Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности деятельности социального педагога, его профессионализм, Методы работы. Изучение ребенка, организация помощи, работа в реабилитационных центрах.






 

В современных условиях в работе различных социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог: оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту); организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта); влияние на человека.

Влияние на человека — это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Подчеркну: о педагогическом воздействии важно знать не только социальному педагогу, но и каждому социальному работнику.

Рассмотрим подробнее практику работы социального педагога и некоторые первоочередные проблемы его деятельности. Социальному педагогу необходимо знать, что такое Г.ПНИЯПЬНПР, ВОСДИ-тание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общениями воздействия на ребенка, особенности работы трудными подростками

- Что же является главным в работе социального педагога, чемона отличается от работы педагога школы, педагога-предметникаи даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната или группы продленного дня.

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и в основном его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, с каждым в отдельности

ОСНОВНОЙ назначение, спггиапьнпго ГТРДЯГПГЯ — чтп -.пцияпт.няы \ защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, егосостояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления,

В этом одна из главнейших задач соцыального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту — дело нелегкое Как же помочь ребенку в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его жизни можно изменихь к лучшему.

Педагог связывается т гпртгыяпиг.тяидусбами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога а так же его знаний и умений.

Каждый учитель — это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе.

Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.Н.Толстой писал: Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил.

Поэтому педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать своддёдо-ДШТКи. Один педагог владеет даром красноречия, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным влиянии педагога на ребенка зависит от его личных качеств.

Интересный анализ провели ленинградские ученые супруги Т.И. и И.Ф.Гончаровы2 среди выпускников школы с целью выяснить их личное мнение о том, что является первостепенным для хорошего учителя. Одни называли широту ума, другие — светлый ум, неповторимый оригинальный ум, умудренный жизненный опыт и т.д. Называли в основном качества, присущие учителю от природы, т.е. те, которые должны быть исходными данными учительского мастерства.

Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его профессионального педагогического мастерства и педагогической технологии невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.

Профессиональные янмя социального педагога: педагогика психология, физиология развития ребенка, методика воспитания. Эти знания необходимы для изучения ребенка, поступков и поведения, особенностей его общения, пмкстимости его в группе других детей. /

Социальный педагог должен уметь организовать деятельность и сотрудничество детей. Существует еще понятие — педагогическая технотШШяТкоторорГтакже должен владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влияния на воспитанников. Сюда относятся умения владеть некоторыми цри-мамиартистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами; находить в беседе тот тон и язык который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, - наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. Не просто говорить, а убедить.

А.С.Макаренко писал о мастерстве педагога: Я добивался освоения мастерства: сначала даже не вершил, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, попавший к неталантливому воспитателю, можем ли мы строить воспитание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении1. Попытаемся рассмотреть эти три начала: мастерство, знание воспитательного процесса, умения. - Что приводит начинающего педагога к мастерству?. Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит — умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развиваются речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.

Для всех этих умений необходимы знания психологии личности и психологии общения.

Практика показала, что никакие вопросники и никакое анкетирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще преобладает информационная односторонняя деятельность учителя. При этом теряется общение, возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает психологическое значение обратной связи.

Педагог должен уметь подобрать ключик к каждому ребенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

Ученые сформулировали требования к процессу общения педагога и ученика. Это доверительность умение слушать ребенка; взаимопонимание как основа, деловой контакт; способность перейти от воздействия к взаимодействию.

Важным в этом является творческий подход учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу можно дать в разной тональности, с разным настроением. Учитывая важность педагогического общения ученые разработали Заповеди педагогу, входящему в класс3:

1. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Свою речь акцентируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, не- обходимо и организовать отношения, изучать ребенка, оказывать определенное воздействие.

5. Не стройте отношения сверху вниз. Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.; И что ваш статус определяется, по словам А.С.Макаренко, прекрасной ЛИЧНОСТЬЮ.:

6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском! коллективе, что поможет в общении с ребенком.

7. Умейте слушать детей.

8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

10. Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактичным.

11. Чтобы избежать тупиковых односложных ответов, вопрос начинайте с почему? как?, для чего?.

12. Будьте инициативны в общении.

13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.

14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.

16. Только критика, без конструктивного: начала, бесполезна.

17. Чаще улыбайтесь детям.

18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценкаего поведения определяет его отношение к вам.

20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Вашеизменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.

22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.

23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения в классе, междуребятами.

Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи.Т1о С.И.Ожегову, культура речи —.что не только точноеТНои дошаншюе и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа создает развитие мысли.

Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться.

Представляют интерес для социального педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера Есть взаимодействие педагога и ребенка, первый разрабатывает драматургию воздействия на детей, и единымв этом является общение Опыт актерскоговлияния может приго-дитьсясоциальному педагогуГ

Социальньжпедагог должен владеть организаторскими способ-ностяшТГУметь оыстрсГпринять решение, быстро организовать раойлТггиТУоттюаотуГНоглавное — бытьддбдым. Социальный педагог часто сталкивается с горем, например горем потери родителей. Дети, рано потерявшие родителей, могут оказаться впоследствии в группе риска. Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к серьезной патологии. Горе ребенку приносят и сами разводы, и их последствия.

В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней, ответила: Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка, и наставник. А главное — ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать.

В стщеметомрбществе.работа социального педагога нужна:

в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семейТ

—школах-интернатах, детских домах, приютах;

— влесных школах, детских санаториях;

— в социально-образовательных центрах; центрах социально-психологической помощи;

— в реабилитационно-коррекционных центрах;

— культурных центрах, центрах досуга, молодежных клубах;

— в летних лагерях труда и отдыха.

Главным во всех этих учреждениях является работа социального педагога с ребенком и семьей. Попробуем выделить основное в деятельности социального педагога в любом из перечисленных социально-педагогических и учебно-воспитательных учреждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреждениях.

1. Только знание ребенка (подростка) поможет социальномупедагогу принять правильное решение в помощи ребенку или его 9перевоспитании. Необходимо знать о его здоровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. Только составивкарту личности и карту среды, педагог сможет принимать какие-то решения. Знания о ребенке он получает из беседы, проведения анкетирования, анализа поведения и круга его общения.

2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится ктому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его положение, ситуацию, в которой тот оказался, обращая внимание наповедение самого ребенка, а не на ссылку виноваты все вокруг.

Выяснив ситуацию и проявив участие, можно наметить пути выхода из кризиса.

3. Социальному педагогу необходимы и педагогический такт, и мастерство в соблюдении меры в общении с ребенком, дозировка своего воспитательного воздействия на него; передозировка — это уже давление, помеха общению с ребенком, а значит, и знанию его. Важно не только повлиять на ребенка (подростка), но и скоординировать влияние семьи, школы и сверстников, в отношениях с ним. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

4. Организаторские способности социального педагога проявляются в том, чтобы убедить ребенка (подростка), что только сам он сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Организаторская деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка (подростка) стремления встать на путь самовоспитания, самоорганизации.

5. Организаторская работа социального педагога направлена также на подготовку и оформление опеки, на посредничество между ребенком и обществом, государственными и общественными организациями, а главное — помощь ребенку приспособиться к новым жизненным условиям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.