Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовый контроль.






Формой реализации контрольной функции финансов выступает финансовый контроль. Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций). Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведения расходов. Финансовый контроль связан с использованием стоимостных категорий, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных средств.

Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

1. По времени проведения:

Ø предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций (в процессе составления и утверждения бюджетов, финансовых планов, бизнес-планов, смет) и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений;

Ø текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе данных операций;

Ø последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

2. По субъектам контроля:

Ø президентский;

Ø контроль представительных органов власти и местного самоуправления;

Ø контроль исполнительных органов власти;

Ø контроль финансово-кредитных органов;

Ø ведомственный;

Ø внутрихозяйственный;

Ø аудиторский.

3. По сфере финансовой деятельности:

Ø бюджетный;

Ø налоговый;

Ø валютный;

Ø кредитный;

Ø страховой;

Ø инвестиционный;

Ø контроль за денежной массой.

4. По форме проведения:

Ø обязательный (внешний);

Ø инициативный (внутренний).

5. По методам проведения:

Ø проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетной документации и расходных документов в целях устранения выявленных нарушений;

Ø обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого субъекта для определения его финансового состояния и перспектив развития;

Ø надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил (например, надзор со стороны Центробанка РФ за деятельностью коммерческих банков);

Ø анализ финансовой деятельности проводится по периодической или годовой финансовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния;

Ø наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды, финансовым состоянием предприятия-клиента;

Ø ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью

К основным видам финансового контроля относятся государственный и негосударственный контроль (рис.7).

· Государственный финансовый контроль.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти.

           
   
Финансовый Контроль в РФ
 
   

 


Государственный финансовый контроль Негосударственный финансовый контроль
1. Президентский (Президент РФ) - Главное Контрольное управление Президента РФ 1. Внутрифирменный финансовый контроль – финансовая служба предприятия
2. Правительственный (Правительство РФ) — Министерство финансов РФ: - Федеральное казначейство - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора 2. Контроль со стороны коммерческих банков
3. Парламентский (Федеральное собрание РФ): - комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы - Счетная палата РФ 3. Аудиторский контроль – аудиторские фирмы
4. Налоговый Федеральная налоговая служба  
5. Страховой Федеральная служба страхового надзора  
6. Контроль денежно-кредитных отношений Центральный банк РФ – Комитет банковского надзора  
7. Таможенный Федеральная таможенная служба  

 

Рис.7. Финансовый контроль в Российской Федерации.

 

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ. Особое место принадлежит Счетной палате РФ, которая осуществляет контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами, органами местного самоуправления, контролирует состояние внутреннего и внешнего долга РФ, деятельность ЦБ России, эффективность использования иностранных кредитов и займов.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Оно осуществляет контроль за деятельностью органов контроля и надзора при исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ, которое разрабатывает финансовую политику страны и непосредственно контролирует ее осуществление.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют органы Федерального казначейства.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы. Главная задача Федеральной налоговой службы – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования образована Федеральная служба страхового надзора.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России. Его специальное подразделение – Комитет банковского надзора – проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства.

· Негосударственный финансовый контроль.

К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом – за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Новый вид финансового контроля, возникший в России с конца 80-х гг., – аудиторский. Это независимый вневедомственный финансовый контроль, основной задачей которого является установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствие произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной (по решению самого экономического субъекта). Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные и благотворительные фонды, акционерные общества открытого типа, предприятия с участием иностранного капитала. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы).

Аудиторская фирма может также оказывать консультационные услуги по составлению бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, ведению учета, финансовой экспертизе проектов и др. Услуги аудиторских фирм – платные.

Аудиторский контроль могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.