Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная логистика






 

Логистическая информация – это целенаправленно собираемая совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес и подлежащих регистрации и обработке для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.

 

Что такое информационная логистика?

Информационная логистика – это функциональная область логистики, изучающая и решающая проблемы организации и интеграции информационных потоков для принятия управленческих решений в логистических системах.

Объектом изучения информационной логистики является информационный поток.

Основная цель информационной логистики – обеспечение логистических систем нужной информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте.

Основные задачи информационной логистики:

- организация и структуризация потоков данных сопровождающих материальный поток;

- доставка их в требуемое место в требуемое время и в требуемом объеме;

- накопление структурированных данных – формирование информационного поля для проведения полномасштабного анализа;

- обеспечение проведения анализа и принятия решений (расчеты, визуализация анализа и результатов, экспертные рекомендации);

- доведение решений до исполнителей и контроль их исполнения.

Что такое информационный поток?

 

Информационный поток – это системная совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций.

 

Классификация информационных потоков:

 

 

Информационный поток измеряется количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. За единицу количества информации обычно принимают бит или байт, однако это может быть количество документострок при бумажном информационном обмене.

 

Схема информационных потоков предпринимательской фирмы:

 

Что такое информационная логистическая система?

 

Информационная логистическая система – это гибкая структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, необходимых справочников, компьютерных программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования логистической системы.

 

Структура информационных систем и технологий в логистике:

Логистические информационные технологии в складировании

 

В качестве основных современных технологий автоматизированного управления складом предлагаем рассмотреть следующие технологии:

- технология штрих-кодирования;

- RFID-технология;

- технология WMS.

 

Штрих-кодирование:

 

Суть штрих-кодирования состоит в использовании закодированной последовательности символов – параллельных штрихов черного цвета различной толщины, расположенных на заданных расстояниях друг от друга. Промежутки между этими штрихами, да и сами штрихи, кодируют данных об объекте в символы.

Предметом, позволяющим переводить символьный код в читаемую человеком запись, является сканер штрих-кода.

 

Для того чтобы получить информацию об объекте (продукте или товаре), достаточно просто поднести сканер штрих-кода к коду на упаковке. Сканер с помощью специального детектора, посылающего электромагнитные импульсы, анализирует пробелы и ширину штрихов, таким образом, переводя полученную информацию в исходный формат, благодаря чему программное обеспечение (чаще всего компьютеры) может в минимально короткие сроки и с максимальной точностью воспроизвести то, что было закодировано производителем.

 

Сканер «палочка (или ручка)» - самый простой и экономичный вариант. Они являются наиболее популярными вследствие их низкой стоимости. Сканеры вручную перемещаются через поле штрих кода, чтобы выполнить считывание, поэтому их классифицируют как «контактные» сканеры. Эти сканеры очень просты в использовании, однако требуют от оператора сохранения постоянной скорости движения через поле штрих кода и плоской поверхности позади штрих кода, для обеспечения постоянного давления, прилагаемого оператором к сканеру во время процесса считывания.

 

Стоимость в районе 1000 – 3000 руб.

 

Лазерный сканер – отличается от палочки удобством использования, чуть большей стоимостью и большей надежностью. Пользователь просто подносит сканер к штрих-коду и нажимает клавишу включения. Лазерные сканеры обычно считывают Штрих код с расстояния примерно в 25-30 см, поэтому их классифицируют как «бесконтактные» сканеры. Лазерные сканеры отлично подходят для считывания штрих кода с расстояния, для считывания плохо отпечатанных штрих кодов, считывания разных размеров штрих кода и с неровных поверхностей.

 

 

Минимальная стоимость в районе 2000 – 6000 руб. (в зависимости от производителя и технических характеристик).

