Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.6. Психологические аспекты публичной деятельности юриста






I. Задания для самостоятельной работы

1. Решите задачу. Заполните таблицу.

Боголюбова О.Н. обратилась в суд с иском к Редькину П.С. о взыскании 30 000 рублей – стоимости вложенных ею трудовых, денежных ресурсов и материалов в строительство принадлежащего ответчику дома.

Выслушав объяснения истца, ответчика и показания свидетелей, суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по делу. В совещательной комнате у судьи возник вопрос о стоимости 5 куб.м пиломатериалов. Ввиду отсутствия доказательств, необходимых для решения этого вопроса, судья затребовал справку с лесоторговой базы.

Выйдя в зал заседания, председательствующий объявил вынесенное решение: «Признать за Боголюбовой право на удовлетворение иска».

После этого он объявил, что мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней.

Через день суду была представлена справка лесоторговой базы, из которой видно, что 5 куб.м пиломатериалов стоят 5 500 рублей.

После этого судьей было составлено по делу мотивированное решение о присуждении Боголюбовой О.Н. 29 000 рублей.

Задания к задаче Ответ Норма права
Мог ли судья затребовать справку о стоимости пиломатериалов, удалившись в совещательную комнату?    
Как должен был поступить судья, обнаружив отсутствие доказательств о стоимости пиломатериалов?      
  Соответствует ли резолютивная часть решение суда требованиям законодательства?      
Изменилась ли резолютивная часть решения после изготовления его в окончательной форме?      
Можно ли было вносить изменения в резолютивную часть решения после ее объявления?        
Можно ли было суду самостоятельно (без лиц, участвующих в деле) исследовать справку?    

 

II. План практического занятия

(форма обучения: очная)

Часы: 2

Круглый стол: «Психологические особенности публичной деятельности юриста».

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические свойства личности и их учет в профессиональной деятельности юриста.

2. Психологические аспекты публичного выступления юриста.

3. Психологические аспекты деловых переговоров.

4. Профессиональная деформация юриста и пути ее предупреждения/преодоления.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности специалиста. Существует ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическая профессиография занимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.

Основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются:

- правовая регламентация профессионального поведения, принимаемых решений юридических служб, юристов, которые участвуют в правоприменительной деятельности. Потребность в соблюдении правовых норм является одной из ведущих среди других социально значимых потребностей, которые влияют на правосознание. И это определяет высокий уровень социализации личности юриста;

- напряженный, сложный, ответственный характер юридической деятельности – многообразная работа в условиях дефицита времени, нервно-психические перегрузки;

- нестандартный, творческий характер профессионального труда юристов требует не только профессиональных знаний, но и знаний из различных отраслей науки, культуры, образования;

- процессуальная самостоятельность и персональная ответственность.

Воспитание юриста в духе подчинения Закону формирует его правосознание, способность всегда самостоятельно принимать решения, чувство персональной ответственности за свои решения.

При психологическом анализе профессиональной деятельности юриста необходимо учитывать и ряд психологических подструктур личности юриста, которые в обобщенном виде представляют следующее:

- познавательно-прогностическая подструктура. Характерная особенность познавательного процесса, который осуществляется судьей, адвокатом и т.д., состоит в том, что главными объектами познания являются события прошлого. Если следователь познает объект посредством непосредственного чувственного восприятия, то адвокат чаще исследует обстоятельства, установленные следователем, перепроверяя их. В познавательную подструктуру входят также прогнозирование, моделирование событий, доказательно-удостоверительный характер процесса познания и т.д.;

- коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста. Вся деятельность юриста протекает в условиях профессионального общения. И именно общение актуализирует индивидуально- психологические особенности свойств личности субъектов различных правоотношений. Общение для юриста приобретает самостоятельный процессуальный характер. Коммуникативная компетентность является тем качеством, которое значительно влияет на труд адвоката;

- организационно-управленческая подструктура. Умение работать с людьми – это важнейшее качество, которым должен обладать юрист-практик. Особенно это касается юриста-руководителя. Он должен эффективно распределять обязанности между подчиненными, всегда поддерживать благоприятный психологический климат, принимать оптимальные решения тактического характера и т.д.;

- воспитательная подструктура в юридической практике. Умение выступать перед аудиторией, владение жестами, участие в средствах массовой информации с целью разъяснения и доведения правовой культуры до социальных групп.

Все вышерассмотренные аспекты очень тесно взаимосвязаны и позволяют выработать определенные критерии и подходы к профессиональной деятельности юриста-практика.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 138-ФЗ от 14.11.2002 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 95-ФЗ от 24.07.2002 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

Основная литература

1. Арбитражный процесс: учебник / под ред. М. К. Треушникова. – М.: Городец-издат, 2008.

2. Гражданский процесс: теория и практика / под ред. М. К.Треушникова. - М.: Городец, 2008.

Дополнительная литература

1. Журавель Е.Г. Психические познавательные процессы личности, их роль и проявление в деятельности юриста // Юридическая психология. - 2010. - № 2.

2. Поздняков В.М. О профессионально-психологической компетентности и психологической культуре личности юристов // Юридическая психология. - 2010. - № 3.

3. Черепанов В.А. Психологические приемы общения в юридической деятельности // Юрист. - 2011. - № 19.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какими психологическими качествами должен обладать юрист?

2. Предъявляет ли законодательство определенные психологические требования к отдельным видам юридической профессии?

3. Что такое профессиональная деформация?

4. Предложите Ваш «рецепт» предотвращения профессиональной деформации?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.