Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Что такое педагогический такт?
(в сокращении)
Одни педагоги считают, что педагогический такт — это природная способность учителя влиять на учеников; другие — что это составная часть общей культуры учителя; третьи — что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное качество, было бы неправильно Так же неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения учителя или с его общим и методическим образованием К Д.Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом. Чаще всего педагогический такт определяется как соблюдение разумной меры во всей учебно-воспитательной работе с учениками. Теряется чувство меры — теряется и педагогический такт ..Ученику, который неуверенно и не совсем правильно отвечает у доски, учитель задает ряд наводящих вопросов. Первые вопросы помогают ученику, подбадривают его, направляют Мысль в нужное русло Ученик начинает отвечать точнее и смелее Следующие вопросы уже такого эффекта не дают, а последние даже сбивают ученика, раздражают его, делают ответ неуверенным и неточным. В данном случае бестактность учителя проявилась в том, что он слишком часто прибегал к наводящим вопросам Другой пример. Учитель объясняет новый материал Ученики внимательно слушают Чувствуется, что тема их заинтересовала Но учитель увлекся и, не заметив, что ученикам все уже понятно, продолжает разжевывать. У ребят пропадает интерес к объяснению, одновременно и интерес к новой теме. Урок, который так удачно начался, превратился в томительное ожидание. Чрезмерность, в чем бы она ни проявлялась по отношению к ученикам, часто дает обратную реакцию. Чрезмерная требовательность ведет к непослушанию, чрезмерная серьезность — к легкомысленности, чрезмерная снисходительность — к грубости и т.п Кому неизвестны такие ситуации, при которых чем больше учитель сердится, тем больше ученикам хочется смеяться? .Лучше дать ученикам посмеяться, может быть, и самому засмеяться, а потом интересным рассказом и спокойным тоном перейти к изложению запланированного материала. Когда, например, а классе грязная доска, можно, конечно, высказать неудовлетворение ученикам, а можно поступить и так: молча демонстративно вытереть доску, заявив при этом ученикам: Если вам тяжело вытереть доску, я буду сам (или сама) это делать. В следующий раз доска будет чистая. Каждый способ хорош на своем месте. Там, где необходима шутка, гнев будет смешным и т.д. Идет урок, учительница объясняет новый материал. Слушают. Вдруг она как закричит на весь класс: Ты что там делаешь?! Оказывается, ученик листал книжку под партой И только. А немного позже другой ученик бросил мелом в доску. Мел рассыпался и даже немного запачкал одежду учительницы. Но на этот поступок она просто сказала Кто там балуется?. Однако педагогический такт нельзя сводить только к чувству меры. Мера — одна из педагогических закономерностей, которая лежит в основе педагогического такта. Понятие такта значительно шире, чем понятие меры. По своему содержанию педагогический такт учителя — объединение многих качеств его личности, многих его умений и навыков Педагогический такт — это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный способ воспитательного влияния Каждое замечание, которое мы делаем учащимся, должно поднимать авторитет учителя или хотя бы не подрывать его. Важно делать это так, чтобы избежать конфликтов Учительница математики проверяет в классе домашнее задание. Почти никто из учеников его не выполнил Ученики просят еще раз объяснить, но учительнице кажется, что ученики умышленно не выполнили домашнее задание. Вызванным к доске ученикам она ставит двойки Учащиеся недовольны. Двоим учительницам предлагает покинутькласс Они не подчиняются. Тогда учительница посылает за завучем Приходит завуч, класс смолкает. Порядок как будто восстановлен, но слишком дорогой ценой — за счет авторитета учительницы Она победила, но еще несколько таких побед, и учащиеся не захотят не только выполнять домашние задания, но и слушать ее объяснения. Тактичный педагог владеет большим и активным запасом разнообразнейших способов влияния на учеников. Это и сила воли, сдержанность, наблюдательность, внимательность, последовательность, требовательность, сообразительность, шутка, ирония, смекалка, юмор, усмешка, взгляд, десятки