Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-гуманитарные предпосылки форм организации физического воспитания






Современная жизнь невозможна без серьезных перемен в соци­альной сфере, одним из главных ориентиров которой является со­стояние здоровья человека. Это, пожалуй, один из определяющих факторов уровня жизнеспособности, цивилизованности страны.

Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15 — 20%), окружающей сре­ды (15—20%), медицины (15—20%). С учетом приведенных цифр главное внимание следует сосредоточить на образе жизни учени­ка, так как все другие факторы имеют крайне слабую зависимость от педагогического влияния. Поэтому одна из приоритетных задач специальных образовательных учреждений — концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни учащихся. Это касается условий проживания, питания, ре­жима, организации учебно-познавательной деятельности и систе­мы занятий физической культурой и спортом.

Образ жизни трактуется в философской литературе как «сово­купность типичных видов жизнедеятельности индивида, которая берется в единстве с условиями жизни»*. В связи с этим определе­нием можно достаточно четко выявить условия, формы деятель­ности, поведения, общения, интересы, потребности, обычаи, тра­диции в среде учащихся. Основными категориями при этом будут: учебная деятельность; общение со сверстниками, родителями, учителями; выполнение домашних заданий, досуг, двигательная деятельность в течение всего дня; питание, сон. В определении этих, весьма общих категорий образа жизни школьника заложены ог­ромные возможности формирования здорового образа жизни.

Учитывая сложность экономической ситуации в стране, нехватку материальных средств, следует осуществлять совершенствование физического воспитания учащихся, используя реальный, доступ-


произвольных движений в основных локомоциях у таких детей. можно обнаружить самые разнообразные нарушения.

Согласно положению, выдвинутому Н.А. Бернштейном (1966), начальные стадии формирования произвольных движений, про­граммирования двигательного акта осуществляются главным об­разом высшими корковыми уровнями. В дальнейшем овладении каким-либо двигательным актом компоненты его программирова­ния передаются с высших отделов ЦНС на низшие, филогенети­чески возникшие в более раннем периоде развития человека.

Эти механизмы формирования корково-подкорковых взаимо­связей и служат физиологической основой автоматизации двига­тельных навыков при контроле и руководстве в управлении дви­жениями со стороны коркового уровня. Важная роль отводится экстрапирамидной системе, при поражении которой процесс ав­томатизации движений происходит медленно, требуя специаль­ного коррекционного воздействия.

В связи с этим необходимо учитывать характер двигательных навыков в общем развитии моторики умственно отсталого ребен­ка, закономерности ее формирования. Одной из таких закономер­ностей является системогенез, под которым понимают функцио­нальное объединение различно локализованных структур на осно­ве получения конечного результата приспособительного эффекта (П.К.Анохин, 1968), где особое значение придается гетерохрон-ности в онтогенетическом созревании различных функциональ­ных объединений, а также их эволюционной зрелости.

Двигательный " аппарат человека представляет собой систему, имеющую большое число степеней свободы, и управление такой системой со стороны коркового аппарата является чрезвычайно сложной задачей, решение которой во многом зависит от коорди­национных способностей человека.

Деятельность двигательного аппарата проявляется прежде всего в его локомоторных актах — ходьбе, беге, прыжках и метаниях.

Ходьба и бег — действия циклического характера, поскольку все фазы движения одного цикла имеются и в других и в той же по­следовательности. Все циклы неотделимы друг от друга, каждый последующий является продолжением предыдущего и началом сле­дующего.

Физиологический механизм циклических движений имеет в своей основе безусловно рефлекторное происхождение, опреде­ляется ритмическим двигательным цепным рефлексом (Н.А.Берн-штейн, 1966).

Двигательный навык в ходьбе формируется в раннем возрасте у умственно отсталых детей с некоторым опозданием по сравне­нию с нормальными. Причина в недостаточном развитии способ­ности к координации движений, отчего легче даются однонаправ­ленные, чем перекрестные движения.


