Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свидетель в гражданском процессе






№ п/п Имеет ли свидетель в гражданском процессе право:   Ответ Да/Нет (ГПК РФ/АПК РФ) Норма права (ГПК РФ/АПК РФ)
1. На возмещение расходов, связанных с вызовом в суд?        
2. На получение денежной компенсации, по причине потери времени?        
3. На получение вознаграждения за исполнение обязанности свидетеля?        
4. Явиться в судебное заседание по собственной инициативе (без соответствующего ходатайства стороны о его вызове в качестве свидетеля) и дать показания?        
5. Просить суд о проведении допроса в порядке обеспечения доказательств?        
6. Пользоваться услугами переводчика?        
7. Отказаться от дачи показаний?        
8. Заявлять самоотвод?        
9. Заявлять отвод другим свидетелям?        
  Давать показания под присягой?        
11. Давать показания в письменном виде?        
12. При даче показаний пользоваться письменными материалами?        
13. Просить о допросе в месте своего пребывания?        
14. Заявлять ходатайство об отложении разбирательства дела в связи с невозможностью явки по вызову суда в назначенное время?        
15. Обжаловать определение суда о наложении штрафа за неявку в судебное заседание по причинам, признанным судом неуважительными?        
16. Присутствовать в зале судебного заседания во время допроса других свидетелей?        
17. Просить разрешения удалиться из зала судебного заседания после окончания допроса?        
18. Задавать вопросы лицам, участвующим в деле, экспертам, специалистам, другим свидетелям?        
19. Участвовать в осмотре письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения?        
20. Присутствовать при производстве экспертизы?        

II. План практического занятия № 1

(форма обучения: очная)

Часы: 2

Круглый стол: «Работа юриста по обеспечению дела доказательствами».

Вопросы для обсуждения:

1. Определение обстоятельств, подлежащих доказыванию. Бремя доказывания.

2. Выявление и собирание доказательств по делу. Понятие судебного доказательства. Относимость доказательств. Допустимость доказательств. Достоверность доказательств. Достаточность доказательств. Виды средств доказывания. Способы выявления и собирания доказательств.

3. Исследование доказательств. Объяснения сторон и третьих лиц. Показания свидетелей. Заключение эксперта. Письменные доказательства. Вещественные доказательства.

План практического занятия № 2

(форма обучения: очная)

Часы: 2

Круглый стол: «Работа юриста с доказательствами».

Вопросы для обсуждения:

1. Оценка доказательств. Окончательная оценка доказательств. Промежуточная оценка доказательств.

2. Проверка правильности судебных доказательств при пересмотре судебных актов.

3. Виды источников доказательств в уголовном и в административном процессе.

План практического занятия № 3

(форма обучения: очная)

Часы: 2

Круглый стол «Актуальные вопросы доказывания по отдельным категориям дел».

Вопросы для обсуждения:

1. Доказывание по семейно-правовым спорам.

2. Доказывание по спорам о защите прав потребителей.

3. Доказывание по спорам о защите права собственности.

4. Доказывание по спорам о неисполнении отдельных видов договорных обязательств (по выбору студента).

 

План практического занятия

(форма обучения: заочная на базе среднего

(полного) общего образования)

Часы: 2

1. Определение обстоятельств, подлежащих доказыванию. Бремя доказывания.

2. Выявление и собирание доказательств по делу. Понятие судебного доказательства. Относимость доказательств. Допустимость доказательств. Достоверность доказательств. Достаточность доказательств. Виды средств доказывания. Способы выявления и собирания доказательств.

3. Исследование доказательств. Объяснения сторон и третьих лиц. Показания свидетелей. Заключение эксперта. Письменные доказательства. Вещественные доказательства.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям

Практические занятия по данной теме проводятся в интерактивной форме. Предполагается проведение тренинга по выявлению юридически значимых обстоятельств в типовых заданиях (фабулах дел), алгоритмизация процессов выработки позиции, формирование и пошаговой реализации предмета доказывания.

В качестве одной из элементов тренингового занятия студенту может быть предложено оценить представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достаточности и достоверности. В связи с этим, при подготовке к практическому занятию необходимо четко уяснить содержание каждого из перечисленных свойств доказательств.

Отдельное занятие посвящается практике (тренингу) допроса свидетеля. Приобретаемые на данном тренинге навыки могут быть применены и при оценке других доказательств: объяснений сторон и третьих лиц, а также при допросе эксперта.

Для освоения материала тренинга и выполнения предложенных на нем заданий изучить приведенный в списке рекомендованных источников нормативный материал, соответствующие разделы учебников из списка основной литературы. В целях более углубленного усвоения темы используйте источники, приведенные в списке дополнительной литературы. Изучение материала следует сопровождать уяснением основных понятий, относящихся к изучаемой теме

Приступая к изучению темы практические аспекты доказывания, следует обратить внимание на то, что установление фактических обстоятельств, с наличием или отсутствием которых закон связывает возможность возникновения, изменения или прекращения правовых отношений, происходит в процессе судебного доказывания, представляющего собой сложную и многостороннюю деятельность суда и участвующих в деле лиц. Поэтому проблемы совершенствования правового регулирования судебного доказывания являются весьма актуальными. Встречающиеся недостатки в судебной практике нередко связаны именно с ошибками, допускаемыми в ходе доказывания: неправильным определением предмета доказывания, нарушением процессуального порядка собирания, исследования и оценки доказательств, неполнотой доказательственного материала. Необходимо рассмотреть разные точки зрения относительно понятия доказывания и обосновать свою позицию.

Исследование вопроса предмета доказывания чрезвычайно важно в связи с тем, что, собственно, весь процесс развивается именно по поводу этого самого предмета. Предмет доказывания представляет собой совокупность фактов, подлежащих доказыванию в соответствующем процессе. В науке выделяют разные группы или виды фактов, подлежащих доказыванию в каждом конкретном случае. Необходимо их изучить и привести примеры каждого. Помимо фактов, подлежащих доказыванию при рассмотрении дела, так же предусматривается возможность основания освобождения от доказывания. Изучить их перечень, привести примеры каждого.

Однако особое внимание следует уделить специальным нормам законов, которыми могут устанавливаться иные правила. К числу таких правил традиционно относятся презумпции. Законодательство не содержит легального определения данного понятия. В литературе также отсутствует единое мнение по вопросу о понятии, содержании и видах презумпций. В самом общем виде презумпцию можно определить как предположение, принятое в качестве вероятного. Презумпции многочисленны и разнообразны. Самыми распространенными являются: вина должника, добросовестность налогоплательщика, презумпция отцовства, обоснованность не отмененных судебных решений.

Алгоритм судебного доказывания завершается окончательной оценкой в суде первой инстанции. Оценка доказательств имеет логический и правовой аспекты. Отработка навыков представления и истребования доказательств, аргументации заявляемых процессуальных ходатайств и формирования мнений по ним, посвящено третье занятие, проводимое в интерактивной форме ролевой игры (игрового судебного процесса), где каждому из магистрантов будет предложено сформулировать предмет доказывания и доказательственную базу по типовому задания (фабуле дела). Подготовка к данному виду работ предполагает предварительный подбор и анализ материалов судебной практики по обозначенным категориям споров: уголовным делам, о таможенных правонарушениях и иным административным делам.

В рамках круглого стола подлежат обсуждению вопросы доказывания по отдельным категориям дел, вытекающих из гражданских, административных, уголовных, земельных, семейных, трудовых, налоговых и других правоотношений.

Составляя ходатайство об истребовании доказательств по делу, обратите внимание, что закон четко определил его содержание.

 

III.Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст.1.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25.- Ст. 2954.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52. - Ст. 4921.

5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 2. - Ст. 163.

6. Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 года).

Основная литература

1. Арбитражный процесс: учебник / под ред. М. К. Треушникова. – М.: Городец-издат, 2008.

2. Гражданский процесс: теория и практика / под ред. М. К.Треушникова. - М.: Городец, 2008.

Дополнительная литература

1. Войтко И.А. Классификация правил доказывания (Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов). - М.: Статут, 2008.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1.Что такое доказывание?

2. По каким критериям суд оценивает доказательства, собранные по делу при вынесении судебного решения?

3. Особенности привлечение в дело специалиста (эксперта)?

4. Существуют ли доказательства, которые имеют преимущества перед другими доказательствами?

5. В каких случаях возможно применение мер обеспечения доказательств?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.