Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и средства физического воспитания ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррек-ционно-воспитательной работы. Основными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическому воспитанию. Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня. создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах иод руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Перед началом выполнения упражнений важно создать у детей хорошее настроение, можно использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи). Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, флажки и др.). Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения. Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. Игры между занятиями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех. Организация игр па прогулке зависит от времени года и состояния погоды. Необходимо также учитывать характер предшествующей деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр. В дождливую погоду организую! см малоподвижные игры, которые не требуют большого
Ш ..^юстранства. Во время прогулок можно широко использовать бессюжетные игры, например серсо, кольцеброс, кегли; в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, футбол, бадминтон и др. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники. В содержание прогулок могут включаться также и различные упражнения на развитие движений и двигательных качеств, закрепление разученных на занятиях упражнении. Свободная деятельность детей в дневное и нечернее время создает хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются играми, рисованием, чтением, упражнениями на гимнастических снарядах. Их двигательной активностью необходимо руководить и следить, чтобы активные движения чередовались с занятиями за столом, спокойными играми, не допускать перевозбуждения и процессе коллективных игр. Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на занятиях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкультминутки проводятся, как правило, в середине занятия, после появления признаков утомления. Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра. Целесообразно связывать движения с содержанием занятия: например, имитировать катание на коньках или лыжах, бросание снежков в процессе занятия по теме «Зима», подражать движениям животных при изучении соответствующей темы. В некоторых случаях, по желанию сурдопедагога, взамен физкультминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в котором различные движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой рптмико-ннто-нашюннон стороны речи. Музыкальные занятия - также одна из форм физического нос-питания дошкольников с нарушениями слуха. Они направлены па восприятие музыки, развитие голоса, развитие ритма движений. На музыкальных занятиях дети много двигаются: танцуют, играют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх. В содержание музыкальных.; апягий включаются простые движение (ходьба, Сит. прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элементы танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слитность речи. Занятия по физической культуре проводятся в разных возрастных группах 3—4 раза в неделю. Часть из них проходит с группой детей в специально оборудованном зале, остальные — на участке или с группой в комнате. Структура занятий по физическому воспитанию в специальных садах, как и в массовых включает три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части важно подготовить детей к основной физической нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач, ходьбу, кратковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к выполнению основной нагрузки. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие основных движений и подвижная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из упражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног. В заключительной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движении, подводятся итоги. Структурные части занятия отчетливо выделяются в старшей и подготовительной группах, а в младших группах выделение частей занятия довольно относительно. Моторная плотность занятий зависит от способов организации детей. На занятиях по физическому воспитанию используются фронтальный, поточный, поочередный и индивидуальный способы организации детей. Дети преддошкол ыю го и младшего дошкольного возраста чаще всего выполняют движения вместе (фронтально) или индивидуально; старшие дошкольники — поточно или по подгруппам. Все способы организации должны сочетаться таким образом, чтобы физическая нагрузка, приходящаяся на каждого ребенка, была равномерной, а моторная плотность занятий — высокой. Во время проведения занятии используется имеющееся оборудование зала: гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, доски, мостик-качалка, стойки для прыжков, мячи, обручи, канат и др. На занятиях во всех возрастных группах используется звуковое сопровождение: удары в бубен или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков. § 4. Содержание и методы физического воспитания Содержание физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха во всех возрастных группах определяется общими задачами и необходимостью коррекции недостатков в физическом и моторном развитии и их предупреждении. ф Основное внимание в работе с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста необходимо уделить развитию двигательной активности, формированию произвольного внимания, умению подражать действиям взрослого, формированию навыков поведения в зале, развитию эмоционально-волевой сферы. Формирование основных движений происходит путем включения их в доступной форме в содержание занятий. Обучение ходьбе, бегу проводится по показу воспшатедя, с включением интересных детям игровых моментов: пойти в гости к кукле, добежать до домика мишки и др. Дети овладевают различными видами прыжков (на месте, с поворотом, перепрыгивать через веревку, спрыгивать с доски). Детей также обучают ползанию, лазанью, перелезанию. В средней группе повышается степень сложности упражнений и изменяются условия их выполнения. Повышаются требования к качеству основных движений: дети должны уметь спрыгивать на полусогнутые ноги, правильно координировать движения рук и ног в ходьбе и беге, самостоятельно лазать. Важно научить детей правильно вести себя в коллективных играх, выдерживать свою роль, согласовывать свои движения с действиями других детей. Развивается умение реагировать на звуковые сигналы. В старшей группе важно учить детей самостоятельно выполнять упражнения не только по образцу, но и но словесной инструкции. Двигательные навыки закрепляются в процессе повышения трудности упражнений, увеличения темпа. Особое значение придается формированию хорошего (в соответствии с возрастом) качества движений. В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется усложнению упражнений для развития равновесия, а также развитию пространственного ориентироввания в процессе подбора специальных упражнений и подвижных игр. Па этом этапе обучения с целью достижения высокой моторной плотности занятий чаще всего используются фронтальный, поточный или под-грушювой способы организации детей. Дети подготовительной группы должны уметь владеть основными движениями, самостоятельно выполнять серию последовательных движении и ходьбе друг за другом, уметь ориентироваться в усложняющихся пространственных ус. кшпчх (в nipax). Требовании предъявляю! си также к поведению и милейшие, умению сотллсоиыиать свои действия с действиями, ipyi их дет ей а подвижных играх, эстафетах. Па рашых этапах обучения используются такие методы, как показ, помошь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на разных годах обучения различается. Показ как метод обучения используется в работе и с младшими дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процес- се показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Правильность показа, его точность — одно из важных условий обучения. Небрежная, неточная демонстрация движений может повлечь неправильное воспроизведение детьми. Для старших детей движение может быть предложено в расчлененном виде с целью обучения элементам техники. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а также наблюдать за выполнением движения другими детьми. В работе с младшими детьми, а также с дошкольниками, имеющими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Взрослый выполняет некоторые движения вместе с ребенком, например удерживает его руки при ловле мяча, переставляет ноги при лазанье по гимнастической стенке. И в старших группах детям необходима помощь при выполнении упражнений на равновесие. Страховка используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных упражнений, а также для предотвращения возможных травм: в лазанье по гимнастической стенке, спрыгивали и и др. По мере усвоения детьми движений, которые демонстрировались первоначально педагогом, дети начинают воспроизводить их по словесной инструкции. В зависимости от возраста детей, их двигательного опыта, состояния слуха и речи воспитатель использует разные формы речи. В ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения предъявляются устно и для лучшего восприятия и усвоения фиксируются письменно (на табличках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к табличкам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения ■ - устно. Инструкции должны быть краткими, понятными детям, так как необходимость разъяснения значений слов снижает моторную плотность занятий. В случаях непонимания детьми значений слов воспитатель использует показ в сочетании со словесной инструкцией, а затем опять предъявляет инструкцию. Вопросыи задания для самостоятельной работы 1. Назовите основные нарушения в моторном рачки гпп детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. 2. Чем обусловлены отклонения в физическом и моторном развитии дошкольников с нарушениями слуха?
|