Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для дошкольников третьего года обучения






Учить детей обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела, актив­но использовать в речи пространственные термины (руки: правая — левая; грудь — впереди, спина — сзади и т. д.).

Определять пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа — слева, вверху — внизу, впереди — сзади).

Словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсче­та от себя (например: «Дверь сзади (позади) меня», «Ира стоит позади (сзади) меня», «Саша стоит впереди меня (передо мной)», «Шкаф слева от меня», «Стол справа от меня» и т. д.).

Находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.

Определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа сторо­ны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая).

Закрепить умение показывать рукой, флажком и т. д. направления пространства с точкой отсчета от себя: направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад.

Продолжать учить передвигаться в названном направлении.

Сохранять направление движения, обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад).

Учить ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры.

Понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкци­ями педагога: «Иди быстро (медленно)», «Подбрось мяч высоко (низко)», «Поставь игрушку далеко от стены» и т. п.

Контролировать свои действия с помощью зрения и осязания.

Продолжать учить ориентироваться в помещениях группы и детского сада.

Учить находить дорогу к другим группам, кабинетам врача, ортоптистки, тифлопедагога, логопеда, заведующей, к музыкальному залу, к выходу на участок детского сада.

Запоминать и рассказывать, как пройти в то или иное помещение детского сада.

Определять помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола (например, из музыкального зала раздаются звуки музыки, пение; из кухни слышны звуки работающего холодильника, электромясорубки, чувствуются запахи готовящейся пищи; в группе пол по­крыт ковром, а в раздевалке — линолеумом и т. д.).

Закрепить и уточнить знание детьми значения слов «далеко», «близко», «дальше», «ближе».

Продолжать знакомить с формой окружающих предметов (например, тарелка круглая, зеркало овальное, поверхность стола прямоугольная и т. д.).

Развивать умение соотносить форму предметов с соответствующими геометрическими эта­лонами, используя зрение и осязание.

Расширять представления детей о величине предметов (большой — маленький, больше — меньше, самый большой — самый маленький, длиннее — короче, самый длинный — самый короткий и т. д.).


Учить сравнивать с помощью зрения и осязания игрушки, предметы по величине; нахо­дить предметы названной величины; словесно обозначать величину предметов.

Ориентироваться на участке; определять и словесно обозначать пространственное распо­ложение оборудования (веранда справа от меня, качели впереди, горка слева от меня и т. д.).

Ориентироваться с помощью слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительнос­ти (различать шум листвы, дождя, ветра, проезжающих машин, крики птиц; узнавать на ощупь игрушки, окружающие предметы, оборудование участка; определять предметы по ха­рактерным запахам).

Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола слева на­право и в названных направлениях — слева, справа, вверху, внизу, посередине).

Определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.

Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условными изображениями. Познакомить с простейшей схемой пространства (кукольная комната). Учить соотносить рас­положение предметов в реальном пространстве со схемой.

Учить располагать предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначать рас­положение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами (справа, слева, впереди, посередине, сзади, вверху, внизу).

Моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного мате­риала.

План тематических занятий по ориентировке в пространстве в старшей группе приводит­ся в табл. 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий по ориентировке в пространстве Таблица 4 в старшей группе
Месяц № занятия Тема занятия  
       
Сентябрь   Осень  
  Дары леса  
Октябрь   Мой дом  
  Моя семья  
  Моя улица  
Ноябрь   Одежда  
  Магазин игрушек  
  Транспорт  
Декабрь   Пришла зима  
  Обитатели зимнего леса  
И Игрушки Деда Мороза  
Январь   Времена года  
  Профессия — пилот  
Февраль   Время суток  
  Поговорим о профессиях  
  День защитника Отечества  
Март   Мамин праздник  
  Моя мама  
  Прогулка по улице города  

 

 

 

      Окончание таблицы 4
       
Апрель   Путешествие к звездам  
  Подземный вид транспорта  
  Ателье  
Май   Цветы  
  Расселим животных по Земле.  

Занятие 1. «Осень» Программное содержание:

1. Развивать навыки микроориентировки.

2. Учить располагать и находить предметы в названных направлениях.

3. Учить словесно обозначать местоположение предметов. Развивать мыслительные опе­рации, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — силуэты деревьев (дуб, береза, рябина, осина, ель), образец узора из листьев, листья; раздаточный материал — индивидуальные фланелеграфы, сухие листья деревьев, 6—7 силуэтов деревьев (двух величин), карточки с заданием — силуэтное изображение дуба, на котором нарисованы желуди; цветные каранда­ши; лабиринт «Помоги зайчику найти дорогу к дубу».

Словарная работа: осень, листья, листопад, золотая осень, дуб, осина, береза, ель, рябина.

Ход занятия.

Педагог рассказывает: «Однажды вечером сидел Гномик у своего окна и любовался при­родой. На земле лежали красивые листочки. Гномик вспомнил строчки стихотворения:

Кроет уж лист золотой Влажную землю в саду.

Пошел Гномик и насобирал много листочков, захотелось ему составить красивый узор».

1. Задание «Составь узор из листьев».

Педагог показывает образец узора из листьев и предлагает составить такие же узоры на фланелеграфах. Дети анализируют пространственное расположение листьев в узоре, а затем составляют узоры самостоятельно. По окончании выполнения задания педагог просит детей рассказать, как они расположили листья на фланелеграфе.

2. Задание «Прикрепи лист к дереву».

На доске размещены деревья, в центре расположена береза, в правом верхнем углу -дуб, в правом нижнем углу — осина. На столе педагога лежат листья этих деревьев. Педагог спрашивает:

— Какое дерево расположено в центре? (Береза.)

- В правом верхнем углу? (Дуб.)

- Где расположена осинка? (В правом нижнем углу.)

— Выберите для каждого дерева соответствующие листья и разместите их на деревьях
так, чтобы справа на дереве листьев было больше, чем слева.

3. Задание «Посади деревья в своем лесу» (фланелеграфы).

Детям предлагается разместить силуэты больших и маленьких деревьев на индивидуаль­ных фланелеграфах, при этом подумать: какие по величине деревья будут расположены близ­ко (в самом низу фланелеграфа), а какие - далеко (выше). Дети раскладывают деревья, а затем рассказывают, как они расположены.


4. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все выше, выше, Деревцо все ниже, ниже.

5. Задание «Раскрась, как я скажу».

— Ребята, какое из этих деревьев самое могучее, сильное, которое не боится дождя и ветра? (Дуб.)

— Верно, ребята, это дуб. У вас на столах лежат листы бумаги, на которых нарисованы дубы, а на дубе растут желуди. Возьмите коричневый карандаш и раскрасьте желуди, которые растут высоко на дубе, желтым — те, что растут ниже, а те, которые лежат на земле, — оранжевым цветом.