Ходьба — основной вид локомоций человека. В актах ходьбы пиствуют большие группы мышц туловища, благодаря чему уси-'пшается деятельность всех физиологических систем организма. 11оэтому ходьба в строю, при перестроениях дисциплинирует уча­щихся, повышает организованность, способствует улучшению кол-чективных действий.

Походка ученика должна быть легкой, непринужденной, рит­мичной, с хорошей координацией движений рук и ног, пря­мым положением туловища и головы, четким и точным взма-чом и амплитудой движения рук вперед и назад, носки ног дол­жны быть направлены по ходу движения и слегка развернуты в ггороны.

Бег — действие циклического типа, в котором одноопорная фаза движения ног чередуется с фазой полета. В процессе форми­рования беговой локомоций закрепляются относительно разнооб­разные динамические стереотипы нервных процессов, регулирую­щие мышечные усилия. Длительность возбуждения в нервных цент-рпх сочетается с короткой фазой торможения, не обеспечивающей достаточного восстановления работоспособности мышц, вследствие чего они подвержены быстрому утомлению.

Сложность управления беговой локомоцией определяется тем, что работа мышц, от которой зависит траектория движений, вы-i юлняется в течение кратковременной опоры. Если при ходьбе опора не прерывается, что обеспечивает коррекцию пространственных характеристик шага, то при беге она кратковременна и текущие коррекции характеристик шага осуществляются с трудом. Для бе­говых усилий характерны баллистические движения, которые не успевают корригироваться во время опоры, — коррекции вносят­ся лишь в программу следующей (Н.А. БернштеЙн, 1966; В. С. Фар-фель, 1975).

Правильное положение бегущего таково: туловище слегка на­клонено вперед, голова и туловище находятся на одной линии, плечи опущены, толчковая нога в момент отталкивания разгиба­ется почти лолностью, руки согнуты в локтях до 90—100°, кисти рук не напряжены, пальцы полусогнуты.

Ациклическое движение — однократное, имеющее начало и ко-11сц. В отличие от циклических такие движения не могут строиться на ритмическом двигательном рефлексе.

К ациклическим локомоциям человека относятся прыжки и метания. Они требуют высокой координации движений, которая обеспечивается выработкой сложных условных рефлексов в про­цессе тренировки, характеризуются максимальной силой и ско­ростью мышц, точной дозировкой мышечных усилий. В связи с гом что при этих движениях сила изменяется в соответствии с пеличиной ускорения, сообщаемого постоянной массе, они были названы скоростно-силовыми.


При выполнении метаний наиболее сложным является процесс управления пространственными и временными параметрами дви­жений, что определяет дальность полета снаряда. Управление ве­личиной мышечного напряжения при метаниях зависит от массы снаряда. При этом необходимо сочетание движений мышц конеч­ности, метающей снаряд, с движениями других частей тела. Боль­шое значение для координации движений метания имеют корри­гирующие влияния, рефлекторно осуществляемые центральной не­рвной системой при поступлении импульсов от рецепторов гори­зонтальных полукружных каналов вестибулярного аппарата, ре­цепторов мышц тела, зрительного анализатора, тактильных ре­цепторов кисти.

Таким образом, высокий результат в скоростно-силовых упраж­нениях определяется уровнем развития координации движений и величиной ускорения, определяемой «взрывной» силой.

Метания как прикладной вид физических упражнений укреп­ляют мышцы рук, плечевого пояса, пальцы кисти, развивают хва­тательную функцию руки, улучшают координацию движений, со­вершенствуют точность движений, глазомер.

Прыжки способствуют улучшению прыгучести, развивают су-ставно-связочный аппарат мышц ног, улучшают координацию движений.

Необходимость учета закономерностей и особенностей разви­тия двигательной сферы детей с нарушением интеллекта требуют системного их изложения в виде классификации. Такого рода клас­сификация обеспечивает:

* обобщение и теоретическое осмысление большого эмпири­ческого материала о недостатках в развитии движений;

* выявление двигательных нарушений и сохранных двигатель­ных возможностей детей;

* определение коррекционной направленности физических уп- ■ ражнений и их систематизацию.

