Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие воображения у старших дошкольников в процессе восприятия музыки






 

Суть воображения, по мнению В.В Давыдова, состоит в способности ребенка видеть целое раньше частей, т. е. надситуативно и переносить функции с одного предмета на другой, который этими функциями не обладает.

Е.Е Кравцова продолжая исследования, пришла к выводу, что воображение связано со смысловой сферой и, что оно позволяет ребенку осмысливать и переосмысливать (вносить другой смысл), как отдельные предметы, так и целые ситуации.

Компонентами воображения, в исследованиях Е.Е. Кравцовой, А.А.Нурахуновой, Г.Б. Яскевич и др. выступают – предметная среда, прошлый опыт и внутренняя позиция (для дошкольников она надситуативна), которые присутствуют на всех стадиях развития ребенка.

Современные психологи и педагоги (К.В.Тарасова, С.С. Петренко), занимающиеся диагностикой и эффективностью программ дошкольного воспитания давно говорят, о том, что в них фактически не содержаться специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно [11, с.189].

Музыку называют «зеркалом души человеческой (Б.М.Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский). Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики дошкольника и играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а так же поведения в целом.

В системе музыкально - художественной деятельности, осуществляемой дошкольниками в ДОУ, на наш взгляд, следует уделить больше внимания слушанию музыки, формированию интереса к постоянному накоплению знаний в области музыки. Проблема развития мышления рассматривается в разных видах деятельности. Особое место в системе работы по музыкальному воспитанию занимают проблемы развития у детей мышления, речи, творческого воображения. Если ребенок умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Эти задачи решаются в комплексе с задачей развития музыкальных восприятий. Как известно, существуют два взаимосвязанных процесса: восприятие музыки и музыкальное восприятие, которые, по мнению Е. В. Назайкинского, существенно различаются. «Восприятие музыки - это нечто слышимое и действующее на орган слуха», рассуждает ученый, в то время как: - «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественно- эстетический феномен» [11, с.185].

Спонтанное восприятие музыки свойственно, в основном, воспитанию ребенка в семье. Ребенок слушает то, что предпочитают слушать его родственники. Если учесть, что возраст родителей современных дошкольников в преобладающем большинстве 25-35 лет, то и репертуар спонтанного слушания ребенка, соответственно – модные шлягеры, поп, рок, металл. Классика, за очень редким исключением, дома звучит редко и не связана с жизнью семьи, ее традициями, интересами родителей (если только они не музыканты). Накоплением у детей представлений о различных музыкальных жанрах, произведениях, композиторах, сочиняющих музыку. Как отмечают ученые, если этим не заниматься в первые годы жизни, то к семи годам ребенок не сможет решать музыкально-ритмические задачи, с которыми легко справляются соответственно подготовленные малыши [13, с.167].

Одно из существенных противоречий в механизмах развития воображения и музыкального воображения Е.Е Кравцова видит в надситуативности воображения дошкольников (умении видеть целое раньше частей). Такое заключение предполагает вывод о «надмузыкальности» воображения, что противоречит сути восприятия музыки, так как оно основано на прошлом опыте, достаточном развитии музыкальной среды, а с опытом, как известно, у дошкольников возникают трудности в силу их возрастных особенностей.

Следовательно, дошкольником не может быть создан новый воображаемый образ, если отсутствует сам образ и механизм его переосмысления.

Поэтому исследователи (Е.Е.Кравцова, Н.В.Разина) пришли к такому выводу: в силу особенностей психологического развития детей дошкольного возраста и того понимания понятия развития воображения, которое представлено выше, можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте музыкального воображения нет, по причинам:

1. воображение дошкольников надситуетивно (умение видеть общее раньше частей) и не позволяет реализоваться музыкальному воображению.

2. музыка для детей синкретична, целостна и не разделяется по аспектам, формам, проявлениям.

3. в силу возраста нет интеллектуализированного и обобщенного восприятия музыки [16, с.175].

Вместе с тем, несмотря на отсутствие музыкального воображения у дошкольников, ученые, педагоги (С.С.Петренко, Е.Е.Кравцова) подчеркивают необходимость создавать основу для его возникновения, в плане «обобщенного» и «интеллектуализированного» восприятия музыки.

Из выше сказанного, можно заключить, что развитие воображения детей будет в том случае успешным, если процесс обучения на музыкальных занятиях будет осуществляться через освоение детьми начальных основ музыкальной грамоты, определение и усвоение характера музыки, музыкально-ритмическое, слуховое развитие и музыкальной памяти.

М.С.Каган в своей концепции художественной деятельности определяет музыкальное восприятие, как эмоциональный сенсорно-интеллектуальный процесс познания и оценки музыкального произведения.

Психолог Е.В.Заика, в свою очередь, утверждает, что психологической основой всех видов музыкальной деятельности личности является восприятие музыки [3, с.154].

Психолог Н.Н Леонтьев подчеркивает, что музыкальное восприятие детьми может побуждаться любым мотивом из следующих видов деятельности: познавательный, коммуникативный, мотив творчества, преобразования, определение ценности музыкальной деятельности и ее значимости для личности. Из этого следует, что восприятие музыки - это синтез познавательной, ценностной, коммуникативно-творческой деятельности субъекта.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Воображение входит в нашу жизнь в различных формах и проявлениях, будучи незаменимым спутником в жизни каждого человека. Роль воображения зависит от того, в какой степени воображение включена в реальную жизнь личности. В связи с этим, следует рассмотреть те специфические функции, которые выполняет воображение.

В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности.

Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.

В соответствии с государственными требованиями перед детским садом стоят задачи развития у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщения детей к музыкальному искусству средствами музыкально-художественной деятельности. Одним из признаков музыкальности является способность воспринимать музыкальные образы, различать их по характеру, настроению, эмоционально откликаться на их проявления в пении, танце, игре.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.