Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическая напряженность -см. Напряженность. 3 страница






Таким образом, К. в. объясняет принци­пы организации целостной деятельности функциональных информационных ме­ханизмов мозга и позволяет рассматри­вать механизм приема и переработки ин­формации человеком как иерархическую многоканальную систему, в которой каж­дый новый сигнал, новое действие не блокируются на «входе» оператора, а ве­дут к гибкой перестройке информацион­ного процесса в мозгу человека.

КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОР­МИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙ­СТВИИ — учение о сложных много­плановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В К. п. ф. у. д. выделя­ются шесть этапов, на которых происхо­дят эти изменения.

Л

М

МЕТОД ТРУДА — способ осуществления конкретного трудового процесса, характе­ризуется совокупностью приемов и опре­деленной последовательностью их выпол­нения. М. т. зависит от вида и характера трудового процесса. Составляющими эле­ментами трудового процесса являются трудовые движения, трудовые действия и трудовые приемы.

Трудовое движение представляет собой однократное перемещение рабочего орга­на (пальцев, руки, корпуса, ноги и т.п.), осуществляемое работником в процессе работы (напр., «протянуть руку», «накло­ниться» и пр.). Трудовое действие состо­ит из нескольких выполняемых без пере­рыва трудовых движений работающего — его корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев, для того чтобы взять или переместить ка­кой-либо предмет (напр., «протянуть руку и взять ключ», «вытянуть ногу и на­жать на педаль» и т. п.). Трудовой прием состоит из трудовых действий и представ­ляет законченную совокупность действий работника, имеющих целевое назначение (напр., «установить деталь в патроне», «выполнить вязку узла» и т. п.). По свое­му назначению трудовые приемы могут быть основными (технологическими), если они непосредственно направлены на осуществление данного технологическо­го процесса по изменению предмета тру­да, и вспомогательными, если они на­правлены на обеспечение условий выпол­нения основного приема. По характеру деятельности работника различают при­емы двигательного и приемы наблюда­тельного, расчетно-аналитического ха­рактера.

Рациональные М. т. должны предусмат­ривать научно обоснованные, высокопро­изводительные способы выполнения тру­довых приемов отдельным работником или группой совместно действующих ра­ботников. Они выбираются на основе тщательного анализа операций, проводи­мого с целью выявления наиболее удачного и легкого способа выполнения про­изводственного задания.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИ­ХОЛОГИИ (от греч. — путь ис­следования, познания, —учение) — это те позиции, которые определяют на­значение, направление и содержание всех ее исследований.

Разработка М. и. п. позволяет определить объект и предмет исследования, цель и методы их изучения, выявить направле­ния и задачи исследований, обосновать принципы раскрытия закономерностей в исследуемой области явлений, установить характер и место данного знания в систе­ме наук.

Объектом изучения в инженерной психо­логии является система «человек — ма­шина», функционирующая в определен­ных условиях внешней среды. Более сложным является вопрос определения предмета инженерной психологии. В об­щем случае предмет определяет, какие стороны закономерности объекта изучает данная наука. Это обусловлено тем, что у одного и того же объекта могут быть раз­личные предметы исследования. Напр., такой объект, как человек, изучают разные науки: медицина, психология, биология и др. Каждая из этих наук, изучая различ­ные стороны своего объекта, имеет свои предметы исследования. Для определе­ния предмета необходимо ответить по крайней мере натри вопроса: 1) какие за­кономерности изучает наука? 2) почему возникает необходимость их изучения и какова готовность науки к этому изуче­нию? 3) насколько специфичны эти за­кономерности и не изучаются ли они в других науках? Ответ на первый вопрос позволяет выявить вообще наличие пред­мета исследования, без этого никакая об­ласть знаний вообще не может считаться наукой. Ответ на второй вопрос показы­вает практическую потребность общества в данной науке, возможность и необходи­мость применения ее результатов в прак­тической и теоретической деятельности людей.

Ответ на третий вопрос необходим для выделения данной области знаний в са­мостоятельную науку. В противном слу­чае эта область знаний будет всего лишь составной частью какой-либо другой науки.

