Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция совладения со стрессом






 

В концепциях совладения со стрессом делается попытка осмыслить тот процесс, который начинается переработкой информации и через стрессовые эмоции приводит к адаптивным реакциям. «Копинг» означает здесь адаптивное поведение совладения в целях восстановления равновесия. Две концепции представляют собой более ранний и более поздний взгляды разных ученых на формирование защитных механизмов.

 

Концепция Зигмунда и Анны Фрейд

По представлению Фрейда, «Я» под влиянием требований сверх-«Я» пытается отразить компрометирующие требования инстинктов. В ходе развития человек выстраивает защитные механизмы, чтобы уметь защититься от внутренних раздражителей, т.е. не допустить угрожающие раздражители до сознания.

Проекция Желания или чувства, вызывающие страх экстернализируются и приписываются другим.
Отрицание Потенциально травматическая реальность не воспринимается как таковая.
Рационализация Для проблем, связанных со страхом, ищется разумное объяснение, чтобы избавить их от угрожающего состояния.
Реактивное образование Неприемлемые угрожающие импульсы нейтрализуются, трансформируясь в свою противоположность (агрессия – в заботливость).
Вытеснение Мысли, образы, воспоминания, вызывающие страх, вытесняются в бессознательное или ставится препятствие для их презентации в сознании.
Регрессия Переход какой-то формы психической организации на более раннюю ступень, характеризующуюся более простыми структурами.
Сублимация Приемлемая для данной культуры трансформация сексуальных инстинктов в какую-либо несексуальную сферу, где они могли бы раскрыться.
Идентификация Решение конфликта происходит посредством перенятия ценностей, мировоззрений и т.д. какого-то другого лица.

Когнитивно-феноменологический подход P.S. Лазаруса

(см. таблицу 5.2)

 

Лазарус рассматривает стрессовую ситуацию как результат отношений между особенностями выдвинутого требования и имеющимися в распоряжении человека ресурсами.

Качество этих отношений проявляется через когнитивные процессы оценки. Стрессорами могут оказаться не только внешние, но и внутренние требования – цели, ценности, оценки, и если они игнорируются или не реализуются, то это тоже может привести к психическим расстройствам. Благодаря первичной оценке организм постоянно находится настороже: не происходят ли какие-либо изменения, к которым надо приспособиться, чтобы сохранить благополучие. Если события сочли незначительными, они не приведет к негативным изменениям, как и позитивное для организма событие. Третий тип событий (оценка) нуждается в адаптации. Итак, человек сам дает оценку событию, делает вывод о его влиянии (позитивное или негативное) и соответствующим образом поступает.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.