Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ, КОМИССИИ РЕФЕРЕНДУМА 8 страница




13. В пункте 13 комментируемой статьи говорится о деятельности иностранных (международных) наблюдателей, в связи с чем необходимо отметить следующее. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов, референдумов установлен международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов, референдумов, Законом о референдуме РФ (ст. 37), комментируемым Законом, Законом о выборах Президента РФ (ст. 24), Законом о выборах депутатов Государственной Думы (ст. 31). Среди соответствующих международных договоров РФ необходимо упомянуть о названной выше (см. комментарий к преамбуле Закона) Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, подписанной в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.

Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Россию в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", и при наличии соответствующего приглашения (Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, ЦИК России) аккредитуются ЦИК России на основании документов, представляемых Международным управлением Аппарата ЦИК России.

Следует также отметить, что Постановлением ЦИК России от 12 мая 2011 г. N 10/97-6 утверждены разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и об удостоверении иностранного (международного) наблюдателя <221>, а Постановлением ЦИК России от 12 мая 2011 г. N 10/98-6 - разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации и об удостоверении иностранного (международного) наблюдателя <222>.

--------------------------------

<221> Вестник ЦИК России. 2011. N 7.

<222> Там же.

 

Статья 31. Расформирование комиссии

 

Комментарий к статье 31

 

1. В комментируемой статье регламентировано расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума. Как следует из норм данной статьи, комиссия может быть расформирована только судом.

В отношении подсудности рассмотрения дел о расформировании комиссий пункт 1 статьи отсылает к положению п. 2 ст. 75 комментируемого Закона, определяющему подсудность судам общей юрисдикции дел об обжаловании решений и действий (бездействия) комиссий. Подсудность судам общей юрисдикции дел о расформировании комиссий определена также в соответствующих нормах ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ): дела о расформировании ЦИК России в качестве суда первой инстанции рассматривает ВС России (ст. 27 ГПК РФ; п. 10 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" <223>); дела о расформировании ИКС РФ, ОИК по выборам в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа (п. 5 ч. 1 ст. 26); дела о расформировании иных комиссий в качестве суда первой инстанции рассматривают районные суды (ст. 24).



--------------------------------

<223> www.pravo.gov.ru. 2014. 6 февраля.

 

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень случаев, в которых комиссия может быть расформирована:

в случае такого нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, которое повлекло признание ЦИК России, ИКС РФ в порядке, установленном комментируемым Законом, иным законом (в т.ч. на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума. О примере расформирования ИКС РФ по данному основанию говорится в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 4 апреля 2003 г. по делу N 53Г03-8 <224>);



--------------------------------

<224> Вестник ЦИК России. 2003. N 3.

 

неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений ЦИК России, ИКС РФ, избирательной комиссии муниципального района, принятых по жалобе на решение или действия (бездействие) комиссии (см. комментарий к ст. 75 Закона);

невыполнение комиссией обязанности по назначению выборов, что повлекло назначение выборов временной избирательной комиссией по решению суда (см. комментарий к ст. 10 Закона).

2 - 4. В положениях п. п. 2 - 4 комментируемой статьи определены перечни субъектов, имеющие право на обращение в суд с заявлением о расформировании соответствующей комиссии, что согласуется с общей нормой ч. 4 ст. 259 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), предусматривающей, что с заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума вправе обратиться только лица, установленные федеральным законом.

Эти перечни являются исчерпывающими, на что обращено внимание в п. 12 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав. В случае если в суд с заявлением о расформировании комиссии обратится субъект, не указанный в п. п. 2 - 4 комментируемой статьи, либо обратится субъект с нарушением требований п. п. 2 - 4 статьи, то судья на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ отказывает в принятии искового заявления (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 14 декабря 2005 г. по делу N 12-Г05-12 <225>). Если данные обстоятельства выяснятся после возбуждения дела в суде, то производство по такому делу в соответствии со ст. 220 данного Кодекса подлежит прекращению (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 8 мая 2003 г. по делу N 22-Г03-3 <226>).

--------------------------------

<225> СПС.

<226> СПС.

 

Правом на обращение в суд с заявлением о расформировании ЦИК России в соответствии с п. 2 комментируемой статьи обладают группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Правом на обращение в суд с заявлением о расформировании ИКС РФ согласно п. 3 данной статьи обладают: группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) ОГВ данного субъекта РФ; группа депутатов любой из избираемых палат законодательного (представительного) ОГВ данного субъекта РФ численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты; ЦИК России.

Как предусмотрено в п. 4 комментируемой статьи, правом на обращение в суд с заявлением о расформировании ОИК по выборам в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ обладают: группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) ОГВ этого субъекта РФ; группа депутатов любой из избираемых палат законодательного (представительного) ОГВ этого субъекта РФ численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты; ЦИК России; ИКС РФ.

