Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы российского образования конца XX века.






С середины 80-х гг. прошлого столетия началась подготовка к реформированию отечественного образования. Без этого было невозможно его дальнейшее развитие. В 90-х гг. начинается реализация реформы. Ее ключевыми задачами стали «смена системы ценностей; пробуждение и высвобождение самостоятельности, духовного, деятельностного начал в человеке; изменение самой ментальности общества, детоталитаризация, декоммунизация и десоветизация его сознания».

В основу реформы положены 10 принципов.

1. Демократизация образования, пронизывающая все стороны школьной жизни. Этот принцип предполагает разгосударствление школы и переход к общественно-государственной системе; децентрализацию управления образованием; участие местной власти в развитии образования; самостоятельность образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития; право педагогов на творчество, право учащихся на выбор школы.

2. Плюрализм, многоукладность, вариативность и альтернативность образования – то есть право на развитие как государственного, так и негосударственного образования.

3. Народность и национальный характер образования. Отказываясь от национальных традиций, школа становилась механизмом разрушения национальной культуры, деформации межнациональных отношений.

4. Открытость образования. Этот принцип провозглашает обращение образования к единому и неделимому миру, осознание приоритета общечеловеческих ценностей.

5. Регионализация образования, т.е. наделение регионов правом и обязанностью выбора своей программы развития образования в соответствии с региональными условиями. Это отказ от единых учебных программ и учебников.

6. Гуманизация образования. Этот термин подразумевает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, создание условий для раскрытия, развития его способностей и дарований, соединение в ребенке личностного и коллективного начал.

7. Гуманизация образования, направленная к целостной картине мира, мира культуры и человека, отказ от технократизма.

8. Дифференциация образования. Этот принцип подразумевает многообразие учебных программ, учебников, создание рынка образовательных товаров и услуг. Но, обеспечение разнообразия образования и сохранение его качества возможно лишь при соблюдении обязательных государственных стандартов.

9. Развивающий характер образования. Предполагается пробуждение личности к самостоятельному труду в различных сферах, что может быть достигнуто при отказе от установки школы на репродуктивное воспроизведение знаний и переходе к деятельностной и преобразующей направленности образования. Делается акцент не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

10. Непрерывность образования. Провозглашает образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Необходимость этого требования вызвана постоянным обновлением знания, необходимостью переключения из одной сферы деятельности в другую. Научить ученика учиться, помочь ему осознать жизненную необходимость обновления образования – одна из задач школы.

В наши дни современная школа стоит перед решением неотложных задач: усиление практической направленности содержания курсов естественнонаучного цикла; изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся в их повседневной жизни; изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, увеличение веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений; учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.