6. Лабиринт «Помоги зайчику найти дорогу к дубу» (рис. 1, прил.).

Дети проводят карандашом дорогу по лабиринту, а затем рассказывают, как нужно идти зайчику: сначала вниз, потом налево и т. д.

7. Игра «Отгадай загадку».

Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает, Когда это бывает?

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает?

Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает?

8. Подведение итогов.

Занятие 2. «Дары леса» Программное содержание:

1. Учить сравнивать предметы с помощью зрения по величине, находить предметы задан-

ной величины, словесно обозначать их величину.

2. Учить детей понимать и воспроизводить (срисовывать) простейшую схему простран­ства.

3. Упражнять в словесном обозначении направлений движения и расположения предме­тов на схеме соответствующими пространственными терминами.

4. Развивать мыслительные операции, навыки самоконтроля.

Оборудование: демонстрационный материал — план-схема пути Гномика, нарисованная на листе, разлинованном в клетку, на схеме — ориентиры (береза, пенек, цветочное поле, еж, елка, гриб, яблоня), образец расположения грибов и яблок на веревочке (цветные силуэты), рисунок с пеньками разной величины (ширины, высоты); раздаточный материал — тетради в клетку, простые карандаши, индивидуальные фланелеграфы, веревочки, набор вырезанных из картона грибов и яблок, скрепки.

Словарная работа: осень, дары осени, еж, запасы на зиму, лес, пень.

Ход занятия.

Педагог рассказывает: «Однажды, выйдя из домика, Гномик столкнулся с ежиком.


Гном спросил ежа-соседа:

— Ты откуда, непоседа?

— Запасаюсь, я к зиме, Видишь, яблоко на мне! Собираю их в лесу, Пять принес, одно несу. И подумал Гном-сосед: «Это мало или нет?»

— Ребята, сколько всего ежик принес домой яблок? (Шесть.)

1. Задание «Опиши путь Гномика к яблоне по плану».

— Решил Гномик тоже набрать яблок, но не знает, как дойти до яблоньки. Нарисовал
ежик Гномику план: «Иду прямо, прохожу мимо березки (она у меня справа), иду дальше,
прохожу мимо пенька (он справа), дохожу до цветочного поля (оно слева), поворачиваю
направо до елки, от елки — вверх до грибочка, от грибочка — влево до яблоньки».

2. Задание «Нарисуй план в тетради».

Детям предлагается на листах в клетку нарисовать точно такой же план. Задание выпол­няется поэтапно. Педагог направляет деятельность детей:

— Куда сначала шел Гномик? Посчитайте, сколько клеточек нужно отметить. Отметьте
столько же клеточек в этом направлении у себя в тетрадях, проведите линию.

Аналогично рисуется схема остального пути.

3. Физкультурная минутка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы по лесу пошли, Мы чернику нашли. Одну ягодку беру, На другую я смотрю, Третью замечаю, А четвертая мерещится.

4. Игра «Пеньки».

На листе нарисованы пеньки разной ширины, высоты. Первый пенек самый низкий, второй пенек высокий и тонкий, третий — низкий и самый широкий, последний — такой же, как первый.

Педагог задает вопросы:

— Какой пенек стоит справа от самого высокого пенька? Где стоит широкий пенек? Что
можно сказать о первом и последнем пеньке?

И т. д.

5. Задание «Развесь грибочки по образцу».

— Вернулся Гномик домой и решил развесить яблоки и грибы на веревочку. Он начал
развешивать и не закончил. Помогите Гномику развесить грибы и яблоки на веревочке. По­
смотрите на образец и расскажите, в какой последовательности Гномик располагал грибы и
яблоки (яблоко, гриб, гриб, яблоко, гриб, гриб и т. д.). Расположите грибы и яблоки на своих
веревочках так же.

6. Задание «Найди ошибку».

Педагог просит отдохнуть и закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а в это время педагог нарушает закономерность в выкладывании грибов и ягод на веревочки. Дети открывают глаза, ищут, где нарушена закономерность.

7. Подведение итогов.


Занятие 3. «Мой дом» Программное содержание:

1. Учить моделировать простейшие пространственные отношения с помощью геометри­ческих фигур.

2. Развивать умение детей соотносить реальные предметы с их условным изображением.

3. Упражнять в использовании в речи пространственные термины.
Оборудование: демонстрационный материал — рисунок дома Гномика (рис. 2, прил.),

схема пути к домику Гномика (рис. 3, прил.), план комнаты со схематичным изображением предметов мебели (рис. 3, прил.), кукольная мебель и ее схематичные изображения — гео­метрические фигуры — соответственно схеме; раздаточный материал — карточки со схемой пути, схематичным изображением предметов, встречающихся на пути, листы бумаги, простые карандаши; фланелеграфы с размеченными на них дверью, окнами (соответственно схеме ком­наты Гномика), наборы геометрических фигур для моделирования комнаты Гномика; трафаре­ты геометрических фигур.

Словарная работа: дом, квартира, этаж, соседи, комната, мебель.

Ход занятия.

Педагог рассказывает детям, что Гномик прислал рисунок, на котором нарисован его дом.

1. Задание «Соседи Гномика» (рис. 2, прил.).

— Расскажите, где живет Гномик: на каком этаже, слева или справа.

— Расскажите, кто у Гномика соседи. Где, по отношению к Гномику, они живут (выше, ниже, рядом)?

а. Дети рассказывают о том, кто соседи по этажу.

б. Дети рассказывают о том, кто на каком этаже живет, кто выше, кто ниже.

— Кто живет на первом этаже? Четвертом? Кто живет между волком и лисой? Где живет
заяц?

И т. п.

2. Задание «Опиши свой путь к дому Гномика» (рис. 3, прил.).

— Гномик приглашает нас к себе в гости и прислал схему пути, на которой нарисован
путь до его дома.

Педагог помещает карту на доску, а детям раздает карточки с изображением схемы пути до домика Гнома — схематичными изображениями предметов, встречающихся на пути. Дети рассказывают, в какой последовательности расположены эти предметы, а затем находят путь до домика Гномика на общей карте-схеме, проговаривая при этом направление движения:

— Сначала идем к ягодке, потом — к грибочку, дереву, а затем к елке.

3. Задание «Мебель в комнате Гномика».

Педагог показывает детям мебель Гномика: кресло, журнальный столик, телевизор, ди­ван, шкаф, стул, стол. Предлагает набор геометрических фигур, представляющих схематичное изображение предметов мебели.

— Какой из предложенных фигур мы обозначим стол и т. д.? (Дети ориентируются на
форму и величину предметов.)