Правом на обращение в суд с заявлением о расформировании ИКМО, ОИК по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии в соответствии с данным пунктом обладают: группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ; группа депутатов любой из избираемых палат законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты; группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа; ЦИК России; ИКС РФ; с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения - также соответствующая избирательная комиссия муниципального района. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 19 мая 2010 г. по делу N 48-Г10-6 <227> отмечено, что кандидату в депутаты представительного (законодательного) органа власти муниципального образования право на обращение в суд с заявлением о расформировании ТИК не предоставлено.

--------------------------------

<227> СПС.

 

5. Пункт 5 комментируемой статьи определяет сроки, в течение которых в суд может быть подано заявление о расформировании комиссии, что согласуется с общей нормой ч. 5 ст. 260 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), предусматривающей, что заявление о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд только в сроки, установленные федеральным законом.

Как установлено рассматриваемым пунктом: заявление о расформировании комиссии, организующей выборы, референдум, подается в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании, кампании референдум; заявление о расформировании подается не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии; при проведении повторного голосования заявление может быть также подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования.

Согласно разъяснению, данному в п. 23 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав, указанные сокращенные сроки восстановлению не подлежат (соответственно, эти сроки являются пресекательными). Там же указано, что при установлении факта пропуска сокращенных сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152 и ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.

6. Положения пункта 6 комментируемой статьи, регламентирующие рассмотрение судом заявления о расформировании комиссии, детализированы в соответствующих процессуальных нормах:

в части 11 ст. 260 ГПК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) установлено, что решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через четырнадцать дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд;

согласно части 2 ст. 260.1 данного Кодекса дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются судом коллегиально в составе трех профессиональных судей. Там же предусмотрено, что суд извещает избирательную комиссию, комиссию референдума о принятии к рассмотрению заявления о расформировании этой избирательной комиссии, комиссии референдума.

7 - 10. В положениях п. п. 7 - 10 комментируемой статьи определен порядок формирования комиссии в случае принятия судом решения о ее расформировании:

ЦИК России формируется в общеустановленном порядке, т.е. Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (п. 7);

в случае расформирования ИКС РФ в период избирательной кампании, кампании референдума ЦИК России формирует временную ИКС РФ в новом составе с учетом требований п. 1 ст. 29 комментируемого Закона к кандидатам в члены комиссии с правом решающего голоса. По окончании периода избирательной кампании, кампании референдума ИКС РФ формируется в общеустановленном порядке, т.е. ОГВ субъекта РФ (п. 8);

в случае расформирования ИКМО в период избирательной кампании, кампании референдума ИКС РФ формирует временную комиссию в новом составе с учетом требований п. 1 ст. 29 комментируемого Закона к кандидатам в члены комиссии с правом решающего голоса. По окончании избирательной кампании, кампании референдума ИКМО формируется в общеустановленном порядке, т.е. представительным органом муниципального образования (п. 9);

в случае расформирования иных комиссий в период избирательной кампании, кампании референдума вышестоящая комиссия формирует данную комиссию с учетом требований п. 1 ст. 29 комментируемого Закона к кандидатам в члены комиссии с правом решающего голоса, а по окончании периода избирательной кампании, кампании референдума - в общеустановленном порядке (п. 10).

11. В соответствии с п. 11 комментируемой статьи в случае принятия судом решения о расформировании комиссии в период избирательной кампании, кампании референдума временная комиссия должна быть сформирована не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. В пункте 9.1 Методических рекомендаций о порядке формирования избирательных комиссий при этом вышестоящей комиссии рекомендовано опубликовать в средствах массовой информации либо обнародовать иным способом срок и порядок представления предложений о кандидатурах в состав временной комиссии.

Вне периода избирательной кампании, кампании референдума новая комиссия согласно п. 11 комментируемой статьи должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии (со дня окончания избирательной кампании, кампании референдума).

Данным пунктом также установлено, что первое заседание временной комиссии созывается комиссией, ее сформировавшей. Полномочия временной комиссии начинаются со дня ее первого заседания и прекращаются в срок, установленный сформировавшей ее комиссией. Назначение председателя, избрание заместителя председателя и секретаря временной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 28 комментируемого Закона для соответствующей избирательной комиссии.

12. В пункте 12 комментируемой статьи установлено, что расформирование комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. При вступлении в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии подп. "е" п. 8 ст. 29 комментируемого Закона прекращаются полномочия членов комиссии с правом решающего голоса. Однако при этом не исключена возможность формирования новой комиссии из числа и членов расформированной комиссии с правом решающего голоса при условии, если персональные действия их не послужили основанием для расформирования прежней комиссии. В подпункте "м" п. 1 ст. 29 данного Закона предусмотрено, что могут быть членами комиссий с правом решающего голоса те лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал