Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации






Контрольно-счетные органы созданы во всех субъектах Российской Федерации. В соответствии с Законом № 6-ФЗ они обладают организационной и функциональной самостоятельностью, правами юридического лица, являются органами внешнего государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации.

Полномочия этих органов определяются региональными законами, но в основу положены те, что предусмотрены Законом № 6-ФЗ:

1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации;

8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Во многих субъектах Российской Федерации данный перечень полномочий расширен, уточнены отдельные положения.

 

Для удобства систематизации полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, определенных федеральным законодательством, их можно разделить на 5 групп.

1. Контрольно-ревизионные полномочия (реализуются в ходе текущего и последующего контроля):

- текущий контроль (мониторинг) исполнения бюджета;

- контрольные мероприятия (проверки, ревизии, обследования) проводятся в целях определения законности и эффективности использования бюджетных средств;

- проверки местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов;

- внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации;

- проверка годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации;

- проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения государственным имуществом;

- проверки полноты и своевременности поступления доходов от использования государственного имущества;

- проверки эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

- проверки законности предоставления государственных гарантий и поручительств.

2. Экспертные (осуществляемые на стадии подготовки нормативных правовых актов и имеющие, таким образом, характер предварительного контроля):

- экспертиза проектов законов о бюджете субъекта Российской Федерации, о внесении в него изменений и об его исполнении;

- экспертиза проектов законов о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, о внесении в него изменений и об его исполнении;

- экспертиза проектов нормативных правовых актов законодательных органов, относящихся к актам бюджетного законодательства Российской Федерации (то есть касающихся доходов, расходов бюджетов, организации бюджетного процесса);

- финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

- Экспертиза государственных программ субъекта Российской Федерации.

3. Аналитические:

- анализ всей информации, поступающей в контрольно-счетный орган в ходе его контрольной и иной деятельности;

- анализ хода исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации, выявление отклонений от законодательно установленных параметров;

- анализ нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий;

- анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

- анализ результатов собственной деятельности.

4. Информационные:

- информирование законодательного органа субъекта Российской Федерации о ходе исполнения бюджетов, в том числе предоставление информации о результатах анализа отчетов об исполнении бюджетов за первый квартал, полугодие и 9 месяцев финансового года;

- информирование законодательного органа субъекта Российской Федерации о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и мерах, принятых по их итогам;

- размещение на своем официальном сайте в сети Интернет и опубликование в средствах массовой информации данных о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах;

- ежегодное представление отчета о деятельности контрольно-счетного органа законодательному органу.

5. Коммуникационные:

- взаимодействие и заключение соглашений с контрольно-счетными органами других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также со Счетной палатой Российской Федерации, с территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- участие в объединениях контрольно-счетных органов;

- участие в работе как временных, так и постоянно действующих совместных с другими государственными органами координационных, консультационных, совещательных и других рабочих органов;

- проведение совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий со Счетной палатой Российской Федерации, с контрольно-счетными органами муниципальных образований;

- оказание контрольно-счетным органам муниципальных образований организационной, правовой, информационной, методической и иной помощи;

- содействие профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований;

- осуществление по обращению контрольно-счетных органов муниципальных образований или представительных органов муниципальных образований анализа деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований и выработка рекомендаций по повышению эффективности их работы.

 

Численность и организационная структура контрольно-счетных органов большинства субъектов Российской Федерации позволяют обеспечить выполнение возложенных на них полномочий органов внешнего финансового контроля. Онисостоят из председателя, заместителя председателя, нескольких аудиторов и аппарата контрольно-счетного органа. Обычно председатель, его заместитель и аудиторы замещают государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, инспекторы и иные работники аппарата контрольно-счетного органа являются государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Как правило, аудиторы возглавляют одно из направлений деятельности, обеспечивая контроль за доходами или определенными расходами регионального бюджета. Могут быть, например, следующие направления: контроль за доходами бюджета, контроль за расходами на государственное управление и правоохранительную деятельность, контроль за расходами на национальную экономику, контроль за расходами на капитальное строительство, контроль за расходами на социальную сферу, контроль за использованием межбюджетных трансфертов, контроль за порядком управления и распоряжения муниципальным имуществом и другие.

Председатель, его заместитель и аудиторы образуют коллегию контрольно-счетного органа, которая рассматривает наиболее важные вопросы его деятельности. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о коллегии.

В аппарат контрольно-счетного органа включаются инспекторы и иные работники. Инспекторы объединены в инспекции или рабочие группы и на постоянной или временной основе закрепляются за аудиторами для проведения контрольных мероприятий.

Другие сотрудники объединены в несколько отделов. Обычно это:

- юридический отдел, осуществляющий правовое сопровождение контрольных мероприятий (в некоторых региональных контрольно-счетных органах практикуется закрепление сотрудников этого отдела на время проведения контрольного мероприятия за рабочей группой). Кроме этого, сотрудники юридического отдела обеспечивают законность деятельности контрольно-счетного органа, представляют его интересы в суде;

- экспертно-аналитический отдел, сотрудники которого проводят экспертизы проектов законов, государственных программ, осуществляют мониторинг исполнения бюджета и социально-экономической ситуации в регионе, готовят аналитические материалы, разрабатывают методики;

- отдел представлений и предписаний готовит представления и предписания, направляет их нарушителям, контролирует исполнение;

- отдел учета и отчетности осуществляет бухгалтерский учет;

- отдел государственной службы и кадров проводит конкурсы на замещение вакантных должностей государственной службы, работает с резервом кадров, повышением квалификации, подготавливает внутренние документы по работе с персоналом;

- обеспечивающее подразделение обычно включает специалистов по оформлению документов, информационному и материальному обеспечению, секретарей и помощников.

Возможен и иной подход к организационному построению региональных контрольно-счетных органов. Во многом он зависит от их численности, индивидуальных особенностей и установившихся традиций.

На рисунках 10 – 12 приведена организационная структура трех региональных контрольно-счетных органов. Принципиально они похожи, однако внимательное знакомство позволяет выделить их отличительные особенности.

 

 

 

Рис. 10. Структура Счетной палаты Свердловской области

 

 

Рис. 11. Структура Контрольно-счетной палаты Челябинской области

 

 

Рис. 12. Структура Счетной палаты Тюменской области

Численный состав контрольно-счетного органа устанавливает законодательный орган субъекта Российской Федерации. Например, в Контрольно-счетной палате Москвы работает 180 человек, более чем из 100 сотрудников состоит Счетная палата республики Дагестан. Более 70 сотрудников в составе контрольно-счетных органов республик Татарстан и Башкортостан, Ставропольского края, Московской и Ростовской областей. Большинство регионов установило численность органов внешнего финансового контроля на уровне 30 – 70 человек. В то же время в некоторых субъектах Российской Федерации сохраняются небольшие контрольно-счетные органы численностью до 20 сотрудников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.