Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отпервоголица








 

В

этой части книги речь пойдет о проекте, кото­рый недавно отметил свое пятилетие. Автору хо­телось бы надеяться, что и после этого скромно­го юбилея программа " Драма. Импровизация. Дилемма" (в рабочем названии - " Драма - дилемма", " Театр - ди­лемма" или сокращенно " ДИД") продолжит активную творческую жизнь, вновь и вновь собирая под свои зна­мена подростков. Кстати, флаг в действительности име­ется - белое полотнище с вышеприведенными буквами и двумя театральными масками. Ритуал подъема, спуска и передачи флага - одна из традиций проекта.

...В 1993 году в молодом приморском городе А. при культурном центре я собрал молодежную театральную группу. Сказать, что эти тринадцати-четырнадцатилет­ние подростки были увлечены театром, было бы абсо­лютнейшей неправдой. Их семьи населяли район ново­строек, эдакие известные по " Иронии судьбы" Новые Че­ремушки в провинциальной интерпретации.

Родители с утра до вечера на работе - закладывают базу экономического процветания семьи. Ну, а дети, пре­доставленные сами себе, ушли на улицу. Потому что дома бабушка с дедушкой, а значит, в лучшем случае -" здрась-те-досвидания", а в худшем - классический конфликт по­колений.

В районе новостроек не было тогда ни клуба, ни пар­ка. Все, что оставалось - кучковаться и сидеть на желез­ных перилах дорожных ограждений, как птенцы на жер­дочке. Так я и снимал их с придорожного насеста одного за другим.

Группа создавалась тяжело. Первые репетиции про­ходили в ближайшей к домам школе, а уже потом, не без труда, я увел их в клуб " чужого" района. Клуб, ставший с тех пор нашим домом.

Сперва о театральной студии можно было и не помы­шлять. Все походило на обычную молодежную тусовку. Песни под гитару, известные подростковые игры, легкий


треп обо всем понемногу, а иногда - более серьезные разговоры " по-мужски", в просторечии именуемые " раз­борками"...

Постепенно притерлись друг к другу, появилось жела­ние вместе праздновать дни рождения, ходить в походы. Старые игры приедались, пришло время придумывать новые. Так постепенно создавалась группа, распределя­лись стихийно роли. Костя - песни, анекдоты, гитара. Лена - организация дней рождений, поездок, праздни­ков. Анюта - сперва рисует поздравительные открытки для именинников, а потом оформляет афиши первых наших спектаклей. Миша и Кирилл - придумщики, вмес­те с Ларисой всегда готовы сочинить и исполнить смеш­ной скетч, они же - сценаристы первой эстрадной про­граммы " Здрасьте, это мы! ". Еще один Миша все больше молчит на репетициях, но если нужно что-то сделать ру­ками: приколотить, подключить, наладить, - то он пер­вый и абсолютно надежный исполнитель... Так возника­ла молодежная театральная студия " Ювента" (" Юность").

Режиссер подобной студии уже не только режиссер, но воспитатель. Мне приходилось мирить поссорив­шихся друзей, знакомиться с приводимыми на репети­цию поклонниками и поклонницами, выслушивать жа­лобы учителей и отвечать на ночные звонки родителей, пытающихся выяснить, в котором часу закончилась ре­петиция и где искать пропавшее чадо.

С самого начала существования " Ювенты" я понимал, что театральная сцена для этих мальчишек и девчонок -это нечто вторичное. На первом плане - атмосфера сво­ей компании: поддержка, понимание, интересное обще­ние, совместное дело. Театр, как они писали в первых ан­кетах, давал силы, уверенность в собственных возмож­ностях, заменял личного психолога, раскрепощал, под­нимал в глазах друзей - зрителей... Театр - иной эмоцио­нальный настрой, возможность поездок с первыми гаст­ролями. Это ощущение значимости, ответственности, взрослости.



Не удивительно, что всегда упражнения на саморас­крытие, партнерство, задания, пограничные с областью психодрамы, социометрии пользовались у ребят осо­бенным успехом. Так лучше узнавали друг друга. Ощуще­ние общности делало столь непохожих подростков группой.

В " Ювенте" случались вещи, почти невозможные в профессиональной труппе. Здесь никогда не было заку­лисных интриг, здесь играющая " в очередь" молодая акт­риса могла уступить главную роль в премьерном спек­такле своей партнерше, неожиданно переезжающей вместе с родителями в другой город, а после успешной премьеры искренне расцеловать " соперницу" и вручить ей букет цветов.

Постепенно клуб превращался в театр. Ядро остава­лось и крепло, а новые люди приходили уже в оформив­шуюся группу, называемую театральной студией. Так что они понимали, куда и на что идут. " Ювента" играла эст­радные спектакли, затем были постановки по произведе­ниям Карела Чапека и Уильяма Сарояна, Андрея Хрякова, Ханоха Левина, театральные фестивали...

