Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для самостоятельной работы. Раскройте особенности подготовки учащихся к уроку.






Раскройте особенности подготовки учащихся к уроку.

Литература

1 Зильберберг, Н.И. Урок математики: подготовка и проведение [Текст] / Н.И. Зильберберг. – М.: Просвещение, 1996. – 187 с.

2 Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики [Текст]: Кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с.

3 Реализация дифференцированного подхода при изучении школьного курса математики в системе развивающего обучения [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Х.Ж. Ганеева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2003. – 119 с.

4 Рыжик, В.И. 30000 уроков математики [Текст]: Кн.для учителя / В.И. Рыжик. – М.: Просвещение, 2003. – 288 с.

5 Избранные вопросы теории и методики обучения математике [Текст]: Учеб. пособие / И.А. Аввакумова, Т.Л. Блинова, Л.В. Водичева и др.; Науч. ред. И.Н. Семенова. – Екатеринбург: УрГПУ, 2004. – 93 с.

Лекция №2. Контроль и педагогический мониторинг познавательной деятельности учащихся

План

1. Определение, компоненты контроля.

2. Функции и виды контроля.

3. Методы и формы контроля.

4. Принципы контроля.

5. Последовательность проведения контроля.

6. Педагогический мониторинг, определение, функции.

7. Реализация процесса мониторинга.

Контроль – выявление, измерение и оценивания знаний, умений, навыков и уровня корректировки материала.

Контроль включает два компонента:

1) проверка;

2) оценивание.

Цели осуществления контроля

1) своевременная корректировка педагогических взаимодействий;

2) осуществление обратной связи между учителем и учеником;

3) выявление пробелов в знаниях, умениях учащихся;

4) оказание своевременной помощи;

5) определения эффективности обучения.

 

Контроль предполагает оценку и отметку знаний. Это процесс, который содержит в себе оценку как результат проверки, которая может фиксироваться в виде отметки. Оценивание предполагает не только выявление уровня интеллекта обучения ученика, но и его потенциальную обученность.

Функции контроля

1) контролирующая – констатация уровня обученности для фиксации и локализации пробелов в знаниях.

2) обучающая – совершенствование проверенных знаний путём систематизации и обобщения.

3) побуждающая – создание мотивации посредством оценки знаний учащихся.

4) развивающая предполагает, что преобладающим видом контроля должен быть самоконтроль.

5) воспитывающая – развитие качеств личности: собранности, аккуратности.

6) методическая – корректировка деятельности учителя, грамотном выборе методов, средств, форм контроля в зависимости от этапа обучения.

Виды контроля

1) по характеру взаимодействия субъектов обучения:

· внешний;

· взаимоконтроль;

· самоконтроль.

2) по содержанию учебного материала:

· предварительный, который позволяет осуществлять преемственность;

· текущий, который заключается в диагностике хода диагностического процесса. При этом осуществляется сопоставление результатов деятельности учащихся с запланированной нормой деятельности и своевременная ее коррекция;

· тематический, который направлен на выявление усвоения темы, на осознание учащимися места данной темы в системе знаний;

· итоговый, который предполагает обобщённую систематизацию знаний, получение итогов усвоения темы.

 

Методы контроля

1) контрольные работы;

2) семинары;

3) практические работы;

4) тесты;

5) фронтальные опросы;

6) доклады;

7) домашние задания;

8) экзамены и др.

Формы контроля

1) устный контроль (индивидуальный или фронтальный опрос);

2) письменный (контрольная и самостоятельная работа)

3) лабораторный (выявление умений учащихся пользоваться лабораторным оборудованием);

4) компьютерный контроль.

Принципы контроля

1) объективность научно-обоснованного содержания диагностических процедур;

2) системность, т.е. диагностика знаний, умений учащихся на всех этапах дидактического процесса от теории до практики;

3) наглядность, открытость критериев отслеживания.

Последовательность проведения контроля

1) предварительное выявление уровня ЗУН учащихся;

2) текущая практика;

3) повторная проверка;

4) периодическая проверка, исследование при проверке взаимосвязей между структурными элементами учебного материала и целей-систем и обобщение;

5) итоговая проверка.

Педагогический мониторинг

Учебный процесс предполагает управление познавательной деятельностью учащихся. По мнению Н.Ф. Гальциной, необходимо предусмотреть следующую систему требований к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая вытекает из целей управления:

1) указать цели управления;

2) установить исходное состояние управляющего процесса;

3) определить программы воздействия;

4) обеспечить системный контроль за управляющим процессом, систематическую обратную связь;

5) обеспечить переработку информации, полученной по каналу обратной связи, выполнить корректировочные действия и реализовать их.

Определения мониторинга

Мониторинг в образовании есть система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (Д.Ш. Матрос).

Мониторинг в образовании есть система сбора, обработки, хранения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировании его развития (В.В. Гузеев).

Педагогический мониторинг – организованный процесс непрерывной систематической объективации существенных характеристик образовательного процесса. Понятие объективации включает в себя как информационно-аналитический процесс (т.е. собственно отслеживание – получение знаний, адекватно отражающих состояние объекта), так и целеполагание – используется получение данных, которые прогнозируют оптимальное развитие объекта (А.С. Белкин, Е.В. Коротаева, Л.Д. Назарова).

Функции мониторинга

1) ориентировочная;

2) конструктивная;

3) организационно-деятельностная;

4) коррекционная;

5) оценочно-прогностическая.

Таблица 3

Организация педагогического мониторинга

 

Основы педагогического мониторинга Реализация
Определение системы координат педагогического мониторинга 1. Формирование цели образования объекта 2. Содержание образов: анализ стандарта, образовательной программы, учебного плана
     
   
Определение механизма отслеживания 1. Индивидуальная и групповая диагностика развития отдельных личностей, ученического количества в целом 2. Непрерывное отслеживание количества учебного процесса
Накопление базы данных и обработка информации 1. Исследование целостности образовательного пространства 2. Оценка эффективности новых образовательных технологий учебного процесса 3. Коррекционный анализ системы управления
Педагогическое проектирование в ходе образовательного мониторинга 1. Поэтапное прогнозирование развития 2. Проектирование и перестройка систем управлений





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.