ные стимулы на строго определенное, в т ч. очень короткое, время, Т обеспечи­вают: 1) предъявление предварительного «дежурного» фона или объекта, к которому адаптируется зрительная система;

2) кратковременную экспозицию тестово­го объекта в течение заданного времени;

3) повторное предъявление «дежурного» или «стирающего» объекта (фона) сразу после экспозиции; 4) регистрация време­ни какой-либо реакции (речевой, моторной и т п.). Существуют две группы Т: 1) обес­печивающие экспозицию «натурального» объекта (пульта, прибора, схемы, инфор­мационного поля и т. п.); 2) обеспечива­ющие экспозицию проекционного изоб­ражения. Исторически первыми были механические Т, в которых время регули­ровалось с помощью механического зат­вора. В настоящее время широко приме­няются также электронные Т, работаю­щие по принципу электронной модуля­ции уровня освещенности. Среди них для тахистоскопического предъявления ин­формации все чаще используются инди­каторы и дисплеи, управляемые ЭВМ. Весьма эффективными являются также телевизионные Т, изготовляемые на базе промышленных телевизионных устано­вок. К их преимуществам относятся воз­можность работы при малых освещениях (до 0, 1 лк) и возможность изоляции ис­пытуемого от помех. Для проведения кол­лективных экспериментов применяются проекционные Т, представляющие собой специально оборудованные диапроекто­ры. Т различаются также количеством не­зависимо работающих каналов предъяв­ления информации. Т находят широкое применение в исследованиях восприя­тия, опознания, памяти и др. познава­тельных процессов.

ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ - психи­ческие акты, в результате которых возни­кает новое знание, не выводимое логичес­ким путем из известных. Этим Т д. принципиально отличаются от репро­дуктивного (конвергентного) мышле­ния. В основе творчества лежит продуктив­ное (дивергентное) мышление. В случае репродуктивного мышления использует­ся опора на сформированные ассоциа­ции и преобразование объекта человек осуществляет по известной ему програм­ме. В случае же продуктивного мышления характерным является ориентация на ла­тентные, неявные свойства и признаки объекта; поиск этих признаков осуществ­ляется по программам, которые формиру-

 

У

кость человеческого ума. Для эффек­тивного У. в таких системах необходимо четко определить конечную цель, наме­тить возможные пути ее достижения, предвидеть поведение управляемой си­стемы при различных управляющих и внешних воздействиях, что может быть сделано на основе системного анализа, построения (в том или ином виде) моде­ли объекта У, моделирования возможных ситуаций.

УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ ОПЕ­РАТОРА — система воздействий, направ­ленных на предотвращение неблагопри­ятных состояний оператора. У с. о. имеет целью предупреждение снижения рабо­тоспособности и сохранение здоровья че­ловека путем нормализации его функцио­нального состояния. Множество воздей­ствий на человека может включать в себя коррекцию режимов труда и отдыха, воз­действие внешними раздражителями, различные виды психической саморе­гуляции.

Коррекция режимов труда и отдыха зак­лючается в представлении перерывов для отдыха в зависимости от наступления не­благоприятного состояния. Время назна­чения перерыва должно приходиться на начальные периоды изменения состоя­ния. Важным является также определение длительности перерыва и способа его проведения.

Воздействие внешними раздражителями является в настоящее время наиболее рас­пространенным способом нормализации состояния. К числу таких воздействий относятся функциональная музыка, аэронизация воздушной среды, электро- и светопунктура, цветозвуковая релакса­ция, применение специально подоб­ранных фармакологических средств и др. Эффективным средством нормализации состояния является снятие возникающей в процесс работы нервно-психической нагрузки и утомления. Для этого исполь­зуются методы индивидуальной и груп­повой психотерапии. Одним из способов реализации такого подхода является со­здание на предприятиях комнат психо­логической разгрузки. К числу методов психической саморегуляции, способ­ствующих нормализации состояния, относятся нервно-мышечная релакса­ция, аутогенная и идеомоторная тренировка, самогипноз, специализированная гимнастика и др.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ СЧМ - свойство системы, характеризующее состояние ее физических и функциональных элемен­тов, обеспечивающих условие опти­мальной деятельности человека в про­цессе управления техникой. У. СЧМ формируется на основе ряда комплексных показателей, характеризующих: 1) соот­ветствие распределения функций между человеком (группой людей) и техникой, оптимальной структуре их взаимодей­ствия при достижении поставленных це­лей; 2) соответствие конструкции тех­ники и организации рабочего места оптимальной психофизиологической структуре деятельности по ее управлению; 3) соответствие содержания задаваемой техникой деятельности по управлению оптимальному уровню сложности и раз­нообразия действий человека; 4) соот­ветствие задаваемой техникой напря­женности деятельности минимальной напряженности, при которой достигает­ся наивысшая эффективность управле­ния; 5) соответствие задаваемых техникой требований к качеству деятельности по управлению оптимальным, точностным, скоростным и надежностным возможно­стям человека; 6) соответствие задаваемой техникой ритмов трудовых процессов оп­тимальной временной структуре дей­ствий работающих людей.

УПРАВЛЯЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ ОПЕ­РАТОРА — действия, посредством кото­рых оператор реализует принятое реше­ние, т. е. вводит необходимую для управ­ления информацию в машину Для этой цели используются «выходные» каналы человека: двигательный (моторный) или речевой. Подавляющее число управляю­щих действий оператор осуществляет по­средством движений. Речевое управление машиной используется гораздо реже (см. Речевой ввод информации). Любое, даже самое простое управляющее движение складывается из ряда элемен­тарных движений, объединенных меха­низмом регуляции в единую структуру. Эти элементарные движения, по мне­нию А. В. Запорожца, можно разделить, исходя из выполняемых ими функций, натри группы: 1) рабочие (или исполни­тельские) движения, посредством которых осуществляется требуемое воздейст­вие на орган управления; 2) гностичес­кие (ориентировочно — исследова­тельские) движения, направленные на познание объекта и условий действия, к которым относятся осязательные (ощу­пывающие), измерительные, пробующие, контролирующие движения;

3) приспособительные движения, обеспечивающие установку рабочей позы, руки, способ­ствующие точности и устойчивости дви­жения, позволяющие осуществлять его с меньшими энергетическими затратами и более целесообразно включать в общую систему деятельности. В процессе фор­мирования навыков удельный вес дви­жений различных групп в общем двига­тельном акте изменяется. В самом начале выработки двигательных навыков обыч­но преобладают гностические и приспособительные движения, затем они все более органично связываются с рабочи­ми движениями, и их уже становится трудно выделить. При этом движение де­лается более плавным и стабильным. Од­нако все три группы движений, незави­симо от уровня навыка, в той или иной мере всегда присутствуют в двигательном акте. Поэтому при разработке формы органа управления необходимо обеспе­чивать его соответствие не только рабо­чим, но и двум другим вспомогательным группам движений. Ограничение воз­можностей выполнения гностических и приспособительных движений может препятствовать успешному выполнению двигательного акта.

УПРАЖНЕНИЕ — повторное выполне­ние действия с целью его усвоения. В раз­личных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения (научения): уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация, либо одной из процедур (наряду с объяснением и за­учиванием), которые предшествуют соб­ственно У. и обеспечивают первоначаль­ное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление, У. в этом случае обеспечивает уяснение и закрепле­ние, а также обобщение и автоматизацию, что приводит в конечном итоге к полно­му овладению действием и превращению его — в зависимости от достигнутой степени автоматизации — в умение или на­вык. У может осуществляться и сразу пос­ле объяснения, без предварительного за­учивания; при этом закрепление полно­стью происходит в процессе У

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ — свойство нервной систе­мы, выражающее соотношение между воз­буждением и торможением. Первона­чально У. н. п. (И. П. Павлов) рассматри­валась как одно из самостоятельных свойств нервной системы, образующая совместно с ее силой и подвижностью тип высшей нервной деятельности. Позднее (Б. М. Теплов, В. Д, Небылицын) У. н. п. стала рассматриваться как совокупность вторичных (производных) свойств нерв­ной системы, определяемых соотношени­ем показателей возбуждения и торможе­ния по каждому из ее первичных свойств (сила, подвижность, динамичность, ста­бильность). Наряду с новой интерпрета­цией У. н. п. был предложен и новый тер­мин — «баланс нервных процессов».