К старым традициям отмечать особенными капуст­никами дни рождения, праздновать Международный день театра 27 марта как день рождения " Ювенты" посте­пенно добавлялись новые. Каждый год в дни зимних ка­никул театр выезжал за город, на туристическую базу. В эти веселые, целый год ожидаемые дни мы принимали гостей - моих друзей: молодых актеров, музыкантов. Ус­траивали концерты бардовской песни, костры и " посвя­щения в актеры"...

Однажды в моей квартире раздался звонок

Руководитель молодежного отдела в Объединении клубов был как всегда доброжелателен и лаконичен:

- Ты знаешь, что я люблю твоих ребят. Поэтому хочу, чтобы их узнали и полюбили остальные. Я провожу се­минар для руководителей молодежных клубов со всей


страны... Забивать головы работников теорией пробова­ли - не помогает. Я думаю, что им требуется эмоциональ­ный шок Так что приезжайте со своими ребятами на встречу и попытайтесь объясниться с молодежными ли­дерами на своем театральном языке. У тебя в запасе две недели, договорились?

Мы взялись за работу. На первой же репетиции ребя­та принялись выполнять мое задание: сформулировать и записать на листке три беспокоящие их проблемы. Спи­сок в итоге получился внушительным. Чтобы выбрать из него самые характерные ситуации, свел участников в тройки, каждая из которых после группового обсужде­ния должна была определить три общих для всех членов группы проблемы. Через десять минут тройки укрупни­лись в шестерки с подобным же заданием. В итоге в моих руках оказался список из шести актуальных для всех уча­стников тем:

- Как быть принятым окружающими, не изменяя соб­ственному " Я"?

- Взаимоотношения полов...

- Как бороться со стереотипами восприятия другого?

- Я и моя семья: поле боя или мирный диалог?

- Как быть любимым?

- Деньги для жизни или жизнь ради денег?

Обсудив полученный в результате совместной рабо­ты список, все молодые актеры вернулись в свои изна­чальные тройки, чтобы вспомнить и рассказать товари­щам случаи из жизни, которые смогли бы проиллюстри­ровать каждый из пунктов нашего списка. На той репети­ции завершить работу мы не успели, так что ребята рас­ходились с домашним заданием. Следующую встречу на­чали с рассказа житейских историй. Одна была о школь­нице, которая заплетает косы и носит платья, терпит по­этому насмешки одноклассников, но знает, что именно этот стиль ей к лицу, именно в таком привычном виде она чувствует себя уверенно. Что же делать: стричь косы



и влезать в джинсы или оставаться белой вороной среди соучеников? Другая сцена описывала страхи девчонки -новичка в школе, которая получила от одноклассника приглашение на вечеринку. В своем воображении она видит лишь отталкивающие образы-стереотипы. На каж­дый вопрос юноши: " Ну, договорились? Идем? " - девушка отвечает отказом под надуманными предлогами. Отча­явшийся молодой человек требует откровенного объяс­нения и получает его: " Я не пойду с тобой, потому что там, наверняка, будут...", - и она, захлебываясь слезами, рисует перед ним воображаемые образы-уроды.

- Постой, но кто тебе сказал, что мои друзья такие?! Ты ведь с ними абсолютно не знакома. Ты не знаешь мою компанию!

- Не знаю и не хочу знать! - категорически рубит де­вушка.

Была еще история мальчишки, который в квартире, где проживают совместно три поколения семьи, мается от отсутствия собственного угла, " частной территории". Символом этого вавилонского столпотворения стала борьба за пульт дистанционного управления телевизо­ром. Бабушка, мама, младшая сестра, подружка, вернув­шийся с работы раздраженный отец, - все претендуют на место " у ящика" и просмотр любимой программы. При этом каждый говорит о необходимости любви к ближнему, уступок, проявлении воспитанности, терпи­мости...

С этими и еще несколькими сценами, списанными без труда с жизни, мы отправились на встречу с моло­дежными лидерами.

Успех был оглушительным! Само выступление заняло чуть более получаса, но развернувшаяся затем дискус­сия!... Прощаясь с молодыми актерами, и начальство и рядовые участники семинара в один голос посетовали, что встреча заканчивается столь камерным результатом. Наши зрители - руководители молодежных клубов -


считали, что подобный вечер - это начало большого проекта.

Потом были дни и месяцы, проведенные за обсужде­нием идеи с коллегами, " мысли вслух" на репетициях " Ювенты" и чтение литературы по психодраме. Посте­пенно сформировалась концепция. Идея получила на­звание " Драма. Импровизация. Дилемма".

Началась жизнь программы " ДИД", " Ювента" превра­тилась в экспериментальную базовую группу, а я неожи­данно для себя получил статус художественного руково­дителя проекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.