Анализ возможных ответов на данные вопросы позволяет сделать заключение о том, что предметом инженерной психо­логии является изучение закономернос­тей процессов информационного взаимо­действия человека-оператора с современ­ной техникой в рамках целостной систе­мы «человек—машина». Учет этих зако­номерностей необходим в практике про­ектирования (см. Инженерно-психологи­ческое проектирование), производства и эксплуатации СЧМ. Конечной целью инженерно-психологических исследова­ний является повышение эффективнос­ти СЧМ на основе рационального ис­пользования возможностей человека и техники.

Из приведенного определения предмета инженерной психологии можно сделать выводы, что названные закономерности в других науках не изучаются, инженер­ная психология готова к их изучению, потребность общества в этом велика. Это дает основание считать инженерную пси­хологию самостоятельной синтетической наукой, которая ассимилирует в себе дан­ные как технических, так и психологи­ческих наук. Можно спорить о том, на­сколько удачен термин «инженерная психология», насколько точно он отража­ет предмет исследования, однако отнесе­ние инженерной психологии только к психологическим или только к техничес­ким наукам существенно сужает область ее исследований.

Сформулированное определение пред­мета инженерной психологии позволяет определить направления ее исследова­ний: методологическое, психофизиоло­гическое, системотехническое, эксплуа­тационное (см. Инженерная психология). Решаемые при этом задачи могут быть теоретическими и практическими. Тео­ретические задачи связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследованием информационной сущ­ности всех форм психического отраже­ния, психической регуляции и психи­ческих (психофизиологических) состоя­ний в процессе профессиональной дея­тельности и в подготовительный пери­од, когда осуществляются профотбор, обучение, тренировка, а также с раскры­тием основных закономерностей взаимо­действия человека с техникой. В инженерно-психологических исследованиях уделяется большое внимание выясне­нию того, какие психические и физио­логические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем че­ловека, закономерностей кодирования внешнего сигнала, формирования пси­хического образа и его регулирующей функции составляет один из главных ас­пектов инженерной психологии. Практические задачи касаются согласо­вания человека и техники как единой системы. Под согласованием понимает­ся, во-первых, максимальное приспо­собление техники к человеку (по пара­метрам конструкции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профессиональной пригод­ности и подготовленности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и техническими устрой­ствами в системе «человек—машина».

Для решения перечисленных теоретичес­ких и практических задач инженерная психология использует широкий арсенал психологических, физиологических и математических методов (см. Методы инженерной психологии).

Основными ме­тодологическими принципами инженер­ной психологии являются принципы гу­манизации труда, активного оператора, проектирования деятельности, последо­вательности, комплексности.

Основой для практической реализации этих принципов является применение сис­темного подхода. Частным проявлением системного подхода в инженерной пси­хологии является равнокомпонентный (равноэлементный) подход к исследова­нию процессов информационного взаи­модействия человека и техники в СЧМ. Его отличительной чертой является то, что человек и машина рассматриваются как равноправные компоненты системы, подлежащие исследованию, анализу и проектированию; предпочтение одного из этих компонентов в ущерб другому нарушает принцип системности и не может гарантировать выполнение ко­нечной цели инженерной психологии, достижение максимальной эффектив­ности СЧМ.

 

МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХО­ЛОГИИ — основные пути и приемы по­знания закономерностей взаимодействия человека и техники. Поскольку для ин­женерной психологии характерным явля­ется системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений, в ней используется широкий ассортимент мето­дов (и конкретных методик), сложивших­ся в психологии и других науках (в кибер­нетике, математике, физиологии и т.д.). Эти методы используются как в фунда­ментальных исследованиях, направлен­ных на выявление закономерностей ин­формационных процессов в СЧМ и дея­тельности оператора, так и при инже­нерно-психологических испытаниях но­вых образцов техники, проводимых с це­лью оценки их соответствия свойствам и возможностям человека (см. Инженерно-психологическая оценка). В зависимости от способов получения данных о деятельно­сти оператора М. и. п. можно разделить на психологические, физиологические и математические.

