Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-гуманитарные предпосылки форм организации физического воспитания
Современная жизнь невозможна без серьезных перемен в социальной сфере, одним из главных ориентиров которой является состояние здоровья человека. Это, пожалуй, один из определяющих факторов уровня жизнеспособности, цивилизованности страны. Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15 — 20%), окружающей среды (15—20%), медицины (15—20%). С учетом приведенных цифр главное внимание следует сосредоточить на образе жизни ученика, так как все другие факторы имеют крайне слабую зависимость от педагогического влияния. Поэтому одна из приоритетных задач специальных образовательных учреждений — концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни учащихся. Это касается условий проживания, питания, режима, организации учебно-познавательной деятельности и системы занятий физической культурой и спортом. Образ жизни трактуется в философской литературе как «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, которая берется в единстве с условиями жизни»*. В связи с этим определением можно достаточно четко выявить условия, формы деятельности, поведения, общения, интересы, потребности, обычаи, традиции в среде учащихся. Основными категориями при этом будут: учебная деятельность; общение со сверстниками, родителями, учителями; выполнение домашних заданий, досуг, двигательная деятельность в течение всего дня; питание, сон. В определении этих, весьма общих категорий образа жизни школьника заложены огромные возможности формирования здорового образа жизни. Учитывая сложность экономической ситуации в стране, нехватку материальных средств, следует осуществлять совершенствование физического воспитания учащихся, используя реальный, доступ- произвольных движений в основных локомоциях у таких детей. можно обнаружить самые разнообразные нарушения. Согласно положению, выдвинутому Н.А. Бернштейном (1966), начальные стадии формирования произвольных движений, программирования двигательного акта осуществляются главным образом высшими корковыми уровнями. В дальнейшем овладении каким-либо двигательным актом компоненты его программирования передаются с высших отделов ЦНС на низшие, филогенетически возникшие в более раннем периоде развития человека. Эти механизмы формирования корково-подкорковых взаимосвязей и служат физиологической основой автоматизации двигательных навыков при контроле и руководстве в управлении движениями со стороны коркового уровня. Важная роль отводится экстрапирамидной системе, при поражении которой процесс автоматизации движений происходит медленно, требуя специального коррекционного воздействия. В связи с этим необходимо учитывать характер двигательных навыков в общем развитии моторики умственно отсталого ребенка, закономерности ее формирования. Одной из таких закономерностей является системогенез, под которым понимают функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного результата приспособительного эффекта (П.К.Анохин, 1968), где особое значение придается гетерохрон-ности в онтогенетическом созревании различных функциональных объединений, а также их эволюционной зрелости. Двигательный " аппарат человека представляет собой систему, имеющую большое число степеней свободы, и управление такой системой со стороны коркового аппарата является чрезвычайно сложной задачей, решение которой во многом зависит от координационных способностей человека. Деятельность двигательного аппарата проявляется прежде всего в его локомоторных актах — ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Ходьба и бег — действия циклического характера, поскольку все фазы движения одного цикла имеются и в других и в той же последовательности. Все циклы неотделимы друг от друга, каждый последующий является продолжением предыдущего и началом следующего. Физиологический механизм циклических движений имеет в своей основе безусловно рефлекторное происхождение, определяется ритмическим двигательным цепным рефлексом (Н.А.Берн-штейн, 1966). Двигательный навык в ходьбе формируется в раннем возрасте у умственно отсталых детей с некоторым опозданием по сравнению с нормальными. Причина в недостаточном развитии способности к координации движений, отчего легче даются однонаправленные, чем перекрестные движения. Ходьба — основной вид локомоций человека. В актах ходьбы пиствуют большие группы мышц туловища, благодаря чему уси-'пшается деятельность всех физиологических систем организма. 11оэтому ходьба в строю, при перестроениях дисциплинирует учащихся, повышает организованность, способствует улучшению кол-чективных действий. Походка ученика должна быть легкой, непринужденной, ритмичной, с хорошей координацией движений рук и ног, прямым положением туловища и головы, четким и точным взма-чом и амплитудой движения рук вперед и назад, носки ног должны быть направлены по ходу движения и слегка развернуты в ггороны. Бег — действие циклического типа, в котором одноопорная фаза движения ног чередуется с фазой полета. В процессе формирования беговой локомоций закрепляются относительно разнообразные динамические стереотипы нервных процессов, регулирующие мышечные усилия. Длительность возбуждения в нервных цент-рпх сочетается с короткой фазой торможения, не обеспечивающей достаточного восстановления работоспособности мышц, вследствие чего они подвержены быстрому утомлению. Сложность управления беговой локомоцией определяется тем, что работа мышц, от которой зависит траектория движений, вы-i юлняется в течение кратковременной опоры. Если при ходьбе опора не прерывается, что обеспечивает коррекцию пространственных характеристик шага, то при беге она кратковременна и текущие коррекции характеристик шага осуществляются с трудом. Для беговых усилий характерны баллистические движения, которые не успевают корригироваться во время опоры, — коррекции вносятся лишь в программу следующей (Н.А. БернштеЙн, 1966; В. С. Фар-фель, 1975). Правильное положение бегущего таково: туловище слегка наклонено вперед, голова и туловище находятся на одной линии, плечи опущены, толчковая нога в момент отталкивания разгибается почти лолностью, руки согнуты в локтях до 90—100°, кисти рук не напряжены, пальцы полусогнуты. Ациклическое движение — однократное, имеющее начало и ко-11сц. В отличие от циклических такие движения не могут строиться на ритмическом двигательном рефлексе. К ациклическим локомоциям человека относятся прыжки и метания. Они требуют высокой координации движений, которая обеспечивается выработкой сложных условных рефлексов в процессе тренировки, характеризуются максимальной силой и скоростью мышц, точной дозировкой мышечных усилий. В связи с гом что при этих движениях сила изменяется в соответствии с пеличиной ускорения, сообщаемого постоянной массе, они были названы скоростно-силовыми. При выполнении метаний наиболее сложным является процесс управления пространственными и временными параметрами движений, что определяет дальность полета снаряда. Управление величиной мышечного напряжения при метаниях зависит от массы снаряда. При этом необходимо сочетание движений мышц конечности, метающей снаряд, с движениями других частей тела. Большое значение для координации движений метания имеют корригирующие влияния, рефлекторно осуществляемые центральной нервной системой при поступлении импульсов от рецепторов горизонтальных полукружных каналов вестибулярного аппарата, рецепторов мышц тела, зрительного анализатора, тактильных рецепторов кисти. Таким образом, высокий результат в скоростно-силовых упражнениях определяется уровнем развития координации движений и величиной ускорения, определяемой «взрывной» силой. Метания как прикладной вид физических упражнений укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, пальцы кисти, развивают хватательную функцию руки, улучшают координацию движений, совершенствуют точность движений, глазомер. Прыжки способствуют улучшению прыгучести, развивают су-ставно-связочный аппарат мышц ног, улучшают координацию движений. Необходимость учета закономерностей и особенностей развития двигательной сферы детей с нарушением интеллекта требуют системного их изложения в виде классификации. Такого рода классификация обеспечивает: * обобщение и теоретическое осмысление большого эмпирического материала о недостатках в развитии движений; * выявление двигательных нарушений и сохранных двигательных возможностей детей; * определение коррекционной направленности физических уп- ■ ражнений и их систематизацию. В данной главе мы приводим несколько классификаций нару Классификация нарушений физического развития и двигательных I способностей умственно отсталых учащихся, предлагаемая А.Л.Дмит- 1 риевым. Нарушения физического развития: отставание в массе тела; ожи Нарушения в развитии основных движений: неточность движе- ; выполнять ритмичные движения; низкий уровень дифференцирования мышечных усилий; низкий уровень развития функции равновесия; дискоординация движений. Нарушения при ходьбе: сутулость; дискоординация движений рук и ног; шарканье ногами; волочение ног по полу; неритмичность движений; постоянные отклонения от пути по прямой; неодинаковая длина шагов; неодинаковые амплитуды при взмахах руками; носки ног обращены вовнутрь; носки ног обращены наружу; вялость; вертикальные движения туловищем; постоянные отклонения туловища от вертикальной оси. К нарушениям следует отнести и ходьбу на прямых или полусогнутых ногах, вразвалку, а также опущенную при ходьбе вниз или наклоненную набок голову. Нарушения движений при беге: чрезмерный наклон туловища вперед; чрезмерное напряжение рук; мелкие шаги; неритмичность; чрезмерный наклон головы вперед; малая амплитуда в движениях рук; прижимание рук к туловищу; излишний разворот стоп наружу; обращение стоп носками друг к другу; раскачивание туловища в стороны; дискоординация движений рук и ног, вялость движений. Сюда же относятся бег на почти прямых ногах и бег на полусогнутых ногах. В прыжках наблюдаются следующие нарушения: в прыжках с места толчком двумя ногами отталкивание производится одной ногой; дискоординация движений рук и ног при отталкивании и в полете; слабое финальное усилие: неумение приземляться; слабый взмах руками; упражнение выполняется из низкого приседа; толчок выполняется почти прямыми ногами; в прыжках в длину и высоту с разбега: неумение подобрать точное место отталкивания; слабое финальное усилие; дискоординация движений рук и ног в полете; неумение приземляться; отталкивание прямой ногой. При выполнении метаний встречаются следующие нарушения: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах; несвоевременный выпуск метаемого предмета из рук; вялость; слабость финального усилия; дискоординация движений рук, ног и туловища при броске. Метания производятся на прямых ногах иди прямыми руками. Нарушения в развитии основных двигательных способностей: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища (рук, ног, живота, спины); быстроты движений; выносливости динамического характера; скоростно-силовых качеств; гибкости и подвижности в суставах. Представленная классификация нарушений физического развития и двигательных способностей умственно отсталых школьников является системным изложением основных недостатков их двигательной сферы. Для практического использования этой классификации в педа^ гогических целях была предпринята попытка на ее основе систематизировать физические упражнения, которые способствовали бь исправлению выявленных двигательных недостатков. Для этого были использованы анализ научно-методической литературы, результаты экспериментов, опросы учителей. В результате систематизированы физические упражнения, направленные на коррекцию нарушений, представленных в данной классификации. При этом они расположены по степени возрастающей трудности (Приложение I). Дальнейшая методическая работа заключается в дозировании физических нагрузок, разнообразии упражнений и пр.
|