 

Терминал сбора данных – является сегодня максимально удобным в работе со штрих-кодами. Терминал включает микрокомпьютер, дисплей, клавиатуру, декодер штрих-кода, порт, источник питания, память для хранения данных. Для считывания штрих кода, система может быть снабжена любым сканером. Терминал представляет собой устройство, позволяющее не только считывать штрихи с этикеток товаров, но и сопоставлять имеющиеся данные о продукции с полученными в результате сканирования данными.

 

 

Стоимость от 10 000 до 60 000 руб. и выше.

 

Применение штрих-кодирования на складе позволяет:

- автоматизировать учет и контроль за движением материального потока;

- автоматизировать процесс инвентаризации материальных запасов;

- сократить время на логистические операции с материальным потоком.

 

Все КИС позволяют работать со штрих-кодами.

 

RFID-технология:

 

RFID (Radio Frequency Identification) – это технология, использующая радиоволны для автоматической идентификации физических объектов, которая позволяет осуществлять бесконтактный ввод и считывание данных с чипов на расстоянии и без их прямой видимости, используя для этого как стационарные, так и мобильные устройства.

 

RFID-система состоит из следующих компонентов:

- метка (для хранения и передачи идентификатора);

- ридер (для считывания идентификатора и обработки информации);

- антенна (для излучения несущих радиоволн и приема отклика от радиочастотных меток);

- локальный сервер и программное обеспечение (для сбора и обработки информации).

 

 

Стоимость ридера варьируется в среднем от 30 000 руб. до 50 000 руб. и выше.

Стоимость радиочастотной метки составляет 7-8$ (может достигать 20$ в зависимости от характеристик самой метки) в сравнении со штрих-кодовой этикеткой штрих-кода стоимость не более 0, 01$.

 

Сравнение штрих-кодирования и RFID-технологии:

 

Характеристики технологии RFID Штрих-код
Необходимость в прямой видимости метки Нет Есть
Объем памяти От 10 до 10 000 байт До 100 байт
Возможность перезаписи данных и многократного использования метки Есть Нет
Дальность регистрации До 1000 м До 4 м
Одновременная идентификация нескольких объектов До 200 меток в секунду Невозможна
Устойчивость к воздействиям окружающей среды: механическому, температурному химическому, влаге Повышенная прочность и сопротивляемость Крайне легко повреждается
Срок жизни метки Более 10 лет Короткий
Безопасность и защита от подделки Подделка практически невозможна Подделать легко
Идентификация движущихся объектов Да Затруднена
Подверженность помехам в виде электромагнитных полей Есть Нет
Идентификация металлических объектов Возможна Возможна
Использование как стационарных, так и ручных терминалов для идентификации Да Да
Стоимость Высокая Низкая

 

Технология WMS:

 

Warehouse Management System – система автоматизированного управления складом.

Система эффективного управления складом подразумевает наличие трех обязательных составляющих:

- технология управления складом: правила и регламент выполнения складских операций;

- компьютерная программа: инструмент для автоматизации выполнения складских операций;

- складское оборудование: современные системы хранения и обработки товаров, погрузочно-разгрузочная техника.

 

Любая система, созданная на базе WMS, включает в себя технологии управления сладом и компьютерную программу.

 

Схема документооборота в системе WMS:

Технология WMS базируется на обязательном применении технологий штрих-кодирования или RFID.

 

Использование возможностей Microsoft Excel для управления складом:

 

Использование приложения Microsoft Excel позволит существенно сократить время на расчет основных характеристик процесса складирования, параметров самого склада, а также позволит заложить в системе ряд алгоритмов для последующего многократного использования. Применение данных алгоритмов позволит повысить уровень организации процесса складирования и его эффективность, усилив расчетный и аналитический блок.

 

Основные алгоритмы, которые можно просчитать в Microsoft Excel, используя элемент автоматизации:

- проведение анализа ABC-XYZ запасов;

- расчет уровня страхового запаса;

- расчет параметров выбранной системы управления запасами;

- расчет интервалов поставки;

- расчет всевозможных параметров склада (емкость склада, расчет технологических зон, расчет среднего срока хранения товаров на складе, оборот склада, пропускная способность склада, объем грузопотока, коэффициенты использования площади, объема, учет рабочего времени работников склада, расчет потребности в необходимом оборудовании и др.).

