Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ, КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА 5 страница




Пункт 5.1 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ, устанавливает, что кандидатуры, предложенные в состав УИК, УКР, но не назначенные членами комиссии, подлежат зачислению в резерв составов УИК, УКР, который формируется ИКС РФ. При этом ЦИК России делегировано полномочие по установлению порядка формирования резервов составов УИК, УКР. На основании данной нормы Постановлением ЦИК России от 5 декабря 2012 г. N 152/1137-6 утвержден Порядок формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий <177>. Как определено в п. 2 названного Порядка, целями формирования резерва составов УИК, УКР являются своевременное восполнение вакансий в составах УИК из числа лиц, обладающих знаниями в области законодательства РФ о выборах и референдумах, обеспечение соблюдения законодательства РФ о выборах и референдумах, защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ участковыми комиссиями.

--------------------------------

<177> Вестник ЦИК России. 2012. N 12.

 

В соответствии с п. 5.2 комментируемой статьи, также введенным Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ, членам УИК, УКР с правом решающего голоса ТИК выдает удостоверения, форма которых устанавливается ЦИК России. Такое положение закреплено в Законе референдуме РФ (ч. 7 ст. 26), Законе о выборах Президента РФ (п. 7 ст. 15), Законе о выборах депутатов Государственной Думы (ч. 7 ст. 21). На основании рассматриваемого пункта издано Постановление ЦИК России от 5 декабря 2012 г. N 152/1139-6 "Об удостоверении члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса" <178>, которым утверждены Форма удостоверения члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и порядок изготовления и выдачи удостоверения члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

--------------------------------

<178> Там же.

 

6. Пункт 6 комментируемой статьи определяет перечень основных функций, осуществляемых УИК, УКР и полномочий, которыми наделяются УИК, УКР для осуществления этих функций. Этот перечень не является закрытым: согласно подп. "н" данного пункта УИК, УКР осуществляют и иные полномочия в соответствии с комментируемым Законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта РФ. В частности, дополнительно полномочия УКР при подготовке и проведении федерального референдума регламентированы в ст. 33 Закона референдуме РФ. Полномочия УИК при подготовке и проведении выборов в федеральные ОГВ дополнительно регламентированы положениями ст. 22 Закона о выборах Президента РФ, ст. 28 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.



 

Статья 28. Организация деятельности комиссий

 

Комментарий к статье 28

 

1. Комментируемая статья определяет основы организации деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума. В пункте 1 данной статьи в качестве одной из таких основ установлено, что деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Принцип коллегиальности реализуется в том, что вопросы, входящие в компетенцию комиссий, рассматриваются на ее заседаниях, правомочных при соблюдении кворума, и решения по этим вопросам принимаются с учетом мнения всех или большинства членов комиссий, путем голосования.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет критерий легитимности деятельности комиссий: комиссия правомочна осуществлять деятельность только при условии, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава, т.е. назначено две трети и более членов комиссии с правом решающего голоса.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлен порядок проведения первого (организационного) заседания комиссий, действующих на постоянной основе, т.е. ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО и ТИК, а также определены момент прекращения полномочий комиссии предыдущего состава и начало исчисления срока полномочий вновь сформированной комиссии: комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на 15-ый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава; при этом в состав комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии; со дня первого заседания комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются; срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.



Проведение первого заседания ЦИК России урегулировано положениями ст. 30 Регламента ЦИК России (нумерация в ред. Постановления ЦИК России от 2 декабря 2009 г. N 183/1257-5). Порядок проведения первого (организационного) заседания ТИК, ИКМО, ОИК и УИК определен в разд. 11 Методических рекомендаций о порядке формирования избирательных комиссий. Как указано в п. 11.1 названного документа, дата, место и время проведения первого заседания ИКМО определяются сформировавшим ее органом, а сроки проведения первого заседания ТИК, ОИК и УИК - вышестоящей избирательной комиссией, о чем немедленно информируются все члены сформированной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи председатель ИКС РФ избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по предложению ЦИК России. Кандидатура на должность председателя вносится в комиссию на основании решения ЦИК России.

