Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Раздел II. Защита детства и социальная педагогика в истории России






     

    ЛЕКЦИЯ 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII в.

     

    Забота о детях-сиротах и вдовах у славян, скудельницы. Русская Правда о защите семьи и опекунстве. Домострой, реформы Петра I, Пропозиции Ф.С.Салтыкова, Воспитательные дома при Екатерине II.

     

    Термин социальная педагогика последние семьдесят лет в нашей стране не принимался, но опыт, идеи, принципы социальной педагогики, защиты детства и социального воспитания существовали давно.

    Мы обращаемся к истории социальной работы, проблемам социальной педагогики, защиты детства и семьи в истории нашего отечества для того, чтобы не забывать, что помощь убогому и сирому — одна из традиций нашего народа.

    Исследования жизни и быта древних славян показывают, что примеры соблюдения долга перед землей Русской, несущие идеалы моральной чистоты, степенности и достоинства, всегда были в основе духовного и семейного воспитания.

    В памятнике славянской письменности (II тыс. лет до Р.Х.) Влесовой книге читаем: Старый Илур учил детей своих по ночам, так как греки (которые захватили Сурож (Крым. — Ю.В.) запрещали учить славянскую грамоту, что учил он юношей мыться, закаливать себя, быть стойкими в сражении, так как славянам приходилось постоянно отражать бесконечные нападения врагов.

    С принятием христианства был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем, так как это порождало обилие детей-сирот. Традиция родовой общины славян в дохристианской Руси — заботиться о сиротах всем миром — преобразовалась в дома при скудельницах, могильниках, где строилась сторожка и#сем миром кормили брошенных малюток. В скудельницах (божедомках) собирались бездомные старики и старухи, которые были воспитателями брошенных детей. Тогда, по-видимому, и возникла пословица С миру понитке, а бедному сироте сорочка. Божедомка была, конечно, убогим жилищем, но это была народная забота о несчастных.

    В VIII—IX вв. на Руси происходит переход к малой семье, состоящей из супругов и детей.

    В Уставе Владимира Святославовича, древнейшем правовом документе эпохи Киевской Руси, нашли отражение забота княжеской (государственной) власти с единобрачной семье, записаны наказания за нарушение ее устоев.

    Статья 6. А се церковные суды, пошибание (изнасилование),..умычка (похищение)., в племени или сватьстве поимуться (близким родными)., или кого застанут с четвероножиною (со скотиною), или девка дитя повержст (выкинет).

    Малая семья была многодетной, дети желанными, о них заботились. Поэтому с IX в. наблюдается путь от нищелюбия к госу- дарственной политике заботы о детях. Проявлять заботу о малолетних сиротах стала не община, а семья, и после смерти родителей решается проблема опекунства, наследования имущества.

    Статья 99 Русской Правды определяет условия опекунства: вступление в опекунство в присутствии общины; а при совершеннолетии сироты опекун должен представить в целости все наследство. Существовавший в то время термин печаловаться означал заботу о воспитании сирот, покровительство им.

    Об опекунстве читаем:

    А же будут дети малы в дому, и не дюже ся будут (не смогут) сами собою печаловаться, а мати их поиде за муж, то кто им ближним будет, тому ж-дати их с домом., а товар дати перед людьми.

    В Русской Правде пространной редакции мы встречаем узаконенные права семьи касательно раздела имущества между членами семьи — женой, сыновьями, дочерьми, а также положение детей после смерти родителей.

    Статья 98. Если останутся у (кого-либо) человека дети от рабы, го они в наследстве не принимают участия, но получают вместе с матерью свободу.

    Статья 104 Если останутся дети от одной матери, но от двух отцов, то они (берут) наследство своего отца, а другие своего

    Статья 106 А мать если свое (имущество тому) сыну, который (был) добр (по отношению к ней), будь он от первого мужа илиот второго, и если все ее сыновья будут неблагодарны, то может отдать (свое имущество той) дочери, которая ее кормила.

    В истории отечественной педагогики накоплен богатейший опыт нравственного воспитания в семье. Уместно вспомнить обилие Слов и Поучений, которые появились на Руси после принятия христианства, наставляющие христианина, как вести себя в семье.

    Христианские заповеди учили, как укреплять семью: Почитай отца своего., плати добром за добро., не делай людям того, чего не желаешь себе., возлюби ближнего своего, как самого себя., не лукавь,., будь честен., будь справедлив.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.