Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примерная схема признаков утомления ( Л. Ф. Касаткин).
Р£ 4СЯ^^~$^-<? С^^- /^ОРЧ& ТабЛиЦа1 Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для детей 3-4 лет
Таблица 2 Перечень зрительнЬдх нагрузок, рекомендуемых для детей 5 -- 7 лет
Авторские комплексы, способствующие развитию зрения и снятию утомляемости
Требование к изображению - детали должны быть различимы с наиболее удаленной парты. Четыре картины должны составлять развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс. Например, сюжет для мл. школьного возраста: на одной из картин - старт ракеты, на второй -ракета в космическом пространстве, на третьей - посадка ракеты на неизвестную планету, на четвертой - космонавты осваивают неизвестную планету. Каждый сюжетный комплекс рекомендуется м ен ять не реже одного раза в две нед ели. Под каждой картинкой - в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. \ 2) Методика выполнения сенсорно-моторного тренажа. Один - два раза за урок все учащиеся поднимаются в положении стоя и под команду учителя: «1-2-3-4 и. т^ д.» фиксируют взгляд по очереди на соответствующей цифре картинки. При этом должны совершагь синхронные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнений составляет в среднем 0, 5 секунды. Постепенно время такой фиксации сокращается. Необходимо стремиться к тому, чтобы через 2-3 недели дети могли за одну секунду сделать полный оборот. При этом не просто механически «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре сюжета. Порядок счета через 30 секунд меняется на противоположный: 4-3-2-1. В заключительной части тренажа (продолжительность 30-40 секунд) режим счета задается в случайной последовательности, например: 1-3-4-2, 2-1-3-4. Этот режим используется в тех случаях, когда смена последовательности фиксаций изображений не вносит семантического хаоса в логику правды, представленной на картинках. Поэтому этот режим используется тогда, когда на картинках представлены пейзажи, сцены из жизни животных, дорожные знаки госавтоинспекции. Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1, 5 минуты. Количество тренажей зависит от характера урока. На зрительно-напряженном (либо умственно-напряженном) уроке, и особенно на занятиях за 1 компьютерами, их целесообразно выполнять не реже 2-3-х раз за 45 минут. Само подражание становится более осмысленным, меньше зависит от количества элементов, с которыми действует ребенок, и от близости ситуации к его опыту. Развитие подражания и одновременно овладение методом проб создает, в свою очередь, предпосылки к значительно более аналитическому восприятию образца, а затем и предметов окружающей действительности. В результате существенно изменяется характер овладения продуктивными видами деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием. Умение ориентироваться в новой ситуации, развитие самостоятельных поисковых способов ориентировки положительно сказывается на развитии восприятия, наглядных форм мышления и речи, в частности, ее регулирующей функции. Все способы усвоения общественного опыта приобретают для детей более обобщенный и независимый от ситуации характер. Вопросы и задания 1. Перечислите основные способы усвоения общественного 2. Расскажите об этапах формирования сотрудничества ребенка со взрослым. 3. Приведите примеры дидактических игр и упражнений по формированию сотрудничества ребенка со взрослым. 4. Что такое «тупиковое подражание» и как его избежать в развитии умственно отсталого ребенка? 5. Как вы понимаете: ребенок действует хаотично; ребенок действует методом проб и ошибок? 6. Охарактеризуйте этапы формирования способов усвоения общественного опыта в работе с детьми с нарушениями интеллекта. Литература 1. Катаева А.А., Стребелева L.A. Дидактические игры к упражнения к обучении умственно отсталых дошкольников — М 1991, 1993. 2. Стребелева Е.А. Коррскционно-педагогическая работа с аномальными детьми раннего возраста. // Дефектология — 1995. — № 4 Глава 6. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку всех органов и тканей, их структурную перестройку. На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности, моторной сферы, костно-мышечной, сердечно- сосудистой, других физиологических систем; совершенствование функций дыхания способствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот. Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей. В программе подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных действий, навыков умений, но и сопряженного с ним развития двигательных качеств и способностей. Они соотнесены с определенными возрастными этапами, сензитивными периодами, а также ведущими видами деятельности. В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей- Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности гростудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недо развитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локо-моции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формирует- /• ся контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у дошкольников с нарушениями интеллекта также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела. Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом ра ши тии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом. Физическое воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на решение задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. % Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений. Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма. Специфические задачи: создание специальных условии, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии. Коррекционная направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении общих задач. Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях. В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и гигиенические процедуры. Выполнение всех перечисленных мероприятий обязательно для любого дошкольного учреждения. Однако в специальном дошкольном учреждении оно приобретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или отмена закаливающих мероприятий и другие — влечет за собой снижение умственной работоспособности детей, нарушение коррекционно-воспитательной работы в целом. В «Программе воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста* (1991) предусмотрены специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся 3 раза в неделю во всех возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится также на занятиях по музыкальному воспитанию. В коррекции физического развития детей с нарушениями интеллекта важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, исполь- зование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя. Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по физическому воспитанию и должны отбираться в соответствии с уровнем физического развития детей данной группы. Подвижные виды деятельности, которые проводя'1 ^я на занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя, должны быть направлены на усвоение программного материала данного занятия. Рассмотрим в качестве примера одно из занятий по ознакомлению с окружающим, где используются подвижные виды деятельности. Целью этого занятия является закрепить знание детей об основных цветах; выделять цвет в предмете, называть его, уметь находить предмет определенного цвета в окружающей обстановке. Это занятие можно провести следующим образом: 1-й этап — «Достань игрушку!», дети находят и достают игрушки из «чудесного мешочка* называют их и определяют цвет; 2-й этап — «Найди домик для игрушки!», каждый ребенок должен положить свою игрушку в домик соответствующий ей по цвету и объяснить, почему он выбрал этот домик; 3-й этап — игра «Найди ключ». Игра проводится следующим образом: на полу комнаты раскладываются 4 обруча — «домики». В центре обруча стоят флажки — красный, синий, желтый и зеленый. Дети делятся на 4 группы, каждая из которых «живет» в своем «домике». По сигналу взрослого дети идут «гулять». Чтобы вернуться в «домик», они должны найти в окружающей обстановке игрушку, соотвествующую цвету своего «домика», и принести ее в качестве «ключа». Только с таким «ключом» ребенок может войти — в свой «домик». Как видим, эта дидактическая игра, направленная на усвоение программного материала — нахождение предмета определенного цвета в окружающей обстановке и соотнесение его по цвету, — проводится не сидя за столом, а в движениях, и дает детям возможность иеленаправленно ориентироваться в пространстве. Наряду с развитием обших движений большое место в кор-рекционной работе учитель-дефе кто лог отводит развитию и со-вершенствоанию ручной моторики. Особое внимание уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хватательных движений, ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя руками, мелкие — одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем театрализованные игры для рук. Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная активность снижена. Все занятия по физическом)' воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, и обшеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба. Специфика работы с детьми с нарушениями интеллекта состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности. На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей 'риентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошколь-юм возрасте дети могут овладеть подвижными играми с правками, но с элементами соревнования, так как многие дети начи нают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм. При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы. Известно, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети с нарушениями интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых годах обучения основными методами являются наглядные и практические. В начале Обучения детей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого. Весь первый год подражание остается основным методом обучения. В дальнейшем подражание используется в сочетании с образцом и словесной инструкцией. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи. При систематической работе дети успешно усваивают значение слов и фраз, которыми воспитатель повседневно называет предметы, с которыми они действуют сами. Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и снижение простудных заболеваний. Как известно, физическое развитие ребенка в целом и его моторное развитие в частности тесно связано с состоянием всей нервно-психической деятельности. Поэтому здесь очень важно начать коррекционнуто работу как можно раньше, не упустить возраст, когда нервная система является наиболее пластичной. Опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта показывает, что при достаточно раннем начале и правильном систематическом проведении физического воспитания с включением системы коррекционно-восстановительных мероприятий можно добиться существенного продвижения. К старшему дошкольному возрасту у детей, не имеющих дополнительных двигательных нарушений (остаточные явления ДЦП, миопии и др.), можно сформировать основные движения, в значительной мере выправить осанку, походку, сформировать координацию движений, научить ориентироваться в знакомом пространстве, укрепить их соматически и приблизить их физическое развитие к средней возрастной норме. При правильной постановке обучения физическое воспи-тянш способствует также развитию личностных качеств детей о н: > " учк" -т«1ми интеллект произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировав себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам. Вопросы и задания 1. Назовите общие задачи физического воспитания в дошкольных учреждениях. 2. Охарактеризуйте специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии дошкольников с нарушениями интеллекта. 3. Как внедряется двигательная активность детей на занятиях у учителя-дефектолога? 4. Какие методы используются при обучении детей с нарушениями интеллекта физическим упражнениям? 5. Практическое задание: подберите и опишите серию подвижных игр для детей с нарушениями интеллекта на каждом году обучения. 6. Практическое задание: подберите серию игр и упражнений для развития и совершенствования мелких движений рук и пальцев детей с нарушениями интеллекта. Литература 1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М., 1981. 2. Детские подвижные игры народов СССР. / Сост.А.В.Кине-ман. Под ред. Т.И.Осокиной. — М., 1988. 3. Катаева А.А., Стребеяева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991. - С. 30-44.
4. Программа «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» — М., 1991. 5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. — М., 1986. Гл*й УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Умственное во; ':: ятание ребенка рассматривается hl- -голы-'о как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Умственное воспитание детей происходит как в ходе общения со взрослыми, в играх со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Литература " Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядешко и Ф. Л. Сохина. - М., 1986. Носкова Л. П. Характеристика деятельности учителя-дефектолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Пол ред. Л. П. Нопштюй. - М„ 1993. Назарова II. М. Сурдопедагог: История, современные проблемы, перспекти-iH.i профессиональной подготовки. — М., 1992. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих ден'й дошкольного возраста. М., 1991. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — М„ 1991. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребсленой. — М„ 1998. Сурдопедагогика / Пол ред. М. И. Никитиной. - М, 1989. Раздел V. Коррекчионно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха Глава 1. Физическое воспитание
|