Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темп и ритм






Понятия " темп" и " ритм", столь важные для сценической работы, лежат в основе этой тематической цепочки уп­ражнений.

Ритм - это равномерное чередование каких-либо элементов в звучании или в движении. Например.- ритм танца, музыкальный ритм.

Темп - степень быстроты в осуществлении чего-либо: быстрый темп, медленный темп. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Темп зави­сит от эмоционального переживания героев, от накала конфликта.

Объединяя темп и ритм в понятие темпоритм, мы таким образом определяем не только длительность сце­ны по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоци­онального переживания, его насыщенностью.

Актеру очень важно " попасть" в нужный темпоритм. В этом случае он будет соответствовать и жанру пьесы (ведь темпоритмы комедии, трагедии и драмы различ­ны), и режиссерскому замыслу (не " затянуть" спектакль и не " заторопить" игру!).


После такого короткого вступительного слова о важ­ности понятий темпа, ритма, темпоритма в театре про­ведем несколько упражнений разминки.

№53. " Биологические часы"

Чтобы успешно справиться с ритмическим рисунком ро­ли, темпом спектакля, актеру нужно точное ощущение времени.

У каждого из нас есть внутренние " биологические ча­сы". Они помогают нам определять, сколько времени прошло, они влияют на распределение нашей активно­сти в течение дня, они " виноваты" в том, что приблизи­тельно в одно и то же время мы хотим спать, есть и про­сыпаемся даже тогда, когда забыли завести будильник..

Оказывается, ритм жизни человека зависит во мно­гом от движения Солнца, фаз Луны и космических влия­ний. Издавна существует целая отрасль науки, которая называется хронобиология. И если когда-то считали, что рекомендации специалистов в этой сфере знаний -это шаманство или, в лучшем случае, - отговорка для лентяев, то сегодня кривые суточной активности орга­низма воспринимаются как самое обычное и общепри­нятое явление. Оказалось, что в новолуние человек наи­менее активен, и наоборот - на период полной луны приходится пик нашей активности. В 4-й, 8-й, 11-й, 15-й, 22-й и 29-й дни лунного цикла происходит большинст­во аварий, несчастных случаев, обостряются хроничес­кие болезни. Мало того, наш организм зависит и от вре­мени суток Все наши клетки снабжены миниатюрными " биологическими часами". При всем отличии каждого человека от массы других людей ученые нашли и то, что нас объединяет. Скажем, большинство детей рождается между полуночью и четырьмя часами утра. С трех до ше­сти утра - период, наиболее тяжелый для организма, большинство смертей происходит именно в это время. Завтракать лучше всего с семи до девяти утра, а обедать


с часу до трех. И не потому, что в это время прибежала с работы мама, чтобы накормить свое чадо супом, а пото­му, что именно в эти часы наиболее активен кишечник. А в вечерние часы с пяти до семи хронобиологи называ­ют " часами вкуса, музыки и ароматов" - именно эти чув­ства обострены у большинства людей...

Насколько каждый из нас знаком со своими " биоло­гическими часами", мы сможем проверить, проведя не­сложное упражнение. Закройте глаза и сядьте поудобнее! Услышав хлопок, попытайтесь, пользуясь лишь внутрен­ними ощущениями, определить длительность минуты. Тот, кто решит, что с момента хлопка уже прошло 60 се­кунд, тихонько встанет, подойдет ко мне, и я скажу, сколько времени прошло в действительности. (...)

В конце упражнения выясняем, что лишь немногим удалось правильно определить длительность минуты. Часть участников может ошибиться в ту или иную сторо­ну почти на 20 секунд! Чувство времени можно и нужно воспитывать. Простейшее упражнение, которое мы вы­полнили, может помочь в этом.

№ 54. " Повторяй за мной! "

Следующее упражнение даст представление о ритме, на­учит различать ритм постоянный и переменный. После него участникам становится понятно, что на основании одного-единственного звука или движения мы не можем судить о ритме: для этого нам потребуются два или боль­ше действий (звуков) и длительность пауз между ними... Упражнение заключается в том, что ведущий отбива­ет в ладоши ритмические фразы и все участники повто­ряют за ним. На примерах разбираем отличие ритма по­стоянного от ритма переменного, добиваемся слажен­ной реакции группы - хлопок должен звучать как один удар, а не размазываться на хлопки ладоней отдельных участников.


