Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологические теории информационного общества: О. Тоффлер, Ф. Ферраротти






Практически одновременно с теориями постиндустриального появились теории информационного. Эти 2 типа теорий имеют много схожих содержательных моментов, Белл счел возможным заявить, что информационное общество - постиндустриальное, в котором разворачивается информационная революция. Но теории информационного общества - отдельный блок теорий, обладающих оригинальным содержанием и предлагающих оригинальную интерпретацию обществ конца XX. Сторонники теории информационного общества считают, что появляется новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже XX. Вместо централизации - регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации - демократизация, вместо концентрации - разукрупнение, вместо стандартизации - индивидуализация - эти процессы обусловлены информационными технологиями. У рассмотренных 2х теорий (Тоффлера и Ферраротти) общая критическая методологическая установка.

Элвин Тоффлер 1928, амер философ, социолог, 1н из известнейших исследователей современного общества, - современность - конец XX - новый этап в развитии общества, отличающийся от предшествующих. Это новое состояние появлением обязано развитию информационных технологий - они и их использование придает процессам, протекающим в обществе, динамизм и разнообразие. Тоффлер редко называет современное общество информационным, предпочитая обозначать его как супериндустриальное или общество 3й волны, его теория современного общества в полной мере может быть отнесена к теориям информационного. Основные работы, в которых разрабатывает свою теорию супериндустриального общества, относятся к 80м. «Третья волна» (1980), «Предпосылки и прогнозы» (1984), «Смещение власти» (1990).

При разработке теории использует методологию, опирающуюся на социологическое воображение - строит теорию настоящего через призму будущего. Супериндустриальное общество - новый этап исторического развития, наступающий за индустриальным обществом. Тоффлер делит историю на 3 этапа: 1 волну (доиндустриальные культуры), 2 (индустриальные) и 3 (супериндустриальные).

Супериндустриальное общество не является всего лишь высокоразвитой версией традиционного индустриального массового общества. Современные быстрые и массовые изменения, которые он называет 3 волной, создают новую цивилизацию, основывающуюся на высоком уровне развития компьютерных технологий, информатизации и новых способах организации. Супериндустриальное общество приходит на смену терпящему крах индустриальному. Традиционная система высшего образования не может уже удовлетворять требованиям, финансово-экономическая система не в состоянии справляться с быстрыми и непредсказуемыми изменениями. Упадок переживает социальное и коммунальное хозяйство городов, системы здравоохранения, санитарные и экологические службы.

Супериндустриализм предполагает новую экономическую среду, которая формирует корпорацию нового стиля, новые типы межличностных отношений, гендерные и семейные ценности, тип восприятия реальности.

Супериндустриальное общество характеризуют 2 процесса: а) демассификация и дестандартизация всех сторон экономической и социальной жизни и б) высокая инновативность, быстрая скорость происходящих изменений. Оба эти процесса возможны только в условиях широко развернувшейся микроэлектронной революции. Процесс дестандартизации, рост вариативности и демассификация обусловлены моментами: 1 рост доходов населения с конца 50х XX в., привел к расширению желаний и возможностей, сдвигам потребления в сторону более духовных товаров 2 чем выше уровень образования, тем большее различие в ценностях, нормах, стилях поведения, шире потребности и тем большую открытость демонстрируют люди к другим культурам и ценностям, чаще путешествуют и взаимодействуют с другими. В 70-80х появилось 1е поколение молодых людей, выросших в новой коммуникационной среде, привыкших к быстрым изменениям и в этом непохожих на родителей. Процесс дестандартизации внутренне связан с увеличением скорости внедрения всего нового - порождает дополнительную инновативность, обусловленную быстрой фрагментаризацией рынка. Новыми становятся люди - и как производители, и как потребители по отношению к системе, друг к другу, к задачам.

