Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Благословение от благовещенского попа Сильвестра возлюбленному моему единородному сыну Анфиму
Сын мой! Ты имеешь на себе и святительское благословение и жалование государя царя, государыни царицы, братьев царских и всех бояр, и с добрыми людьми водишься, и со многими иноземцами большая у тебя торговля и дружба; ты получил все доброе: так умей совершать о Боге, как начато при нашем попечении. В церкви и дома на молитве самому, жене, детям и домочадцам стоять со страхом, не разговаривать, не озираться, читать единогласно, чисто, не вдвое. Священнический и иноческий чин почитай, повинуйся отцу духовному, в дом свой призывай священников служить молебны. В церковь приходя с милостынею и с приношением. Церковников, нищих, малолетних, бедных, скорбных, странствующих призывай в дом свой, посиле накорми, напои, согрей, милостыню давай в дому, в торгу, на пути. Помни, сын, как мы жили: никогда никто не вышел из дома нашего тощ или скорбен. Имей любовь нелицемерную ко всем, не осуждай никого, не делай другому, чего сам не любишь, и больше всего храни чистоту телесную, да возненавидь хмельное питье, господа ради отвергни от себя пьянство: от него рождаются все злые обычаи; если отжатого сохранит тебя господь, то все благое и полезное от Бога получишь, от людей честен будешь и в душе своей просвет сотворишь на всякие добрые дела. Жену люби и в законе с ней живи; что сам делаешь, тому же и жену учи: всякому страху Божию, всякому знанию и промыслу, рукоделью и домашнему обиходу, всякому порядку. Умела бы сама и печь и варить, всякую домашнюю порядню знала б и всякое женское рукоделье; хмельного питья отнюдь бы не любила, да и дети и слуги у ней так же бы его не любили; без рукоделья жена ни на минуту б не была, так же и слуги. С гостями у себя и в гостях отнюдь бы не была пьяна, с гостями вела бы беседу о рукоделье, о домашнем порядке, о законной христианской жизни, а не пересмеивала бы, не переговаривала бы ни о ком; в гостях и дома песней бесовских и всякого срамословия ни себе, ни слугам не позволяла бы; волхвов, кудесников и никакого чарования не знала бы. Если жена не слушается, всячески наказывай страхом, а не гневайся; наказывай наедине, да наказав примолви, а жалуй и люби ее. Также детей и домочадцев учи страху божию и всяким добрым делам. Домочадцев своих одевай и корми достаточно. Ты видел, как я жил в благоговении и страсе Божий, в простоте сердца, в церковном прилежании, со страхом всегда пользуясь божественным писанием; ты видел, как я был от всех почитаем, всеми любим; всякому старался я угодить: ни перед кем не Гордился, никому не прекословил, никого не осуждал, не просмеивал, не укорял, ни с кем не бранился; приходила от кого обида — терпел и на себя вину полагал; оттого враги делались друзьями. Не пропускал я никогда церковного пения: нищего странно-ю, скорбного никогда не презрел, заключенных в темницы, пленных, должных выкупал, голодных кормил, рабов своих всех освободил и наделил; и чужих рабов выкупал. И все эти рабы наши, -свободны, и добрыми домами живут и молят за нас бога, и добра хотят нам всегда. Теперь домочадцы наши все свободные, живут у нас по своей воле. Видел ты, сколько я сирот, и рабов, и убогих, мужского пола и женского, в Новгороде и в Москве вскормил и вспоил до совершенного возраста, научил кто к чему был способен, многих грамоте, писать, петь; иных иконному писанию, других книжному рукоделию; одних серебряному мастерству, других другому какому-нибудь рукоделию, некоторых выучил торговать. Также и мать твоя многих девиц, сирот и бедных воспитала, выучила и, наделив, замуж отдавала; а мужчин мы поженили у добрых людей. Многие из них в священническом и дьяконском чину, в дьяках, подьячих и во всяких чинах, кто чего дородился и в чем кому благоволил бог. Во всех этих наших вскормленниках и послужив-цах ни сраму, ни убытка, никакой продави от людей, ни людям от нас; ни тяжбы ни с кем не бывало, а тежого из них досада и убытки большие бывали, то все на себе понесено, никто того не слыхал, а нам то бог исполнил. И ты, сын, так же делай: на себе всякую обиду понеси и претерпи: бог сугубо исполнит. Гостей приезжих у себе