Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирующий этап эксперимента






 

Современная педагогика строиться по принципу развивающего обучения, где одним из важнейших направлений является формирование творческих способностей у детей. По мнению Л.С. Выготского, воображение является основой всякой творческой деятельности.

Согласно исследованиям К.В. Тарасовой, современное музыкальное воспитание дошкольников в ДОУ мало связано с логикой психического и личностного развития на определенном этапе онтогенеза. Поэтому обучение оказывается не развивающим, в крайнем случае, или развивающим отдельные стороны психики и личности ребенка.

Для преодоления этих недостатков, по мнению психологов, ученых (О.М.Дьяченко, Н.Е.Вераксы, Е. В. Заика), музыкальное воспитание в дошкольном возрасте должно быть направлено на развитие воображения – центрального новообразования этого периода развития.

Музыкальное восприятие рассматривается как сложный процесс сотворчества композитора, исполнителя и слушателя. Слушателю недостаточно просто искренне и непосредственно пережить те чувства, которые заложены творчеством автора и исполнителя в музыкальном произведении, важно различать его по форме, структуре, ритмических особенностях, характеру, эмоционально представлять и сопереживать содержанию музыкального произведения. Необходимо также осмыслить переживания, возникающие при его восприятии, образы и мысли, возникающие в сознании и находящие отклик, который рождается в душе, то есть все то, что создает уже собственное творческое воображение слушателя.

Музыкальные способности развиваются в процессе активной разнообразной деятельности, сопровождаемой музыкой. Для обогащения музыкальных представлений детей, развития способности слушать и слышать музыку, получать эстетическое удовольствие от ее познания, в детском саду используются разные формы организации осмысленного, прочувствованного и деятельного музыкального восприятия. В решении задач развития музыкальных восприятий и самостоятельной познавательной деятельности в области музыки необходимо создание ситуаций, побуждающих детей к самостоятельной поисковой, исследовательской, экспериментальной деятельности, когда ребенок не получает готовых ответов на поставленный вопрос, а ищет его самостоятельно, пробует, экспериментирует, высказывает свои предположения.

В музыкальном творчестве проявляется синтез абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и умения мыслить аналитически. Развитие этих способностей проходит определенные этапы. Особое место в этой работе отводится движениям. По мнению В.В.Медушевского «пластическое прочтение» музыки помогает выявить ее скрытый смысл, так как музыкальное движение является одним из самых ярких проявлений анализа музыки. Мы же можем добавить, что движение выражает потребности ребенка, способствует их наилучшему удовлетворению, что в свою очередь, обеспечивает возникновение у детей интереса к познанию и проникновению в мир музыки. Импровизационное песенное и хореографическое творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями.

Развитие воображения может осуществляться во всех формах работы с детьми на музыкальном занятии: слушании-восприятии, пении, музыкально-ритмической деятельности, танцах, музицировании, играх.

Процесс восприятия музыки тесно связан с интересами детей. В психологии интерес определяется, как эмоциональное проявление познавательной потребности. Выдающийся физиолог И.П. Павлов подчеркивал, что интерес активизирует состояние коры головного мозга, и учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях, то они вызывают чувство удовлетворения от работы, позволяют легко концентрировать внимание на работе, увеличивают работоспособность.

В наиболее яркой форме воображение сливается с интересом к игре, как основным видом деятельности дошкольников. К. Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог войти по сложности ее явлений и интересов».

По данным Е.Е.Кравцовой, М.Г.Копытиной генезис игры зависит от психологического возраста и уровня развития игровой деятельности в обучении. Если в раннем возрасте игры детей носят предметный характер и воображение является пассивным, то в возрасте 4-5 лет у детей начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и репродуктивного воображения. С 5 лет дети осваивают игры драматизации переходящие в творческие игры. В играх дети накапливают знания и приобретают «определенный опыт».

Развитие воображения у детей дошкольного возраста представляет исключительный интерес в связи с задачей развития у детей творческих способностей. Возникает необходимость создания системы, включающей в себя комплексные, интегрированные музыкальные занятия по развитию воображения.

Целями этой работы являются:

1. Создание условий для организации работы по развитию воображения в процессе музыкального образования.

2. Раскрытие творческого, интеллектуального, нравственного потенциала дошкольников и путей оптимизации воображения дошкольников в процессе музыкальных занятий.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области знаний психологии, педагогики, позволяющих систематизировать и интегрировать педагогический процесс по развитию воображения в ДОУ во взаимодействии с музыкальным руководителем.

Задачи:

1. Формирование устойчивого познавательного интереса у дошкольников к занятиям музыкой.

2. Развитие музыкального воображение и творческих способностей детей.

3. Закрепление знаний по музыкальной грамоте через игровую деятельность.

4. Развитие творческого воображения дошкольников: музыкального слуха, памяти, ритма.

5. Расширение кругозора детей через интеграцию искусств.

6. Воспитание личностных качеств и нравственных норм.

7. Приобщение к коллективному музицированию на детских шумовых и музыкальных инструментах.

Успешному формированию творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано способствуют специальные принципы: творческого пробуждения, диалогичности, творческого самовыражения.

Принцип творческого пробуждения предполагает создание творческой атмосферы на уроках в классе фортепиано, побуждающей учащихся к креативной деятельности на основе новых ярких впечатлений, синестезических представлений. Активное освоение разнообразного художественно-исполнительского опыта (сочинение, импровизация, интерпретация) способствует самостоятельной поисковой деятельности учащихся при выстраивании исполнительского замысла.

В соответствии с поставленными задачами и принципами были определены методы формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано: художественно-интегративного моделирования, сюжетно-ролевой игры, музыкально-исполнительской интерпретации.