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ - вероят­ность ошибочно отвергнуть основную проверяемую гипотезу; когда она верна. В теории статистической проверки гипотез У. з. называется вероятностью ошибки первого рода. Понятие У з. Возникло в связи с задачей проверки согла­сованности теории с опытными данны­ми. При выборе У. з. следует учитывать ущерб, неизбежно возникающий при использовании любого критерия значи­мости. Если У. з. чрезмерно велик, то ос­новной ущерб будет происходить от ошибочного отклонения правильной гипотезы; если же У з. мал, то ущерб бу­дет, как правило, возникать от ошибоч­ного принятия гипотезы, когда она ложна. Практически при обычных ста­тистических расчетах в качестве У з. вы­бирают вероятности в пределах от 0, 01 до 0, 1, Значения У. з. меньше 0, 01 ис­пользуются, напр., при статистических выявлениях токсичных медицинских препаратов, а также в др. случаях, когда первостепенное значение приобретает гарантия от ошибочного отклонения проверяемой гипотезы.

УСВОЕНИЕ — основной путь приобре­тения индивидом общественно-истори­ческого опыта. В процессе У. человек ов­ладевает социальными значениями предметов и способов действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. У подлежат все содержательные компо­ненты человеческого поведения —и побудительно-мотивационные (см. Мо­тивация) и операциональные (см. Опера­ция). У. значений предметов человече­ской материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание про­цесса обучения. У. предполагает овладе­ние действием по установлению нового значения предмета, что требует перво­начальной объективизации условий осу­ществления этого действия (в виде обра­за, орудий, плана выполнения и т. п.). Эти условия могут задаваться и неявным образом (напр., включая в поведение других людей). Эффективность У, его качество, прочность и скорость зависят от полноты ориентировочной основы дей­ствия, подлежащего формированию; предметного, логического и психологи­ческого разнообразия типов материала, включающего усваиваемое содержание; меры управления процессом формирова­ния действия. Реализация этих момен­тов наряду с У нового значения (форми­рованием понятия) приводит к образо­ванию полноценного действия по при­менению этого значения. Дальнейшая судьба результатов У. новых действий, понятий и форм поведения зависит от их места в структуре актуально значимых для субъекта У видов деятельности.

УСЛОВИЯ ОБИТАЕМОСТИ - то же, что и. рабочая среда.

УСЛОВИЯ ТРУДА — совокупность фак­торов производственной среды, ока­зывающих влияние на здоровье и рабо­тоспособность человека в процессе труда. У т. — сложное общественное явление, формирующееся в процессе труда под воздействием взаимосвязанных факторов социально-экономического, технико-организационного и естественно-при­родного характера и влияющее на здоро­вье, работоспособность человека, его от­ношение к труду, степень удовлетворен­ности труда, на эффективность и другие экономические результаты производства, а в конечном итоге — на уровень жизни и развитие человека. Элементы У т. делят­ся на 4 группы.

Первая группа — санитарно-гигиеничес­кие элементы (микроклимат, освещен­ность, механические колебания, излуче­ние и др.), составляющие характеристики среды рабочей зоны, создающейся в ре­зультате функционирования орудий и предметов труда, а также под воздействи­ем технологических процессов. Эти эле­менты оцениваются количественно и нормируются. Их отрицательное влияние может быть снижено при использовании различных мер защиты. Вторая группа — психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, рабочая поза и др.). Элементы данной группы, кроме динамической работы, являющейся со­ставной частью физической нагрузки, не нормируются. Для них еще нет стандарт­ных, общественно принятых единиц из­мерения. Количественно элементы дан­ной группы оцениваются экспертным ме­тодом.

Третья группа — эстетические элементы, определяющие эстетическое отношение к труду и другим составляющим производ­ственного процесса. Полный перечень эстетических элементов и их параметров выражает общую эстетическую составля­ющую У т., которая, будучи измеренной, позволяет более полно оценивать количе­ственное состояние У т. Для определения эстетического уровня отдельных элемен­тов У т. используются метолы экспертной оценки.

Четвертая группа — социально-психоло­гические элементы, составляющие ха­рактеристику психологического климата в коллективе, а также некоторые соци­альные характеристики трудового процес­са. Элементы данной группы пока еще не имеют единиц измерения и не нормиру­ются.

Понятие У т. является более общим по отношению к понятию рабочая среда, ко­торая органично входит в состав У т. На основании балльной оценки У т. (а чаще всего — лишь факторов рабочей среды) определяется тяжесть труда как ин­тегральная характеристика их воздей­ствия на работоспособность и здоровье че­ловека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.