№55. " Ритм - ритм"

Это прекрасное упражнение для тренировки чувства ритма, концентрации и отработки скорости реакции.

Группа становится в круг. Ведущий тоже находится в кругу и объясняет правила:

- Вы, конечно, помните, как в предыдущем упражне­нии мы решили, что один звук или движение не дают нам представления о ритме. Для того чтобы знать, о каком ритме идет речь, нам необходимо несколько звуков (движений) и паузы между ними.

В том упражнении, которое мы проведем сейчас, ритм буду задавать я. Как это будет происходить? Я делаю два хлопка и выдерживаю между ними паузу. Вам придет­ся заданный мной ритм сохранить и повторить по кругу. Как узнать, в какую сторону вы будете продолжать рит­мическую цепочку? Это несложно: если, ударив в ладо­ши, я всем корпусом поворачиваюсь влево, то игрок сле­ва от меня продолжает задание. Если я повернулся резко вправо, значит, полученный от меня ритм вы будете пе­редавать по кругу в правую сторону. Причем только я, подчеркиваю - я один из всего круга - делаю два хлопка. Каждый следующий за мной игрок должен выдержать необходимую для заданного ритма паузу и добавить свой единственный хлопок, следующий игрок по­сле необходимой паузы - свой хлопок и так далее, пока круг не замкнется.

Если вы не ускорили и не замедлили ритм, то цепочка окажется точным продолжением заданного мной образ­ца. В идеале, закрыв глаза, мы должны получить пред­ставление о том, как будто не целая группа людей стоит и по очереди хлопает в ладоши, а один человек отбивает четкий ритм.

Если ритмическая цепочка точна, то я остаюсь стоять лицом к центру круга, и тот же ритм продолжается даль­ше. Но как только я захочу поменять ритм, я резко повер­нусь корпусом вправо или влево и двумя хлопками с пау­зой между ними задам начало новой цепочки.


После объяснения задания делаем несколько проб­ных кругов. Меняем ритм время от времени, то затягивая паузу между хлопками, то практически не оставляя вре­менного промежутка между звуками. Проверяем, что правила поняты и усвоены всеми без исключения.

Начинается настоящая игра. Тот, кто вступил не по очереди, сбил ритм, не выдержав паузу необходимой длительности, - садится в круг.(...)

Играть можно либо на время, либо на выбывание до финала (ведущий + победивший игрок).

Завершив работу с ритмом, переходим к отработке понятия " темп" в нескольких практических упражнениях.

№56. " Пять скоростей"

Итак, все мы помним, что темп - это степень быстроты в осуществлении чего-либо. В обыденной речи слово " темп" мы заменяем словом " скорость" и говорим о ско­рости сверхзвукового самолета или скорости черепахи...

Нам предстоит сейчас превратиться в людей, у кото­рых из множества различных темпов - скоростей есть только пять. Внимательно смотрите на меня, потому что сейчас я продемонстрирую вам все пять скоростей, ко­торыми обладает наш герой.

Первая скорость - едва передвигаюсь. Все тело будто заморожено. Эта скорость требует от актера немалого напряжения и умения владеть своим телом, не делать резких движений, все выполнять плавно. Даже речь моя при первой скорости иная: все, что произносится, гово­рится о-ч-е-н-ь - о-ч-е-н-ь м-е-д-л-е-н-н-о...

При второй скорости темп чуть-чуть ускоряется. Лю­бое движение, речь, все, что бы мы ни делали, происхо­дит быстрее, чем на первой скорости, но еще не в обыч­ном темпе.

Третья скорость - это обычный повседневный темп движения каждого из вас. У кого-то это происходит чуть быстрее, у кого-то чуть медленнее, но никаких особых усилий при третьей скорости нам совершать не нужно.



 

Остаемся сами собой! Живем в привычном темпе! Здо­рово, не правда ли, но, как говорится, " жизнь - это не пикник". Порой приходится поднапрячься, поторопить­ся, попотеть, прежде чем достигнешь чего-то. В общем, переходим к следующей - четвертой скорости.

Четвертая скорость - это ускоренный темп. Как пра­вило, так мы существуем, когда напряжены, что-то трево­жит нас, создает дискомфорт, волнение, напряжение. Хотя тот же темп может быть признаком и приятного возбуждения, нетерпения, связанного с ожиданием чего-то необычного, радостного. Четвертая скорость выше обычной. Порой в движениях, речи героя мы замечаем торопливость, суетливость, нервозность...