корми; а на соседстве и с знакомыми любовно живи, о хлебе, о соли, о доброй сделке, и всякой ссуде. Поедешь куда в гости, поминки недорогие вези да любовь. А в пути от стола подавай домохозяевам и приходящие, сажай их с собою за стол и питейца также подавай; а маломочным милостыню давай. Если так будешь делать, то везде тебя ждут и встречают, в путь провожают, от всякого лиха берегут. на дорого не разобьют. Кормят вот для чего: доброго за добро, а лихого от лиха, чтобы на добро обратился. Во всем этом убытка нет: в добрых людях хлеб-соль заемное дело; и поминки тоже, а дружба вечная и слава добрая. На дороге, в пиру, в торговле отнюдь сам брани ни начинай, а кто выбранит, терпи бога ради. Если людям твоим случится о ком-нибудь брань, то ты на своих бранись, а будет дело кручиновато, то и ударь своего, хотя бы он и прав был: тем брань утолишь, также убытка и воажды не будет. Недруга напоить и накормить: то вместо вражды дружба. Вспомни великое божие милосердие к нам и заступление: от юности и до сего времени на поруку я не давал никого; ни меня никто не давал, на суде не бывал ни с кем. Видел ты сам мастеров всяких было много, деньги я давал им на рукоделье вперед, много было из них смутьянов и бражников, но со всеми с теми в сорок лет расстался я без остуды, без пристава, без всякой кручины. Все то мирено хлебом да солью, да питьем, да податей, да своим терпением А сам у кого что покупал, продавцу от меня милая ласка, без волокиты платеж, да еще хлеб и соль сверх. Отсюда дружба во век: мимо меня не продаст, худого товара не даст. Кому что продавал, все в любовь, не в обман не понравится кому мой товар, назад возьму и деньги отдам; о купле и продаже ни с кем брани и тяжбы но бывало, оттого добрые люди во всем верили, иноземцы и здешние Никому ни в чем не солгал, не манено, не пересрочено, ни кабалы, ни записи на себя ни в чем не давывал, ложь никому ни в чем не бывала. Видел ты сам, какие большие сплетки со многими людьми бывали, да все, дал Бог, без вражды кончалося А ведаешь и сам, что не богатством жито с добрыми людьми: правдою, да ласкою, да любовью, а не гордостию, и безо всякой лжи. Печатается по изд.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУ11 вв. - М., 1985. -С. 227-229. В ноябре 1715 г. по указу Петра I в Москве и других городах были созданы госпитали для незаконнорожденных детей. Практиковался тайный принос младенцев, дабы приносимых лиц не было видно1. После того как императором была уничтожена треть монастырей, а колокола переплавлены на пушки, дороги России заполнили нищие. В июне 1718 г. был издан указ императора, по которому было велено малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам2. А так как богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание людям, а кому было 10 лет — отдавали в матросы3. Главную заботу о детях-сиротах в этот период несли сельские общины, помещики и монастыри. В записках Петру I известного дипломата и просветителя, образованнейшего человека своего времени Федора Степановича Салтыкова (Пропозиции, Изъявления прибыточные государству) предлагался план развития образования в России. В записке Изъявления прибыточные государству указывалось: Сирот и нищих от младенчества до 20 лет. брать и отдавать в церковные приходы. и чтобы церковные причетники тех приходов учили б их словенскому, читать и писать. И при тех церквях велеть построить им кельи. для жилищ их. Автор предлагал создать для сирот два типа учебных заведений: элементарные и повышенного типа. А когда. какой сирота выучится читать и писать. его следует отсылать в питалища высшей категории при монастырях, соединенные; как и питалища низшей категории, с юспиталя-ми, то есть странноприимными учреждениями для престарелых, бесчувственных и увечных. Программа обучения в питалищах повышенного типа разделялась на две части: для мальчиков и девочек. Сироты мужеского полу будут обучаться цифири, навигации, архитектуре, механике, рисованию, истории, серебряному, медному и оловянному делу, часовому и резному делу, делу токарному и столярному и японскому лаковому искусству. Девушки должны были обучаться цифири, рисованию, живописному, швейному, кружевному, ткацкому и прядильному делу. А так как один человекне сможет освоить столько специальностей, предлагалось учеников не отягощать всякими науками, а определиться к наукам смотря по их склонности к сему. Если ученики окажутся крепостными, то, когда они познают и обучатся своей науке или художеству, направлять их на морскую или сухопутную государеву службу. Тех, которые познают мануфактурное дело, отпускать на свободу, давать грамоту, так как от их промысла и дохода только польза. Девушек после освоения наук и рукоделия также отпускать на свободу и велеть им от рукоделия своего питаться. Из этого проекта Петр I поддержал только идею создания сиротских монастырей, где бы сироты жили и учились1. В период царствования Екатерины II в государственном масштабе была сделана попытка воспитать новую породу людей, утвердить систему сословного воспитания. В государственных воспитательных домах давалось доброе воспитание в духе прямых и основательных правил. Таким воспитанием просвещенная императрица пыталась создать третье сословие образованных людей, которые способны служить отечеству и владеть различными ремеслами2. Обоснованием и воплощением идеи воспитания новой породы людей занимался Иван Иванович Бецкой (1704— 1795), влиятельный придворный, автор школьной реформы Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества, который ратовал за создание закрытых учебных заведений для детей дворян. По его проектам начали действовать Смольный институт благородных девиц и Сухопутный кадетский корпус, строго сословные учебные заведения. Только в изолированных от развращенного общества учебных заведениях, считал Бецкой, можно воспитать новых людей, которые смогут свободно и прилежно заниматься промышленно- стью, торговлей, ремеслом. Надо создать новое общество образованных дворян, которые будут справедливо управлять государством и гуманно обращаться с крестьянами. Это воспитание новых отцов и матерей, которые детям своим те же прямые и основательные правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, а от них передали б своим детям, и так следуя из родов в роды, в будущие веки. В юношах следовало воспитывать высокие нравственные начала, вселив в них страх Божий, возбудить охоту к трудолюбию и страх к праздности, научить пристойному поведению, учтивости, соболезнованию о бедных. Чтобы дети не подвергались влиянию общества, предполагалось детей с 2—5 лет и до 18—21 года воспитывать в закрытых учреждениях без права вернуться к родителям до того времени, пока в их сердце не будет прочно вкорено спасительное добронравие. И задача такого воспитания — дать не узкоспециальное образование, а готовить всесторонне образованных людей. Даже из Сухопутного шляхетского кадетского корпуса должны выходить не столько искусные офицеры, сколько знатные граждане. Этот термин не относился к знатности происхождения, так как в корпус принимали не только дворянских детей. Разрабатывая методы воспитания в этих учебных заведениях, Бецкой подчеркивал необходимость учитывать возраст ребенка, его задатки и способности. Учитель в этих заведениях должен быть всегда веселу и довольну, петь; смеяться есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца и острого ума. Кроме того, детей во время гуляния приводить. различным предметам, дабы через то умножить их любопытство. Вместе с А.А.Барсовым (профессором Московского университета) Бецкой в 1763 г. разрабатывает Генеральный план Императорского Воспитательного дома. В январе того года Екатерина II утвердила Генеральный план Императорского Воспитательного дома в Москве, а в апреле 1764 г в доме у Варварских ворот начался прием младенцев. Дети были распределены по отделениям, в малолетнем находились малыши до 2 лет. Их кормили и следили за ними няни. Дети от 2 до 7 лет жили отдельно, 7—11-летние воспитанники учились. В программу обучения входили основы веры, русская грамота, начала арифметики, немного географии, ремесло. В 18—20 лет воспитанники получали вольный паспорт, один рубль и выпускались из дома Воспитанники Московского Воспитательного дома должны были разделяться по их даровитости на три разбора. Первому состоять из тех, которые очевидно отличатся в науках и художествах, второму и который, конечно, величайшее число заключает, из определенных быть ремесленниками и рукодельниками, а третьему, коих понятия тупы, из простых работников. Считалось, что если от природы ребенок не обладает способностями, то никакие старания воспитателей ничего с ним не сделают. Выделив три направления в воспитании (физическое, нравственное и умственное), Бецкой разрабатывает рекомендации по физическому воспитанию. Он подробно останавливается на его особенностях в каждом возрасте, расписывая, какую носить одежду, принимать какую пищу, какие гигиенические правила соблюдать. Отечеству, считал он, нужны здоровые, крепкие и бодрые люди, способные служить отечеству художниками и ремеслом. В основе нравственного воспитания, по мнению Бецкого, должна лежать православная вера, чтобы вселять в юношество страх Божий. И главным в Воспитательном доме должен быть труд, он должен воспитывать ребенка. Сиротам и подкидышам нужно готовиться служить отечеству делами рук своих, и никогда в Воспитательном доме они не должны быть праздны. С 5 лет следует выполнять легкую работу, в 7—11 лет — вязать сети, а девочки уметь плести ленты, в 11 — 14 лет — ткать, стряпать, шить, стирать. В 15—16 лет воспитанники приобретали навыки в ремеслах, для этого при Воспитательном доме создавались специальные мастерские. Питомцы с природными дарованиями занимались науками, обучались иностранным языкам, готовились к аптекарскому делу и рисованию. к Наиболее одаренные воспитанники изучали науки и иностранные языки, поступали в Московский университет, а девочки — в мещанское отделение Смольного института благородных девиц. Подготовка ремесленников и торговцев в Воспитательном доме II требовала знания географии, обучение родному языку было пер-! в востепенным. Бецкой считал важным давать образование девочкам, так как V образованная мать лучше воспитает своих детей, они будут хоро-& шими женами и кормилицами и детей не помрачат пустыми рас- сказами, странными повестями о привидениях, о превращениях. Напротив, их разговоры будут подражания достойны, страсти обуз-у даны, обхождение приятно и человеколюбия исполнено. Воспитательные дома (московский и петербургский) получа-, ли от императрицы значительные суммы, а также льготы и привилегии. Так, при основании московского Воспитательного домаот императрицы и наследника поступило 150 тыс. рублей, а такжеземельный участок для строительства с домами и огородами, мельницей, банями Из казны на сиротские дома каждой губернии быловыделено по 15 тысяч рублей. Любопытен тот факт, что императрица, узнав, что дворянство собирает деньги на сооружение ей памятника, повелела передать все эти средства Приказу общественного призрения1. Воспитательные дома при заключении контрактов освобождались от пошлин, могли покупать и продавать землю и строения, открывать фабрики, заводы, мастерские2. В царствование Екатерины II незаконнорожденные подкидыши до совершеннолетия поступали в Ведомство приказов общественных учреждений, а затем становились вольными Ранее же, по Соборному Уложению царя Алексея Михайловича, подкидыши становились крепостными3. В 1777 г. Указом Сената Воспитательный дом был открыт в Петербурге. Повелением императрицы все призреваемые дети. не имея пропитания, присмотра и призрения зачислялись навсегда в ведомство Воспитательного дома. Вскоре Воспитательные дома стали создаваться в других крупных городах России. Дети со слабым здоровьем воспитывались в домах, большинство же после кормилицы отдавались в благонадежные семьи, где оставались до 21 года. Плата за содержание и одежду определялась в зависимости от возраста. За этими детьми наблюдали окружной врач и надзиратель от воспитательного дома. В доме были мастерские, в которых готовили лекарей, сельских учителей, повивальных бабок, нянь, телеграфистов, объездчиков и шкиперов для торгового флота. Так, в 1892 г. под опекой Санкт-Петербургского Воспитательного дома находились 33955 детей и взрослых (через 100 лет после создания). В их числе были и на грудном вскармливании, в приюте, под патронажем в семьях, в больницах, на обучении в училищах и в подмастерьях, в земледельческих колониях, в служебных должностях. Воспитательный дом был центром опеки и попечительства.