оттенков голоса. Есть учителя, не признающие никаких компромиссных решений вработе с учениками. Разговаривают они в основном на повышенных тонах. Такие учителя кричат на учеников, когда они не поняли объяснения учителя, и когда на них напал смех, и когда в классе не вытерта доска. — А разве не следует реагировать на такие случаи? — Следует, но. Ученик не поздоровался с учителем, следующий раз учитель поздоровался первым. Ученик после этого здоровался всегда. Войдя в класс, учительница увидела, что одна ученица в платке. Учительница, заметив это и как будто удивившись: Ой, какой же красивый у Гали платок! Ученица краснеет, быстро развязывает платок и прячет его в парту. Девочка поняла учительницу. На контрольной работе по математике учитель отобрал у ученика шпаргалку. Ученику стыдно. Он злится, что так все вышло, и решает совсем не писать контрольную работу. Спрятал тетрадь под парту и сидит, сложив руки. Его сосед по парте встает и заявляет: А Стецюк ничего не делает! — Как это так ничего не делает? — удивляется учитель. — Он думает. Разве можно решать задачу, не подумав? Ученик гордо смотрит на своего соседа, вынимает тетрадь и приступает к.работе. Виктору Т., озорнику из V класса, понравилось незаметно залезать под парту и оттуда смешить своих товарищей. Учителя делали ему замечания, он остроумно оправдывался, а в классе возникал еще больший смех Тогда один из учителей, войдя в класс, спросил Виктора Ты где сегодня хочешь сидеть, за партой или под партой? Если под партой, то лезь сейчас. Не стыдись. Я скажу дежурному, чтобы он и на переменах разрешал тебе сидетьтам. Нам не жалко Сиди на здоровье. Под парту он больше не залезал. В запасе опытных учителей таких вспомогательных приемов много Конечно, они дают необходимый эффект только тогда, когда учитель тактичен и когда ученики уверены в его доброжелательности Чтобы владеть педагогическим тактом. Педагогический такт как форма взаимоотношений с учениками определяется многими сторонами личности учителя, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков Овладеть педагогическим тактом, не владея педагогическим мастерством в целом, невозможно Педагогический такт не усваивается путем заучивания, запоминания и тренировки. Он является следствием творчества учителя, показателем гибкости его ума Педагогический такт учителя не бывает стереотипным. У разных учителей он может иметь разные формы и проявления. Это зависит от возрастных особенностей учителя, особенностей его темперамента, характера и т.д. Педагогический такт каждого учителя индивидуализирован. Конкретная математическая задача решается одним способом, редко — несколькими, а конкретный конфликт с учениками может решаться многими способами. Педагогический такт каждого учителя не укладывается в определенные схемы и формулы, пригодные для решения целого ряда подобных случаев. Один и тот же способ влияния на учеников у одного учителя дает значительный эффект, а у другого — вызовет обратную реакцию. Даже одна и та же фраза в устах одного учителя может прозвучать для учеников как легкая ирония, а в устах другого — как обидная насмешка. Но, несмотря на это, можно выделить и назвать отдельные психологические и педагогические условия, которые содействуют развитию педагогического такта у каждого учителя независимо от его индивидуальных особенностей. Среди таких условий кроме названных ранее можно выделить наблюдательность, внимание к ученикам, доверие, справедливость, выдержку, самообладание и др. Остановимся на каждом из этих качеств. Наблюдательность. Это одна из наиболее важных профессиональных черт педагога. Наблюдательный учитель может глубоко заглянуть во внутренний мир своих воспитанников, поднять их душевное состояние, выделить их индивидуальные особенности. Все это дает ему возможность найти индивидуальный подход к каждому ученику. Наблюдательный учитель почти точно может определить, в какой мере учащиеся готовы выполнить его требования, установить силу их сопротивления и степень их уступчивости. На уроке наблюдательный учитель видит, например, кто из учеников выполнил задание, а кто не выполнил, кто слушает объяснение нового материала, а кто только делает вид, что слушает, и т.д. Такой учитель сумеет привлечь всех учеников класса, не прибегая к способам принуждения, поможет каждому ученику проявить собственную активность, собственную инициативу. .