Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Констатирующий этап эксперимента






 

Диагностика уровня развития воображения проводится у детей по 4 параметрам: исполнительская деятельность, сочинение, слушание, игровая деятельность.

Наиболее оптимальные методы диагностирования: наблюдение за детьми в процессе музыкального занятия в условиях выполнения специально подобранных заданий, диагностические срезы по определенному виду деятельности, игровая деятельность детей на музыкальном занятии. На итоговом занятии, используя метод наблюдения при контроле знаний и умений, делаем вывод о развитии музыкального воображения у детей соответственно накопленному опыту.

Диагностика проводится поэтапно на протяжении 2 лет в старшей и подготовительной группах. Цель диагностики: выявление уровня развития воображения (начальный уровень, динамика развития, эффективность педагогического воздействия).

Экспериментальное исследование было организовано в соответствии с выдвинутыми теоретическими предположениями, в ходе которых выявлены необходимые педагогические условия для развития творческого воображения детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки.

Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился с учащимися дошкольного возраста детского сада на музыкальных занятиях в 2013 учебном году. Занятия проходили 1 раз в неделю по 45 минут. В эксперименте участвовало 49 детей, из них 24 представляли контрольную группу (КГ), 25 вошли в экспериментальную группу (ЭГ).

В ходе опытно-экспериментальной работы предстояло проверить выдвинутую гипотезу о том, что развитие творческого воображения детей дошкольного возраста будет наиболее успешным и продуктивным, если:

С целью проверки эффективности разработанных педагогических условий формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано, был проведен педагогический эксперимент с детьми ДОУ, посещающими подготовительную группу (возраст 6-7 лет)

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов (констатирующего, формирующего и контрольного), а также предварительной поисковой работы. На первом этапе эксперимента были определены экспериментальная и контрольная группы с примерно одинаковым уровнем подготовки (по 13 учащихся в каждой группе), выделены критерии сформированности эмоционально-мотивационного, художественно-креативного компонентов, представленные в табл. 2.1.1.

По выявленным критериям была проведена диагностика уровня сформированности творческого воображения у младших школьников. С целью определения уровня сформированности эмоционально-мотивационного компонента учащимся были предложены различные тесты. Степень эмоциональной отзывчивости детей выявлялась в игровых видах деятельности, в творческих заданиях, в процессе беседы о прослушанной музыке.

На протяжении всех этапов с помощью диагностических заданий, проводилось обследование уровней развития творческого воображения по следующей структуре:

- музыкальный слух;

- музыкальный ритм;

- музыкальная память;

- эмоциональная отзывчивость на музыку.

Во время констатирующего этапа эксперимента создавались одинаковые условия для всех детей, т.е. время проведения, место проведения, одинаковые методики диагностики творческого воображения, создание благоприятной атмосферы, доброжелательное отношение к детям.

В исследовании были разработаны критерии для проведения диагностики, на основе которых выделены три уровня развития творческого воображения: высокий, средний, низкий, каждый из которых имеет свои характеристики.

Таблица 2.1.1.

Характеристика уровней и критерии развития творческого воображения дошкольников

Структура творческого воображения Уровни Критерии
Музыкальный слух (Звуковысотный, ладовый) Высокий Ребенок чисто интонирует; у него развито ладовое чувство; диапазон голоса 6-7 звуков
    Средний Ребенок интонирует только отдельные звуки; ладовое чувство развито плохо; диапазон голоса 2-3 звука
    Низкий Ребенок интонирует не чисто; ладовое чувство не развито
Музыкальный ритм Высокий Ребенок четко передает ритмический рисунок, двигается в соответствии с метроритмом
    Средний Ребенок передает только отдельные элементы ритмического чувства. При движении не всегда попадает в такт музыки
    Низкий Ребенок не передает ритмический рисунок. При движении не попадает в такт музыки.
Музыкальная память Высокий Ребенок быстро запоминает, хорошо узнает и воспроизводит музыкальный материал
    Средний Ребенок не точно запоминает и воспроизводит музыкальный материал
    Низкий Ребенок не обладает навыками запоминания и воспроизведения музыкального материала
Эмоциональная отзывчивость на музыку Высокий предполагает наличие живого отклика на прозвучавшую музыку (учащиеся различают грусть/радость, сопереживают событиям, скрытым за нотным текстом), четкую направленность на решение поставленных задач.
    Средний свидетельствует о том, что эмоциональный отклик на изучаемый музыкальный материал проявляется у младших школьников менее ярко и глубоко, направленность на создание музыкального образа не выражена.
    Низкий указывает на слабую заинтересованность школьников в постижении эмоционально-образной стороны исполняемой музыки.

 

 

Для диагностики развития творческого воображения нами были использованы следующие задания:

1. На определение музыкального слуха: игра «Попади в свою комнату», игра «Идем в гости». Игра «Мамы-птицы и птенчики». Игра «Музыкальное эхо». Игра «Музыкальные загадки».

2. Диагностика музыкального ритма: игра «Умные ладошки», игра «Непослушная музыка».

3. Диагностика музыкальной памяти: игра «Угадай мелодию», игра «Повтори мелодию».

4. Диагностика музыкальной отзывчивости на музыку: игра «Угадай, что за музыка звучит?». Игра «Музыка и ты» (двигаться под музыку).

Так, для диагностики музыкального слуха нами выявлялся уровень сформированности звуковысотного слуха и ладового слуха. Детям предлагалось прослушать пьесы: «Медведь» Е. Каменоградкого, «Птичка» Э. Грига, Колыбельная Н. Тер-Саркисян.