Пятая скорость - почти бег. Все происходит в темпе, преувеличенно быстром. Торопимся, опаздываем, бе­жим, говорим взахлеб, размахивая руками, яростно жес­тикулируем...

Теперь, когда вы знакомы со всеми пятью темпами -скоростями, выйдите, пожалуйста, на площадку, и попро­буем вместе просуществовать в каждой из скоростей. Я называю номер скорости, а вы пытаетесь практически освоить ее. Заставьте весь организм переключаться быс­тро и точно со скорости на скорость. Дайте команду мышцам запомнить разницу между темпами.(...)

Прекрасно! Можете занять свои места. Теперь каждо­му из вас придется сдать личный экзамен. Кто из вас пер­вым выйдет на площадку? Аплодисменты самому смело­му! Итак, начинаем движение на третьей скорости (...), переходим на вторую (...) Не нужно замедлять темп на­столько, это уже скорость между первой и второй. Попы­таемся быть точными и двигаться именно в заданной второй скорости! Спасибо. Пятая скорость! (...) Хоро­шо. Следующий участник - прошу на площадку. (Идет индивидуальная проверка. Каждый из играющих получа­ет три-четыре скорости и в течение 5-10 секунд демон­стрирует движение в этих темпах. Ведущий при актив-


ном участии зрителей оценивает и комментирует соот­ветствие темпа исполнения заданной скорости.)

Теперь усложним задание. Я приглашаю на площадку тройку участников и каждому присваиваю номер: пер­вый, второй, третий.

Номер скорости, который я буду называть - это зада­ние для второго игрока. Первый участник должен " пони­зить" задание на единицу, а третий - " повысить" тоже на единицу. Таким образом, если вы слышите от меня циф­ру " четыре", то второй игрок движется в четвертом тем­пе, первый - в третьем (4 - 1), а третий - в пятом (4+1). Прозвучит цифра " пять", значит, второй - в пятом темпе, первый в четвертом, а третий? Третьему тоже придется включить пятую скорость. Потому что шестой не сущест­вует. То же самое произойдет, если будет названа, скажем, цифра " один": второй находится в первом темпе, первый останавливается и стоит (1 - 1 = 0), а третий двигается во втором темпе... Все эти расчеты вам придется делать бы­стро и самостоятельно по ходу упражнения. А сейчас первая тройка выходит на площадку!...Обратите внима­ние, чтобы каждый из игроков оставался именно в его собственном темпе, а не перескакивал на темп соседа.

Следующий этап задания - обоснование темпа. Зада­ние для всей группы: выйти на площадку и попробовать найти оправдание движения, существования каждого из актеров в темпе номер один. Пусть каждый подвигается по сцене, поищет физическое и эмоциональной состоя­ние, которому подошел бы заданный темп. На эту работу вам дается три минуты. (...)

После трехминутной репетиции - показ и обсужде­ние. Найдено ли соответствие между скоростью и психо­физическим состоянием? Один из актеров изображает учителя, объясняющего урок в первом темпе. Подходит ли эта ситуация к заданию? По-видимому, для учителя, объясняющего материал, подойдет темп номер три, че­тыре, но никак не один! А вот одна из героинь другого сюжета бредет по аллеям парка. Она задумчива, грустит.


Останавливается, глядя в небо... Здесь первый темп кста­ти. Подходит к заданию и сцена, в которой один из уча­стников погрузился в чтение. Даже книжную страницу он переворачивает сверхмедленно, так заворожен инте­ресным рассказом... Даем для репетиции и показа еще один-два темпа и работаем с ними.(...)

Следующее задание. Разбейтесь на группы по 2 - 5 че­ловек. Задание: придумать и отыграть сцену, которая подходила бы для определенного темпа (его определяет сам ведущий!). В течение десяти минут вы придумываете сюжет и репетируете, обращая внимание на то, что все без исключения действующие лица существуют в рамках сцены лишь в заданном темпе. Понятно, что ваша исто­рия должна логически подходить к полученной скоро­сти или наоборот - скорость оправдана историей, кото­рую каждая из групп представит. (...) Теперь, когда все группы показали свои варианты историй, мы видим, что самые различные события могут происходить в одном и том же темпе.

№57. " Стульчик"

Финальная часть заданий по теме 'Темпоритм" прово­дится со стулом. Кроме него нам потребуются доска и мел или большой лист бумаги и фломастер для записей.

На доске записываются три цифры. Например: 3 - 2 -7. На середине площадки ставится стул.

Мы продолжаем работать с различными темпами. На сей раз задание таково. Вы по очереди будете выходить на площадку, к этому стулу и выполнять три простых фи­зических действия. Вам предстоит сесть на стул, поси­деть на нем и встать. Очень просто, не правда ли? Теперь обратите внимание на доску. Здесь записаны три цифры. Что обозначает эта формула? Первая цифра - это коли­чество секунд, за которые вам предстоит опуститься на стул из положения " стоя". Вторая цифра говорит о вре­мени, которое вы проведете, сидя на стуле. А третья - тот временной отрезок, за который вам нужно будет ПОД-


няться со стула (то есть перейти плавно из положения " сидя" в положение " стоя"). Проверим нашу формулу! Са­димся, то есть опускаемся на стул не одним махом, а за три секунды. Наслаждаемся покоем две секунды. И целых семь секунд нам понадобится, чтобы встать! Давайте по­пробуем технически исполнить задание. (На площадку один за другим выходят несколько участников, выполня­ющих задание. На этом этапе все внимание - соответст­вию действий указанному времени. Точно ли ощущает актер время? Умеет ли правильно распределить его?)

Итак, проверили наши " биологические часы", потре­нировались в сосредоточенности. Пришло время вспом­нить о том, что мы - люди театра, а значит, и у этого за­дания есть перспектива превратиться в театральный этюд, игровую сцену. Сейчас вам предстоит не просто технически исполнить ту или иную формулу, которую я запишу на доске, а отыграть ее, оправдать театрально.

Скажем, дана формула 5 - 1 - 1.Что за причина, по ко­торой человек так медленно опускается на стул? Почему лишь секунду он сидит и порывисто (тоже всего за се­кунду) встает? Кто хочет предложить свой вариант сце­ны? Пожалуйста, на площадку! (Несколько идей показа: герой присаживается на стул, занятый разглядыванием чего-то вдали, быстро вскакивает, потому что стул свеже­выкрашен. Герой садится медленно, опасаясь подвоха. Вскакивает оттого, что просмотрел маленький гвоздь, сел на него и порвал брюки...)

*****

" Круг друзей" - так назвал я эту часть книги. Во мно­гом - это определенная установка, концепция, как ни высокопарно, может быть, звучит это слово.

Круг - наилучшая форма для занятий в группе: здесь все и каждый не только равны (нет ни первого, ни по­следнего), но и хорошо видят друг друга.

Круг создает доверительность, интимность, соприча­стность.


Круг концентрирует внимание на том, что происхо­дит внутри него, отсекая внешние раздражители.

Круг защищает - у него есть и границы, и форма.

Как вы успели заметить, большинство встреч, обсуж­дений, разборов этюдов и упражнений мы проводим именно в кругу (хотя и учебный полукруг - форма удоб­ная и принятая в ходе занятий).

...Без малого двадцать лет я занимаюсь любительским молодежным театром. И никогда, ни в одной из групп я не проводил модных сегодня " аудиенций", не устраивал экзаменов и конкурсных прослушиваний. Я убежден, что круг театра должен быть открыт для любого, кто заражен вирусом сцены, ведь все мы хотим любви обоюдной!

В самодеятельном театре представление о собствен­ной звездности, элитарности, недосягаемости - губи­тельно. Атмосфера доброжелательной открытости, дове­рия, глубочайшего понимания ответственности и жест­кий принципиальный спрос за пренебрежение интереса­ми коллектива воспитывают самодеятельного актера. Вы скажете, что в этом перечне отсутствуют профессиональ­ные актерские умения и навыки, что молодежная теат­ральная студия - это не подростковый клуб, основной за­дачей которого является воспитание личности. И все же...

Могу сослаться лишь на собственный опыт. Практи­чески не было случая, когда динамика группового разви­тия театрального коллектива не стала бы катализатором и личного профессионального роста ребят. У кого-то происходил чудесный скачок в умениях. У других эволю­ция - освобождение от зажатости, комплексов, привыка­ние к сцене и освоение ее законов - заняла месяцы и го­ды. Но ни один - повторяю, ни один - не остался в итоге на скамейке запасных.

Наш общий тесный круг друзей, людей, преданных театру, любящих быть и работать вместе принимал всех. Я рад, что сегодня к нашей компании присоединился и ты, уважаемый читатель!







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.