С помощью психологических методов осу­ществляется анализ деятельности опера­тора (или ее отдельных сторон) в реаль­ных или лабораторных условиях, прово­дится оценка влияния различного рода факторов на деятельность оператора и ее результаты. Применение их в инженер­ной психологии осуществляется по двум основным направлениям: в целях иссле­дований или в целях испытаний. В ре­зультате исследований (наблюдение, экспе­римент, опрос и др.) устанавливаются оп­ределенные факты и закономерности, раскрываются механизмы деятельности оператора, проводится психологический анализ деятельности. В результате испы­таний, проводимых обычно с помощью тестов, у человека определяется налич­ный уровень тех или иных психологичес­ких качеств и характеристик. Физиологические методы применяются в инженерной психологии для изучения функционального состояния оператора в процессе трудовой деятельности, для оп­ределения реакции различных систем организма на выполнение данной дея­тельности. Анализ физиологических ха­рактеристик человека позволяет оценить, какими средствами, какой «ценой» дос­тигается выполнение задач оператором.

Использование математических методов в инженерной психологии осуществляет­ся при математической (статистической) обработке результатов наблюдений, при построении математических моделей де­ятельности оператора, при проведении инженерно-психологических измерений. Разновидностью математического моде­лирования является имитационное моде­лирование. Суть его сводится к моделиро­ванию деятельности оператора с помо­щью ЭВМ методом статистических испы­таний.

Эффективное изучение деятельности оператора может быть проведено при ра­зумном сочетании различных методов. Так, при решении такой задачи, как про­ектирование деятельности оператора на ранних этапах целесообразно применять математическое моделирование, С его помощью можно оценить в общем виде место оператора с СЧМ, рассчитать ос­новные показатели его деятельности, предъявить требования к техническим устройствам СЧМ. В дальнейшем по мере детализации проекта и получения необходимых исходных данных появля­ется возможность более полного исследо­вания деятельности оператора с помощью имитационной модели. Однако при этом может возникнуть необходимость полу­чения некоторых исходных данных. Тог­да проводится аналитический лабораторный эксперимент. На более поздних этапах проектирования возможно проведение синтетического (комплексного) лабора­торного эксперимента, дополненного за­мерами физиологических показателей оператора, их опросом о характере выпол­няемой деятельности, некоторыми мате­матическими расчетами, измерениями инженерно-психологических показате­лей рабочего места. В ходе испытаний и эксплуатации СЧМ эти исследования могут проводиться в еще более полном объеме. Во многих случаях реализация рассмотренных методов производится с применением ЭВМ.

 

