Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.2. Анализ дела и выработка позиции по делу






 

1. Задания для самостоятельной работы

1.Определить стадии и принципы правовой квалификации фактических жизненных отношений. Дать понятие фактических и юридически значимых обстоятельств.

 

II. План практического занятия № 1

(форма обучения: очная)

Часы: 2

Мозговой штурм: «Источники фактической информации и методы сбора информации по делу. Анализ правомерных возможностей достижения требуемого правового результата».

Модельная ситуация:

5 мая 2004 г. гражданин Ф. в магазине «N», расположенном по такому-то адресу, приобрел для личного пользования на основании договора купли-продажи № NN у ООО «NNN» холодильник марки STINOL (заводской номер такой-то). Согласно условиям указанного договора купли-продажи, покупатель, гражданин Ф., за приобретаемый товар уплатил в момент заключения договора продавцу денежную сумму в размере стольких-то рублей. Продавец, ООО «NNN», предоставил покупателю товар 6 мая 2004 г. путем доставки его силами сотрудников продавца на адрес места жительства покупателя. Непосредственно после доставки холодильник в присутствии сотрудников ООО «NNN» не проверялся. В тот же день, 6 мая 2004 г., покупатель, включив холодильник, обнаружил, что он не морозит. 7 мая 2004 года покупатель сообщил об этом по телефону продавцу, и продавец обещал выслать на дом к покупателю специалиста для осмотра холодильника в течение ближайших 5 дней. 10 мая прибыл специалист. При осмотре было обнаружено, что в холодильнике отсутствует фреон, о чем специалистом был на месте осмотра составлен акт № NNNN. 11 мая 2004 г. гражданин Ф. предоставил лично в ООО «NNN» претензию с требованием забрать обратно холодильник и вернуть ему уплаченные им деньги. 17 мая 2004 г. гражданин Ф. получил по почте ответ на свою претензию от ООО «NNN», пописанную генеральным директором, где содержался отказ удовлетворить требования гражданина Ф.

 

План практического занятия № 2

(форма обучения: очная)

Часы: 2

Мозговой штурм: «Определение способа и механизма защиты нарушенного права».

Используется правовая ситуация, обсуждаемая на предыдущем занятии.

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям

Одним из наиболее эффективных интерактивных способов решения практических задач по квалификации спорного правоотношения и выработки позиции при защите нарушенного права является мозговой штурм.

Мозговой штурм проводится в два этапа. Руководитель группы формулирует задачу (докладывает фабулу) и ставит вопросы, подлежащие разрешению. Все члены группы на первом этапе высказывают все возможные варианты квалификации и/или разрешения данного конфликта. Все высказанные предложения фиксируются. Важное правило – на этой стадии не допускается никакой критики. На этом этапе только формулируются и фиксируются предложения. Критика (анализ) всех высказанных и зафиксированных (в обязательном порядке) предложений осуществляется на второй стадии мозгового штурма, когда в рамках последовательного обсуждения всех высказанных предложений выбираются оптимальные.

Анализ дела – это сложная, многогранная работа, которая требует от студента- консультанта высокого интеллектуального напряжения, строгой логики и развитого воображения. Четко и последовательно описать технологию анализа дела достаточно сложно. Важно сразу же сказать о том, что анализ дела как этап работы над делом необходим при работе над любой правовой ситуацией, будь то дело, связанное с нарушением чьих-либо прав, и где необходима защита таких прав, или дело, связанное с обеспечением надлежащего осуществления какого-либо права. К первой категории относится, например, дело о взыскании задолженности по заработной плате, а ко второй – дело, связанное с регистрацией права собственности. Приведенная ниже схема подходит как к первой категории, так и ко второй. Однако, в связи с тем, что в практике работы юридической клиники дел первой категории гораздо больше, поэтому практический уклон будет сделан в их сторону.

Анализ дела как самостоятельный этап работы над делом предполагает последовательное решение следующих задач. Во-первых, по итогам анализа дела необходимо осуществить правовую квалификацию имеющейся у клиента ситуации. Во-вторых, исходя из правовой квалификации дела, необходимо принять решение по поводу правовых возможностей защиты субъективных прав клиента.

В качестве способа достижения указанных выше целей можно предложить несколько последовательных этапов работы:

Первый этап – проведение всестороннего анализа фактических обстоятельств дела;

Второй этап – осуществление правовой квалификации ситуации;

Третий этап – анализ требований клиента;

Четвертый этап – анализ правомерных возможностей достижения требований клиента;

Пятый этап – определение механизма защиты прав обратившегося лица.

Проведение мозговых штурмов, анализа дела и выработки позиции по делу – виды профессиональной активности, требующей навыков алгоритмизации процессов. На сегодняшний день существует целый спектр программных средств, позволяющих организовать, автоматизировать и визуализировать алгоритмизированные процессы.

Мы рекомендуем использовать следующие программные средства: Mind Manager, Excel, Outlook. С их помощью можно организовать построение алгоритма анализа конкретных дел, выработки позиции по делу, алгоритмов доказывания выработанной позиции, создания юридического лица в определенной организационно-правовой форме, алгоритма оказания правовой помощи по гражданско-правовому спору и пр.

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 138-ФЗ от 14.11.2002 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 95-ФЗ от 24.07.2002 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

Основная литература

1. Арбитражный процесс: учебник / под ред. М. К. Треушникова. – М.: Городец-издат, 2008.

2. Гражданский процесс: теория и практика / под ред. М. К.Треушникова. - М.: Городец, 2008.

Дополнительная литература

1. Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. - М.: Волтерс Клувер, 2006.

2. Материалы стажировки для преподавателей юридических клиник Армении / составители: Е.Л. Богданова, А.Б. Гутников, М.В. Байкова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2005.

3. Навыки работы юриста: учеб. пособие / под ред. Е.Н. Доброхотовой. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие существуют стадии подготовки по делу?

2. Как проводить сбор фактической информации?

3. Как проводить правовой анализ информации (элементы иска, вопросы доказывания, юридическая аргументация противоположной стороны, анализ нормативного материала)?

4. Что такое позитивные и негативные факты по делу?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.