Но быть наблюдательным не означает все фиксировать, как на фотопленку и на все обязательно реагировать. Тактичный педагог умеет все видеть, но не все замечать. Если бы мы на все, что делается в классе, реагировали, то у нас не хватило бы ни сил, ни времени. Такое идеальное состояние, когда учащиеся внимательно слушают объяснения, бывает далеко не всегда. Бестактный учитель, вместо того чтобы качеством урока сосредоточивать внимание учащихся, начинает акцентировать внимание на каждом случае невнимательности. Он как будто специально ходит по классу, присматривается, к чему бы можно было придраться. Ты куда смотришь? Где твои руки? Что ты там держишь? Дай сюда! — такими и подобными замечаниями он все время прерывает свой урок. Такой педагог наблюдательный, но нетактичный! Тактичный педагог умеет не только видеть, но и умело реагировать, а что-то и не замечать. Наблюдательный педагог даже при доброжелательном отношении к ученикам может повести себя нетактично. Он может, например, похвалить ученика, который этого не заслуживает, и, наоборот, отругать невиновного ученика, не заметив своей ошибки. Такой учитель долго запоминает фамилии учеников, путает их, не знает ребят в лицо, у него всегда возникают конфликты из-за оценок. Иногда можно встретить даже классных руководителей, которые кроме общих данных ничего о своих учениках сказать не могут. Для них учащиеся — это олицетворение пятерок или двоек, дисциплинированного или недисциплинированного поведения. Ненаблюдательных учителей ученики не уважают и нередко зло шутят над ними (отвечают один за другого, дают для проверки не свои тетради, убеждают, что данного материала им не объясняли, и т.п.). Внимательность. Ученики, как известно, болезненно реагируют на то, как относится к ним учитель, особенно тогда, когда они любят и уважвют его. Их может обидеть не только окрик, незаслуженный упрек, несправедливая отметка и т.п., но и просто невнимательность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже подойти или посмотреть в их сторону. Известно, что некоторые ребята умышленно нарушают дисциплину, лишь бы привлечь к себе внимание учителя. Учитель должен не только объяснять учащимся новый материал, но и уметь слушать их Это тоже относится к области педагогического такта. Бестактные учителя не умеют слушать учеников Одни из них не дают ученикам высказать свою мысль, подсказывают им, нервируют их, другие — все время молчат, стремясь ничем не выдать своего отношения к ответу. Трудно ученикам с такими учителями. Учащиеся нередко говорят между собой: Я хорошо знал эту тему, но биолог, ты знаешь какой он, не дал мне говорить Если бы он меня не перебивал, я ответил бы на пятерку — А труднее всего отвечать историю Василий Степанович сидит, как каменная баба Не знаешь, правильно говоришь или нет. Плохо, как видите, и то и другое Мы спрашивали многих учеников, за что они любят своих учителей Среди других ответов были и такие А еще люблю ее за то, что она внимательно слушает, когда с ней говоришь, Она умеет одинаково хорошо говорить и хорошо слушать. В какой бы форме невнимательность к ученикам ни проявлялась, она всегда отрицательно сказывается на их отношении к учителю. Доверие. Педагогический такт предусматривает наличие у учителя веры в способности учащихся. Каждый ученик должен быть уверен, что успех в учебе зависит только от его желания и старательности. .Дети еще не могут сами правильно оценивать свои силы и возможности. Они опираются на оценки взрослых, в частности на оценки учителей, которым они доверяют больше, чем себе. Поэтому учитель должен очень осторожно подходить к оценке их способностей. Не следует, конечно, преувеличивать способности учеников, но особенно не рекомендуется занижать их. Доверие к ученикам справедливо называют макаренковским воспитательным принципом. Я не привожу примеров доверия, которые имели место у Макаренко по отношению к воспитанникам, только потому, что они уже давно общеизвестны. Педагогическая поэма — это поэма о вере в человека. Макаренко мог сказать самую горькую правду колонистам, но он никогда не оскорблял их своим недоверием. Особенно бестактны бывают те учителя, которые пессимистически относятся к будущему своих учеников и