Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджет государства.






В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – это система денежных отношений государства, через которую осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.

Основными функциями бюджета являются:

Ø перераспределение национального дохода и ВВП;

Ø государственное регулирование и стимулирование экономики;

Ø финансовое обеспечение социальной политики;

Ø контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В условиях рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

Ø удержать экономику от спада производства;

Ø обеспечить финансовую стабильность. Для этого необходимо прежде всего укрепление денежного обращения, снижение бюджетного дефицита, подавление инфляции;

Ø стимулировать инвестиционную активность;

Ø укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

Ø создать систему действенного контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

Ø усилить контроль за величиной государственного долга.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством формирования и распределения доходов. Доходы создают финансовую базу деятельности государства, через их распределение удовлетворяются общегосударственные потребности.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий и населения в государственный бюджет.

Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Основные элементы налога:

· Субъект – лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога.

· Объект – предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Объектом могут выступать земля, имущество, прибыль, заработная плата.

· Источник – доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль)

· Единица обложения – часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 га земли, 1 руб. дохода и т.д.).

· Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные, и, соответственно, налоги бывают регрессивные (процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода), пропорциональные (взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода), прогрессивные (ставка налога повышается при возрастании дохода).

· Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

· Налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка.

· Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

· Налоговая система – совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы их построения и взимания.

Налоги классифицируются по нескольким признакам.

По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов различают:

Ø прямые налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. К ним относятся налог на прибыль организаций, налог на имущество, земельный налог, НДФЛ и др.;

Ø косвенные налоги, которые включаются в виде надбавки в цене товара или тарифа на услуги и оплачиваются конечным потребителем. К ним относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует:

Ø федеральные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, НДФЛ);

Ø региональные республиканские налоги, то есть налоги республик, краев, областей, автономных образований (налог на имущество организаций);

Ø местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц и др.).

По источникам налогов:

Ø налог на доходы (налоги на доходы юридических и физических лиц);

Ø налог на товар (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

Ø налог на капитал (налоги на имущество, наследство, дороги, землю, продажу ценных бумаг).

К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы, поступающие от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы целевых бюджетных фондов.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

1. По роли в общественном воспроизводстве:

Ø затраты на развитие материального производства;

Ø затраты на содержание непроизводственной сферы.

2. По функциональному назначению:

Ø на финансирование народного хозяйства;

Ø социально-культурных мероприятий;

Ø оборона страны;

Ø содержание аппарата управления;

Ø на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Ø на обслуживание государственного долга.

3. По целевому назначению:

Ø капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, то есть расходы на расширенное воспроизводство);

Ø текущие расходы (расходы на управление, военные расходы, платежи по внутренним займам и государственному долгу).

Расходы и доходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов лимитируется поступающими бюджетными доходами. Поэтому очень важно установить такой объем расходов, который обеспечивал бы решение стоящих перед обществом задач при минимальных затратах с максимальным эффектом. С другой стороны, правильное использование бюджетных средств приводит к увеличению доходов.

Превышение расходов бюджета над его доходами создает бюджетный дефицит.

В современном мире нет государства, которое бы не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Однако качества самого дефицита могут быть различны:

Ø дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

Ø дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.);

Ø дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал.

Федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным.

С 1990 года и до 1995 года для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 года для финансирования дефицита бюджета применяются различные виды заимствований. К внутренним источникам финансирования относятся различные государственные ценные бумаги, к внешним – кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.