Педагог показывает детям план комнаты Гномика (рис. 4, прил.). Дети находят на ней дверь, окна, рассказывают, как расположена мебель в комнате, отвечая на вопросы:

— Что находится слева от окна? Справа?

— Что находится посередине комнаты?
И т. д.

Педагог предлагает детям смоделировать комнату Гномика на индивидуальных фланелег-рафах с помощью геометрических фигур.

4. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепыхнулся, Взвился вверх и улетел.


5. Задание «Нарисуй план своей комнаты и расскажи, что в ней находится». Педагог говорит детям, что они рассмотрели дом Гномика, путь, по которому можно дойти до домика, и его комнату. Затем предлагает, вспомнив, рассказать, как расположена мебель у каждого ребенка дома. Затем нарисовать с помощью трафаретов план своей комнаты.

6. Подведение итогов.

Занятие 4. «Моя семья» Программное содержание:

1. Знакомить с названием нашей страны, родного города, улицы.

2. Познакомить с картой страны, города.

3. Развивать логическое мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — карта России, карта города, картина с изображением четырех времен года; раздаточный материал — карточки с номерами от 1 до 10, карточки с узорами-загадками (рис. 5, прил.), листы бумаги, простые карандаши.

Словарная работа: страна, Россия, город, карта, улица, название улицы, члены семьи, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Ход занятия.

1. Педагог рассказывает детям, что у каждого человека есть своя родина. Это место, где
человек родился и живет. Кто-то родился в городе, кто-то — в селе, кто-то живет в центре
России, кто-то — на ее окраине. Детям показывают карту нашей страны.

— Как она называется? (Россия.) Вот какая большая наша страна, а эта точка на
карте — наш город. Как он называется? Вот карта нашего города. (Дети с помощью педа­
гога находят на карте схематичные изображения улиц, зданий, лесных массивов, парков,
водохранилища и др.)

Педагог спрашивает у детей, знают ли они, как называются улицы, на которых они живут. (Ответы детей.) Затем на карте находят эти улицы. Детей просят рассказать, кто живет вместе с ними в доме, квартире:

— Сколько человек в семье? Как зовут папу, маму? Есть ли брат, сестра? Сколько им
лет? Есть ли бабушка, дедушка? Как их зовут? Где и кем работают папа и мама?

2. Задание «В какое время года твой день рождения?».

Педагог показывает детям картину, разделенную на четыре части, на которой нарисованы четыре времени года. Дети называют время года, в которое они родились, и говорят, в какой части картины оно расположено. (Родился зимой, зима нарисована в верхнем правом углу.)

3. Игра «Кто старше».

Педагог спрашивает детей, сколько им лет. (Ответы детей.) Кто самый старший — берет карточку с № 1, кто младше — № 2 и т. д. Затем дети выстраиваются в ряд — от самого старшего до самого младшего. Педагог предлагает детям рассказать, кто за кем стоит; расска­зать, как дети стоят, используя пространственные термины: между, перед, рядом, за.

4. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши, На два счета поднялись, Три, четыре — руки вниз.

5. Задание «Разгадай узор-загадку».

— Ребята, на каждом дне рождения дарят подарки и обязательно пекут торт.
Давайте представим, что мы сейчас на дне рождения у Гномика, у него ведь тоже есть

семья — его братья-гномы и Белоснежка. Белоснежка испекла большой торт, украшенный узорами из крема. Узоры не простые, а с загадкой. Кто их разгадает, тот и получит торт. Педагог раздает детям карточки с узорами-загадками (рис. 5, прил.). Дети должны отгадать, какой узор изображен на торте.

6. Подведение итогов.


Занятие 5. «Моя улица» Программное содержание:

1. Воспитывать любовь к родным местам, знакомить с ними.

2. Учить название города, улицы.

3. Определять и словесно обозначать расположение предметов в микропространстве.

4. Развивать зрительно-моторную координацию, логическое мышление. Оборудование: демонстрационный материал — макет микрорайона, фотографии улицы,

изображения машин и деревьев, вырезанные из картона; раздаточный материал — клей, кис­точки, листы бумаги, набор вырезанных из бумаги геометрических форм для аппликации, образцы разных домов; лабиринт «Помоги мальчику найти свой дом». Словарная работа: город, улица, дом, макет, микрорайон.

Ход занятия.

1. Педагог показывает детям фотографии улицы, на которой находится их детский сад.
Задает вопросы:

— Что вы видите на этих фотографиях? Как называется улица, на которой стоит наш детский сад? Предлагает подойти к столу и рассмотреть макет микрорайона. Дети находят улицу, на которой находится детский сад, рассматривают другие важные объекты, стоящие на этой улице. Вспоминают экскурсию по своей улице.

2. Аппликация «Дом».

Детям раздаются образцы разных домов и соответствующие детали для аппликации. Дети анализируют расположение дверей, окон на домах, а затем выполняют аппликацию. Закончен­ные работы помещают на магнитной доске, получается улица. Затем дети размещают рядом с домами деревья, машины.

3. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения согласно тексту.

Птички полетели — Крыльями махали. На деревья сели — Вместе отдыхали.

4. Задание «Расскажи, где находится дом».

Дети рассказывают, где расположен дом, используя пространственные термины: между, рядом, справа, слева.

5. Лабиринт «Помоги мальчику найти свой дом» (рис. б, прил.).

6. Подведение итогов.

Занятие 6. «Одежда» Программное содержание:

1. Учить определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в

микропространстве.

2. Развивать умение показывать рукой направление движения и передвигаться в задан­ном направлении.

3. Упражнять в расположении предметов на поверхности листа в соответствии с образцом.

4. Развивать речь, мыслительные операции.

Оборудование: демонстрационный материал — картина к заданию «Назови предметы», карточки к подвижной игре «Замри», образцы орнаментов; раздаточный материал — карточ­ки с пересечениями контуров майки, брюк, зонта, юбки, полотенца, шапки (рис. 7, прил.), набор карточек к игре «Четвертый лишний», лабиринты «Подбери бантик к платью», простые и цветные карандаши, полоски бумаги для рисования орнамента.

Словарная работа: одежда, магазин, шуба, пальто, шапка, шорты, платье, майка и т. д.

Ход занятия.

1. Задание «Назови предметы» (рис. 7, прил.).

Педагог предлагает детям отправиться в магазин за покупками.


— Внимательно рассмотрите рисунок и расскажите, какие вещи вы узнали и в каком
магазине их можно купить. Каким общим словом можно назвать эти предметы? Найдите и
раскрасьте предметы, которые не относятся к одежде (полотенце, зонтик).

2. Игра «Четвертый лишний».

