Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические процессы.






 

Виды мотивационных расстройств

 

Проблемы в сфере мотивации могут состоять в качественных расстройствах мотиваций и действий и в их количественной недостаточности и избыточности. Можно выделить следующие группы расстройств:

Чрезмерно негативная метамотивация. Затягивает процесс принятия решения, тем самым способствует недостатку намерений и действий.

Чрезмерные конфликты желаний. Два или более одинаковых по силе, но не совместимых друг с другом желания существуют одновременно и устойчиво. Выбор в пользу одного из желаний не делается, что ведет к недостатку намерений и действий.

Чрезмерная фиксация на актуальном положении вещей заключается в неоправданно длительной персеверации в фазах активизации, желания, стремления к оценке.

Чрезмерная импульсивность имеет место в том случае, если: а) слишком быстро протекают фазы мотивации; б) действия прекращаются преждевременно. В целом это может привести к нереалистичным и субъективно иррациональным действиям.

Недостаток мотиваций и действий заключается в том, что мотивация и действия, ведущие к цели, становятся слишком редкими, слабыми, малоустойчивыми (при депрессии).

Нереализованные мотивации и действия, которые наблюдаются в случае, если желания, намерения и действия являются выполненными, или не способны привести к достижению желаемой цели. Устойчивость таких желаний приводит к выполнению недостаточного количества действий, необходимых для достижения цели.

Иррациональные мотивации и действия способствуют тому, что предпочтение отдается невыгодным действиям, менее важным и не ведущим к цели, а не действиям, ведущим к цели и более выгодным. Это мешает достижению жизненных целей и действий.

 

Мотивационные расстройства и клинические синдромы

 

Фобические расстройства. При фобиях типичен следующий мотивационный процесс.

А. Испытывается страх пред определенными объектами (или ситуациями, событиями). Поэтому данный объект имеет негативную значимость, что приводит к избеганию объекта или ситуаций.

Б. Появляется мотивация избегания, которая вступает в конфликт с позитивной мотивацией различных других видов (событий боятся и стремятся к ним).

В. При сильно выраженной фобии избегание таких конфликтов преобладает. Появляется поведение избегания, которое ставит под угрозу выполнение повседневных и профессиональных обязанностей, нарушает социальные отношения.

Навязчивые расстройства. (подробно см. далее). В основе навязчивых расстройств лежит страх перед нежелательным событием.

Депрессивные расстройства (подробно см. далее). Сниженная мотивация и следующий за ней недостаток действий относятся к основным симптомам депрессии.

Шизофрения (подробно см. далее).

Расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ (алкоголизм, курение, наркомания). (подробно см. далее).

 

46. Мотивационные расстройства Интервенция

Задача психотерапевтической интервенции при мотивационных расстройствах состоит в изменении дисфункциональных ожиданий и значимости, при этом необходимо учитывать также и эмоциональные аспекты.

Воздействие на конституциональные факторы:

§ Надежных терапевтических методов пока нет, в основном используется медикаментозное лечение, однако можно влиять на «перенапряженное» мотивационное состояние.

Воздействие на когнитивные структуры:

§ Каузальная атрибуция (определенные атрибутивные стили рассматриваются как ответственные за общее снижение активности, которое не может быть объяснено с помощью переменных окружающей среды).

§ Ожидания относительно компетентности. Формирование ожиданий относительно собственной компетентности является основным элементом успешной терапии. При этом эффективное использование им стематической десенсибилизации, тренинга компетентности.

§ Демотивирующие убеждения особенно тревожны. В этом случае убеждения типа: «Я ни к чему не пригоден, поскольку я не всегда компетентен и работоспособен» необходимо в результате различных методов заменить, например, следующим «Я, как и все, несовершенен и могут допускать ошибки. Лучше просто выполнить дело, чем добиваться его выполнения в наисовершенном виде». При этом часто психотерапевт может выступать в качестве модели. Например:

Психотерапевт (Т). Разве можно не делать ошибок? Я сам ошибался много раз.

И если ошибаетесь вы, это же не значит, что вы глупец.

Ведь меня вы не считаете глупцом.

Пациента (П). Конечно нет!

Т. Вы видите, что существует как бы два отношения к одному действию. Кто

же установил их?

П. Наверное, я.

Т. Тогда почему бы вам не руководствоваться правилом, которое вы

использовали по отношению ко мне и жить как все.

§ Теория депрессии, основанная на верификации.

Воздействие на ситуационные условия:

§ Контроль над стимулами:

а) при проблемах с алкоголем – не держать дома алкогольных напитков, не посещать пивных, избегать рекламы алкоголя;

б) при переедании – держать в холодильнике только соответствующие необходимые продукты питания, не читать поваренных книг и рецептов в журналах;

в) при затруднениях в учебе – не читать увлекательных романов в комнате для занятий, никаких газет, журналов, телевидения, работать в местах, где ничего другого нельзя делать; не отвечать на телефонные звонки;

г) при зависимости от психотропных веществ – никаких поисков «сцены», поменять место жительства;

д) при зависимости от никотина – убрать сигареты из квартиры, не находиться рядом с курящими, отвернуться, если герой фильма закурил.

Для редукции еды наспех выработаны шесть правил поведения:

1. Определите для каждого приема пищи определенную продолжительность (в минутах) еды и расслабления.

2. Ешьте только за одним столом, и только за ним.

3. Никогда не читайте и не работайте во время приема пищи.

4. Не работайте после еды, а расслабьтесь в течение установленного времени.

5. Отдыхайте не на своем рабочем месте, а где-нибудь в другом месте.

6. Не работайте в отведенное для расслабления время и не думайте при этом о своей работе.

§ Согласованность подкрепления. Если прежний стимул потерял значимость, в качестве подкрепления должен выступить другой стимул, значимый.

Воздействие на актуальные внутренние пусковые и регуляторные процессы:

§ Тренинг самоинструктирования.

§ Влияние на физиологические процессы.

§ Использование восприятия и фантазирования.

Воздействие на мотивацию к терапии:

§ Терапия требует времени и психолог обязан позаботиться о том, чтобы этого времени было достаточно, не прервать психовоздействие преждевременно.

§ Психолог должен позаботиться, чтобы степень конфронтации была для пациента преодолимой.

§ Воздействие должно стремиться к тому, чтобы пациент вылечился без вторичных выгод от болезни, если они играют большую роль при поддержании расстройства.

§ При воздействии необходимо учитывать саботаж со стороны родственников, семейно-сексуальную терапию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.