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАДЕЖ­НОСТИ СЧМ — основные пути и при­емы получения количественных показа­телей надежности системы «человек—ма­шина». Оценка надежности СЧМ может проводиться различными способами: эк­спериментально-статистическими, аналитическими (расчетными) или имита­ционными, т. е. путем моделирования на ЭВМ. Наибольшее применение нашли расчетные методы, основными из кото­рых являются: обобщенный структурный, концептуальный, операционно-психо­физиологический, системотехнический. В обобщенном структурном методе дея­тельность оператора разлагается на иерар­хический ряд уровней, каждый из кото­рых представляется в виде определенной структуры. Высшим является оператив­ный уровень, который представляется в виде структуры взаимодействия решае­мых задач. Далее следуют уровни отдель­ных задач, блока операций, оперативных единиц деятельности. Вычисление на­дежности производится последовательно, начиная с того нижнего уровня, для ко­торого известны справочные данные по надежности человека. Затем производит­ся «свертывание» полученных структур к обобщенным структурам более высоких уровней с эквивалентными временными и надежностными характеристиками. Для упрощения операций «свертывания» предложен перечень типовых структур и формул для их получения. Результирую­щим показателем надежности на каждом уровне является вероятность выполнения задачи (А. И. Губинский). Концептуальный метод основан на ис­пользовании целого ряда концепций ана­лиза надежности СЧМ. Целесообразность использования конкретной концепции определяется видом решаемой задачи и необходимостью учета тех или иных свойств оператора и техники и режимов работы СЧМ. При этом каждая последу­ющая концепция учитывает более пол­ный набор свойств и дает более точные оценки надежности СЧМ. Для каждой концепции разработаны формулы для ее определения. Сложность деятельности оператора (учет влияния различных фак­торов) учитывается с помощью поправоч­ных коэффициентов, степень детализа­ции которых зависит от вида учитывае­мых факторов сложности (подробнее см. Концепции определения надежности). В основе операционно-психофизиологического метода лежит расчленение деятельности оператора на отдельные действия (операции), для которых известны. исходные данные по времени, точности и надежности их выполнения, а также значения психофизиологической напря­женности. На основании этого осуществ­ляется синтез структуры деятельности и получение интегральных характеристик надежности СЧМ, При этом учитывают­ся закономерности изменения характери­стик в различных условиях деятельности и закономерности интеграции отдельных действий в единый процесс. Предлагают­ся перечень и числовые значения исход­ных показателей надежности типовых действий человека, которые входят в со­став любого вида деятельности. Суще­ственной особенностью метода является учет таких психофизиологических фак­торов, как влияние специфической на­пряженности и взаимовлияние совме­щенных (параллельных и последователь­ных) действий (П М, Зараковский). При использовании системотехническо­го метода вводят четыре типа условных СЧМ: с некомпенсируемыми ошибками операторов и отказами техники, с ком­пенсацией ошибок операторов, с компен­сацией последствий отказов технических средств, с компенсацией последствий от­казов технических средств и ошибок опе­раторов. Для каждого типа СЧМ опреде­лены условия, приводящие к отказу сис­темы «человек—машина». На основании этого получены расчетные формулы для определения надежности СЧМ. Неболь­шим недостатком метода является труд­ность получения аналитических оценок, поэтому реализация метода возможна лишь путем имитационного моделирова­ния (Г П Маньшин). В отдельных случа­ях определение надежности СЧМ воз­можно с помощью статистической теории процессов выполнения работы.

МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ — вы­деляемые в реальном масштабе фазы ак­туального становления зрительного обра­за объекта (см. Фазность восприятия). Вос­приятие развивается от локализации ква­зипредметных областей в пространстве и времени к последующему описанию об­щих очертаний этих областей и, наконец, к отчетливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей. Последо­вательность фаз, реализующих М. в,, мо­жет быть достаточно лабильной.

Н

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ ПРЕОБРАЗО­ВАНИЕ — действие, включающее раз­личного рода манипуляции с образами-представлениями (см. Манипулирование образом), активно выполняемые в сфере сознания. Это и сукциссивное (разверну­тое во времени) восприятие, и всякого рода измерительные операции, и мыс­ленные «вращения», перестройки обра­зов. В деятельности оператора весьма ча­сто встречаются действия по манипули­рованию наглядными образами. Такие манипуляции осуществляются, напр., при отождествлении объектов, располо­женных под разными ракурсами и ото­браженных в разных системах координат и масштабах, при мысленном структури­ровании информационного поля. Уста­новлено, что параметры таких Н.-о. п. оп­ределяются несколькими переменными, основными из которых, являются харак­теристики пространственной организа­ции внешнего информационного поля и свойства памяти оператора. При этом ма­нипулирование образами значительно облегчается, если существует внешняя динамическая модель объекта. Этот принцип используется, в частности, при создании пособий по начертательной гео­метрии, а также при разработке навигаци­онных планшетов с направляемой ориен­тацией и масштабами. Однако не следует думать, что наглядная внешняя опора для манипуляций с обра­зами всегда полезна. Хороший докладчик отличается от плохого тем, что не привя­зан к тексту. аналогично хороший специ­алист, напр. диспетчер, контролирующий движение самолетов в аэродромной зоне, часто работает, представляя всю картину воздушного пространства в уме. Это дает ему возможность быстро преобразовывать эту картину, «проигрывать» различные возможные ситуации. Разумеется, источ­ник информации для построения образа воздушной обстановки должен существовать, и его целесообразно создавать с уче­том закономерностей действий как пере­кодирования, так и Н.-о. п. НАДЕЖНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ — вос­производимость результатов измерения, повторяемого при различных условиях. Количественная оценка Н. и. осуществ­ляется при помощи корреляции резуль­татов повторных измерений. Н. и. опре­деляется объективностью самого наблю­дателя (эксперимента), постоянством ха­рактеристик измерительной аппаратуры и физической неизменностью измеряе­мых свойств. Обеспечение Н. и. представ­ляет важную задачу общей и прикладной психологии. В то же время требование Н. и. занимает подчиненное положение по отношению и требованию валидности.

НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМЫ «ЧЕЛО­ВЕК—МАШИНА» — свойство системы сохранять работоспособное состояние (выполнять заданные функции) в тече­ние определенного времени приданных условиях эксплуатации. Работоспособным состоянием системы называется такое, при котором она спо­собна выполнять заданные функции, со­храняя значения выходных параметров в заданных пределах. Это состояние СЧМ определяется работоспособностью опера­тора, аппаратуры и используемых ею ин­формационных массивов. Являясь об­щим свойством системы, Н. СЧМ опре­деляется совокупностью более частных свойств: безотказности, готовности, ре­монтопригодности и долговечности (для технических средств) и безошибочности, готовности, своевременности и восстанавливаемости (для оператора). Н. СЧМ зависит от условий и режимов работы операторов, их подготовленности, вы­полняемых функций, конструкции ре­жимов и особенностей функционирова­ния техники.

При определении Н. СЧМ необходимо учитывать следующие положения. 1. По­казатели надежности должны быть еди­ными для всех звеньев СЧМ. При этом они должны по возможности включать в себя в явном виде показатели надежнос­ти человека и техники. 2. При определе­нии Н. СЧМ с методической точки зре­ния целесообразно представить человека-оператора в качестве одного из звеньев СЧМ. Однако при этом следует помнить,

что человек является специфическим зве­ном с присущими только ему особыми свойствами. 3. При определении Н.СЧМ необходимо максимально использовать показатели, математический аппарат, ме­тоды расчета, разработанные в теории на­дежности технических устройств. Соблю­дение этого условия позволяет не заново создавать новую теорию, а требует лишь дальнейшего развития и совершенствова­ния уже существующей теории. Это каса­ется учета специфических свойств чело­века как звена СЧМ. Принципиальным для определения по­казателя Н. СЧМ является понятие отка­за. Отказы СЧ М заключаются в ее полной или частичной утрате работоспособности. Они вызываются отказами технических устройств, сбоями в информационных массивах, отказами, ошибками и не­своевременными действиями человека. С учетом этого, основным показателем Н. СЧМ принимается вероятность безот­казного, безошибочного и своевременно­го функционирования СЧМ в течение за­данного промежутка времени. Определе­ние Н.СЧМ производится в следующих целях: при проектировании для прогно­за ожидаемого уровня надежности СЧМ (проектная оценка надежности); при вне­дрении и эксплуатации — для определе­ния фактически достигнутого уровня на­дежности (фактическая оценка). Опреде­ление Н. СЧМ может проводиться раз­личными методами, аналитическими (расчетными), экспериментальными или имитационными (т е. путем моделирова­ния на ЭВМ). Они базируются на знании статистических данных о надежности и скорости выполнения человеком тех или иных действий, надежности технических средств, влияния различных факторов на Н. СЧМ. взаимном влиянии оператора и техники друг на друга, частотах наступ­ления различных состояний СЧМ.

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА — один из кри­териев качества теста, характеризующий постоянство, устойчивость результатов, полученных с его помощью. Чем больше Н. т., тем относительно свободнее он от погрешностей измерений. Поэтому Н. т. определяет степень точности, с которой он измеряет определенное свойство лич­ности; это характеристика точности его как измерительного инструмента, его устойчивости к действию помех (как вне­шних, так и внутренних). Эмпирическое определение Н. т. является обязательным условием допуска для использования его в практической деятельности, напр. в це­лях профессионального отбора. Для определения Н. т. используют следу­ющие методы. 1. Метод повторного тес­тирования (метод тест— ретест). Для оценки надежности тест предъявляется дважды одной и той же группе испытуе­мых через какое-то время. Длительность временного промежутка определяется со­держанием характера или задач теста. Мерой Н. т. служит коэффициент корреляции и результатов, полученных при пер­вичном и вторичном применении теста. 2. Метод тестирования параллельной, или эквивалентной, формой теста. При при­менении метода испытуемых разбирают на две равночисленные группы. Затем первой группе предъявляют основную форму, второй группе — эквивалентную форму Через некоторое время формы ме­няют между группами испытуемых и сно­ва проводят испытания. После этого для всей выборки испытуемых вычисляются результаты для каждой из форм, для ко­торых затем определяется коэффициент корреляции, по величине которого и су­дят о Н. т. 3. Метод расчленения теста на части (напр., четные и нечетные) с пос­ледующим сопоставлением результатов частей. Достоинством этого метода по сравнению с предыдущими является большая точность, поскольку он предпо­лагает проведение лишь однократного те­стирования.

НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТО­РА — свойство человека безотказно вы­полнять деятельность в течение опреде­ленного времени при заданных условиях. Определение Н. ч.-о. тесно связано с по­нятием отказа. Понятие Н. ч.-о. было введено по аналогии с понятием надеж­ности технических средств, однако, оно по своему содержанию неизмеримо слож­нее последнего. Это обусловлено тем, что общая Н. ч.-о. включает в себя, по край­ней мере, две составляющие: биологичес­кую надежность, учитывающую устойчи­вые отказы человека, причинами кото­рых могут быть болезнь, сон, утомление и т.д., и психологическую надежность, учитывающую ошибки в работе оператора. При работе оператора в особых усло­виях (см. Психология труда в особых усло­виях) необходимо учитывать обе составля­ющие Н. ч.-о., при работе в обычных ус­ловиях ограничиваются обычно рассмот­рением лишь психологической надежно­сти.

Н. ч.-о. характеризуется показателями безошибочности (вероятность безоши­бочной работы, интенсивность ошибок), готовности (коэффициент готовности), восстанавливаемости (вероятность ис­правления ошибки) и своевременности (вероятность своевременного выполне­ния работы). Н. ч.-о. обычно не являет­ся постоянной величиной, а меняется с течением времени. Это обусловлено как изменениями условий деятельности, так и колебаниями состояния оператора. Поэтому при определении Н. ч.-о. в каж­дом конкретном случае необходимо учи­тывать те или иные факторы, наиболее характерные для данного вида деятель­ности. С каждым из этих факторов свя­зывается определенное состояние СЧМ и для каждого из этих состояний опре­деляется конкретное значение изучаемо­го показателя Н. ч.-о. При такой поста­новке он представляет собой дискретную случайную величину, неявным образом зависящую от времени через выбранные условия деятельности. Для определения показателей Н. ч.-о. используются спра­вочные данные по времени и вероятнос­ти безошибочного выполнения отдель­ных действий. Эти данные приводятся для двух видов деятельности оператора: при работе с установкой на точность или установкой на скорость работы. Повыше­нию Н. ч.-о. способствует самоконтроль им своих действий, необходимый уро­вень обученности, наличие у оператора профессионально важных для данной дея­тельности психологических качеств, правильной организации его труда, со­ответствие техники инженерно-психоло­гическим требованиям.

НАПРЯЖЕНИЕ — величина усилия, направленного на выполнение професси­ональных функций. Виды Н. могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими процессами, которые преимущественно вовлечены в профессио­нальную деятельность. Интеллектуальное Н. вызывается частым обращением к интеллектуальным процессам в процессе ре­шения задач и принятия решения, оно обусловлено высокой плотностью потока проблемных ситуаций, требующих реше­ния. Сенсорное Н. вызывается неопти­мальными условиями деятельности сен­сорных и перцептивных систем либо пре­имущественным функционированием этих систем в процессе деятельности. Физическое Н. вызывается повышенной нагрузкой на двигательный аппарат чело­века. Эмоциональное Н. вызывается кон­фликтными условиями, повышенной ве­роятностью возникновения аварийной ситуации либо длительным Н. прочих видов. Н. ожидания вызывается необхо­димостью поддержания готовности рабо­чих функций в условиях отсутствия дея­тельности (см. Оперативный покой). Совокупность неблагоприятных факто­ров, вызывающих Н., может быть разбита на следующие группы: физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитаемости нормативным требованиям; биологический страх, дефицит времени на решение задачи, повышенная трудность задачи, повышенная значимость ошибоч­ных действий, наличие релевантных по­мех, неуспех вследствие объективных об­стоятельств, оборонительная реакция на неожиданные сигналы, недогрузка или перегрузка информацией, дефицит ин­формации для принятия решения, вы­нужденная рабочая поза. Длительное или одновременное воздействие всех или час­ти этих факторов приводит к особой фор­ме Н., называемой стрессом.