 

Стоит отметить, что ввести все перечисленные алгоритмы в приложение – это полдела. Результаты всех проведенных расчетов должны быть адекватно оценены и проанализированы. И по результатам этого анализа человек, который занимается этим, должен уметь делать выводы о работе склада: выявлять сильные и слабые позиции, выявлять тенденции, закономерности, зависимости, а также предлагать решения выявленных проблем. Без анализа полученной информации работа с приложением Microsoft Excel в данной области не принесет вам пользы, и вы лишь попусту потратите время на ввод данных.

 

Логистические информационные технологии управления документооборотом

 

Современные технологии управления внутренним документооборотом предприятия:

 

Возможны три варианта управления внутренним документооборотом в компании:

· использование простых методов в Microsoft Word, Excel, Access;

· разработка и внедрение собственной системы электронного документооборота;

· покупка и внедрение готовых программных продуктов в этой области.

 

Внедрение того или иного программного продукта должно начинаться с четкого определения цели внедрения этого продукта в компании. Рассмотрим возможные варианты:

 

 

 

 

Когда цель поставлена, а задачи автоматизации определены, можно переходить к следующему этапу – выбору системы электронного документооборота

 

Система «ЭТЛАС» (подходит для малого и среднего бизнеса):

 

Система электронного документооборота и управления бизнес-процессами «ЭТЛАС» — это удобная и очень простая в использовании система электронного документооборота и управления бизнес-процессами. Она подходит как опытным пользователям, так и пользователям, еще не имевшим дело с электронным документооборотом.

Несмотря на широкие возможности системы ЭТЛАС, она обладает очень высокой производительностью, и, соответственно, низкими требованиями, как к персональным компьютерам пользователей, так и к серверному компьютеру.

 

Основные функции:

 

Работа с входящими и исходящими документами:

- регистрация, контроль и учет входящей и исходящей корреспонденции;

- наложение резолюций, контроль исполнения, написание и просмотр отчетов по резолюциям;

- пересылка документов для исполнения внутри организации по заданным маршрутам;

- быстрый поиск по всем атрибутам документа.

 

Работа с внутренними документами:

- управление процессом создания документов;

- реализация совместной работы с документами;

- распределение прав доступа;

- формирование поручений по документам;

- передача завизированных документов сотрудникам на ознакомление и исполнение;

- контроль прохождения и исполнения документов;

- управление доступом к документам;

- создание и хранение шаблонов документов;

- рассылка документов, регламентированное и динамическое определение маршрутов прохождения документов;

- утверждение документов, реализация многоуровневой процедуры согласования;

- архивное хранение документов;

- ведение статистики работы каждого пользователя системы.

 

Работа с бизнес-процессами:

- создание маршрута выполнения бизнес-процесса;

- отслеживание состояния выполнения бизнес-процесса в любой момент времени;

- рассылка уведомлений по почте о приближении срока выполнения здания.

 

Обеспечение информационной безопасности:

- разграничение прав доступа пользователей к документам, папкам и функциям системы;

- протоколирование действий пользователей;

- использование методов криптографической защиты информации – электронная цифровая подпись и шифрование.

 

Стоимость лицензии на одно рабочее место варьируется в зависимости от комплектации от 2500 до 4000 руб.

 

Система 1С: Документооборот (8) (для среднего и крупного бизнеса):

 

Данная система в сравнении с предыдущей включает множество дополнительных функций, а также функции, имеющиеся в предыдущем программном продукте, имеют большие возможности. Поэтому данная система больше подходит уже средним и крупным предприятиям.

 

Функциональные возможности системы:

 

 

Управление документооборотом на уровне взаимодействия предприятий:

 

Наиболее распространенной и актуальной технологией организации электронного документооборота между двумя и более предприятиями является технология Электронного обмена данными EDI (Electronic Data Interchange), разработанная в США в середине 60-х годов.

