Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическая напряженность -см. Напряженность. 5 страница






Принцип непрерывности (последователь­ности). Согласно этому принципу, вы­полнение инженерно-психологических требований должно быть обеспечено на всех этапах существования СЧМ: проек­тирования, производства, эксплуатации. Выполнение этих требований есть не од­норазовое мероприятие, а непрерывный процесс оптимизации основных характе­ристик СЧМ.

Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности оператора должен выступать как основа решения всех ос­тальных задач построения СЧМ. Точно так же, как при разработке СЧМ проек­тируются технические свойства, необхо­димо спроектировать деятельность чело­века, который будет пользоваться этими устройствами. Более того, сами эти уст­ройства (средства отображения информа­ции, коммуникации, ввода информации в машину и т. п.) должны разрабатывать­ся на основе и с учетом проекта будущей деятельности человека. К техническим устройствам нужно подходить как к сред­ствам сознательной деятельности челове­ка (см. также Инженерно-психологическое проектирование, Проектирование деятель­ности).

Рассмотренные принципы инженерной психологии носят общий характер, их ре­ализация должна осуществляться при ре­шении всех задач инженерной психоло­гии. Выполнение этих принципов явля­ется проявлением системного подхода в инженерной психологии. Однако кроме них используется и целый ряд частных принципов. К. ним относятся принципы взаимного расположения индикаторов и органов управления, распределения функ­ций между человеком и машиной, модели­рование деятельности оператора, экономии движений, оценки надежности СЧМ и дру­гие. Эти принципы непосредственно вы­текают из общих и применяются при ре­шении частных задач.

 

ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИИ ДВИЖЕ­НИЙ — система правил, основанная на учете физиологических и биологичес­ких особенностей двигательного аппа­рата человека и способствующая умень­шению утомляемости и повышению производительности труда. Основными из принципов экономии движений яв­ляются следующие: принцип непрерыв­ности, в соответствии с которым каждое последующее движение должно быть естественным продолжением предыду­щего; принцип параллельности, зак­лючающийся в обеспечении одновре­менности движений обеих рук, а также рук и ног работающего; принцип бла­гоприятных траекторий, предусматри­вающий возможность симметричных, плавных, круговых, непрерывных дви­жений вместо несимметричных, зигза­гообразных, прямолинейных; принцип оптимальной интенсивности, обес­печивающий высокую производи­тельность труда при оптимальных значениях физического и нервного напряжения; принцип ритмичности, заключающийся в регулярной повторя­емости движений через определенные (равные) промежутки времени (наибо­лее благоприятным является естествен­ный ритм); принцип привычности движений, обеспечивающий автомати­ческое их выполнение, что достигается их тренировкой, в результате которых вырабатываются динамические стерео­типы действий. Одна из первых прак­тических попыток научного использо­вания принципов экономии движений

в промышленном производстве заложе­на в широко известной системе Тейло­ра.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - волевой акт последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразова­ния исходной информации в состоянии неопределенности. Процесс П. р. являет­ся центральным на всех уровнях перера­ботки информации и психической регу­ляции в системе целенаправленной дея­тельности. Основные этапы П. р. решения включают информационную подготовку ре­шения и собственно процедуру П. р. — формирование и сопоставление альтерна­тив, выбор, построение и коррекцию эта­лонной гипотезы или программы дей­ствий.

Структуру П. р. образуют цель, результа­ты, способы достижения результата, кри­терии оценки и правила выбора. Струк­тура и механизмы П. р. не являются стабильно универсальными на разных ус­ловиях психического отражения. При пе­реходе на более высокий уровень меха­низм перебора и выбора альтернатив сменяется механизмом построения кон­цептуальных моделей. П. р. может высту­пать и как особая форма мыслительной деятельности (управленческое поведе­ние), и как один из этапов мыслительно­го действия при решении любых задач. Область применения понятия «П. р.» весь­ма широка. Кроме общей психологии она охватывает социальную психологию (груп­повое П. р.), психологию управления, пси­хофизику (выбор критериев П. р. при из­менении порогов ощущения и построения психофизических шкал), теорию игр и ряд других дисциплин. В инженерной психологии П. р. рассмат­ривается как основной процесс в дея­тельности оператора, а оптимизация процесса П. р. по заданным критериям — как главная задача. ПРИПОМИНАНИЕ —умственные дей­ствия, связанные с поиском, восстанов­лением и извлечением из долговремен­ной памяти необходимой информации. П. выступает как произвольная форма воспоминания и требует от человека уси­лий и специальных умений. Наиболее продуктивными приемами П. являются составление плана воспроизводимого ма­териала и намеренное вызывание таких ассоциаций, которые косвенным путем могут привести к воспроизведению необ­ходимого материала.

ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (от лат. — раньше, — действую­щий) — интегральный нервный процесс, замедляющий научение (приобретение индивидуального опыта) и затрудняю­щий запоминание материала под влияни­ем предшествующей деятельности. Это влияние тем сильнее, чем больше в пред­шествующей деятельности сходства с последующим процессом научения или запоминания. Противоположным П. т. является ретроактивное торможение. Их совместным действием объясняется, напр., более быстрое забывание середины заучиваемого материала (в случае его об­ширности и однородности по содержа­нию), чем начала и конца, т. е. средние части материала испытывают на себе тор­мозящее влияние предшествующих и последующих его частей (так называемый эффект края).

ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИ­ПОТЕЗ — установление согласия выбо­рочных значений некоторой случайной величины с определенными вероятност­ными предположениями о ее характери­стиках (математическое ожидание, дис­персия и др.) или распределения в целом. При этом формируются проверяемое предположение (нулевая гипотеза) и аль­тернативное ему, а все множество возмож­ных выборок разбивается по определен­ному правилу (критерию) на две части, одна из которых объявляется критичес­кой для проверяемой гипотезы. Если на­блюдаемая выборка попадает в критичес­кую область, проверяемая гипотеза отвер­гается. Для П. с, г. разработаны и широко применяются на практике (в том числе и в инженерной психологии) различные критерии согласия. ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. рго]ес1о5 — брошенный вперед) — процесс создания проекта — прототипа, прообраза предпо­лагаемого или возможного объекта, состо­яния, процесса. Традиционными объ­ектами П. являются П. техники, техно­логическое П., архитектурно-строитель­ное П. и др. В последнее время появились новые виды П., такие, как П. систем «че­ловек—машина», трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное П. и др. Наряду с дифференциацией П. идет процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и ме­тодов проектной деятельности. Характер­ной тенденцией всех видов современно­го П. является его автоматизация на ос­нове создания автоматизированных сис­тем проектирования (АСП). Автоматиза­ция П. позволяет повысить качество конструкторской документации (КД), суще­ственно сократить сроки П. и передачи КД в производство, эффективнее исполь­зовать технологическое оборудование. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОС­ТИ — важнейший и основной этап инже­нерно-психологического проектирования. Основная его задача — комплексное про­ектирование внешних средств деятельно­сти (средств отображения информации, органов управления и др.) и формирова­ния соответствующих интериоризированных средств ее выполнения (кон­цептуальных моделей, программ, схем поведения и навыков оператора и т. п.). Однако на современном этапе развития инженерной психологии пока еще нет возможности сформулировать систему четких принципов и рекомендаций к проектированию деятельности, подобно той, которая имеется у разработчиков техники и технологических процессов. Од­нако при этом необходимо отметить, что проектировщики, создавая новую техни­ку и технологические процессы, осознан­но или нет, но определяют условия дея­тельности людей, которые будут этой техникой управлять и обслуживать ее. Таким образом, создается проект будущей деятельности человека. И если техника окажется неудобной (будет создавать большие нагрузки на восприятие, память, внимание, вызывать при работе большое нервно-психическое напряжение у опера­тора; вызывать у него необходимость пе­реработки больших потоков информации; затруднять принятие решения оператором и т. д.), то реальная эффективность ее применения окажется низкой. Поэтому техника и технологические процессы дол­жны создаваться с учетом структуры дея­тельности и обеспечивать для человека возможность наиболее эффективного протекания психологических и других процессов, обеспечивающих качествен­ное выполнение данной деятельности.

В общем случае решение задачи проекти­рования деятельности предполагает полу­чение ответа на следующие вопросы: где будет находиться человек? что и в какой последовательности он будет делать? как и какими средствами он будет выполнять свои функции? какими психическими и иными качествами он должен обладать для успешного выполнения своих функ­ций?