При реализации нормы п. 4 статьи, а также связанных с ней норм ЦИК России в п. 2 разъяснений порядка применения отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регулирующих вопросы формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, утв. Постановлением ЦИК России от 21 июня 2003 г. N 13/110-4, предписано принимать во внимание установленный пунктами 1 и 2 ст. 23 комментируемого Закона статус ИКС РФ как постоянно действующего государственного органа. Как указано там же, процедуры, сопутствующие формированию комиссии и организации ее деятельности, должны исключать возникновение ситуаций, препятствующих исполнению комиссией своих полномочий при сохранении закрепленных комментируемым Законом демократических начал в ее деятельности.

5 - 5.1. В пункте 5 комментируемой статьи определен порядок избрания председателя избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в п. 5.1 данной статьи, введенной Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, - председателя избирательной комиссии поселения. Разъяснения о применении положений этих пунктов даны в п. 6.8 Методических рекомендаций о порядке формирования избирательных комиссий:

решение о предложении кандидатуры для избрания председателем ИКМО принимается на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов этой комиссии с правом решающего голоса;

если предложенная ИКС РФ кандидатура на должность председателя избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения будет отклонена, ИКС РФ вправе предложить кандидатуру, в т.ч. повторно, из числа членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если предложенная избирательной комиссией муниципального района кандидатура на должность председателя избирательной комиссии поселения будет отклонена, избирательная комиссия муниципального района вправе предложить кандидатуру, в т.ч. повторно, из числа членов избирательной комиссии поселения с правом решающего голоса;

в случае неизбрания председателя ИКМО в ходе первого заседания комиссии оно откладывается до представления кандидатуры соответственно ИКС РФ, ИКМО.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи при отклонении комиссией кандидатуры, предложенной на должность председателя комиссии, внесшая предложение комиссия обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии с правом решающего голоса. Как указано в п. 3 названных выше разъяснений, утв. Постановлением ЦИК России от 21 июня 2003 г. N 13/110-4, в случае неизбрания председателя комиссии в ходе первого заседания комиссии заседание откладывается на срок до предложения ЦИК России новой кандидатуры. Согласно пункту 4 названного документа в случае, если ЦИК России в результате обсуждения всех других, кроме ранее отклоненной, кандидатур из числа членов комиссии с правом решающего голоса, не заявивших самоотвода и имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области права, не приняла решения о предложении комиссии иной кандидатуры на указанную должность, ЦИК России вправе принять новое решение о предложении на должность председателя комиссии ранее отклоненной кандидатуры либо решение о предложении членам комиссии определить кандидатуру самостоятельно.

7. В положениях п. 7 комментируемой статьи установлен порядок назначения председателей соответствующих комиссий на должности и освобождения их от должности: председатель ОИК назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением вышестоящей комиссии; председатель ТИК назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением ИКС РФ; председатель УИК назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением ТИК.

Данные положения изложены полностью в новой редакции Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ. В прежней редакции рассматриваемого пункта устанавливалось, что председатели ОИК, ТИК и УИК назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями. Как видно, внесенные изменения носят лишь детализирующий характер. Решение о назначении председателя ОИК, ТИК, УИК может быть принято вышестоящей комиссией одновременно с принятием решения о назначении членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Заместитель председателя и секретарь ОИК, ТИК, УИК избираются в порядке, установленном в п. 8 комментируемой статьи.

8. В соответствии с п. 8 комментируемой статьи заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. В пункте 5 названных выше разъяснений, утв. Постановлением ЦИК России от 21 июня 2003 г. N 13/110-4, отмечалось, что неизбрание председателя комиссии не препятствует комиссии на основании п. 8 комментируемой статьи на своем первом заседании избрать тайным голосованием заместителя председателя и секретаря комиссии, если это не противоречит законодательству субъекта РФ, либо возложить исполнение распорядительных функций на одного из членов комиссии с правом решающего голоса.

Порядок избрания Председателя, заместителя Председателя и секретаря ЦИК России определен в разд. II Регламента ЦИК России. Избрание председателя, заместителя председателя и секретаря ИМК, ИКМО, ОИК и УИК регламентировано положениями разд. 11 Методических рекомендаций о порядке формирования избирательных комиссий.

9. Согласно пункту 9 комментируемой статьи заседания комиссии созываются ее председателем. Заседания комиссии могут также созываться по поручению председателя комиссии заместителем председателя комиссии. В частности, такая возможность прямо предусмотрена в ст. 35 Регламента ЦИК России (нумерация здесь и далее в ред. Постановления ЦИК России от 2 декабря 2009 г. N 183/1257-5).