Перед детьми расположены карточки с изображением четырех предметов, один из кото­рых лишний. Дети называют лишний предмет, объясняют, почему он лишний, рассказывают о его местоположении.

— Шуба, пальто, шапки, шорты.

— Платье, майка, рубашка, туфли.

— Синий цветок, синий карандаш, синее платье, красный мак.

3. Физкультурная минутка. Подвижная игра «Замри».

У педагога несколько картинок со схематическими изображениями поз человека. Дети двигаются по группе по словесным инструкциям педагога, сначала показывая направление движения рукой, а затем движутся в заданном направлении. По сигналу «Замри» они останав­ливаются: педагог показывает одну из карточек, а дети должны принять ту позу, которая соответствует этой карточке.

4. Задание «Найди ошибку».

Образцы-орнаменты выставляются по одному на доске. В некоторых образцах — ошиб­ки: нарушена ритмическая последовательность в выполнении орнамента. Дети должны объяс­нить, какие элементы встречаются в орнаменте и как они расположены, какие ошибки допуще­ны в некоторых образцах.

5. Лабиринт «Подбери бантик к платью по цвету».

На карточках слева изображены четыре платья разной расцветки, слева — бантики, соот­ветствующие платьям по цвету. Педагог предлагает детям найти платье, расположенное между синим и зеленым, и провести от него дорожку к бантику цветным карандашом соответствую­щего цвета. Аналогично даются задания для других платьев, при этом используются следую­щие пространственные термины: второе сверху, над, под, между.

6. Задание «Нарисуй орнамент по образцу».

Дети рассказывают, из каких элементов состоит орнамент на образце, как расположены элементы, а затем самостоятельно рисуют такой же орнамент на полосе бумаги. Педагог обра­щает внимание детей на правильное расположение элементов на полосе: справа, слева, посере­дине, между и др.

7. Подведение итогов.

Занятие 7. «Магазин игрушек» Программное содержание:

1. Учить детей правильно использовать пространственные термины (за, около, перед и т. д.)

2. Учить определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов на листе в клетку.

3. Упражнять в расположении предметов на листе в клетку по образцу.

4. Развивать зрительное внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — иллюстрации с витриной; раздаточный материал — карточки с заданиями «Расставь игрушки на полках» (рис. 8, прил.), «Нарисуй так же, как на образце» (рис. 9, прил.), «Заполни пустую клетку» (рис. 10, прил.), «Какие игрушки спрятались на картинке» — пересечение контуров (рис. 11, прил.) и цветные силуэ­ты игрушек к заданию «Дорисуй игрушку» (рис. 12, прил.), простые карандаши.

Словарная работа: игрушки, магазин, полки, переполох.

Ход занятия.

Педагог рассказывает детям о том, что в магазине игрушек переполох: все игрушки пере­путались на полках.

— Помогите навести порядок в магазине.

1. Задание «Расставьте игрушки на полки так, чтобы ни в ряду, ни в столбике они не повторялись» (рис. 8, прил.).

2. Задание «Нарисуй так же, как на.образце» (рис. 9, прил.).


Педагог предлагает детям рассмотреть изображения игрушек в клеточках, расположен­ных слева, спрашивает детей, что стоит на верхней и нижней полках, что стоит на полке между второй и четвертой игрушкой, что стоит справа от домика, где находится ведро и т. д. Затем просит детей в клеточках, расположенных справа, нарисовать игрушки, не нарушая их про­странственного положения. Задание выполняется поэтапно: сначала необходимо нарисовать игрушки, расположенные в первом ряду, затем — во втором и т. д.

3. Физкультурная минутка. Подвижная игра «Волчок». Дети выполняют движения со­
гласно тексту.

Вот как кружится волчок!

Пожужжал и на пол лег. {Повторить 3—4 раза.)

4. Задание «Заполни пустую клетку» (рис. 10, прил.).

Детям предложены квадраты, разлинованные в клетку: три ряда по три клетки в каждом. В клетках нарисованы предметы, одна клетка пустая. Педагог предлагает рассмотреть и на­звать предметы, расположенные в каждом ряду, и определить, какой предмет должен быть нарисован в пустой клетке.

5. Задание «Назови, какие игрушки спрятались на рисунке, найди их изображения на
столе и разложи так же» (рис. 11, прил.).

Детям предлагается рассказать, как они выполняли задание.

6. Задание «Дорисуй вторую половину игрушки» (рис. 12, прил.).

7. Подведение итогов.

Занятие 8. «Транспорт» Программное содержание:

1. Учить детей выполнять практические действия в соответствии со словесными инструк-

циями педагога.

2. Развивать навыки микроориентировки.

3 Учить использовать в речи пространственные термины, обозначающие направление движения.

Оборудование: демонстрационный материал — письмо Гномика, кукла Гном, кегли, кольца; раздаточный материал — карточки с заданиями, простые карандаши, кубики Никитина, набо­ры образцов составления различных транспортных средств; тетрадь в клеточку.

Словарная работа: транспорт, машина, велосипед, лодка, катер, самолет, вертолет, на­земный, водный, воздушный.

Ход занятия.

Педагог показывает детям письмо от Гномика, в котором говорится, что Гномик хотел приехать в гости к детям, но потерял ключ от машины и не может ее завести.

— На каком виде транспорта, кроме своей машины, может доехать Гномик? Подскажите
Гномику и помогите найти ключ.

1. Педагог объясняет детям, что сегодня на занятии они будут говорить о транспорте. На
столах лежат листы, на которых нарисован точечный рисунок. Если ребенок правильно отве­
чает на вопрос или выполняет задание, он может соединить все точки на рисунке. В конце
занятия у каждого ребенка, кто верно ответил на все вопросы и выполнил все задания, полу­
чится рисунок. А какой это будет рисунок, они увидят позже.

Педагог спрашивает:

— На чем можно переплыть реку? (На лодке, на катере.) На каком виде транспорта
можно ехать по дороге? (На машине, велосипеде и т. д.) А если на пути большие горы, на
каком виде транспорта их лучше преодолеть? (На самолете, вертолете.)

Детей просят назвать виды транспорта (наземный, воздушный, водный).

2. Игра «Сложи узор».

Педагог предлагает составить из кубиков Никитина любой вид транспорта по образцу.

3. Задание «Разложи, как я скажу».


Педагог с детьми рассматривают разные транспортные средства, составленные ими в пре­дыдущем задании. Педагог просит детей найти соответствующие образцы транспортных средств и разложить их на фланелеграфе: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. После выполнения задания соединяют две точки.

4. Физкультурная минутка. Подвижная игра «Самолет». Дети выполняют движения
соответственно тексту.

Руки в стороны — в полет Отправляем самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолет.

5. Игра «Накинь кольцо».

На полу ставятся кегли, дети по очереди набрасывают обручи на кегли: сначала на те, которые расположены ближе, потом на те, которые расположены дальше. Кто справится с заданием, соединяет еще две точки.

— На какие кегли легче было накидывать кольцо: на те, что дальше, или на те, что
ближе?

6. Графический диктант «Дойди до домика Гнома».

Педагог раздает детям листы бумаги в клетку, на которых нарисован домик Гнома. Чтобы дойти до дома, ребятам нужно нарисовать план, описанный Гномом. Каждая клетка — это шаг.

Педагог озвучивает план Гномика:

— От стрелки (она отмечена на листе) пройти пять шагов вверх до двух елочек.

Дети отсчитывают клетки, ставят точку, проводят линию и рисуют рядом две елочки. Аналогично выполняются следующие задания:

— три шага налево до старого пня,

— от пня пять шагов вверх до лужайки с цветами,

— направо пять шагов до большого мухомора,

— от мухомора семь шагов вверх до большого дуба,

— четыре шага направо до быстрого ручейка,

— шесть шагов вверх до кустиков земляники,

— затем направо семь шагов до норки лисы,

— от нее пять шагов вперед до домика Гнома.

Если дети дойдут до нарисованного домика, задание выполнено верно. Ребята могут со­единить еще две точки.

Педагог обращает внимание детей на их карточку, на которой они соединяли точки, там получился ключ. Дети отдают свои нарисованные ключи Гномику.

7. Задание «Расскажи, как пройти к дому Гномика».

Педагог предлагает детям указать стрелками направление движения, рассказать, как дой­ти до домика Гномика.

8. Подведение итогов.

Занятие 9. «Пришла зима» Программное содержание:

1. Расширять представления детей о величине предметов (меньше — больше, широкий —

узкий, высокий — низкий).

2. Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.

3. Развивать зрительно-моторную координацию.

Оборудование: демонстрационный материал — кукла Зима, образцы снежинок; разда­точный материал — цветные карандаши, листы бумаги, простые карандаши, лабиринты «По­моги зайчику дОйти до домика»; карточки «Зимний лес» с контурными изображениями че-


тырех елок, отличающихся высотой, шириной, пространственным положением, месяца и звезд.

Словарная работа: зима, снежинки, варежка, снеговое облако, метель, ветер.

Ход занятия.

1. Педагог загадывает детям загадки:

Как по небу с севера Плыла лебедь серая, Плыла лебедь сытая На поля, озерушки. (Снеговое облако.)

Белый пух да перышки, Снежинки медленно летят Крупные, тяжелые. Я не узнала старый сад, Когда пришла из школы, Он стал как сказочный ларец: Весь белый и резной, Как заколдованный дворец Царевны ледяной.

— О каком времени года эти загадки? (О зиме.)
В группу приносят куклу, одетую в костюм Зимы.

— Здравствуй, гостья-Зима,
Просим милости к нам.

2. Задание «Порадуем Зимушку».

— Ребята, давайте порадуем Зимушку, нарисуем красивые снежинки. (Педагог предлага­
ет два разных образца снежинок.)


— Нарисуйте снежинку в центре листочка, в верхнем углу справа (и т. п.).

Нынче радость детворе — Много снега на дворе, Рукавичку Ваня скинул: — Я хочу потрогать зиму!


— Как вы думаете, ребята, снег какой? (Ответы детей.)

— Да, ребята, снег пушистый, белый и холодный. Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки — одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями. Вот и мы с вами нарисовали очень инте­ресные снежинки.

3. Лабиринт «Помоги зайчику дойти до домика».


— Выпало много снега, и зайчик не может найти дорогу домой. Помогите ему — нарисуй­те дорожку по снежному лабиринту.

4. Задание «Раскрась, как я скажу».

— В зимнем лесу растут елки. Раскрась красным цветом шары на самой высокой из них. Расскажи, где она расположена.

— Раскрась самую низкую елочку. Расскажи, где она расположена.

— На самой широкой елке раскрась шары желтым цветом, на самой узкой — оранже­вым. Расскажи, где они расположены.

— Желтым цветом раскрась звезды, расположенные справа от месяца, оранжевым — расположенные слева от месяца.

5. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Зайчик быстро скачет в поле Очень весело на воле! Подражаем мы зайчишкам, Непоседы-ребятишки.



6. Задание «Найди варежку».

— Зимой еж вышел покататься на коньках и уронил варежку в прорубь, которая меньше круглой, но больше квадратной. Найди эту прорубь, расскажи, где она расположена, и рас­крась варежку, потерянную ежом, оранжевым цветом.

7. Подведение итогов.

Занятие 10. «Обитатели зимнего леса» Программное содержание:

1. Учить рисовать схему движения по образцу.

2. Развивать умение определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в макро- и микропространстве.

3. Продолжать знакомить с простейшей схемой пространства.

4. Развивать пространственные представления, речь, внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — аудиозапись произведения Г. Свиридова «Тройка»; макеты деревьев, расположенные в групповом пространстве; лабиринт на доске «Помоги волку дойти до подарка», иллюстрация «Снежинки» — группы разных снежинок, расположенных в центре и по углам; игрушки зверей, набор предметов для игры «Чудесный мешочек»; раздаточный материал — карточки к заданию «Помоги волку дойти до подарка», простые карандаши, палочки, фланелеграфы, выложенные из палочек образцы ежей.

Словарная работа: дикие животные, волк, лиса, медведь, еж, заяц, берлога, нора, запасы на зиму, недотрога.

Ход занятия.

1. Звучит музыка. На ковре в группе расставлены макеты деревьев (лес). Педагог загады­вает загадки:

а) Это кто с высоких сосен

В ребятишек шишку бросил? (Белка.)

б) Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,

А ниток — ни одной. (Еж.)

в) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.)

г) Он хозяин леса строгий,
Любит спать в своей берлоге,
Страшно может зареветь.
Кто, скажите, он? (Медведь.)


д) Рыжая плутовка, С пушистым хвостом, Живет под кустом. (Лиса.)

После того, как дети отгадывают загадки, педагог достает игрушку зверя. Он рассказыва­ет детям о жизни диких зверей в зимнем лесу:

- Холодно зверям и птицам! Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. Медведи сладко спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые орехи, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубком и укрывшись пушистым хвостом. Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей — бегает по снегу, пугает мышек своим топотом, выгоняет их из нор. Бродит по лесу злой и голодный волк. В декабре все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волку трудно отыскать добычу.

Педагог предлагает детям расположить игрушки зверей в зимнем лесу и рассказать, где их расположили. (Например: «Я посадил белку на дерево, расположенное справа, близко к нам*- и т. д.)