НАПРЯЖЕННОСТЬ - широко рас­пространенный в инженерной психоло­гии и эргономике термин, имеющий полифункциональное значение. Он ис­пользуется как для характеристики са­мого процесса трудовой деятельности, так и для обозначения специфических состояний, возникающих в ходе ее вы­полнения.

Н. деятельности непосредственно опре­деляется структурой процесса труда, в частности видом рабочей нагрузки, ее интенсивностью, продолжительностью воздействия и характером распределе­ния во времени. В этом контексте поня­тие Н. соотносится с требованиями, предъявляемыми конкретными видами деятельности к человеку. Н. деятельности может косвенно характеризоваться со стороны психологических и физио­логических затрат (цены деятельности), необходимых для достижения трудовой цели. В этом случае под Н. понимается величина усилий, прилагаемых челове­ком для выполнения поставленной пе­ред ним задачи. Внутри этого общего понятия выделяются два основных класса Н.: специфическая Н., определя­ющая динамику и интенсивность пси­хофизиологических процессов, лежа­щих в основе выполнения специальных трудовых навыков, и неспецифическая Н., характеризующая общие психофи­зиологические ресурсы человека и обес­печивающая уровень выполнения дея­тельности в целом. Использование данного определения Н., хотя оно и ос­новывается на характеристике реализу­емых и потенциальных возможностей человека, направлено прежде всего на качественную и количественную оцен­ку самого трудового процесса. С содер­жанием понятия неспецифической Н. согласуется традиционное для психофи­зиологических исследований понима­ние Н. как спектра деятельностных со­стояний организма, характеризующихся повышенным уровнем функционирова­ния различных психофизиологических систем по сравнению с состоянием по­коя. В русле этого подхода разрабатыва­ется понятие Н, как ведущего функцио­нального состояния, сопровождающего любую целенаправленную деятельность и характеризующую степень соответ­ствия условий деятельности возможно­стям человека. На основании критерия оптимальности соответствия затрачива­емых человеком усилий требованиям деятельности выделяется продуктивная и непродуктивная Н. В более узком смысле термин «Н.» обо­значает ряд состояний человека-опера­тора, определяемых фактором интен­сивности и структуры информационной нагрузки. Поэтому с этих позиций состо­яние Н. понимается как реакция инди­вида на информационную структуру на­грузки, которая определяется главным образом режимом предъявления инфор­мации. Одним из главных критериев степени Н. является адекватность реак­ции индивида на изменения в информационной структуре стимуляции. В неко­торых случаях с помощью понятия Н. ха­рактеризуется одна из фаз утомления, связанная с поддержанием высокого уров­ня работоспособности в результате волевых усилий. Нередко термином «Н.» обозна­чается круг состояний человека, возника­ющих в усложненных условиях деятель­ности. Среди многообразных вариантов понятия Н. наиболее разработано поня­тие психической Н., характеризующее особенности психической деятельности человека в стрессогенных ситуациях. По типу характера влияние этих состояний на эффективность деятельности выделяют со­стояния операционной Н. и эмоциональ­ной Н. Операционная Н., в основе которой лежит преобладание процессуальных моти­вов деятельности, оказывает мобилизую­щее влияние на индивида и способствует сохранению высокого уровня работоспо­собности. Развитие состояний эмоциональ­ной Н. приводит к падению эффективнос­ти и дезорганизации деятельности. При рассмотрении приведенного переч­ня определений Н. обнаруживаются многочисленные точки пересечения между содержанием отдельных понятий. Это делает разрешимой задачу преодоле­ния терминологической неоднозначно­сти на основе соотношения различных содержаний понятия Н. в рамках единой концепции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.