Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оригинальную классификацию двигательных нарушений у детей дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом, предлагает Н.Н.Ефименко (1987).
Формирование двигательной сферы у ребенка подразделяется на уровни. / уровень — выполнение жизненно необходимых статолокомо-торных функций (удерживание головы в вертикальном положении, захват руками предметов, сидение, ползание, вставание, ходьба) — до 12 месяцев. II уровень — освоение комплекса основных движений (двигательный базис) — ползания, лазанья, ходьбы, бега, метания и ловли предметов, подскоков и прыжков, балансирования на месте и в движении (до 3 лет). /// уровень — целенаправленные (социально обусловленные), относительно сложные двигательные действия по самообслуживанию, игровой, учебной и производственной практике. При классифицировании двигательных нарушений по степени тяжести требуется прежде всего определить, на каком двигательном уровне реализованы эти нарушения и исходя из этого произвести ориентировочное диагностирование: * поражение только III уровня соответствует легкой степени * поражение III, II уровней соответствует средней степени тяжести; " * поражение III, II, I уровней одновременно соответствует тяжелой степени двигательных нарушений. Краеугольным в классификации двигательных нарушений на их высшем, результирующем уровне является также аспект зависимости больных детей от взрослых, поскольку здесь выясняется непосредственное отношение ребенка к своему дефекту (действия ребенка в условиях имеющихся двигательных нарушений). Определение степени зависимости ребенка от посторонней помощи позволяет вести дальнейшее классифицирование двигательных нарушений:
• если ребенок почти не зависит от помощи воспитателя, то это легкая степень; • если ребенок частично зависит от помощи воспитателя —- это средняя степень тяжести; • если же ребенок практически полностью зависит от помощи взрослых, то имеет место тяжелая степень двигательных нарушений. Степень социальной адаптации детей с церебральным параличом в огромной мере определяется также уровнем результативности необходимых в повседневной жизни двигательных действий. Ведь все богатство двигательных проявлений человека выражается в конечном счете в конкретных единицах пространства, времени и энергии. При исследовании результативности двигательных действий рекомендуются следующие уровни разграничения: • если результативность двигательного действия составляет 67 %, то имеет место легкая степень тяжести; • если результативность двигательных действий находится в пределах 34 — 66%, то можно говорить о нарушениях средней степени тяжести; • если же результативность двигательного действия составляет менее 34% нормативной — двигательные нарушения имеют тяжелую степень. Предложенная классификация представлена в виде рабочей таблицы (см. табл. 1), которой могут пользоваться педагоги, медики и другие специалисты, работающие с детьми, страдающими церебральным параличом. Таблица 1 Рабочая таблица предварительной классификации степени тяжести двигательных нарушений у детей, страдающих церебральным параличом Диагностические параметры
Реализация нарушений по двигательным уровням
Имеют место нарушения только на III двигательном уровне
# Окончание таб.
Средняя
Результативност] двигательных действий составляет 34—66%от нормативной
|