Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития воображения






 

Человек как субъект деятельности, не только созерцает и познает мир, но и изменяет, преобразует его, создает что-то новое. Но для того, чтобы воплощать эти преобразования во внешнем мире, необходимо уметь осуществлять это в мыслях. Именно это и обеспечивает наше воображение. Способность к воображению присуща только человеку, как одна из фундаментальных характеристик человеческой субъективности, отличает ее от всех других существ. Она противопоставляется процессу подражания и имитации. Воображение возникает из потребности человека предусмотреть, объяснить, заглянуть в будущее, чтобы как-то повлиять на него.

В самом широком смысле, под воображением понимают любой процесс, протекающий в образах. Однако образы воображения отличные от образов памяти и восприятия, потому что они представляют собой нечто новое, то, что еще не существовало в действительности. Поэтому возникает необходимость обозначить воображение в более узком смысле, который раскрывает С.Л. Рубинштейн: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование настоящего и порождение на этой основе новых образов, являющихся продуктами творческой деятельности и прообразами для нее». [22, с.296]. И вместе с тем, образы, созданные в воображении, всегда опираются на реальные образы восприятия и памяти, отмечает Л.С. Выготский: «... связь воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в предыдущем опыте человека» [4, с. 8-9]. Однако в новом образе эти элементы преобразованы, изменены, соединены в необычных сочетаниях.

Учитывая такое ​ ​ сложное функциональное строение, Л.С. Выготский считает адекватным применение понятия психологической системы для определения процесса воображения. По сути, воображение есть и процесс, и результат преобразующей деятельности. И все-таки, как возможно создание новых образов в процессе воображения?

Процесс преобразования имеющихся образов действительности в новые образы воображения не является чисто произвольной их изменением. Основной механизм работы воображения лежит в особенностях ее образов и возможно благодаря таким их характеристикам, как гибкость и динамичность. Этот механизм воображения находит свое выражение в типичных способах и приемах преобразования действительности.

Одним из наиболее распространенных способов такого преобразования является комбинирование - сочетание имеющихся в опыте элементов в необычных комбинациях.

Это процесс существенного преобразования, обобщения и синтеза элементов, что приводит к рождению нового целостного образа. Комбинирование регулируется и направляется определенной тенденцией, заключается в мотивах деятельности воображения, что наполняет его содержанием. Этот прием находит применение, как в науке, так и в искусстве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основании «склеивания» представлений.

Количественный аспект выражается в изменении величин, в уменьшении (литоты) и увеличении (гиперболы), что опять-таки является мотивированным какой-то содержательной тенденцией. Линия же типизации, так сказать специфического обобщения, приводит к обобщенности нового образа. Акцентуювання отдельных черт сочетается с рядом других преобразований, в результате чего превращается весь образ в целом, приобретая обобщенный характер.

Физиологическую основу воображения составляют остаточные процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. При этом, важное значение имеет вторая сигнальная система, слово, потому что все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролируя путь их становления, является средством их содержание, закрепления и изменения.

Нетрудно заметить, что воображение является одной из фундаментальных характеристик личности. Во-первых, воображение тесно связана с такими познавательными процессами, как восприятие, память и мышление, а также с эмоциональными процессами. Во-вторых, в преобразующей деятельности воображения сказываются мотивы и цели личности, ее потребности и интересы, чувства и желания. «Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности», - говорит С.Л. Рубинштейн.

Выделение различных видов или уровней воображения определяется в первую очередь тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших его этапах, процесс воображения имеет непроизвольный, бессознательный, хаотический характер. Однако высшие формы воображения связаны уже с сознательным, активным отношением человека к процессу формирования образов. И так различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение.

У низших, непроизвольных формах, воображение проявляется в создании новых образов под влиянием малосознательных или бессознательных потребностей, влечений, установок. Она осуществляется без определенного умысла со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля за ходом своих представлений.

При таком виде воображения, образы скорее самостоятельно трансформируются, чем формируются. Этот процесс воображения протекает обычно на низших уровнях сознания, в дремлющем состоянии, в мечтах, в состоянии «бездумного» отдыха. При этом образы возникают непроизвольно, заменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая нередко фантастические и необычные формы.

В высших, произвольных формах воображения, происходит настоящее, сознательное, преднамеренное формирование и преобразование образов, согласно поставленным человеком целей. Она осуществляется с помощью волевых усилий. При таком виде воображения, человек, как правило, осознает мотивы преобразующей деятельности, понимая ради, чего она производит образы. Наиболее ярко произвольное воображение проявляется в игровой деятельности, а также в трудовой.

Различают также воспроизводящее и творческое воображение. В ходе воспроизводящей воображения, так же как и при всех видах этого процесса, формируются новые образы, но они являются новыми для этого человека, то есть субъективно новые, тогда как объективно, предметы, соответствующие имеющимся образам, уже существуют в общечеловеческой культуре. Этот процесс заключается в том, что человек представляет, воспроизводит то, что сам, она, не воспринимал, однако слышал или читал.

Подобное воспроизведение образов может происходить на основании словесного (устного или письменного) описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей. Такой вид воображения лежит в основе передачи общечеловеческого опыта. Творческое же воображение заключается в самостоятельном создании объективно новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Такой вид воображения находит применение, как в искусстве, так и в науке. Разновидностями творческого воображения являются те специфические виды воображения, которые являются результатом различных видов творческой деятельности.

Так различают конструктивную, художественную, техническую, музыкальную и другие виды воображения в соответствии с теми специфическими видами творческой деятельности, результатом развития, которого они являются.

В зависимости от характера тех образов, которыми оперирует воображение, выделяют также абстрактную и конкретную воображение.

Такое различение возможно благодаря разнообразию образов, продуцируемых воображением. Абстрактное воображение, в отличии от конкретной, использует образы более обобщенные и генерализованные.

Необходимо также различать виды воображения по отношению к реальности, к будущему: мечта и фантазия. Мечта всегда есть образ желаемого будущего, стимулируя нас к деятельности, призванной воплотить мечту в действительность, она направлена ​ ​ на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Д. И. Писарев писал: «Если бы человек, был совершенно лишенной способности мечтать... если бы она не могла бы хоть изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине, то самое творение, которое только начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни...». Однако мечта продуктивная только в том случае, когда она действительно связывает образ желаемого будущего с действительностью. В противном случае, мечта становится пустой мечтательностью, фантазией, превращаясь из стимула деятельности в ее заменитель.

Образы мечты и фантазии отличаются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью, становясь привлекательными для субъекта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.