Для ответа на эти вопросы прежде всего необходимо обосновать требуемую сте­пень автоматизации системы, т. е. прове­сти распределение функций между челове­ком и техническим устройством. Для ре­шения этой задачи используют специаль­ные методы качественного и количе­ственного характера. На основании этого определяется круг задач, поручаемых опе­ратору. Однако П. д. только к определе­нию перечня задач не сводится. Важны­ми задачами являются также описание психологических «составляющих» и оп­ределение в проектируемой СЧМ условий формирования образа-цели, концептуаль­ной модели, предвидения хода событий, формирования гипотез их решения, планирования и сигналов обратной связи. На этой основе определяются состав дей­ствий, которые предстоит выполнить че­ловеку; их виды и способы выполнения. В этой связи решаются также вопросы о том, какие из них следует довести до уров­ня навыка, а в отношении каких это не­целесообразно. Соответственно намечает­ся программа обучения и тренировок опе­раторов.

Особенно важно выделить в деятельнос­ти те участки, которые требуют творчес­ких решений. Проект должен также пре­дусмотреть пути формирования у челове­ка умения планировать собственную де­ятельность, осуществлять самоконтроль и управление собственными резервами, предусмотреть пути проведения психоло­гической подготовки. На основе решения этих и ряда других вопросов можно при­ступить к решению вопроса о выборе тех­нических средств деятельности операто­ра. Их нельзя рассматривать сами по себе, безотносительно к человеку К ним нуж­но всегда подходить только как к сред­ствам сознательной деятельности челове­ка. При этом нужно иметь в виду, что окончательный вариант построения технических средств получается не сразу. Первоначальные варианты могут не­сколько раз уточняться в ходе проектиро­вания по мере получения более точных характеристик деятельности оператора. Рассмотренная схема отражает лишь об­щий порядок проектирования деятельно­сти и в каждом конкретном случае может претерпевать те или иные изменения. Среди методов П. д. ведущая роль при­надлежит моделированию деятельности оператора.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЧМ - процесс создания проекта системы «человек-машина». Наиболее характерным при П. СЧМ является комплексный, систем­ный подход. Суть его заключается в том, что объектом проектирования является не просто техническое устройство, а еди­ная система «человек—машина». Чело­век рассматривается как один из состав­ных элементов этой системы, а при ее со­здании, не только работа технических ус­тройств, но и особенности деятельности человека-оператора. Естественно, что представление человека в качестве одно­го из элементов системы является мето­дическим приемом, позволяющим осу­ществить учет человеческого фактора при проектировании. На самом деле роль и значение человека в системе гораздо сложнее, его наличие придает СЧМ осо­бые, специфические свойства. П. СЧМ при комплексном подходе состоит из трех основных частей: технического, ху­дожественного и инженерно-психологи­ческого проектирования. Техническое проектирование заключается в разработ­ке технической части схемы. Этот вид проектирования является традицион­ным и применяется уже длительное вре­мя. Художественное проектирование (ху­дожественное конструирование) необхо­димо для обеспечения потребительских свойств систем: красоты, привлекатель­ности, удобства и др. Его целью являет­ся отражение свойств эмоционально-мотивационной сферы человека, создание у него определенного эстетического от­ношения к продукту проектирования. Инженерно-психологическое проектирова­ние заключается в решении всех вопро­сов, связанных с включением человека в проектируемую схему. Такое разделение видов труда является чисто условным.

Большинство вопросов, относящихся к их компетенции, решаются в тесном единстве друг с другом.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА - понятие, характеризующее эффектив­ность затрат труда в материальном про­изводстве и определяемое количеством продукции в единицу времени или зат­ратами труда на единицу продукции. Различают производительность живого и производительность совокупного (обще­ственного) труда. Первая определяется затратами рабочего времени в данном производстве, вторая — затратами живо­го и овеществленного труда. По мере тех­нического прогресса доля затрат овеще­ствленного труда увеличивается, но аб­солютная величина затрат живого и ове­ществленного труда на единицу продук­ции сокращается. В этом и состоит сущ­ность повышения производительности общественного труда. Поскольку основ­ной продукцией оператора является пе­рерабатываемая им информация, то в инженерной психологии под П. т. опе­ратора иногда понимают количество ин­формации, перерабатываемое им в еди­ницу времени. Это фактически совпада­ет с понятием скорости переработки ин­формации человеком.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИ­МЕНТ — разновидность естественного эксперимента, проводимого в обычных для исследуемого работника условиях труда (на рабочем месте, в цехе, кабине самолета, пункте управления и т.д.) и направленного на проверку лежащей в его основе психологической гипотезы. При проведении П. и. процессытрудапо своим техническим характеристикам не изменяются, но в условия и способы вы­полнения работы вносятся те или иные изменения, необходимые для целей ис­следования. Часто испытываемый не знает о П. и. и его поведение ничем не отличается от обычного. В других случа­ях (напр., при изменении структуры тру­довой деятельности или организации ра­бочего места) испытываемый становит­ся активным участником эксперимента. Распространенным видом П. и. являет­ся формулирующий эксперимент, прово­димый в виде экспериментального обу­чения в реальных условиях труда. П. и. должен отвечать требованиям, предъявляемым к любому научному экспери­менту: нацеленность на проверку опре­деленной гипотезы, точность дозировки и регистрации изучаемых явлений, со­здание сравнительных условий, устране­ние побочных факторов. Особенностью П. и. является присутствие неконтроли­руемых факторов, т. е. факторов, причи­на которых не может быть установлена или количественно определена. Данное обстоятельство необходимо учитывать при анализе и интерпретации результа­тов П. и. Разновидностью П. и. является ситуационный эксперимент.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ - запоминание какого-либо материала, когда оно ставится в качестве цели. Про­дуктивность П. з. зависит от использо­вания ряда приемов: составление плана заучиваемого материала, повторение, сравнение, классификация, системати­зация материала. Противоположным по­нятием является непроизвольное запо­минание (см. Непроизвольная память).

