Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие бюджетного аудита






 

В последнее время получило применение понятие «государственный аудит». Обычно аудит трактуют как выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия законодательству порядка ведения бухгалтерского учета. Однако такое понимание является слишком узким, раскрывает только одну сторону аудита.

В более широком варианте аудит – это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и предоставляющий результаты заинтересованному пользователю.

Именно в этом ключе и следует рассматривать понятие «государственный аудит». С.В.Степашин в своем фундаментальном труде[2] определяет государственный аудит как систему внешнего, независимого публичного аудита деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными), призванную обеспечить согласование деятельности органов власти с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. При этом выделяется 7 направлений деятельности современного государственного аудита:

- финансовый аудит;

- аудит соответствия (законности);

- аудит эффективности расходования бюджетных средств;

- аудит эффективности деятельности государственных органов;

- аудит эффективности внутренних систем контроля;

- аудит эффективности системы национальных счетов;

- аудит трансформаций.

В.А.Двуреченских[3] предлагает считать основными формами государственного аудита:

- финансовый аудит;

- управленческий аудит;

- аудит информации;

- стратегический аудит.

Предметом государственного аудита являются государственные ресурсы (бюджетные средства, государственное имущество, природные ресурсы, интеллектуальная собственность и т.д.), пользователем результатов аудита – законодательные органы государственной власти. Субъектом государственного аудита является специально созданный государственный орган (орган внешнего государственного аудита – Счетная палата Российской Федерации), который предоставляет заинтересованному пользователю (законодательному органу) квалифицированное независимое заключение о качестве управления общественными ресурсами, снабжает его объективной информацией о «финансовом здоровье» государства и предлагает рекомендации по совершенствованию управленческих решений.

Аудит в бюджетной системе Российской Федерации можно назвать бюджетным аудитом (внешним аудитом бюджетов). Его субъектами являются органы внешнего государственного финансового контроля – Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, бюджетный аудит определяется как системный процесс получения и оценки объективных данных о качестве управления бюджетными средствами, состоянии внутреннего финансового контроля, достоверности финансовой отчетности, законности и эффективности использования бюджетных средств, осуществляемый на всех стадиях бюджетного процесса органами внешнего финансового контроля, с предоставлением результатов аудита законодательным (представительным) органам.

Бюджетный аудит отличается от бюджетного контроля тем, что имеет аналитический, исследовательский, информационный характер, не предполагает применение к объекту аудита каких-либо санкций. Отличительными особенностями бюджетного аудита являются:

- анализ проектов нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, оценка достижимости заявленных результатов;

- выражение независимого мнения о полноте и достоверности финансовой отчетности объекта бюджетного аудита;

- оценка эффективности использования бюджетных средств, особенно в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат;

- оценка эффективности управления бюджетными средствами,

- анализ состояния внутреннего финансового контроля;

- предоставление итогов аудита заинтересованному пользователю (законодательному органу);

- обеспечение публичности, которая позволит членам гражданского общества давать оценку тому, насколько эффективно избранная им власть управляет общественными финансами;

- предоставление объекту бюджетного аудита рекомендаций по устранению недостатков и совершенствованию отчетности, улучшению качества и эффективности работы.

 

Можно выделить следующие виды бюджетного аудита, применяемые органами внешнего финансового контроля (аудита) на всех стадиях бюджетного процесса:

Аудит исполнимости. Применяется в ходе проведения экспертизы проектов бюджетов, государственных (муниципальных) программ. При этом оценивается рациональность планирования бюджетных показателей, предполагаемые результаты на предмет возможности их достижения за счет запланированных для этого ресурсов, получение желаемых социально-экономических последствий.

Аудит адекватности. При осуществлении мониторинга исполнения бюджетов фактически оценивается динамика их исполнения, соответствие текущих показателей утвержденным бюджетным назначениям, то есть адекватность хода исполнения бюджета заявленной бюджетной траектории. При отклонении то этой траектории субъект аудита посылает сигналы об этом законодательным (представительным) органам, которые приняли соответствующие бюджеты.

Аудит результатов. Он призван оценить достигнутые в процессе исполнения бюджета результаты, что достигается в процессе последующего контроля. При этом проводится:

а) финансовый аудит, который заключается в оценке:

- полноты и достоверности бюджетной отчетности (аудит отчетности);

- исполнения норм действующего законодательства, соответствия показателей исполнения бюджетов утвержденным бюджетным назначениям и законности проведенных финансовых операций (аудит соответствия);

б) аудит эффективности, при котором оценивается:

- эффективность использования бюджетных средств;

- эффективность деятельности государственных органов;

- эффективность внутренних систем контроля.

Финансовый аудит предполагает оценку результатов финансовой деятельности объекта аудита. Так, полнота и достоверность бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (аудит отчетности) осуществляется при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении соответствующих бюджетов. При экспертизе закона (решения) об исполнении бюджета оценивается соответствие показателей исполнения бюджета утвержденным бюджетным назначениям (а это элемент аудита соответствия).

Аудит эффективности обычно осуществляется по критериям экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств:

- результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов при использованном объеме средств, определенных бюджетом;

- экономичность выражается в использовании на достижение заданного результата наименьшего объема бюджетных средств;

- продуктивность обычно определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.

 

Схематично система бюджетного аудита изображена на рис. 7.

 

 

Рис. 7. Схема аудита в бюджетном процессе

 

Наряду с бюджетным аудитом, осуществляемым органами внешнего финансового контроля, в системе исполнительных органов государственной власти в последнее время появилось понятие – внутренний финансовый аудит. Обособленные подразделения внутреннего финансового аудита создаются в структуре главных распорядителей средств федерального бюджета. Их целями являются:

- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;

- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний финансовый аудит проводится в подразделениях главных распорядителей бюджетных средств, у распорядителей и получателей бюджетных средств и, в конечном итоге, должен способствовать более эффективной их деятельности по управлению общественными финансами.

 

Рассмотренные в данной главе теоретические основы бюджетного контроля являются научным фундаментом для освоения материала, изложенного в последующих главах. Понимание теоретических положений, основополагающих взаимосвязей между элементами системы бюджетного контроля, усвоение терминологии и фундаментальных понятий поможет разобраться в принципиальных положениях, определяющих организацию бюджетного контроля в государстве, основы устройства и деятельности осуществляющих его органов внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

 

 

Задания:

1. Нарисуйте схему системы бюджетного контроля, субъектом которого являются органы внутреннего финансового контроля. Объясните взаимосвязи между элементами этой системы.

2. Сформулируйте определения контроля, государственного контроля, финансового контроля, государственного финансового контроля, бюджетного контроля. Объясните сходство и различия этих понятий.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое система управления, какое место в ней занимает контроль?

2. Что такое государственный финансовый контроль?

3. Перечислите виды государственного финансового контроля.

4. Перечислите принципы государственного финансового контроля.

5. Каковы функции государственного финансового контроля?

6. Что такое бюджетный контроль?

7. Каковы формы бюджетного контроля?

8. Назовите методы бюджетного контроля.

9. Какие методы бюджетного контроля используются при осуществлении а) предварительного, б) текущего и в) последующего контроля?

10. В чем состоит различие внешнего и внутреннего финансового контроля?

11. Что такое контрольно-счетные органы?

12. Какие формы и методы бюджетного контроля применяются контрольно-счетными органами?

13. Что такое бюджетный аудит?

14. Назовите субъекты бюджетного аудита.

15. Зачем проводится внутренний финансовый аудит и каковы его объекты?

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.