Дети придумывают название к каждой пьесе. Педагог объясняет детям, что медведь ревет низким голосом, следовательно, он изображается звуками низкого регистра; птичка живет высоко на дереве, у нее высокий регистр; у мамы, которая поет нам колыбельную песню тот же голос, что у нас, т.е. в среднем регистре.

В игре «Попади в свою комнату» ставятся три стула. На левый стул от детей кладется игрушечный медведь, на стул, который стоит посередине -кукла, а на правый - птичка. Каждая из игрушек живет в своей комнате. Соответственно звучанию музыки, дети должны угадать, в какую комнату идти к медведю, птичке или к кукле.

В игре «Идем в гости» дети должны определить, к кому в гости идет музыка - к мишке, к птичке или к кукле.

В игре «Мамы-птицы и птенчики» использовалась музыка Е. Тиличеевой. На звук до первой октавы летают птицы-мамы, а на звук до второй октавы - птенчики.

Для определения уровня сформированности художественно-креативного компонента учащимся предлагалось прослушать различные исполнительские трактовки произведений с разными названиями, но сходными по содержанию, высказать свои впечатления, нарисовать картинку, отображающую характер сочинения. Результаты проведенной диагностики в экспериментальной и контрольной группах (ЭГ и КГ) отражены в табл. 2.1.2.

Анализ определения детьми регистрового звучания, а также умения соотнести звуки по принципу «выше-ниже» показал, что далеко не все дети справились с этими заданиями.

В игре «Музыкальное эхо» исполняется произведение «Музыкальное эхо», слова и музыка М. Андреевой. Дети, подобно эхо в лесу повторяют фразы вслед за педагогом.

Определение уровня развития звуковысотного слуха показало, что только 10 % детей могут чисто интонировать заданную мелодию. Это задание оказалось самым сложным для детей. Почти все дети не смогли повторить точно фразы, исполненные педагогом.

С целью определения уровня ладово-гармонического слуха, т.е. способности определить количество звуков в созвучии и характер звучания в ладовых созвучиях использовались игры:

1. «Музыкальные загадки», в которой дети должны отгадать количество звуков в созвучии. Дети идут по залу, ищут грибы. Звучит пауза, потом звук или созвучие. Один звук — один гриб нашли, два звука - два гриба и т. д.

2. Игра «Вернулся ли зайчик домой» (тоника или нет). Ребенок-зайчик бегает вокруг своего домика (стульчика). Звучит музыка. Во время звучания тоники зайчик должен попасть в домик (сесть на стульчик).

Анализ результатов показал, что дети не всегда определяют количество звуков в каждом созвучии, последовательность звуков, а также ладово-гармоническое тяготение.

Для определения развитости чувства музыкального ритма у детей проводились игры «Умные ладошки» и «Непослушная музыка». В игре «Умные ладошки» дети должны «умными ладошками» прохлопать заданный ритмический рисунок. В игре «Непослушная музыка» детям предлагалось подвигаться под музыку, при этом менялся темп, то внезапно ускорялся, то замедлялся, потом менялся ритм музыки и характер.

Диагностика выявления чувства музыкального ритма показала, что дети с удовольствием выполняли задание. Наиболее сложным для них оказалось прохлопать ритмический рисунок по памяти. При этом использовались как простые, несложные по музыкальному рисунку произведения, так и просто хлопки в ладоши, по коленям, по щечкам и т. д.

Способность к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. переживание ее содержания выявлялась с помощью игр «Угадай, что за музыка звучит?», «Музыка и ты». При этом детям предлагалось прослушать несколько разнохарактерных произведений и высказаться о том, что рассказывает музыка. В игре «Музыка и ты» предлагалось подвигаться под музыку в соответствии с ее характером.

Дети с удовольствием выполняли задания. Но можно отметить тот факт, что большинство детей с трудом справлялись с ними.

Итак, проведенное исследование на констатирующем этапе эксперимента позволяет заключить, что у детей дошкольного возраста отмечается сформированность всех структурных компонентов творческого воображения, однако укажем на различную степень их проявления в разнообразных видах деятельности дошкольников. Полученные результаты приведены в табл. 2.1.2. в процентном соотношении контрольной и экспериментальной групп.

 

Таблица 2.1.2.

Полученные результаты диагностики творческого воображения на констатирующем этапе эксперимента

Музыкальные способности Уровни КГ ЭГ
        Кол-во человек % Кол-во человек %
Музыкальный слух Высокий   18, 4   8, 5
    Средний   34, 7   23, 4
    Низкий   46, 9   68, 1
Музыкальный ритм Высокий   24, 5   21, 3
    Средний   36, 7   48, 9
    Низкий   38, 8   29, 8
Музыкальная память Высокий   16, 3   14, 9
    Средний   32, 7   27, 7
    Низкий       57, 4
Эмоциональная отзывчивость на музыку   Высокий   22, 4   19, 2
Средний   36, 8   31, 9
Низкий   40, 8   48, 9

 

Как видно из таблицы, средние и низкие показатели выполнения детьми заданий на определение творческого воображения в процентном отношении в экспериментальных и контрольных группах практически одинаковы.

Итак, результаты диагностики творческого воображения детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента позволили сделать следующие выводы:

1) дети эмоционально скованы при выполнении заданий, несмотря на то, что все задания представлены в игровой форме;

2) у детей слабо развит звуковысотный и ладовый слух, недостаточно развито чувство ритма. Выполнение простейших заданий для них оказалось непосильным;

3) у детей недостаточно развито восприятие музыки. Они не научены слушать произведение с начала до конца;

4) дети не научены анализировать свое исполнение в любом виде музыкальной деятельности;

Результаты констатирующего этапа эксперимента убеждают нас в необходимости проведения формирующего этапа экспериментальной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.