Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Праблемы выхавання 3/2006 с







ТЭОРЫЯ


ка, в которых доминирует равный, взаи­мовыгодный обмен личностными смысла­ми и опытом» [4, с. 15].

Необходимо также отметить, что авто­ры «Психологии человека» Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков, подтверждая точку зрения О. С. Газмана, считают, что под­держивать и развивать следует субъект-ность, т.е. способность личности к преоб­разующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуаль­ность (т.е. неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оста­ваться самим собой). При таком подходе содержание педагогической поддержки шире, чем «работа с проблемой челове­ка», потому что не всякая проблема свя­зана с процессом индивидуализации.

Различны понятия «индивидуальный подход» и «педагогическая поддержка». Так, индивидуальный и дифференциро­ванный подходы предполагают учет ин­дивидуальных различий учащихся, а пе­дагогическая поддержка в отличие от них состоит в том, что она ставит це­лью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответ­ствие с определенными требованиями.

По мнению В. П. Бедерхановой, пе­дагогическая поддержка это «система пе­дагогической деятельности, раскрываю­щая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учите­лям, родителям в преодолении соци­альных, психологических, личностных трудностей» [1, с. 40].


Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «педагогическая поддер­жка» во всех значениях употребляется, прежде всего, в контексте помощи, защи­ты ребенка, подростка/юноши, человека («пособить», «быть опорой»). В современ­ном гуманистически ориентированном об­разовании педагогическая поддержка рас­сматривается как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личного потенциала человека, включая по­мощь в преодолении личностных, психо­логических, социальных трудностей. Такой подход имеет под собой философские, пси­хологические основания и традицию в ис­тории педагогической мысли.

Рассмотренная нами система трактов­ки понятия «педагогическая поддержка» в образовании может служить основой для определения деятельности педагога, который работает в логике педагогичес­кой поддержки и может быть прописана как система задач, направленных на со­здание условий для самосознания чело­века, его самоопределения, самоиденти­фикации, на формирование адекватной самооценки, саморегуляцию, самореализа­цию, самочувствие способствующему его развитию. Осмысление учеными и прак­тиками феномена педагогической поддер­жки, складывающегося в инновационном режиме, кардинально изменит ситуацию в реальной практике в контексте гума­нистической личностно ориентированной педагогики, нацеленной на приоритеты индивидуальности, самобытности, само­ценности индивида, побуждающих учени­ков к саморазвитию.


1. Бедерханова, В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. — № 3. — 2000.

2 Воспитание и поддержка детей в образовании / под ред. О. С. Газмана. — Материа­лы Всероссийской конференции. — УВЦ «Инноватор». — М., 1996.

3. Газман, О. С. От авторского образования к педагогике свободы // О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. Новые ценности образования. — Вып. 2. — М.: Рос. гуманит. науч. фонд, 1995.

4. Газман, О. С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. — Вып. 6. — Забота — поддержка — консультирова­ние. — М.: «Инноватор», 1996.

5. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании // О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. Новые ценности образования. — Вып. 3. — М.: Рос. гуманит. науч. фонд, 1995.

6. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2000.

7. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Процесс совместного преодоления, или Педагогическая поддержка ребенка как предмет управления // Директор школы. — 1997. — № 4.

8. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. — Российский Фонд фундаментальных исследований. — Вып. 1. — М., 1995.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.