Метод художественно-интегративного моделирования ставит обучаемого в позицию творца-композитора, творца-художника, творца-поэта, творца-исполнителя, обеспечивает накопление исполнительского и слухового опыта учащихся, расширение их музыкального кругозора; предполагает художественно-игровую деятельность учащихся, связанную с использованием различных видов искусства, синестезических компонентов музыкально-слуховых представлений.

Метод сюжетно-ролевой игры позволяет младшим школьникам исполнять какую-либо роль в концентрированной форме (осознавать свои действия, предпочтения, настроения), имитировать содержание переживаний воображаемого героя с помощью других видов искусства. Максимально ярко и интенсивно творческое воображение проявляется у детей в сюжетно-ролевой игре, при сочинении сказок и стихов, использовании примеров из детской литературы или изобразительного искусства. Такая работа положительно сказывается на процессе формирования исследуемого феномена, развития навыков творческого музицирования в классе фортепиано. Учащийся, рисуя воображаемые образы на бумаге, затем переносит это все в мир музыки, сочетая различные регистры, находя соответствующие тембры и колорит звучания.

Метод музыкально-исполнительской интерпретации включает интонационно-смысловой анализ изучаемого музыкального произведения, конкретизацию тембродинамической звуковой палитры, средств музыкальной выразительности, что способствует наиболее точному воспроизведению особенностей раскрываемого музыкального образа, выяснению особенностей музыкального сочинения на основе предшествующего музыкального опыта.

Система занятий рассчитана на детей 5-7 лет. Этот выбор обусловлен психологическими особенностями развития воображения детей. В этом возрасте пассивное воображение детей через накопленный определенный опыт и знания может перерасти в продуктивное, тем самым, обеспечивая формирование творческих способностей.

Развитие музыкального воображения предполагает знание законов развития музыки, владение основами музыкальной грамоты, знакомство со средствами музыкальной выразительности, предполагает развитие творческого воображения (слух, память, ритм), развитие музыкального кругозора и опыта. Поэтому тематическое планирование, целесообразно представить в виде 6 модулей.

Каждый модуль состоит из 4 занятий, каждое из которых развивает метроритмические навыки, музыкальный слух, музыкально-ритмические движения, слушание музыки. 5 занятие в модуле является итоговым – комплексным или интегрированным. Это обусловлено тем, что комплексные и интегрированные занятия предполагают накопление музыкального опыта и специальных музыкальных знаний, которые лягут в основу развития музыкального воображения.

Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности с помощью различных средств художественной выразительности для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.

Интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, воображения, обогащают знания детей и помогают целостному восприятию окружающего мира.

В процессе занятий с детьми использовались приемы художественной агглютинации, схематизации, гиперболизации, посредством которых учащиеся комбинировали и преобразовывали различные музыкальные образы произведения, в том числе сказочные, фантастические; выстраивали схематические образы сочинения, увеличивали и ослабляли силу звучания, скорость исполнения, акцентировали внимание на композиционных особенностях музыкального произведения с целью воплощения художественного замысла композитора.

Занятия построены по принципу активного взаимодействия педагога и ребенка. Принцип «педагогики сотрудничества» уводит детей с позиций пассивного усвоения знаний на позиции творческой активности, инициативы, самостоятельности.

Все занятия цикла имеют образную тематику, которая вызывает любопытство и как следствие — интерес. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность. Поэтому тематика занятий и творческие задания подобраны с учетом интересов детей, соответствуют их возрасту: это путешествия по сказкам, на природу, по временам года и т. д. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях, то они вызывают чувство удовлетворения от работы, позволяют легко концентрировать внимание на работе, увеличивают работоспособность.

В каждом занятии присутствует сюрпризный момент, который не дает угаснуть важному свойству воображения — удивление.

Материалом для музыкальных игр на занятии служит музыкальная деятельность детей. При этом в одних случаях игровое общение строиться по поводу музыки или каких-либо ее отдельных аспектов, в других, сама музыкальная действительность предстает в виде игровой ситуации, в-третьих, музыкальные мелодии становятся средством для решения возникающих в игре игровых задач и проблем. Примеры занятий приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 1, 2.

Такого рода неоднородность проявляется в целях, на достижение которых направлены эти игры.

Комплексные игры направлены на решение сразу нескольких задач, например: определение высоты звуков, их длительности и расположение на нотном стане, а так же на закрепление пройденного материала.

В отдельную группу можно выделить сюжетно - ролевые игры: где детям отводятся разные роли, причем эти роли меняются на протяжении одной игры, когда решается несколько задач одновременно.

Развивающие музыкальные игры для развития воображения и творческих способностей — это сочинение сказок.

Говоря о проблеме развития воображения у детей, хотелось бы подчеркнуть, что эффективность педагогического процесса возможна лишь при совместных усилиях со стороны воспитателей и семьи. Ученые доказали, что формирование воображения в раннем возрасте происходит, как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение с взрослыми, открывающими способы получения впечатлений.

В реализации целей и задач, в системе музыкальных занятий по развитию воображения у детей роль родителей нельзя недооценивать. Родители помогают детям накапливать знания, расширять опыт детей, стимулировать познавательные интересы, развивать направленность воображения, помогают активизировать мышление.

Привлечение родителей в процесс музыкальной деятельности по развитию воображения детей состоит в следующем: помощь в изготовлении шумовых инструментов, подбор и оформление наглядного материала для занятий, непосредственное участие родителей в музыкальных занятиях, игровой деятельности, совместном музицировании, создание музыкальной среды в группе и дома, посещение театров и концертов с последующим обсуждением.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.