Возникает новое общество, в котором старые продукты, производства, методы, люди, организационные структуры, рутинные ответы на вопросы все менее адекватны ситуации; наблюдается крушение отживших структур и создание нового, непредсказуемого, подвижного социального контекста - приводит к изменению и дестандартизации всех структур общества.

Самым существенным в этом отношении процессом - распад системы ценностей, построенных вокруг материальных целей. Наблюдается и сопровождающая общий процесс дестандартизации фрагментация ценностей. Эти процессы, происходящие в системе ценностей, связаны с изменениями в технологии. Не менее серьезные трансформации претерпевают сферы труда, образования и формы организации. Обучение дает квалификацию, образование - метаквалификацию, систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний. При быстрых изменениях информационной среды люди должны иметь возможность получать время от времени новое образование. В рамках супериндустриальной экономики существует потребность только высококвалифицированных интеллектуальных рабочих. Главными ресурсами развитых разукрупненных отраслей супериндустриальной экономики становятся информация и творчество, требует новых рабочих. Рабочие 3 волны более независимы, изобретательны и не являются придатком машины, будет осуществляться переход от иерархии к сетевой организации. Занимаясь исследованием современного общества и построением теории, подчеркивает, что методологическим основанием его теории - новый принцип социологического объяснения. Он отказывается от экономического или технологического редукционизма. По мнению Тоффлера, экономика и технология - важные компоненты современного общества, но не его базис, по отношению к которому все остальное лишь надстройка.

Тоффлер считает, что все компоненты структуры современного общества равноправны и разнозначны, предлагает свой взгляд на формальную структуру общества, отличающийся от концепций классической социологии. В качестве компонентов структуры общества выделяет техносферу, которая включает энергетическую подсистему, систему производства и систему распределения - 3 компонента внутренне взаимосвязаны и представляют единство. Социосферу - различные социальные институты (семья, образование и др.). Инфосфера - системы социальной коммуникации и информации. Каждое общество обладает своей биосферой, сферой власти (формальные и неформальные институты политики), психосферой (сфера межличностных отношений, субъективности). Взаимодействие этих сфер образует общество.

 

Ферраротти является 1 из известнейших современных итал соц. < Трактат о социологии > (1968), < Альтернативная социология> (1972), < Последний урок: Критика современной социологии> (1999). Для понимания его теории современного общества наиболее значимы работы < Миф о неизбежном прогрессе> (1985) и < Пять сценариев для 2000 года > (1986).

Подход Ферраротти к современному информационному обществу во многом определяется его критикой культуры, фактически осуществляемой в русле критической социальной философии франкфуртской школы. Его теория информационного общества состоит из 2х частей: 1 теоретического описания наличного социального состояния и 2 из проективных моделей общества, возникновение которых возможно при условии возобладания какой-либо из тенденций развития.

В соответствии с традицией веберовской методологии рассматривает организационные отношения как первичные в информационном обществе. Это верно для отдельных социальных сфер, например, сферы труда, и для общества в целом. Основной формой социальной организации в информационном обществе выступает корпорация. Технократическая корпорация агрессивно устанавливает власть, навязывает жесткое взаимодействие и интеграцию членам, манипулирует каналами производства и потребления, создает новые формы неравенства и привилегии. Основу такого функционирования - информация. Накопление знания и информации необходимо для власти и принятия решения. Владеть информацией - обладать властью. Причем речь не просто об информации, а о социальной информации. Понятие социальная информация является ключевым понятием в теории информационного общества Ферраротти - нельзя путать с коллективной - миром коллективных знаков и сообщений СМК и других знаков нашего повседневного опыта. Социальная информация - охватывает все политические и социально значимые темы, относящиеся к взаимодействию граждан и институтов. В этом смысле правомерно утверждать, что социальная информация относится и входит в понятие власти.

Кто контролирует систему социальных коммуникаций - осуществляет власть и влияние. Поиск информации - выражение активной социальной политики. Отсутствие информации - неучастие в системах принятия решения и организации, оборачивается отчуждением. Прямым следствием такого процесса - возникновение новых форм эксплуатации, манипулирование посредством внушения нереальных надежд и потребностей, создание потребителя.

Главный социальный конфликт информационного общества касается всего общества, а не сегментов - формулируется как борьба за право самоопределения человека перед лицом глобальных социальных структур, самозащита. Ферраротти выделяет типы и уровни социальной информации, на которых осуществляется современная эксплуатация путем лишения человека информации. 1 Информация, касающаяся служб социального обеспечения и страхования 2 касающаяся сферы рационального социального действия, создания средств, необходимых в данном обществе для реализации поставленных индивидом целей 3 касающаяся рационального планирования и социального изменения на надиндивидуальном уровне.

Ферраротти считает, что модель социального изменения и программирования должна быть такой, чтобы конструктивная природа технических и экономических моментов определялась социальными моментами, участием народа. Участие народа в принятии социальных и политических решений является необходимым императивом в рамках информационного общества. В теории Ферраротти этот императив увязывается с его концепцией конца автоматического прогресса и критикой технократической идеологии. Современные информационные общества демонстрируют несовместимость информационной природы общества и основных положений идеологии Просвещения. Налицо исчерпанность технократической идеологии, конец автоматического прогресса и < конец индивида>. Проблемы сегодняшнего дня предполагают новый способ экономического, социального и культурного развития. Информационное общество демонстрирует исчерпанность технократической идеологии, его приход сопровождается отмиранием индивидуальности. Действие возможно только как типическое (по содержанию), коллективное, групповое.

Ферраротти рассматривает 5 возможных сценариев будущего развития.

1 Общество-муравейник - характеризуется чрезмерно высоким уровнем урбанизации и демографическим взрывом - постурбанистическое общество, отсутствуют города с присущими им концентрической структурой, делающей город коммуной, общностью. Растет чувство одиночества и заброшенности, результат - преступность, агрессивность

2 Полицентрическое общество. Процесс децентрализации в процесс деагломеризации - разукрупнения промышленности на базе новых чистых технологий и сосредоточения ее в различных мелких центрах. Результат: разрушение семьи, алкоголизм, рост наркомании, падение уровня жизни

3 Дифференцированный гигантизм. Применение электроники и СМИ делают возможным создание социальной среды с противоречивыми характеристиками: децентрализацией и рассредоточением, с 1 стороны, и плотной коммуникацией, и солидарностью - с другой. Это - механическая солидарность, и люди должны быть готовы к критическому осмыслению получаемой информации, поскольку возникает реальная опасность социального конформизма. Общество дифференцированного гигантизма - победа техники, которая из средства стала целью, ее значимость стала тотальной и неконтролируемой

4 Корпоративное общество - двучленное, вершину составляют династические группы, проникновение в которые практически невозможно, взаимно переплетающиеся, но не обладающие властью над теми, кто составляет основание. В обществе продолжают функционировать старые ценности, которые уже ничему не учат и утратили гармоническую связь с технологией. Корпоративное общество будет сверхнаселенным, испытывать кризис и его трудовая сфера. Корпоративное общество - в котором его технологическая составляющая богаче, чем структура, призванная обосновать использование и распространение технологии. Для понимания этого общества необходимо обратиться к изучению молодого поколения, его жизненного опыта и идеалов новой культуры, в которую вступаем

5 Общество новой оральности, новой устной культуры - спонтанной экспрессивности - выражается не только в студенческих демонстрациях или молодежных движениях протеста. Это более широкий феномен - от больших рок-фестивалей до массовых манифестаций по различным поводам. Индивидуалистическая культура умирает, на смену приходит групповая. Групповым, интерсубъективным становится мышление, творчество, чувство. Сама истина становится интерсубъективным процессом. Культуротворческий процесс перестает быть результатом деятельности великих личностей, становится интерсубъективным групповым процессом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.