Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семантические типы и функции диатез.






Диатеза выполняет структурно-семантические функции:

1. Изменение направления валентных связей без изменения их числа: Les ouvriers construisent la maison → la maison est construite par les ouvriers. Одно из основных назначений такого преобразования – изменение актуального членения предложения, выделение семантического субъекта (les ouvriers) в качестве ремы, а объекта – в качестве темы. Эта диатеза называется пассивной.

2. Уменьшение валентных связей: Les ouvriers ont construit la maison → la maison est construite. Назначение этой трансформации заключается в переходе от описания активного действия к описанию состояния, а также в устранении указания на семантический субъект (см. § 460). Такая диатеза называется деагентивной.

3. Увеличение валентности сказуемого. Это имеет место при объединении обозначения двух процессов в одном предложении. Такая диатеза называется каузативной, она показывает действие как зависимое от воли, чувства (восприятия) или суждения другого субъекта. Семантический субъект оформляется в качестве дополнения. В связи с этим различаются:

а) собственно каузативная или фактитивная диатеза, при которой данное действие представляется как результат деятельности другого лица. Ср.: Jean est venu à l'institut→ Pierre a fait venir Jean à l'institut. Le livre se trouve sur la table → Pierre a mis le livre sur la table. Разновидностью фактитивной диатезы является пермиссивная с глаголом laisser: Pierre a laissé Jean lire ce livre;

б) диатеза перцептивная, при которой действие представляется как объект восприятия другого лица: Jean traverse la rue → Pierre voit Jean traverser la rue. Marie chante une chanson Pierre entend Marie chanter une chanson. Il y a des arbres dans la cour → Je vois des arbres dans la cour;

в) диатеза суждения (когнитивная), при которой ситуация представляется как объект суждения или мнения другого лица: Pierre est venu → Jean croit Pierre ê tre venu; Ce travail est difficile Je trouve ce travail difficile.

Функции диатезы. Субъектно-объектная трансформация позволяет осуществить ряд семантических заданий:

а) устранение субъекта (см. выше, п. 2);

б) организация актуального членения: выделение в качестве ремы субъекта (п. 1) или в качестве темы – объекта (п. 2);

в) создание полипредикативного компактного предложения (п. 3). С помощью трансформаций диатезы осуществляется субъективация высказывания, описание события с точки зрения говорящего или других лиц. Например: Cette maison avait beaucoup de grâ ce. → Je contemplais cette maison. Jamais je ne lui avais reconnu tant de grâ ce.

Каузативная диатеза несет структурную функцию, когда она используется для обеспечения единства субъекта в соседних предложениях, что является одной из закономерностей построения французской речи. Например: Les familles de nos clients sont trop heureuses de voir se dé nouer (= que se dé nouent) sans PIIblicité des affaires qui sont dé licates. //Il se tait, les yeux à demi fermé s, soit qu'il ré flé chisse, soit qu'il se laisse pé né trer par (= que le pé nè tre) cet air fraisqui nous dé lasse comme un bain.

Формальное назначение трансформации здесь подчеркивается ослаблением собственного значения глаголов voir, laisser.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.