при каждом удобном случае считают необходимым сказать им об этом. Бестактность таких учителей нередко граничит с прямым педагогическим преступлением. Ученик VI класса за короткое время получил две двойки по истории. Учитель решил еще раз спросить его. И на этот раз ученик отвечал неудовлетворительно. — Ни на что ты не способный, — говорит ему учитель — Не видеть тебе VII класса, как своих ушей В приведенном примере учитель кроме возмутительной бестактности допустил явную несправедливость. Он не обратил внимания на тот важный для педагога факт, что на этот раз ученик ответил несколько лучше, не поддержал и не укрепил его первых успехов, не дал им надлежащей оценки Тактичный учитель в этом случае обратился бы к такому оценочному мнению. — На этот раз ты отвечал значительно лучше Я убежден, что еслии дальше так будешь стараться, то сможешь хорошо учиться. У опытных учителей доверие к учащимся является одним из самых важных способов приобщения их к труду. Тактичный учитель удерживается даже от намеков, что он не верит в способности кого-нибудь из учеников Опытные учителя, чтобы вселить или поддержать у отдельных учеников веру в свои силы, прибегают к приему умышленного преувеличения их первых успехов. Можно ли говорить ученику правду, я невольно думаю о врачебной этике. Врач приходит к больному, старому человеку, пробует пульс и думает про себя: Не протянет старик и до воскресенья, а ему громко говорит. Да у вас сердце, как мотор. Мы с вами еще на зайца пойдем. — Да где уж там! — говорит больной, но видно, что у него затеплилась надежда. С надеждой на выздоровление ему легче будет дожить последние свои дни. А впрочем, кто его знает, может быть, и выздоровеет старик. Бывает и такое. Надежда, как говорят, из могилы поднимает. Разве лучше было бы, если бы врач сказал больному: Да вы совершенно безнадежны! Если до воскресенья дотянете, то и хорошо. Но врач такого не скажет. Он всегда поддержит надежду у больных на выздоровление, так как в противном случае они и лечиться не захотят. Педагог тоже должен поддерживать надежду у своих учеников на лучшее будущее, какими бы горькими их сегодняшние неудачи ни были. Я был свидетелем, как один учитель, обращаясь к классу, сказал, показывая на ученика, не успевающего по математике: Он у меня готовый кандидат во второгодники. Дальше я его не пущу. Надо всячески остерегаться таких пророков. Большой вред они приносят школе, посягая на светлую надежду ученика, на его перспективы на будущее. Справедливость. На вопрос, какие черты они больше всего ценят у своих учителей, учащиеся чаще всего отвечают: справедливость Справедливому учителю ученики могут простить и его официальность, сухость и даже грубость. А если справедливый учитель еще и тактичный, веселый, приветливый, то авторитет его в школе огромнейший Я вспоминаю такой случай. В один и тот же день в одном и том же классе я посетил уроки двух учителей Оба урока были посвящены анализу контрольных работ, первый — по русскому, второй — по украинскому языку На первом уроке ученики были спокойны, сосредоточены, внимательно слушали анализ ошибок, сделанный учителем. Рассмотрев тетради, они заботливо спрятали их в портфели Один ученик сказал своему товарищу по парте, который сидел недалеко от меня (потом выяснилось, что этот ученик недавно прибыл из другой школы) — У тебя ведь только две ошибки, а он поставил тебе тройку. Это же несправедливо. Скажи. — Не говори глупостей, — не дал ему договорить сосед — слушай лучше. Больше ни у кого не возникло сомнений, что их работы оценены неправильно. Они были спокойны даже тогда, когда учитель сам предложил проверить, не ошибся ли он где-нибудь. Совершенно по-другому прошел урок у другого учителя. Ученики все время волновались и старались как можно быстрее узнать, какие у них отметки. Получив тетради, они начали старательно подсчитывать, сколько у кого ошибок, в частности сколько из них морфологических и сколько синтаксических. Большинство учеников были неудовлетворены своими отметками. Посыпались вопросы: — Почему мне поставили тройку? Разве у меня грубее ошибки, чему него? — Вы мне одну и ту же ошибку посчитали дважды. Разве можно заэто ставить двойку? — Вы сами говорили, что в таких случаях можно ставить или тире, или двоеточие. Я поставил тире, а вы подчеркнули как ошибку. Развеэто справедливо? Отвечая на эти вопросы, учитель затратил много времени. Ответы его, как мне казалось, были правильными, но учеников они не удовлетворили. Убрав, по требованию учителя, свои тетради, они неоднократно доставали их, сомневаясь, правильно ли выставлены отметки. Анализ типичных ошибок, который был проведен.