Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В 1960-е годы украинский ученый Н. А. Козленке предложил классификацию физического развития и особенностей движений умственно отсталых младших школьников.
Физическое развитие учащихся определяется на основе антропометрических измерений, кроме того, учитываются данные клинического обследования, анамнезов и заключений медико-педагогических комиссий. Данные анамнезов показывают, что у большинства учащихся специальной школы в раннем возрасте отставало развитие статических и двигательных функций: они поздно начали держать голову, сидеть, брать в руки предметы, ходить. У учащихся младших классов наиболее часто отмечаются деформации позвоночника (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), патологическая форма грудной клетки, плоскостопие, функциональная недостаточность брюшного пресса (выпуклый или, отвислый живот). У многих учащихся отмечались недостатки в де-: ятельности сердечно-сосудистой системы, а также поверхностное, частое, аритмичное дыхание. По физическому развитию согласно одной из действующих классификаций учащиеся специальной школы VIII вида делятся на четыре группы. К группе среднего гармоничного развития относятся дети со средними, выше среднего, ниже среднего и высокими показателями роста при средних и выше средних показателях веса и окружности грудной клетки (при отсутствии у ребенка отклонений в телосложении и состоянии здоровья). Группу чрезмерного негармоничного развития составляют дети, у которых при тех же показателях роста, что и в предыдущей груп- 1Л не, превышены показатели веса и окружности грудной клетки (или только один из них). К группе ниже среднего физического развития относит детей среднего, выше среднего и высокого роста при недостаточном весе и окружности грудной клетки. В группу плохого физического развития входят дети: а) имеющие высокие, выше среднего и средние показатели роста б) у которых те же показатели в пределах ниже среднего; в) с низкими показателями роста, со средними или понижен г) с нарушениями телосложения. Оценка физического развития учащихся 9- и 10-летнего возраста по таблицам, построенным по шкале регрессии, показала, что 45 % детей имеют плохое физическое развитие, развитие ниже среднего — 23, чрезмерное, негармоничное — 7, среднее гармоничное развитие — 25%. Приведенные данные свидетельствуют, что у многих учащихся младших классов нарушено физическое развитие, и подчеркивают правильность положения о том, что физическое воспитание в таких школах должно иметь коррекционную и оздоровительную направленность. Отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии не могут не влиять на умственную и физическую работоспособность этих детей. Чтобы получить более полные сведения об особенностях моторики учащихся, нужно изучить их движения не только при выполнении физических упражнений, но и при занятиях письмом, на уроках труда, в быту. Исправление недостатков в повседневных движениях аномальных детей — первоочередное условие подготовки их к жизни и общественно полезному труду. У многих учащихся младших классов (55%) нарушена локомо-иия ходьбы. Так, у заторможенных детей походка, как и все их движения, вялая и медлительная. При ходьбе они медленно передвигают ноги, волокут их по полу, руками делают еле заметные движения. Возбудимые дети при ходьбе переставляют ноги резким рывком, при этом делают резкий взмах рукой и дергают вперед туловище и голову, меняют амплитуду и быстроту движений ног и РУкТ подергивают плечами, поворачивают голову. Грубые двигательные недостатки в ходьбе отмечаются у детей с выраженными парезами и денерваторными нарушениями. При беге у этих учащихся проявляются те же недостатки, что и при ходьбе. Помимо этого есть дети, у которых во время бега отмечаются и другие отклонения: недостаточная согласованность Движений ног и рук, неравномерность движений рук по амплитуде и направлению, чрезмерное раскачивание туловища, закрепо-Щенность всего тела. воспитания, обучения и профориентации с учетом всех вышеперечисленных факторов.
|