В данной главе мы приводим несколько классификаций нару­
шений физического развития и двигательных способностей ано­
мальных детей. I

Классификация нарушений физического развития и двигательных I способностей умственно отсталых учащихся, предлагаемая А.Л.Дмит- 1

риевым.

Нарушения физического развития: отставание в массе тела; ожи­
рение; отставание в длине тела, нарушения осанки: нарушения
стопы; нарушения в развитии грудной клетки; сниженная жиз­
ненная емкость легких; сниженная окружность грудной клетки;;
аномалии черепа; аномалии лицевого скелета; дисплазии. f

Нарушения в развитии основных движений: неточность движе- ;
ний в пространстве; неточность движений во времени; неумение £
20 |


выполнять ритмичные движения; низкий уровень дифференциро­вания мышечных усилий; низкий уровень развития функции рав­новесия; дискоординация движений.

Нарушения при ходьбе: сутулость; дискоординация движений рук и ног; шарканье ногами; волочение ног по полу; неритмич­ность движений; постоянные отклонения от пути по прямой; нео­динаковая длина шагов; неодинаковые амплитуды при взмахах руками; носки ног обращены вовнутрь; носки ног обращены на­ружу; вялость; вертикальные движения туловищем; постоянные отклонения туловища от вертикальной оси. К нарушениям следу­ет отнести и ходьбу на прямых или полусогнутых ногах, вразвал­ку, а также опущенную при ходьбе вниз или наклоненную набок голову.

Нарушения движений при беге: чрезмерный наклон туловища вперед; чрезмерное напряжение рук; мелкие шаги; неритмичность; чрезмерный наклон головы вперед; малая амплитуда в движениях рук; прижимание рук к туловищу; излишний разворот стоп нару­жу; обращение стоп носками друг к другу; раскачивание туловища в стороны; дискоординация движений рук и ног, вялость движе­ний. Сюда же относятся бег на почти прямых ногах и бег на полу­согнутых ногах.

В прыжках наблюдаются следующие нарушения: в прыжках с места толчком двумя ногами отталкивание произ­водится одной ногой; дискоординация движений рук и ног при отталкивании и в полете; слабое финальное усилие: неумение при­земляться; слабый взмах руками; упражнение выполняется из низ­кого приседа; толчок выполняется почти прямыми ногами;

в прыжках в длину и высоту с разбега: неумение подобрать точ­ное место отталкивания; слабое финальное усилие; дискоордина­ция движений рук и ног в полете; неумение приземляться; оттал­кивание прямой ногой.

При выполнении метаний встречаются следующие нарушения: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправиль­ный замах; несвоевременный выпуск метаемого предмета из рук; вялость; слабость финального усилия; дискоординация движений рук, ног и туловища при броске. Метания производятся на прямых ногах иди прямыми руками.

Нарушения в развитии основных двигательных способностей: от­ставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища (рук, ног, живота, спины); быстроты движений; вынос­ливости динамического характера; скоростно-силовых качеств; гиб­кости и подвижности в суставах.

Представленная классификация нарушений физического раз­вития и двигательных способностей умственно отсталых школьни­ков является системным изложением основных недостатков их дви­гательной сферы.


Для практического использования этой классификации в педа^ гогических целях была предпринята попытка на ее основе систе­матизировать физические упражнения, которые способствовали бь исправлению выявленных двигательных недостатков.

Для этого были использованы анализ научно-методической ли­тературы, результаты экспериментов, опросы учителей. В резуль­тате систематизированы физические упражнения, направленные на коррекцию нарушений, представленных в данной классифика­ции. При этом они расположены по степени возрастающей труд­ности (Приложение I).

Дальнейшая методическая работа заключается в дозировании физических нагрузок, разнообразии упражнений и пр.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.