В рассматриваемом пункте также установлено, что заседания комиссии созываются по мере необходимости. По требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса заседание комиссии проводится в обязательном порядке. Заседания ЦИК России согласно ст. 35 Регламента ЦИК России проводятся в соответствии с планами ее работы, как правило, не реже одного раза в месяц.

10. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает обязанность члена комиссии с правом решающего голоса присутствовать на всех заседаниях комиссии. Разумеется, это не единственная обязанность члена комиссии с правом решающего голоса. В частности, в соответствии со ст. 23 Регламента ЦИК России (нумерация в ред. Постановления от 23 марта 2011 г. N 252/1614-5 <179>) член ЦИК России с правом решающего голоса помимо этого обязан:

--------------------------------

<179> СПС.

 

организовывать подготовку вопросов, вносимых на рассмотрение ЦИК России в соответствии с решениями ЦИК России и поручениями Председателя ЦИК России;

заблаговременно информировать секретаря ЦИК России о невозможности присутствовать на заседании ЦИК России по уважительной причине;

выполнять поручения ЦИК России, а также Председателя, заместителей Председателя и секретаря ЦИК России, данные в пределах их компетенции;

выполнять требования законодательства РФ, нормативных актов ЦИК России, определяющих правила организации работы ЦИК России, трудового распорядка.

Статья 34 Регламента ЦИК России (нумерация в ред. Постановления ЦИК России от 2 декабря 2009 г. N 183/1257-5) обязывает присутствовать на всех заседаниях комиссии ЦИК России Руководителя Аппарата ЦИК России, руководителей структурных подразделений Аппарата ЦИК России, руководителей учреждений и организаций, созданных при ЦИК России.

Неисполнение членом комиссии с правом решающего голоса своих обязанностей является основанием для обращения соответствующей комиссии в суд о признании данного члена комиссии систематически не выполняющим свои обязанности (см. ст. 29 Закона и комментарий к ней).

11. По правилам п. 11 комментируемой статьи определяется кворум для проведения заседаний комиссий: заседание ЦИК России правомочно при условии, что на нем присутствует не менее 10 членов ЦИК России с правом решающего голоса, т.е. не менее двух третей от установленного комментируемым Законом числа членов; для признания правомочным заседания любой иной комиссии достаточно, чтобы на нем присутствовало большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Для определения наличия кворума до начала заседания проводится регистрация членов комиссии, результаты которой оглашаются председательствующим перед открытием заседания. Такая процедура предусмотрена, в частности, в ст. 35 Регламента ЦИК России (нумерация в ред. Постановления ЦИК России от 2 декабря 2009 г. N 183/1257-5).

12. Пункт 12 комментируемой статьи предоставляет право требовать проведения голосования по любым вопросам, входящим в компетенцию комиссии и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня, любому члену комиссии (т.е. как члену комиссии с правом решающего голоса, так и члену комиссии с правом совещательного голоса), а также любому присутствующему на заседании члену вышестоящей комиссии. Соответственно, в данном пункте предусмотрена и обязанность комиссии удовлетворить такое требование и провести соответствующее голосование.

13 - 14. Положения пунктов 13 и 14 комментируемой статьи содержат правила определения кворума для принятия комиссией на заседании решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

В пункте 13 данной статьи определен перечень вопросов, решения по которым принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. По всем иным вопросам решения комиссии согласно п. 14 этой статьи принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Следует подчеркнуть, что в п. 13 комментируемой статьи говорится о большинстве голосов от установленного числа, а не от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. Например, в случае, если состав избирательной комиссии сформирован в количестве 9 членов с правом решающего голоса, то за решение о регистрации кандидата в депутаты должно было проголосовать не менее 5 членов избирательной комиссии; принятие решения путем голосования "за" 4 голосами из 7 присутствующих на заседании комиссии недопустимо (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 4 марта 2011 г. по делу N 13-Г11-5 <180>).

--------------------------------

<180> СПС.

 

Как установлено в п. 13 комментируемой статьи, все решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. При открытом голосовании член комиссии с правом решающего голоса поднимает руку, при тайном голосовании используются бюллетени или система электронного голосования. Результаты голосования по всем вопросам, оглашенные председательствующим, вносятся в протокол заседания комиссии.

