Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный кредит.






Государственный кредит – это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора.

Государственный кредит предоставляется на принципах возвратности, срочности и платности, но он отличается от банковского кредита. Государственный кредит направляется на покрытие бюджетного дефицита, на финансирование военных расходов, на социальные программы. Он носит непроизводительный характер. Банковский кредит используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства. Он носит производительный характер и создает условия для погашения кредита за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных средств:

Ø займы, размещаемые центральными органами управления;

Ø займы, размещаемые территориальными органами управления.

2. По месту размещения:

Ø внутренние;

Ø внешние.

3. По обращению на рынке:

Ø рыночные, которые свободно продаются и покупаются;

Ø нерыночные, которые не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4. В зависимости от срока привлечения средств:

Ø краткосрочные (со сроком погашения до 1 года);

Ø среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Ø долгосрочные (от 5 лет и выше).

5. По обеспеченности долговых обязательств:

Ø закладные облигации, обеспечиваются конкретным залогом, например, имуществом;

Ø беззакладные облигации, их обеспечением служит все имущество государства.

6. По характеру выплачиваемого дохода:

Ø выигрышные долговые обязательства, выплата дохода по которым осуществляется на основе тиражей выигрышей;

Ø процентные долговые обязательства, доход по которым выплачивается на основе купонов или начисленных процентов;

Ø облигации с нулевым купоном, продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.

Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства. Управление государственным кредитом осуществляется органами власти и управления. Они определяют общий объем бюджетного дефицита, объем займов, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство; осуществляют действия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Как отмечалось выше, в зависимости от места размещения займы делятся

на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инстру-

ментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке.

Важная роль в финансировании бюджетного дефицита принадлежит государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО). Впервые они были выпущены в 1993 году сначала на три месяца, затем на шесть и двенадцать месяцев. Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В целях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номиналу. Погашение производится ЦБ по номиналу. Таким образом, доход инвестора складывается за счет разницы между ценой погашения и ценой покупки.

В 1995 году на рынке государственных ценных бумаг появились облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ).

ГКО-ОФЗ являлись надежными государственными ценными бумагами и одновременно были самыми доходными и популярными. Как следствие, основная масса средств инвесторов направлялась не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга, что оказывало негативное воздействие на экономику страны. Серьезной проблемой явилось привлечение денег из-за рубежа через механизм ГКО-ОФЗ, то как всегда существует риск внезапного обратного отлива вкладываемых средств. Этот фактор был не учтен, что привело в конце 1997 года к сосредоточению в руках нерезидентов до 30% портфеля ГКО-ОФЗ и как следствие снизило доходность бумаг.

Сначала рынок государственных ценных бумаг обслуживал себя сам. Так в 1993 году из каждых 100 руб. прироста государственного долга в бюджет шли 74 руб., в 1997 году – 15 руб., а в 1998 году с рынка ГКО в бюджет не было получено ни рубля и он сам потребовал дополнительных бюджетных средств. В совокупности со снижением доходности ГКО-ОФЗ и низким спросом на новые выпуски ГКО государство стало не в состоянии заплатить по своим обязательствам и в августе 1998 года Правительство объявило о реструктуризации внутреннего государственного долга.

Отказавшись погашать свои долговые обязательства в обусловленные сроки, российское государство фактически поставило себя в положение банкрота. Суть ГКО-ОФЗ – в их высокой ликвидности. Их обмен, согласно правилам реструктуризации, на малоликвидные бумаги с дальним сроком погашения ущемляет интересы держателей: им не возвращают деньги в заранее установленные сроки и за длительный период отсрочки погашения новые бумаги могут обесцениться. Прекращение платежей по ГКО-ОФЗ поставило российские банки в чрезвычайно сложное положение. Доля государственных ценных бумаг в ликвидных активах банков составляла от 30-40 до 96%. Эти средства оказались выведены из обращения, банки лишились необходимых денежных средств для расчетов с вкладчиками, что породило панику и поставило банки на грань банкротства.

Рынок ГКО-ОФЗ являясь одним из главных инструментов денежно-кредитного регулирования, был барометром доверия к российскому государству, создавал базу для осуществления бюджетных инвестиций, пока обслуживал себя сам. Можно сказать, что сейчас рынка государственных ценных бумаг нет. Россия лишилась важного элемента финансового устройства, используемого во всем мире – системы государственного кредита, который являлся механизмом неэмиссионного финансирования дефицита бюджета.

Внешние займы размещаются на иностранных финансовых рынках в валюте других государств. Внешние заимствования являются более длительными по сравнению с ценными бумагами, размещаемыми на внутреннем рынке, однако ситуация с внешним государственным долгом РФ выглядит также пессимистично. С 1999 года Россия должна начать выплаты предоставленных ранее кредитов и займов. В течение ближайших 10 лет ежегодные затраты на погашение долгов международным финансовым организациям составят 5 млрд. долл. СЩА. Кроме того, в 2002 году кончается льготный период обслуживания долгов Лондонскому и Парижскому клубам, что также означает значительный рост годовых объемов внешних выплат.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.