 

Электронный обмен данными (EDI) представляет собой компьютерный информационный обмен сообщениями между бизнес-партнерами непосредственно из одной компьютерной системы в другую с применением стандартного формата данных.

Под сообщением понимается набор связанных между собой данных, предназначенный для передачи в электронном виде, структурированных в соответствии с согласованными стандартами и однозначно автоматически обрабатываемых передающей и принимающей информационными системами.

 

Рассмотрим, как работает данная технология на примере:

 

 

Предположим, ритейлер посылает поставщику заказ на поставку.

- После процесса подготовки заказа информация о заказе находится в компьютерном приложении в персональном компьютере ритейлера. Эта информация извлекается из компьютера ритейлера и преобразуется в файл для программы перевода EDI.

- Транслятор EDI проводит согласование и проверяет, чтобы преобразованный файл удовлетворял стандартам EDI и руководству торговых партнёров по внедрению систем. После этого он переводит сообщение уже в формат EDI (прямое преобразование).

- Устанавливается коммуникационное соединение для передачи EDI-заказа на поставку. Программное обеспечение EDI контролирует коммуникационное программное обеспечение.

- Полученный файл отправляется либо в почтовый ящик, либо на сайт FTP (архив), либо напрямую поставщику по протоколу HTTP.

- Компьютерная программа, которая получает EDI-заказ, переводит заказ в требуемый поставщиком формат (обратное преобразование) готовит её к переводу в файлы существующего приложения. Например, заказ на поставку, полученный через EDI, может быть переведён и загружен в модуль регистрации заказа.

- Когда заказ получен, программное обеспечение генерирует «Функциональное подтверждение» обратно закупщику – ритейлеру. «Функциональное подтверждение» отображает получение сообщения и информацию о том, было или не было оно совмещено со стандартом EDI, но сами данные в это сообщение не добавляются.

- Подобная схема работает и при выставлении счета на оплату поставки.

 

Что такое FTP-архив и Web-портал EDI?

 

В настоящее время очень распространенным вариантом, особенно для предприятий, имеющих небольшой документооборот, является использование FTP-архива через Web-портал EDI, имея только лишь выход в Интернет.

Архив предназначен для хранения любых видов электронных документов, созданных на базе платформы EDI, на сервере FTP в течение установленного срок (срок согласуется между заказчиком и поставщиком данной услуги). При этом есть возможность загружать документы из учетной системы отправителя и наоборот загружать документы в учетную систему получателя.

 

Электронный архив такого формата работает в модели аутсорсинга. В предлагаемой модели клиент не несёт затрат, связанных с закупкой инфраструктуры IT, а также с сервисом и мониторингом приложений. Соответственно, в основном такой способ ведения электронного документооборота предназначен для малых компаний, чей документооборот с контрагентами незначителен и нет необходимости в создании собственной инфраструктуры IT для обмена документами с контрагентами.

 

Готовая или своя система EDI?

 

Многие компании принимают решение о разработке собственной системы EDI, что недостаточно оправдано: во-первых, это достаточно дорого, во-вторых, это требует постоянной поддержки, администрирования и усовершенствования разработанной системы, в-третьих, если компания имеет планы в будущем работать со своими партнерами по бизнесу в режиме EDI, она должна разработать максимально гибкую и удобную платформу, чтобы ее можно было интегрировать с системой партнеров. Дешевле использовать уже разработанные системы EDI, которые сейчас предлагаются на нашем рынке в большом количестве.

 

Логистические информационные технологии коммуникаций и контроля:

 

Современные технологии коммуникаций и контроля предназначены для обеспечения своевременной и оперативной связи между участниками логистического процесса как внутри отдельного предприятиями, так и между предприятиями в цепи поставок, а также для обеспечения всех участников логистического процесса нужной информацией о состоянии процесса, как на отдельных этапах, так и в целом на входе и выходе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.