учителем, учащихся не интересовал. Об эффективности проведенного урока говорить не приходится. Репутация несправедливого может укрепиться за учителем не только потому, что он действительно несправедливый, но и потому, что у него не хватает педагогического такта в отношениях с учениками, который предусматривает такую форму поведения, чтобы у ребят и мыслей не возникло, что учитель может быть несправедливым. .Бестактность учителя может проявиться в непоследовательности или непостоянстве требований и оценочных суждений. О непоследовательном учителе ученики не без основания говорят: Он сам не знает, чего хочет, Он уже забыл, о чем вчера говорил, Послушаем, что он скажет завтра и т.п. Непоследовательность учителя вначале удивляет учеников, потом раздражает их, выводит из равновесия, и в конечном счете они перестают его слушать и даже делают наперекор. .Выдержка и самообладание. Для педагогического такта учителя большое, а иногда и решающее значение имеют такие его волевые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это не значит, что учитель должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно спокойным. Он может иногда и вспыхнуть, взорваться, как говорил А.С.Макаренко, но такие свои вспышки он должен всегда контролировать. В состоянии, близком к аффекту, очень трудно принять правильное решение. Было бы лишним приводить примеры грубой бестактности, которую допускают учителя, утратившие выдержку и самообладание. Достаточно только сказать, что вместе с потерей выдержки и самообладания педагог нередко теряет свой авторитет, а то и право на свою профессию. В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие-либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к какой-нибудь форме осуждения, которая дает возможность учителю отложить свое решение, например: А с тобой у меня будет отдельный разговор, Сейчас у меня нет времени тобой заниматься и т.д. Когда учитель, успокоившись, остановится на каком-то решении, он всегда сумеет найти повод, чтобы сообщить это решение ученику или всему классу. Выдержка и самообладание постоянно должны быть в активе педагога. Молодые неопытные педагоги часто объясняют свои вспышки состоянием нервной системы, что в большинстве случаев не соответствует действительности. Опытные учителя, хотя нервы у них не крепче, чем у молодых, не теряют самообладания. Дело, очевидно, не в нервах, а в большой ответственности за порученное дело и в привычке сдерживаться, владеть собой. Самообладание и выдержка вырабатываются точно так же, как и другие умения и навыки. Не научившись владеть собой, учитель не научится педагогическому такту. Молодой преподаватель не сдержался, кричал на учеников, угрожал самыми страшными наказаниями, выталкивал из класса. Неприятное это было зрелище. После этого стыдился ученикам в глаза смотреть. На второй или третий день заходит ко мне мой старший коллега. Я думал, будет успокаивать меня, доказывать, что сейчас дети не такие, какими были раньше, и т.п. Он спросил меня: — Ты не собираешься работать в школе? — Почему? Я люблю школу, — ответил я. — Школу надо еще и знать. Школа не музей, где все экспонатылежат или стоят и всегда будут лежать или стоять на своем месте, покасам их не переставишь. Школа — это живые люди. Ты пришел к людям, постарайся и сам быть человеком. Названные выше психологические предпосылки педагогического такта действуют в неразрывной связи. Отсутствие хотя бы одной из них приводит к.