![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I Праблемы выхавання 5/2005
Однако в современном обществе обостряются социальные, культурные ценностные конфликты и противоречия. Успешность их разрешения зависит от способности личности к изменению, самостоятельному решению, принятию нового, непривычного. Поэтому особенно важно исследовать особенности становления личности ребенка как формирующегося социального субъекта. Социальный субъект — это личность, обладающая такими качествами и свойствами, которые обеспечивают ее включенность в реализацию основных тенденций развития социальной системы и тем самым позволяют ей быть активным участником общественного процесса. В современных условиях такими характеристиками личности как социального субъекта являются: • динамизму способность действовать в ситуации социальной неопределенности, изменений; • ориентированность на поиск новых решений; • способность в жизненно важных ситуациях действовать и строить свои отношения с другими людьми, исходя не из узкогрупповых норм, а на основе общечеловеческих ценностей. Иными словами — это способность к социальному выбору. Ее сформирован-ность является фундаментальным качеством, определяющим процесс формирования ребенка как социального субъекта. С одной стороны, она базируется на отражении в сознании социального мира, как открытого, во всем многообразии его связей, отношений, социальных институтов, групп, с другой — на потребности, стремлении, установке проявить себя в тех или иных связях, отношениях, социальных институтах, группах. Безусловно, такая способность к социальному выбору должна иметь об- щую систему ценностей и ценностных представлений о мире, обществе, личности и ее месте в социальном и социокультурном пространстве. По мнению коллектива Минского Дворца детей и молодежи, изучение представлений о детской и подростковой девиантности есть способ воздействия на механизм, который их формирует. Здесь имеется в виду изучение следующих параметров, характеризующих эти представления в их целостности: • отношение к основным представителям асоциальной детской и подростковой субкультуры, степень терпимости—нетерпимости, толерантности, эмоциональных оценок — от враждебно-репрессивных, безразлично-попустительских до терпимо-альтруистических; • влияние этих ценностных ориентации на включенность в разнообразные формы девиантного поведения; • изучение мнения детей и подростков об источниках, движущих силах и причинах девиантности; • изучение характера, мотивации поведения молодых девиантов; • изучение направленности информационных, коммуникативных потребностей детей и молодежи и потребности в мерах социальной защиты; • влияние основных показателей социального самочувствия; • степень доверительного отношения к основным агентам социально-правовой защиты прав личности; • включенность во внешкольную досу-говую и образовательную деятельность; • влияние деформации родительско-се-мейных отношений на склонность детей и подростков к девиации; • значимость других факторов (пола, возраста, материального положения семьи, состава семьи и социального положения родителей) на отношение к девиации. Взаимодействие учреждения внешкольного воспитания и обучения со школой, семьей, общественностью по социально-педагогической поддержке детей с девиантным поведением позволит решить целый комплекс социально-педагогических задач, а также осуществить принципиально новые подходы с использованием социальных и педагогических технологий, позволяющих:
|