ПРОМАХ — разновидность ошибки, яв­ляющейся результатом низкой квалифи­кации оператора, производящего изме­рение или количественное определение какого-либо показателя (напр., отсчет показаний на шкале стрелочного прибо­ра, определение координат радиолокаци­онной станции, измерение расстояний и т. п.), его небрежности или неожиданных сильных воздействий на измерения. П. приводят обычно к очень большим зна­чениям абсолютной величины ошибки. Необходимо, чтобы при выполнении измерений возможность П. была полно­стью исключена. Часто советуют сово­купности измерений распознавать изме­рения, являющиеся следствием П., по большому их отклонению от других из­мерений той же совокупности и исклю­чать их из обработки. Однако этой реко­мендации нужно следовать с большой осторожностью. Недостаточно обосно­ванное исключение из обработки изме­рений, показывающих заметное откло­нения от других измерений, иногда приводит к переоценке точности изме­рений, а не к исключению П. (Т А. Агекян).

Однако выявление П. — не простая за­дача, она требует достаточно глубокого понимания особенностей поведения

 

Профессиография (от лат. professio – род занятий и grapho – пишу) – изучение и описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и психологических и других особенностей профессии [С. 255. ].

По результатам профессиографического изучения деятельности составляется профессиограмма - сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых ею к человеку [С. 255. ].

 

тесно связано с проблематикой сознания и самосознания личности, механизма реф­лексии, самооценки, самоконтороля и т. п.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИПОКИНЕЗИЯ — разновидность гипокинезии, воз­никающей в процессе профессиональной деятельности и являющейся ее следстви­ем. Малая двигательная активность в те­чение многих лет трудовой деятельности снижает физическую трудоспособность и ухудшает здоровье людей. Особенно стра­дает при этом сердечно-сосудистая систе­ма. Отрицательное воздействие П. п (см. Гипокинезия). на здоровье человека усу­губляется, если недостаток рабочих дви­жений не компенсируется в нерабочее время выполнением физических упраж­нений или мышечной деятельности при бытовых нагрузках. Когда такие компен­сации имеются, влияние П. г (см. Гипо­кинезия). может быть существенно сниже­но. Одним из показателей неблагоприят­ного влияния П. г (см. Гипокинезия). яв­ляется накопление признаков физичес­кой детренированности на протяжении ряда лет трудовой деятельности. Критери­ями наличия П. г (см. Гипокинезия) яв­ляются:

1) затраты энергии на мышечную работу в процессе труда менее 0, 5—1, 0 ккал/мин (4—7 Вт) в среднем за смену; 2) выполне­ние трудовых действий только предплечь­ем и кистями рук при фиксированной позе сидя в течение более 75% рабочего време­ни; 3) простота, однообразие и стереотип­ность трудовой деятельности, включаю­щей не более 5—7 различных элементов в исполнительской деятельности. Указанные признаки являются характер­ными для многих видов операторской деятельности, поэтому при ее организа­ции следует предусмотреть меры по сни­жению неблагоприятного влияния П. г (см. Гипокинезия).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕНСА­ЦИЯ — возможность успешного выпол­нения деятельности при недостаточном развитии одних качеств за счет более вы­сокого развития других качеств. Явление П. к. следует обязательно учитывать в практической деятельности. Человек может компенсировать отдельные каче­ства личности, причем с тем большей ве­роятностью, чем более упорно и настой­чиво он к этому стремится. Результатом

этого является выработка человеком ин­дивидуального стиля деятельности. Возможности П. к. реализуются по двум основным направлениям. Во-первых, это компенсация недостаточного разви­тия психических функций другими, бо­лее выраженными (см. Компенсация функции). Такая компенсация, имея важ­нейшее значение в клинической практи­ке, может быть использована и практи­чески здоровыми людьми в их деятель­ности. Например, низкая подвижность нервных процессов, а следовательно и скорость реакции в ряде случаев могут компенсироваться умением заранее пла­нировать свою деятельность и уделять больше внимания прогнозированию не­желательных ситуаций, требующих экст­ренных действий. Это позволяет в ряде случаев предупредить возникновение та­ких ситуаций или заранее подготовить­ся к ним.

В других случаях (напр., в профессии разметчика) низкий уровень такого ка­чества, как глазомер, с успехом может быть компенсирован за счет более высо­кого развития свойства внимания (его объем, концентрация, переключение). Перечень подобных примеров можно продолжить и дальше. Во-вторых, наряду с компенсацией од­них психических свойств другими воз­можна компенсация недостаточно вы­раженных функций с помощью умений и навыков. Они в некоторых случаях мо­гут маскировать отсутствие того или ино­го психического качества в структуре способностей или заменять его. Однако возможности П. к. далеко не без­граничны. Есть целый ряд профессий, где низкий уровень того или иного профессионального качества не может быть компенсирован ни другими качествами, ни упорной тренировкой. В таких случа­ях необходим профессиональный отбор.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВ­КА ОПЕРАТОРА — сложный целенаправ­ленный процесс, включающий професси­ональную ориентацию и отбор, обучение, дальнейшее совершенствование профес­сионального мастерства с учетом психо­логических особенностей личности, ее мотивов и интересов (тренировка), а так­же формирование производственных коллективов для их совместной деятельности. Предварительным этапом профес­сиональной подготовки операторов явля­ется профессиональная ориентация — система научно обоснованных меропри­ятий, направленных на подготовку людей к выбору профессии (с учетом особенно­стей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание им по­мощи в профессиональном самоопреде­лении и трудоустройстве. Следующим этапом П. п. о. является профессиональный отбор — допуск людей к определенному виду деятельности на основе диагности­ки их профессиональных способностей. Профессиональный отбор носит преиму­щественно статистический характер, т. е. речь может идти о большей или меньшей вероятности совпадения прогноза, сде­ланного при отборе, с фактическими по­казателями обучения и качеством работы по специальности. Проведение профотбора позволяет допустить к дальнейшему обучению лишь тех лиц, у которых име­ются наилучшие предпосылки для овла­дения специальностью. В процессе обу­чения той или иной специальности чело­век овладевает системой знаний, навыков и умений. Какой именно должна быть эта система у оператора, зависит от его про­филя, т. е. содержание обучения опреде­ляется последующей операторской дея­тельностью. Однако эффективность опе­раторской деятельности определяется не только характеристиками отдельных опе­раторов, но и слаженностью коллектива, умением операторов взаимодействовать между собой, психологической совмести­мостью в группе. Поэтому организация групповой деятельности, формирование производственных коллективов также яв­ляется одной из составляющих П. п. о. Важное место в системе П. п. о. занимают также тренировки. Их проведение связа­но с необходимостью поддержания на за­данном уровне приобретенных в процес­се обучения умений и навыков. Основ­ным средством проведения тренировок являются тренажеры.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВ­ЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТО­РА — свойство человека-оператора, опре­деляемое совокупностью специальных знаний, умений и навыков, обуславли­вающих его способность выполнять оп­ределенную деятельность с определенным качеством. П. п. ч.-о. является ре­зультатом его профессиональной подго­товки и составным элементом готовнос­ти к действию.

П РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОД­НОСТЬ —совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявлен­ным к нему профессией. Человек, облада­ющий такими данными, называется про­фессионально пригодным. В психологии труда выделяют основные факторы П. п., т е, некоторые особенности личности, не­обходимые для выполнения профессио­нальной деятельности:

1) способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими (см. Фи­зические качества оператора) или психи­ческими (память, реакция, внимание, общая одаренность и др.). Качества, оп­ределяемые этими способностями, назы­вают профессионально важными (значимы­ми) качествами.

2) Знания, умения и навыки, необходи­мые для выполнения данной работы, т. е. необходимая профессиональная подго­товленность.

3) Склонность и желание работать, т. е. определенный волевой настрой на рабо­ту Большое значение здесь имеет также и мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответ­ственности, стремление к мастерству), так и внешнего характера (заработная плата, конкуренция и др.). Наряду с рассмотренными факторами выделяют и признаки, по которым мож­но судить о степени профессиональной пригодности человека к конкретной дея­тельности: достаточная производительность труда, высокое качество работы (от­сутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции за­данным требованиям), соблюдение безо­пасных условий труда, безвредность рабо­ты для организма человека. Включение в этот перечень двух последних признаков обусловлено тем, что человек, даже обла­дающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и истощени­ем организма или склонный к аварийно­сти и несчастным случаям, не может считаться профессионально пригодным. Рассмотренные признаки П. п. носят объективный характер. Помимо них еще выделяют и субъективные признаки: само­оценку работником себя как профессиона­ла (профессиональное самоопределение), а также экспертную оценку работника со сто­роны окружающих (руководителей, сослу­живцев и др.).

П. п. не является врожденным каче­ством, она формируется в процессе обу­чения и последующей профессиональ­ной деятельности и во многом зависит от стремлений и желаний человека. По­этому формирование ее носит строго индивидуальный характер. Однако воз­можности формирования П. п. не все­гда безграничны. Как показывает прак­тика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня подготов­ки и мотивации. П. п. к таким профес­сиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных дан­ных, являющихся профессионально важными.

Поэтому выделяют два типа П. п. — аб­солютную (к профессиям такого типа, которые требуют наличия специальных индивидуальных черт), и относительную (к профессиям, овладение которыми до­ступно практически для любого здорово­го человека).

В заключение необходимо также отме­тить, что формируясь под влиянием обу­чения, деятельности и личностных ка­честв человека, приобретенная П. п. ока­зывает и обратное влияние на человека: его облик, психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, ею уста­новки и ценностные ориентации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ (ЗНАЧИМЫЕ) КАЧЕСТВА (П. в. к.) - отдельные динамические качества личности, от­дельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны оп­ределенной профессии и способствую­щие успешному овладению этой профес­сией. П. в. (з.) к. являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно ха­рактеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и дея­тельности.

Определение и оценка П. в. (з.) к. имеют большое психодиагностическое значе­ние, они оказывают существенное влия­ние на результаты деятельности, поэтому их обязательно следует учитывать при профессиональном отборе. По измене­нию уровня П. в. (з.) к. можно судить о функциональном состоянии оператора, по­этому они являются одним из его пока­зателей. При изучении П. в. (з.) к. следу­ет учитывать, что некоторые из них могут быть природными и относительно ста­бильными (напр., типологические свой­ства нервной системы), другие наоборот, подлежат развитию и тренировке (многие психические качества). Поэтому специально направленное фор­мирование и совершенствование таких П. в. (з.) к. и их коррегирование (коррегирующая тренировка) могут активно проводиться при подготовке к будущей деятельности. Целесообразность проведе­ния такой тренировки особенно возрас­тает в тех случаях, когда достаточно вы­сокая мотивация к овладению професси­ональной деятельностью противостоит низкому развитию П. в. (з.) к. В ряде других случаев низкий уровень П. в. (з.) к. может быть нейтрализован путем произ­водственной компенсации. Однако часто бывают случаи, когда недостаточно выра­женные П. в. (з.) к. не подлежат ни тре­нировке, ни компенсации. Тогда нужно вести речь о непригодности данного че­ловека к дан ному виду деятельности, хотя на другой работе он может быть хорошим специалистом.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕ­ДЕЛЕНИЕ — осознание человеком уров­ня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональ­ных мотивов знаний и навыков: осозна­ние соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к че­ловеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбран­ной профессией (см. Удовлетворенность трудом). В психологическом плане П. с. означает, что человек осознает, что он хо­чет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физичес­кие свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в си­стеме общественных отношений. П. с. начинается с момента зарождения у чело-века потребности в выборе профессио­нальной деятель» гости, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной дея­тельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически П. с. можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя професси­оналом. Однако реально процесс П. с. не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уров­ня профессионализации растут и услож­няются критерии оценки этого уровня.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.