Генеральный план Императорского Воспитательного дома (в сокращении)
Глава II. О принимаемых в Воспитательный дом младенцах 1. Как родительницы сами или их поверенные в том, так и посторонние люди мужеского и женского рода, поднимая младенцев, могут их приносить в Воспитательный дом, где оных принимать немедленно должно, не спрашивая у приносящего, кто он таков и чьего младенца принес. Но только спросить, не знает ли он, крещен ли тот младенец и как ему имя, разве приносящие сами похотят объявить что-нибудь обстоятельное, и, оное у них выслушав, в записку внесет. 2. По способности каждого можно таких младенцев приносить ковсем приходским священникам, богадельням и монастырям, здешниммужским и женским, ночью или днем, а привратникам, принимая их повышеописанному, ни о чем не спрашивать, кроме крещения младенцеви имени, а относить в Воспитательный дом того же часа, где за всякогопринесенного младенца выдано будет за труд по два рубля. А когдатаких младенцев днем или ночью понесут мужского и женского родалюди, оных полицейским и другим командам и рогаточным карауламне удерживать и, кто таковы и куда несут, не спрашивать, но всякоевспоможение и от наглостей других защищение чинить. 3. По принесении младенца надзиратель и эконом тут же должнызаписать: 1) день, время, пол; все что о нем от приносящего объявленобудет; 2) все, в чем младенцы, то есть одежду и пр.; 3) природныепятна и знаки, если какие усмотрены будут. Если младенцы не крещены, то священник один должен всегда крестить женский, а другой, всегда мужский пол. Имя внести в записку и притом из него крест с выраженным номером, под коим он в книгу записан, и напоследок по осмотру лекарскому отослать его в залу новоприносимых младенцев, где принесенную с ним одежду хоть ли оная не в самых гнусных лоскутьях состоять будет, снять и, заменив младенцевым номером, положить на сохранение в особенный магазин, а ему выдать новое белье, пеленки и прочее платье из магазина главной надзирательницы, после чего отдается младенец на руки кормилице или няньке. 4 Кормилица, у которой своего собственного ребенка нет, может двух младенцев своею грудью довольствовать, но как таковое множество хороших кормилиц трудно сыскать, то по недостатку оных способнее содержать нянек, которые младенцев должны выкармливать другою приличною пищею, как им предписано будет. 5. Младенцев кормилицам или нянькам кормить до двух лет, а после переводить их в большие покои и воспитывать обще с прочими По прошествии же третьего и до окончания шестого или седьмого года могут оба пола жить вместе, и за всякую легкую работу при-2 ниматься. 6 От седьмого до одиннадцатого года как мальчики, так и девочки ходят по одному дому каждый день в школу и учатся читать и первым основаниям веры для вкоренения в них заблаговременно страха Бо-жия В те же годы мальчики учатся вязать чулки, колпаки, сети и пр тако привыкают к садовой работе, а девочки упражняются в пряже, в вязании, в тканье лент и тесем, в плетенье кружев и пр. 7 От одиннадцати до четырнадцати лет мальчики, по силе своей и по состоянию, пеньку, лен, шерсть и пр., чистят, чешут и приготовляют, а взрослые девочки из того делают пряжу и далее вырабатывают, так ткут шелковые и другие ленты, полотна и пр.; мальчики от часу больше привыкают к огородной и дворовой работе Девочки по очереди стряпают, хлебы пекут, моют, гладят, крахмалят, шьют и в прочих домашних работах упражняются 8 сии годы мальчики, и девочки по час на день обучаются писать цыфры, а также катехизис, притом же за всем крайне наблюдать, чтобы юношество привыкало к трудолюбию и к чистоте. 8. По прошествии четырнадцати или пятнадцати лет должны как мужского, так и женского пола дети приготовятся к совершительному окончанию разных мастерства; и так мальчиков отдавать учиться мастерствам, какие они по склонности выберут. На обучение всего времени в простых мастерских четыре или пять лет полагается. Сих мастеров иметь честного жития при Воспитательном доме. А в построенных особенно покоях, для того, чтоб отданные им в науку дети, будучи под присмотром начальников, тем лучше могли предохранены быть от повреждения до добрых своих нравов, с которыми воспитаны были. 9. И по изучению оного, хотя бы уже кто был двадцати лет или и более, однако из границ оного дома еще не выпускаются буде же Неве то большая часть; но по добровольной женитьбе с тутошнею воспитанницею имеют пользоваться года три или четыре в мастерских притом доме покоях, работая на себя за плату. 