2. Лабиринт на доске «Помоги волку дойти до подарка. Опиши его путь».



 


3. Задание «Нарисуй так же».

У детей карточки, на которых нарисован только волк и подарок. Педагог предлагает нарисовать путь волка до подарка, соблюдая направления движения. Во время рисования дети обозначают в речи направление движения.

4. Задание «Расскажи, где находятся снежинки».


— Летом идет дождь, а зимой? (Снег.)

Под ногой снежок скрипит,

Дети с гор катаются,

— Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Педагог задает вопросы:

— В каком углу находится одна снежинка? Две снежинки? Сколько снежинок в правом верхнем углу? А в левом нижнем углу? Где расположены пять снежинок?

5. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.


Мы замерзли с вами И стучим зубами, Хлопаем руками, Топаем ногами.

6. Задание «Выложи из палочек ежика».

На сугроб забрался ежик, У него не видно ножек, У него, такого злючки, Не причесаны колючки, И никак не разберешь — Щетка это или еж.


— Рассмотрите образец. Расскажите, как расположены палочки в образце. Что нужно выкладывать вначале, что потом?

— Выложите таких же ежей у себя на фланелеграфах. Где на фланелеграфе расположе­ны ваши ежи?

7. Игра «Чудесный мешочек».

— Мы узнали, как зимуют наши лесные друзья, узнали, что зимой им сложно доставать себе корм. Давайте на прощанье угостим наших зверей. Угощение для зверей лежит в мешоч­ке. (В мешке находится мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.)

— Найдите в мешочке один предмет, назовите его, потом достаньте и угостите то живот­ное, которое любит это лакомство.

Дети подходят к игрушкам, расположенным в «зимнем лесу», и «угощают» зверей.

8. Подведение итогов.

Занятие 11. «Игрушки Деда Мороза» Программное содержание:

1. Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии с инструкциями педагога.

2. Учить детей читать схемы пространства и словесно обозначать направление своего движения.

3. Упражнять в расположении предметов в названных направлениях окружающего про­странства.

4. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: демонстрационный материал — большая схема с изображением разных дорог, одна из которых ведет на фабрику игрушек, три плана-схемы, одна из которых соответ­ствует дороге до фабрики игрушек (рис. 13, прил.), образец елочной игрушки, объемная елка, елочные игрушки, изготовленные детьми заранее; раздаточный материал — индивидуальные фланелеграфы, набор геометрических форм для составления елочной игрушки, цветная бума­га, ножницы.

Словарная работа: Новый год, елка, Дед Мороз, подарки, елочная игрушка, гирлянды, флажки.

Ход занятия.

Педагог читает детям стихотворение:

За окном зима была, За окном пурга мела. Было все белым-бело, Снег летел, а время шло. Я заснул, и вот во сне Дед Мороз пришел ко мне.


Он поставил посошок, Снял с плеча большой мешок. И сказал мне: «С Новым годом! С новым счастьем, мой дружок!»

— Ребята, какой праздник к нам идет? А кто главный волшебник на этом празднике?
(Дед Мороз.) Мы все очень ждем его, он приходит ночью, когда все спят. В доме нашем
тепло, уютно, стоит красивая елка, а под ней много подарков. Мы очень радуемся им. Деду
Морозу каждый год приходится делать очень много игрушек, чтобы их хватило всем детям. В
этом году Дед Мороз приглашает нас к нему, на фабрику игрушек. Мы поможем сделать
много красивых игрушек. А пройти на фабрику игрушек можно по этой схеме пути, давайте
рассмотрим ее.

1. Задание «Дойди по схеме до фабрики игрушек и опиши свой путь» (рис. 13, прил.).
На доске расположена схема с изображением разных дорог, одна из которых ведет на

фабрику игрушек.

— Какие предметы расположены на схеме? Сколько дорог до фабрики игрушек? (Одна.)
На доске выкладываются три плана-схемы, одна из которых соответствует дороге до

фабрики игрушек. Детям предлагается выбрать нужную, обосновать свой выбор:

— Какие предметы встречаются на пути? Покажите их на схемах.

— В каком направлении нужно идти? Покажите этот отрезок пути на большой схеме. Мы
дошли до фабрики игрушек, можно приниматься за работу.

2. Задание «Выложи на фланелеграфе елочную игрушку из геометрических форм, по
образцу».

Дети анализируют образец, рассказывают, как на нем расположены детали, а затем со­ставляют елочную игрушку из геометрических фигур на индивидуальных фланелеграфах.

Задание «Наряди елку».

Педагог вносит елочные игрушки, которые дети изготовили заранее. Предлагается наря­дить елку своими игрушками. Дети располагают елочную игрушку на елке в соответствии со словесными инструкциями педагога. Оставшиеся игрушки детям предлагается разместить само­стоятельно: один ребенок рассказывает, куда повесить игрушку, а другой выполняет задание.

3. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы замерзли с вами И стучим зубами, Хлопаем руками, Топаем ногами.

4. Задание «Вырежи разноцветные флажки для гирлянды».

Дети из цветной бумаги вырезают флажки и развешивают их на веревочке в следующей последовательности: красный, желтый, оранжевый, зеленый. Педагог советуется с детьми, куда в групповой комнате можно повесить готовую гирлянду.

5. Подведение итогов.

Занятие 12. «Времена года» Программное содержание:

1. Развивать навыки микроориентировки.

2. Упражнять в расположении предметов на доске в названных направлениях.

3. Развивать внимание, творческое воображение.

Оборудование: демонстрационный материал — иллюстрации из серии «Времена года», картинки для фланелеграфа, отражающие признаки весны, среди которых лишние, к заданию «Что перепутал художник?»; раздаточный материал — карточки к игре «Найди лишнюю картинку», лабиринты «Времена года» (рис. 1, прил.), простые карандаши.

Словарная работа: времена года, осень, зима, лето, весна.


Ход занятия.

1. Педагог читает детям загадки, которые прислал Гномик:

Дел у меня немало: Я белым одеялом Всю землю укрываю, Белю поля, дома, Зовут меня... (Зима.)

Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, Купайтесь — приглашаю. И любите за это Вы все меня, Я... (Лето.)

Несу я урожаи, Поля засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я... (Осень.)

Педагог просит детей помочь Гномику найти картинки с изображением весеннего пейза­жа. Предлагает всем закрыть глаза, сосчитать до десяти. Дети считают, педагог раскладывает пейзажные иллюстрации с весенней тематикой, среди которых пейзаж осени и зимы. Дети берут по одной картинке и рассказывают, какое время года на ней изображено, по каким признакам они определили это.

2. Игра «Найди лишнюю картинку».

У детей набор из 4 —5 картинок, отражающих принадлежность к какому-либо времени года, но одна из них — другого содержания. Определить, какая лишняя и почему. Варианты подбора картинок:

— снежинка, рукавичка, елочная игрушка, ягода;

— ветка вербы, ручеек, подснежник, валенки;

— солнышко, ромашка, ягода, снежинка;

— гриб, красный лист дерева, дождевые капли, купальник.

Педагог предлагает выбрать нужные картинки и расположить их на доске справа. После того, как дети выполнят задание, картинки можно смешать и предложить самостоятельно придумать аналогичные задачи.

3. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Отдых нам — физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

4. Задание «Что перепутал художник?».

Педагог показывает детям картину о весне, составленную на фланелеграфе, на которой присутствуют изображения летнего леса, снежинок, осеннего дерева. Детям предлагается най­ти лишние картинки, убрать их, а затем рассказать, как расположены оставшиеся картинки на фланелеграфе.


5. Лабиринт «Времена года».

— Помоги снежинке, листику и травинке найти свои цвета» (рис. 14, прил.). Какому
времени года соответствуют эти цвета и почему?

6. Подведение итогов.

Занятие 13. «Профессия — пилот» Программное содержание:

1. Развивать навыки микроориентировки.

2. Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.

3. Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Развивать память, мышление, логику.

Оборудование: демонстрационный материал — подбор картинок по теме «Воздушный транс­порт», «Профессия — пилот», магнитная доска и лист ватмана; раздаточный материал — карточки с контурными изображениями птицы, самолета, ракеты; карточки с изображениями облаков разной формы, напоминающих какие-либо предметы; цветные карандаши, набор гео­метрических форм и образцы составления самолета.

Словарная работа: воздушный транспорт, пилот, летчик, самолет, ракета, вертолет, посадка, летное поле.

Ход занятия.

Педагог читает детям стихотворение и показывает подборку картинок по теме.

Кружит над полем белая птица, Ждет полосу, куда можно садиться. Белую птицу зовут самолет, Им управляет отважный пилот. Он свое дело знает прекрасно, Взлет и посадка с ним не опасны. Два —три часа — и в другой я стране, Город чужой вижу в круглом окне. Аэропорт поджидает меня, Огнями встречает, призывно маня.

— О ком это стихотворение? А какой должен быть летчик? Кто из вас хотел бы быть
летчиком? Давайте поиграем. Я сейчас вам дам несколько заданий, если выполните, то вас
зачислят в отряд пилотов.

1. Задание.

Детям раздают листы, на которых нарисованы ракета, самолет, птица.

— Раскрась синим цветом то, что летает выше всего, желтым — то, что летает пониже, а
коричневым — то, что летает еще ниже.

2. Задание «Составь из геометрических форм самолет».

Детям предлагается рассмотреть и проанализировать образец самолета, составленного из геометрических фигур: рассказать, какие фигуры использованы при составлении самолета и как они расположены. Затем дети самостоятельно выкладывают самолеты из геометрических фигур на индивидуальных фланелеграфах.

3. Задание «Дорисуй, на что похожи облака».

— Пилот поднимается на самолете высоко в небо. В иллюминаторы можно увидеть мно­
жество облаков.

Детям раздаются карточки, на которых нарисованы облака разной формы, напоминаю­щие какие-либо предметы.

— На какие предметы похожи облака? Дорисуйте их. Расскажите, какие картинки у вас
получились и где они расположены.


4. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Ветер тихий клен качает, Влево, вправо наклоняет. Раз — наклон, два — наклон. Зашумел листвою клен!

5. Дидактическая игра «Волшебные точки».

Педагог говорит детям, что их самолет произвел посадку на цветочном поле.

На магнитной доске — чистый лист ватмана, педагог рисует черным фломастером точки (по количеству человек в подгруппе). Точки — это дети.

Возле каждой точки пишется имя ребенка. Точки располагаются в виде пятиугольника.

Первое задание: «Опиши, чья точка стоит рядом с твоей справа, слева, внизу, вверху».

Затем педагог берет фломастер другого цвета и рисует много точек в центре фигуры — это цветы.

Второе задание: «Проведи карандашом линию от «себя» к «цветку».

Третье задание: «Возьми цветок у другого ребенка».

Ребенок должен найти точку другого, указанного педагогом ребенка, проследить, какой «цветок» он сорвал, и провести линию от «себя» к этой точке.

— Вы очень хорошо справились с заданием. Я зачисляю вас в отряд пилотов.

6. Подведение итогов.

Занятие 14. «Время суток» Программное содержание:

1. Учить располагать предметы на поверхности доски в названных направлениях.

2. Развивать умение находить предметы в названных направлениях окружающего про­странства.

3. Упражнять в передвижении в заданном направлении, обозначении направления дви­жения соответствующими пространственными терминами.

4. Развивать внимание, творческое воображение.

Оборудование: демонстрационный материал — иллюстрации к частям суток; макеты де­ревьев, расположенные в групповом пространстве; кукла Гном, телефон, круги желтого, сине­го, красного цвета.

Словарная работа: части суток, утро, день, вечер, ночь, сегодня, завтра, вчера.

Ход занятия.

1. Педагог сообщает детям, что Гномик просил их помочь научить его различать части
суток, но придет он позже. Дети рассматривают картинки, на которых отражено разное время
суток, выкладывают картинки в ряд слева направо, называют признаки, характеризующие
утро, день, вечер, ночь. Дети рассказывают, чем они занимаются в разное время суток, отвеча­
ют на вопросы:

— Как называются сутки, которые прошли? (Вчера.)

— День, который будет, — это... (Завтра.) И т. д.

2. Задание «Когда это происходит?».

На углах ковра стоят стульчики, со знаками-символами: синий кружок — вчера, желтый кружок — сегодня, красный кружок — завтра. Педагог задает вопросы. Дети находят глазами нужный символ, показывают направление движения до него рукой, обозначают направление движения в речи, подходят к тому символу, который соответствует ответу.

— Ливень не сегодня и не завтра, а был... (Вчера.)

— День рождения бабушки не сегодня и не вчера, а... (Завтра.)

— Воскресение не сегодня, а будет... (Завтра.) И т. д.

3. Задание «Найди ошибку».

Педагог читает предложения с ошибками, дети исправляют.


а) Вчера ты мне дашь свою машину.

б) Завтра был мой день рождения.
И т. д.

4. Задание «Найди дерево».

На столе рисунок с изображением деревьев.

— Гномик узнал, что под одним из деревьев спрятали одну часть суток. Педагог просит
детей найти дерево по словесной инструкции (например: это дерево расположено между сто­
лом и кукольной коляской). После того, как дети найдут дерево, педагог рассказывает о спря­
танном времени и просит их отгадать и назвать часть суток. (Например: «В это время все
возвращаются домой, солнце прячется за горизонт, на небе появляются звезды, по телевизору
показывают передачу «Спокойной ночи, малыши».)

5. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают, Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились.

— Как бы мы сказали о событиях, рассказанных в физкультурной минутке, если бы это
было вчера? (Ответы детей.)

6. Звонит телефон. Педагог берет трубку, сообщает детям, что Гномик придет не завтра и
не вчера, а... (Сегодня.)

В группу приходит Гномик, и ребята рассказывают о том, что они узнали на занятии о частях суток. Гномик раскладывает на столе иллюстрации с изображением различных частей суток. Просит детей помочь найти все иллюстрации, на которых изображено утро (вечер, день, ночь), и расположить их на магнитной доске вверху справа налево (внизу слева направо, справа сверху вниз, слева снизу вверх).

7. Подведение итогов.

Занятие 15. «Поговорим о профессиях» Программное содержание:

1. Учить детей правильно употреблять пространственные термины.

2. Учить контролировать свои действия в процессе собирания разрезных картинок с помощью зрения и осязания.

3. Закреплять умение детей ориентироваться в микропространстве.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением на них людей

разных профессий; раздаточный материал — набор разрезных картинок, листы бумаги, цвет­ные карандаши, простые карандаши, индивидуальные фланелеграфы, набор вырезанных из бумаги геометрических форм, тетради в клетку.

Словарная работа: профессия, летчик, повар, кулинар, учитель, строитель, водитель, доктор и т. д.

Ход занятия.

1. Задание «Нарисуй, кем ты хочешь стать».

— Дети, сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. Каждый на листе бумаги
нарисует, кем он хочет быть, когда вырастет.

После того как дети нарисуют, работы раскладывают на столе, рассматривают их.

2. Задание «Собери разрезные картинки».
Педагог предлагает всем стать летчиками.

— Соберите разрезные картинки, и вы узнаете, на каких самолетах вы полетите.

Дети анализируют расположение деталей самолета на картинке-образце, затем составля­ют целое из частей предметного изображения.

— Как вы думаете, для чего нужны самолеты? (Ответы детей.)


3. Задание «Продолжи ряд по образцу».

Педагог предлагает посмотреть на следующий рисунок и определить, кем хочет стать его автор. (Учителем.)

— Открывайте тетради, в них написаны образцы, продолжите ряд до конца строки.

4. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Руки в стороны, иду — И мне весело! Не теряю на ходу Равновесия.

5. Задание «Укрась торт».

Педагог показывает иллюстрацию торта. Рассматривают украшение торта.

— Кто печет торты, пирожное? (Повар, кулинар.) А вы любите торты? В нашей группе
есть свой кулинар. Посмотрите, какой красивый торт он нарисовал. У вас на столах лежат
заготовки украшения для торта (геометрические фигуры). Украсьте свои торты на флане-
леграфе.

После выполнения задания дети рассказывают, как расположены элементы украшения на тортах.

6. Задание «Расскажи о профессии».

Дети берут по одной картинке по словесной инструкции педагога (например, «Возьми картинку, расположенную справа от картинки с изображением профессии «повар») и расска­зывают о профессии, изображенной на ней.

7. Подведение итогов.

Занятие 16. «День защитника Отечества» Программное содержание:

1. Учить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

2. Продолжать учить передвигаться в названном направлении, обозначать направление движения соответственными пространственными терминами (направо, налево, впе­ред, назад).

3. Развивать творческое воображение.

Оборудование: демонстрационный материал — план групповой комнаты, пакет; разда­точный материал — звездочки, вырезанные из красной бумаги, карточки с заданиями, про­стые карандаши, наборы геометрических фигур, клей, кисточки, листы бумаги.

Ход занятия.

Педагог спрашивает у детей, что они знают о празднике 23 февраля, рассматривает вме­сте с детьми картинки с изображением разных видов Вооруженных сил. Педагог подводит детей к выводу: чтобы стать военным, нужно много знать, уметь, быть сильным, смелым. Предлагает детям решить сложные задачи, поиграть в игры.

1. Задание «Реши задачу».

— Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, а Сережа — ближе Димы. Кто кинул
мяч дальше — Володя или Сережа? (Володя.)

— Саша и Маша одного роста. Саша и Даша тоже одного роста. Кто выше?
За правильно выполненное задание дети получают звездочку.

2. Задание «Нарисуй друга».

Детям раздают листы с точечными сетками. На доске образец рисунка, на котором изоб­ражена собака. Дети повторяют рисунок у себя на листах. Получают звездочки.

3. Задание «Составь картинку».

Педагог предлагает пофантазировать и придумать свою страну. Страна необычная — все предметы, люди должны быть составлены из одинаковых геометрических фигур — треуголь­ников, квадратов, кругов и т. д. Наборы фигур дети выбирают сами. После выполнения зада­ния дети рассказывают, что они придумали и какие фигуры использовали. Составляют одно большое панно. Рассказывают, где они расположили свои картинки. Получают звездочки.


4. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы считали и устали, Дружно все мы тихо встали, Ручками похлопали, раз, два, три. Ножками потопали, раз, два, три.

5. Игра «Найди пакет».

Педагог предлагает детям быть разведчиками. Им надо доставить пакет. Предлагается план групповой комнаты (рис. 15, прил.). Дети сверяют расположение предметов мебели на плане с реальным расположением предметов. Рассказывают о пространственном расположе­нии предметов в комнате и их условном обозначении на плане. Педагог уточняет, что пакет на плане помечен красным кружком. Дети выполняют задание. Получают звездочки.

Педагог предлагает детям самостоятельно спрятать игрушку и отметить фишкой на плане ее местонахождение.

6. «Подарок папе».

Дети считают, сколько звездочек получили, приклеивают их на лист, оформляют, как открытку.

7. Подведение итогов.

Занятие 17. «Мамин праздник» Программное содержание:

1. Продолжать учить детей определять расположение предметов в пространстве по отно-

шению друг к другу.

2. Учить словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке.

3. Упражнять в расположении предметов на поверхности фланелеграфа в названных направлениях.

4. Развивать прослеживающую функцию глаза.

Оборудование: демонстрационный материал — картинка с изображением вазы с цвета­ми, кукольная посуда; раздаточный материал — игрушки (зверюшки, куклы), индивидуаль­ные фланелеграфы, набор цветов разного размера, клей, кисточки, цветная бумага.

Словарная работа: праздник 8 Марта, праздничный стол, гости, ваза, цветы.

Ход занятия.

Педагог предла






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.