нарушению педагогического такта. Говоря о педагогическом такте как об умении, надо иметь в виду его своеобразие. Чтобы быть тактичным, недостаточно лишь усвоить ряд педагогических правил или приемов. Педагогический такт — это постоянное творчество учителя. Абсолютно схожих случаев применения педагогического такта нет, как и нет абсолютно похожих детей. Еще я хотел бы напомнить об обычной вежливости в отношениях с учениками. Невежливый педагог очень часто бывает и нетактичным. В основе вежливости, также как и педагогического такта, лежат доброжелательное отношение к детям, чуткость по отношению к ним. По моим наблюдениям, многие бестактные учителя любят и своих учеников, и свою профессию, но ошибочно считают, что учащихся следует держать в ежовых рукавицах, что с ними надо быть строгим, чтобы они немного, но боялись учителя. Такие учителя не только неправильно относятся к внешним формам вежливости, но и умышленно избегают их, чтобы ученики не ощутили слабости своих учителей. Я знал одну хорошую учительницу, милую женщину. У нее была светлая улыбка и легкий голос. Но когда она заходила в класс, лицо ее превращалось в гримасу, а голос приобретал неприятный тембр. Ученики считали учительницу злой, хотя она никогда такой не была. Пришлось переубеждать ее, чтобы она была такой, какой является в действительности. Это удалось не сразу. Учительница уже успела сжиться со своей маской. Бестактные учителя нередко стремятся сделать выводы о характере учеников, об их привычках и навыках при каждом нарушении дисциплины, при каждом невыполненном домашнем задании, обращая внимание даже на их случайные неудачи, неправильно использованные слова, и т.п. Поэтому неудивительно, что на уроках таких учителей даже успевающие ученики не проявляют особенного желания отвечать, ибо знают,, что это связано с риском быть оскорбленным. По этой же причине они; не обращаются к учителю, не спрашивают его, стремятся ничем непривлекать внимания учителя.; Педагогический такт требует от учителя умения предвидеть, \ как его замечание, отметку, требование и т.п. воспримут ученики,. которым они адресованы. Педагог должен понять настроение, чувства \ и переживания учащихся прежде, чем применить к ним тот или иной; метод воздействия К детям следует относиться с такой же, а во мно- \ гих случаях еще с большей осторожностью и деликатностью, чем к! взрослым. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те учите- | ля, которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т.п. Важное значение для тактичного отношения учителя к ученикам имеет учет возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход к ученикам является одной из основных предпосылок тактичности учителя. Тактичный педагог должен знать, например, что учащиеся младших классов теряются и хуже отвечают тогда, когда учитель молчит и никак не проявляет своего отношения к их ответу, а ученики средних и особенно старших классов, наоборот, нервничают, когдаих перебивают, не дают высказать мысль до конца. Важно также знать, что с разными типами темпераментов нужен разный тон в разговоре (с флегматиком — твердый, с холериком — спокойный, с меланхоликом — мягкий). Чем лучше педагог будет знать особенности своих учеников, тем меньше будет допускать бестактности в отношениях с ними. Наконец, несколько слов о роли психологических знаний в овладении педагогическим тактом. Педагогический такт, как мы уже договорились, не является врожденным качеством человека. Он приобретается, как и всякое другое умение. Но это не означает, что он придет сам собой, без всякой теоретической подготовки. Педагогический такт учителя предусматривает наличие у него психологических знаний. Раньше чем стать практиком, писал К.Д.Ушин-ский, педагог должен много учиться, думать о цели, предмете и методах своего труда. Вот примерно так можно ответить на вопрос о том, что необходимо учителю, для того чтобы овладеть педагогическим тактом. Печатается по изд.: Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. — М., 1983.
Вопросы и задания
1. Деятельность социального педагога в современных условиях. 2. Что значит профессионализм социального педагога? 3. И.Е.Синица о педагогическом такте.
Литература к лекции
1. Болотов В. Должность социального педагога скоро станет привыч-ной//Учительская газета. — 1994. — № 9. 2. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагоги школе//Воспитаниешкольника. — 1994.— № 2. 3. Вульфов В 3 Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика — 1992. — № 5, 6 4. Газман О. С, Иванов А В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя— М., 1992. 5. Маслова Н Ф Рабочая книга социального педагога.— Орел, 1994. —4.1. 6. Рабочая книга социального педагога/Под ред. Н.Ф.Масловой. — Орел, 1995. 7. Синица И Е Педагогический такт и мастерство учителя. — М., 1983.
|