10. Что до пищи воспитываемых в сем Доме принадлежит, то должно их кормить по три раза в день в построенных для того залах всех вместе, под присмотром надзирателей и надзирательниц для отвращения всякого непорядка. А как всем довольно известно, что по изысканию знающих людей найдено, сколь много красная и зеленая медь здоровью и жизни вредительна и приключает многие бесчисленные беды, почему больше обыкновенного и предосторожности иметь должно. Того ради всякая поваренная и прочая медная посуда от сего Дому совсем без изъятия отрешается, какова б звания ни была, а содержат железную 1. Если из множества воспитываемых детей найдутся некоторые такого понятия и остроты, что государству больше пользы принести могут изучением наук и художеств, нежели каким-нибудь грубым мастерством, то дарования такового не должно пренебрегать, но и по довольном испытании особенной к тому способности отсылать их для наук (ежели низко невозможно будет) в Московский университет, а для художеств в Академию художеств Некоторым же того рода знаниям, а особенно садовому, должно при Воспитательном доме обучать, так как и некоторые мастерства собственно в оном доме заведены и в большее совершенство приведены быть могут. Для лучшего успеха в художествах особенно надлежит назначаемых ко оным молодых людей обучать рисовать, чтению художественных книг и писать по крайней мере столько, чтобы они приличные к сему их намерению книги в свою пользу разуметь могли, без чего они не иначе, как только посредственными художниками в век свой останутся, чему ежедневно видеть можно неоспоримые опыты Напротив же того, через чтения книги могут всеми новыми изобретениями пользоваться, которыми оные, как известно, всегда изобилуют. Из сего столь преполезного основания в изучении не исключается и женский пол. 1. Надеяться можно, что. многие люди в других городах, по человеколюбию, спасения ради своего, разным образом оставленных родителями младенцев принимать и воспитывать до несколько лет не оставят; по прошествии двух, трех лет и более, не свыше пяти, могут их, для совершенного воспитания и обучения, привозить в удобное летнее время и отдавать в Москве в Воспитательный дом в число принадлежащим к оному на основании плана, с показанием, когда принят, крещен или по приеме при которой церкви крещен, и в других случающихся при том обстоятельств, исключая из оного, по ясным доказательствам, крепостных, отданных под видом обмана. 1. Буде же на содержание которого младенца обоего пола при принесении его и после того единожды или погодно на особое содержание от кого, хотя и неизвестного человека, давать будут деньги, то по числу оных, по изволению его, лучше других пищею и одеждою содержан и обучаем быть имеет. Печатается по изданию. Антология педагогической мысли России XVIII в. — М, 198. — С 151-155 Вопросы и задания
1. Забота о детях в истории России (исторические документы) 2. Литературные памятники о воспитании детей в семье («Поучение Владимира 1Мономаха», «Домострой») 3 Государственная политика защиты детей в XVIII в 4 Содержание воспитательной работы в воспитательных домах по «Генеральному плану Императорского Воспитательного дома»
Литература к лекции
1. Антология педагогической мысли России с древнейших времен до XVIII в. - М., 198. 2. Антология педагогической мысли России XVIII в. — М., 198. 3. Бахрушин С. Организация попечения о беспризорных детях в Москве. - М., 191. 4. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России. — М., 199. 5. Об общественном призрении в России. — СПб., 181. 6. Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. — Ярославль, 191. 7. Димова И. Русские благотворительницы Учительская газета. —199. — № 9. 8. Максимов Е.Д. Начало государственного призрения в России Трудовая помощь. — 1900. — №. 9. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 199. 10. Яблоков Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. — СПб., 190. _
|