В соответствии с данным пунктом тайным голосованием принимаются решения комиссии об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению). Избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в общеустановленном порядке.

Тайное голосование может проводиться и в иных случаях. В частности, в случаях, предусмотренных законодательством, либо по решению комиссии (такое решение в силу п. 14 комментируемой статьи принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС России от 5 марта 2013 г. N 322-О <181>, положение п. 13 комментируемой статьи, закрепляющее порядок принятия решений избирательной комиссией по вопросу о регистрации кандидатов, списков кандидатов, в системной взаимосвязи с соответствующими законоположениями, хотя и не устанавливает прямого запрета на использование членом избирательной комиссии заочной формы голосования (в виде предварительного письменного уведомления о невозможности присутствовать на заседании комиссии и о выражении своего мнения по каждому из представленных ему проектов решений путем внесения собственноручно соответствующей записи с указанием даты и проставлением подписи), но и не предоставляет члену избирательной комиссии возможность отсутствовать на заседаниях избирательной комиссии без уважительной причины и делегировать кому-либо свои полномочия, которые он может осуществлять только лично, и предусматривает наличие кворума при принятии решений избирательной комиссией, а также соблюдение ею процедуры и порядка голосования.

--------------------------------

<181> СЗ РФ. 2013. N 13. Ст. 1636.

 

15. В соответствии с п. 15 комментируемой статьи в случае, если при принятии комиссией решения подано равное число голосов членов комиссии с правом решающего голоса "за" и "против", то голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. Это положение распространяется на принятие решений как по вопросам, указанным в п. 13 данной статьи, так и по иным вопросам. Применение правила о решающем голосе председателя комиссии в случае проведения тайного голосования невозможно, поскольку в таком случае была бы нарушена тайна голосования (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 19 ноября 2004 г. по делу N 16-Г04-30 <182>).

--------------------------------

<182> БВС РФ. 2005. N 5.

 

16. Пункт 16 комментируемой статьи устанавливает процедуру подписания решения комиссии председателем и секретарем комиссии либо председательствующим на заседании и секретарем заседания. Выполнение данной процедуры придает решению юридическую силу. Соответственно, документ, не подписанный указанными лицами, решением комиссии не является. Например, ответ секретаря комиссии.

Представляется уместным упомянуть, что Постановлением ЦИК России от 15 декабря 2010 г. N 231/1514-5 утверждена Инструкция по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации <183>, Постановлением ЦИК России от 21 апреля 2011 г. N 6/37-6 - Примерная инструкция по делопроизводству в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации <184> и Постановлением ЦИК России от 20 октября 2011 г. N 48/406-6 - Примерная инструкция по делопроизводству в территориальной (районной, городской и иной) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования <185>.

--------------------------------

<183> Вестник ЦИК России. 2010. N 12.

<184> Вестник ЦИК России. 2011. N 4.

<185> Вестник ЦИК России. 2011. N 16.

 

17. В пункте 17 комментируемой статьи предусмотрено право членов комиссии с правом решающего голоса, несогласных с решением комиссии, изложить в письменной форме особое мнение. Возможность изложения особого мнения присуща организации деятельности любых коллегиальных органов.

Как предусмотрено в данном пункте, особое мнение отражается в протоколе комиссии и прилагается к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии. В положениях п. 28 ст. 68 и п. 4 ст. 69 комментируемого Закона прямо предусмотрена возможность приложения особого мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса к протоколам об итогах голосования.

18. В соответствии с п. 18 комментируемой статьи ЦИК России, ИКС РФ, а также ИКМО, ТИК в случае наделения их статусом юридических лиц, имеют аппараты, структура и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно.

Аппараты комиссий осуществляют правовое, организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности соответствующих комиссий. Постановлением ЦИК России от 31 января 2006 г. N 169/1100-4 утверждено Положение об Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации <186>.

--------------------------------

<186> Вестник ЦИК России. 2006. N 3.

 

Работники аппарата ЦИК России являются федеральными государственными служащими. Перечень таких должностей в аппарате ЦИК России приведен в разд. 19 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 <187>. Замещение работниками аппаратов ИКС РФ, ТИК, ИКМО, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, соответственно должностей государственной службы субъекта РФ, муниципальной службы определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами ОМСУ.

--------------------------------

<187> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

 

Пункт 18 комментируемой статьи также закрепляет гарантии материального и социального обеспечения замещающих должности государственной или муниципальной службы работников аппаратов комиссий. Следует отметить, что размеры должностных окладов и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих аппарата ЦИК России определены в разд. 19 приложения N 1, а размеры окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих - в приложении N 2 к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" <188>.

--------------------------------

<188> СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. I. Ст. 3459.

 

19. В пункте 19 комментируемой статьи предусмотрено право как комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, так и комиссий, действующих не на постоянной основе, привлекать к выполнению организационно-технических работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий, граждан на основе гражданско-правовых договоров. В таком порядке могут быть привлечены, например, эксперты-почерковеды. При этом не является препятствием то, что такие эксперты являются работниками государственного экспертного учреждения (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 12 марта 2010 г. по делу N 45-Г10-3 <189>).

--------------------------------

<189> СПС.

 

Размер выплат гражданам, привлекаемым к выполнению работ в избирательных комиссиях, определяется в гражданско-правовом договоре, заключаемом с гражданином соответствующей избирательной комиссией. В условиях договора должны быть определены вид и объем поручаемой работы, срок ее выполнения, размер и порядок оплаты. Выплаты по гражданско-правовому договору производятся на основании подписанного гражданином и председателем соответствующей избирательной комиссии акта выполненных работ, в котором указывается вид и объем фактически выполненных работ, срок и качество их исполнения.

 

Статья 29. Статус членов комиссий

 

Комментарий к статье 29

 

1. В комментируемой статье определен правовой статус членов комиссий. Данную статью открывает перечень лиц, которые не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса. Лиц, указанных в этом перечне, можно условно отнести к четырем группам:

первая группа (подп. "а" - "в") - это лица, которые не обладают активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (лица, не имеющие российского гражданства; граждане, не достигшие возраста 18 лет; граждане, признанные судом недееспособными), лица, которые не обладают пассивным избирательным правом по одному из предусмотренных Законом оснований (российские граждане, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства), лица которые не в состоянии адекватно участвовать в избирательном процессе, процессе организации и проведения референдума (граждане, признанные судом ограниченно дееспособными);

вторую группу (подп. "г" - "д") составляют лица, участие которых в деятельности комиссий может привести к воздействию на эту деятельность со стороны ОГВ, ОМСУ (депутаты законодательных (представительных) ОГВ, ОМСУ; выборные должностные лица, а также главы местных администраций; судьи, прокуроры);

к третьей группе (подп. "ж" - "л") относятся лица, которые прямо заинтересованы в исходе выборов, референдумов (на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов; на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума; на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса), либо могут быть заинтересованы в этом (на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов);

и четвертая группа (подп. "м" и "н") - это лица, совершившие правонарушения и тем самым предопределившие свои публично-правовые отношения с государством. К ним относятся как лица, совершившие преступления (но только в период, пока судимость не погашена или не снята) или административные правонарушения (но только те, которые подвергнуты административному наказанию судом за нарушение законодательства о выборах и референдумах, и только в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения (постановления) суда), так и лица, выведенные из состава комиссий по решению суда (только в течение пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда) и лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (также только в течение пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда), за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения.

Необходимо иметь в виду, что Постановлением КС России от 22 июня 2010 г. N 14-П <190> взаимосвязанные положения подп. "а" п. 1 и подп. "а" п. 8 комментируемой статьи в части, лишающей гражданина РФ, получившего вид на жительство на территории иностранного государства, возможности быть членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, признаны не соответствующими Конституции РФ.

--------------------------------

<190> СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3552.

 

2. В изъятие из положений п. 1 комментируемой статьи в п. 2 данной статьи предусмотрено, что выдвинутый или зарегистрированный кандидат по одному избирательному округу, его уполномоченный представитель или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенного лицо избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, супруг или близкий родственник кандидата, близкий родственник супруга (супруги) кандидата, лицо, которое находится в непосредственном подчинении у кандидата могут быть членами с правом решающего голоса УИК, ТИК и ОИК другого избирательного округа.

3. В пункте 3 комментируемой статьи дано используемое для целей комментируемого Закона определение понятия "непосредственное подчинение", исходя из которого определяется наличие или отсутствие предусмотренного в подп. "л" п. 1 данной статьи основания для невозможности участия лица в комиссии в качестве члена с правом решающего голоса.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал