Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведение индивидуального занятия




 

Коротко основные принципы индивидуальной работы уже освещены мной в разделе «Методики преподавания», но чтобы вам не перелистывать книгу назад, я приведу их здесь снова и подробнее прокомментирую.

Обычно, когда я начинаю работать с парой, я смотрю их танец – и это не зависит от того, с какой парой я работаю, вижу я их первый раз или тридцать первый.

Важно так же представлять себе то, как данная пара смотрится рядом с конкурентами – в чем их главные промахи и преимущества.

Далее работа будет строиться по исправлению слабых мест и усилению преимуществ.

Первая тренировочная задача всегда определяется тем, что больше всего заметно при взгляде на танец. Это важно, когда речь идет о том, с чего начинать сдвигать уровень конкретно, поскольку танцевальных аспектов так много, что работать продуктивно можно в любом из них, важно – что насущнее для данного танцора.

В первую очередь, для эффективности индивидуального занятия важно, чтобы между танцорами и тренером было заключено так называемое в психологии «Соглашение о диалоге». Это значит, что тренер договорился с танцорами, как именно они объясняются друг с другом. Например, тренер говорит: «Для меня важно, чтобы ты говорил мне каждый раз, понятно тебе или нет то, что я говорю и те задания, которые я предлагаю. И если не понятно – что именно непонятно». В соглашении о диалоге оговаривается то, что делается, чтобы диалог был возможен.

Дальше результат работы будет зависеть от того, как тренер расставит приоритеты в работе. Если речь идет о самых начинающих танцорах, то, по моему мнению, важно, чтобы за первые три года обучения была «поставлена» осанка, приучены к работе руки и ноги (выпрямление коленей, хорошая позиция в стандарте, работа стопы). Только на хорошо поставленном корпусе и контролируемых ногах можно ставить сложную биомеханику. Если этого не сделать в первые годы обучения – не научить ребят тренироваться, потеть, стараться, осознавать свое движение, брать ответственность за то, что получается, а что нет, - в последующие годы можно потратить очень много времени на это. Если не «поставить» тело сразу, то потом все обучение будет строиться на переучивании танцора с одного способа двигаться на другой. Сначала учимся стоять и ходить, и только потом - исполнять сложные элементы, фигуры, соединения. Иначе, как высказалась одна из участниц танцевального интернет-форума, можно увидеть, что, оказывается на жутких ногах можно исполнять сложные поддержки. Можно, конечно, но если, не дай бог, между поддержками окажется основной шаг – это даст наибольшее представление и об уровне пары, и об уровне е тренера.



Периодически ко мне приходят пары из других коллективов, которые, отзанимавшись три-четыре года, все еще танцуют на уровне начинающих. И главная проблема, с которой я сталкиваюсь при работе с ними – это неумение работать на тренировке, добиваться результата от каждого действия и от каждой тренировки, осознавать «что именно я сейчас делаю, моя нога что делает, моя рука, моя лопатка», неумение различать понятия «увидел», «запомнил» и «сделал», неумение потеть – то есть стараться так, чтобы мышцы работали с максимально возможной для уровня танцора нагрузкой.

Все эти задачи мы обычно решаем на первых трех годах обучения. И дальше ребята становятся автономными – немного информации и они самостоятельно и осознанно ее втренировывают.

Дальше работа с такими ребятами строится уже более творчески – образ, чувство, разнообразная хореография.

В первые же годы мы обучаем детей задавать вопросы по движению. И дальше важно только уметь на них отвечать – они осознанно оценивают свое движение, сравнивают, анализируют и способны задать вопрос по сути, понять и сделать что-то новое на каждой тренировке.

Мы так же учим ребят определять тренировочные задачи. Они получают задания смотреть свой танец в зеркале, на видео и видеть: что именно они не делают из того, что требует тренер. И отсюда определять себе тренировочные задачи.

Дальше, чтобы решение этих задач шло эффективно, мы даем задание отработать одну задачу под счет самостоятельно, затем под музыку и сдать тренеру на «5».

Понятно, что само по себе определение тренировочной задачи уже решает половину проблемы. А если вы еще и знаете о приемах и методах, имеете арсенал средств для решения проблемы – это хорошая помощь ребятам.



Для эффективности тренировок важно отследить, в какой именно момент возникает ошибка, нарушение в движении, отделить этот момент от остальных и тренировать его отдельно. Например, вы замечаете, что в медленном вальсе ваш танцор на счет «1» «падает» на паркет. Тогда есть смысл тренировать снижение на счет «3» отдельно на шаге, затем на перемене и так далее. Если вы замечаете, что ваш танцор прыгает в джайве, стремясь достать до потолка J, имеет смысл разобрать, где в джайве прямые ноги, а где снижение и тренировать сначала отдельно снижение (в нашем фильме показано, как это сделать), а затем соединять с остальными шагами в «шассе», и только потом добавлять «ключ». Это примеры. Вы можете сами находить много отдельных деталей, которые важно тренировать отдельно от фигур.

У опытного тренера взгляд хорошо натренирован на такие детали, и так же очень богат спектр упражнений и способов, которыми исправляются ошибки. Конечно же, мы не единственные, кто так работает J.

Во время индивидуального занятия тренер должен быть цепким, как ротвейлер: пока танцор не сделает – не переходить к следующей задаче.

Разумеется, с малышами это сделать сложно, поэтому важно отслеживать, когда они действительно утомляются и просто уже в силу утомления не могут улучшить контроль над движением. И тогда переходить к следующей задаче. Чем старше танцор, тем дольше он может концентрироваться на одной тренировочной задаче.

Если же, по всем вашим подсчетам, танцор еще не должен был утомиться, а он уже еле соображает – ошибкой может быть тот способ подачи материала, который вы избрали (не подходит для данного возраста или даже для конкретного индивидуума). Ну и, конечно, если у танцора недостаточно мотивации для эффективной тренировки, для того, чтобы стараться – это тоже может стать причиной быстрой потери качества тренировки.

Вопросы мотивации решаются сначала принципиально: хочет ли ребенок танцевать? Хочет ли выигрывать, или танцевать просто для себя? В чем сложность его пребывания на тренировке и в чем трудности тренировочной работы для него. И только когда эти вопросы прояснены, можно заниматься тем, чтобы приучать танцора к тому, каким образом можно контролировать движение, какие есть для этого приемы.

Если говорить одним словом, то стратегия индивидуального занятия – двигаться не торопясь, по сантиметру, обучая танцоров контролировать и осознавать свое движение. Причем, чтобы не уходить в застой, важно подбирать как можно больше способов объяснения одного и того же материала, меняя их, если они не оказались понятными для танцоров. И эти способы зависят, в первую очередь, от специфики восприятия конкретного танцора. Что эффективно для одного танцора, совсем не подходит для другого. И разные танцоры с различным восприятием могут танцевать в одной паре. Подбор «ключей», бывает, занимает очень большое время. И хорошей помощью в этой кропотливой работе для тренера может служить понимание того факта, что то, что понятно ему, тренеру, может быть совсем инопланетно танцору. И не в силу степени знания и опыта танцора, а в силу особенностей его восприятия.

Пробуйте слушать самих танцоров: какими образами они мыслят, как объясняют свое движение, как понимают то, что вы им даете. И через их язык вы поймете, как донести до них тренировочное задание.

Некоторые ребята вообще не понимают ничего из того, что говорится – так они устроены. Но если такой танцор долго-долго смотрит, то начинает понимать это, правда, очень по-своему. И, бывает, когда он, наконец, поймет и сделает задание, он объяснит вам то, что он понял такими словами и образами, что у вас мозги съедут набекрень J.

Индивидуальное занятие дает возможность лучше ориентироваться в том, что понимают, а что не понимают ваши ученики. И этим нужно пользоваться.

Всегда есть соблазн быстро рассказать и показать то, что сам хочешь и точно знаешь, но не факт, что это приведет к успеху. Лучше больше времени потратить на понимание того, что происходит в голове и в теле у танцора, чтобы потом просто дать информацию, и он ее возьмет крепко и насовсем.

Важно на первых годах обучения приучить ребят работать с видео – снимать композиции, определять ошибки и особенности исполнения, видеть, почему та или иная пара вошла в финал, а другая – нет. А так же полезно научить ребят тренироваться самостоятельно. Это дает больше ответственности за свой танец, знания, что именно зависит от него, от самого танцора.

Тренер, который хочет сэкономить деньги на приезжих учителях, должен понимать, что много уроков берет ленивый и богатый. А трудолюбивый и вдумчивый из одного урока выжмет для себя план работы на три месяца. И лучший и наибыстрейший способ сделать имя себе, как тренеру, - это научить спортсменов тренироваться, вникать, осознавать, совершенствовать свой танец. Тогда усилия тренера просто удвоятся, тренировочная работа будет давать двойной эффект.

Один тренер говорит танцору: «Посмотри, как это делаю я». Другой тренер говорит: «Покажи, как это делаешь ты, и я подскажу тебе, как это сделать ярче, сильнее, грамотнее, точнее, музыкальнее».

Важно, чтобы танцор учился на своем теле, а не на чужом J. И индивидуальная работа подходит для этого наилучшим образом.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал