Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. осле смерти Мухаммада во главе мусульманской общины стали его преемники - халифы






СУННА

 

 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУННЫ

П

осле смерти Мухаммада во главе мусульманской общины стали его преемники - халифы. Халиф (араб. - kh alī fa) буквально означает заместитель, наместник. Халифом стали называть главу мусульманской общины, замещающего посланника Божьего, то есть Мухаммада. Халифы уже не были носителями божественного откровения, а лишь повелителями верующих, призванными заботиться о соблюдении законов Корана и заветов Мухаммада. Первых четырех халифов из числа ближайших сподвижников Мухаммада (Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али), выбранных по воле мусульманской общины, стали называть праведными халифами.

При праведных халифах, сменявших один другого с 632 г. до 661 г., а также пришедших на их место халифах династии Омейядов (661-750) арабы-мусульмане завоевали Месопотамию, Сирию и Палестину, Иран, Египет, Северную Африку, южную часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию, часть Северо-Западной Индии, Армению, Азербайджан и часть Грузии. В результате всех этих завоеваний образовалось огромное мусульманское государство − Арабский халифат.

В ходе этих завоеваний арабы-кочевники повсюду обнару-живали многовековые, развитые культуры: сирийскую, коптскую, византийскую, иранскую, индийскую. Культуры с гораздо более сложной экономикой, государственным строем, социальными отношениями, правовыми системами, нежели их собственная. Естественно, что мусульмане в этих условиях столкнулись с огромным количеством проблем, ответы на которые найти в Коране было довольно трудно.

В этих сложных обстоятельствах мусульманам было необхо-димо установить нормы государственного, имущественного, семейного права. Сделать это, опираясь только на Коран, было невозможно. В то же время любое, даже самое незначительное нововведение требовало авторитетного религиозного обосно-вания. Обладание абсолютной истиной - Кораном не допускало каких-либо заимствований, обращения к чужим авторитетам.

Коран был дан раз и навсегда, и ни одна буква в нем не могла быть изменена. Но существовал еще один непререкаемый авторитет - посланник Божий, Мухаммад, который не только говорил от имени Бога, но и беседовал прежде всего со своими сподвижниками, со своими домочадцами, со многими людьми уже от своего имени. По любому вопросу, волнующему теперь мусульман, пророк вполне мог высказать свое мнение, свое одобрение или осуждение.

Так возникла Сунна посланника Божьего или просто Сунна − примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения проблем, возникающих перед мусульманской общиной. И в буквальном значении слова sunna означает пример, обычай. Сунна состоит из описаний поступков Мухаммада (af‘ā l), его высказываний (aḳ wā l) и невысказанных одобрений (taḳ ā rī r). Объясняя Коран и дополняя его, Cунна является вторым источником мусульманского вероучения, своего рода священным преданием. Наряду с изучением Корана обучение Cунне - важная составная часть мусульманского религиозного образования.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ХАДИСОВ

Сунна слагается из множества хадисов (aḥ ā dī th). Хадис (ḥ adī th) в первоначальном значении - сообщение, известие, рассказ, а в специальном значении - предание о словах или поступках пророка Мухаммада. Хадис всегда состоит из двух частей: из текста (maṭ n) - рассказа о том, что сказал по тому или иному поводу Мухаммад, или как он поступил в том или ином случае, или что он молчаливо одобрил; и из предшествующей тексту так называемой опоры (isnā d) - перечисления пользующихся у мусульман авторитетом людей, которые из поколения в поколение в непрерывной цепи преемства передавали текст данного хадиса. Не все хадисы ценились одинаково.

Хранителями и передатчиками хадисов считались прежде всего родственники, друзья, сподвижники и ученики пророка. Иногда даже просто современники Мухаммада. Далее следовали ученики сподвижников и, наконец, ученики учеников. Самое общее требование к хадису: он должен восходить к речению или поступку Мухаммада, быть зафиксированным его современниками и быть переданным сподвижником (ṣ ā ḥ ib) Мухаммада или учеником сподвижника (tā bi‘) или учеником учеников (tā bi‘ al-tā bi‘ī n). Таким образом, признавались только хадисы, зафиксированные первыми тремя поколениями мусульман.

Структура хадиса такова. Сначала обязательно следует перечисление передатчиков, например: «Рассказал нам ‘Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам ‘Атаб: я слышал от Усамы бин Зайда: рассказал мне Са‘ид бин Аби Хинд со слов Абу Мурры, клиента ‘Акилы, из того, что ‘Акила узнал от Абу Мусы, который слышал, как Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал». И далее следует текст, который в равной степени может касаться как самого простого житейского эпизода, так и высоких нравственных максим или догматических положений. Например:

 

Люби бедных; всегда взирай на тех, которые стоят ниже тебя, и не взирай на тех, которые стоят выше тебя; не проси никогда ничего ни у кого; храни верность родственникам, хотя бы они и причиняли тебе горе; говори всегда правду, как бы она ни была горька, не позволяй совращать себя оскорблениями с пути Божьего[18].

 

Или другой пример:

 

По свидетельству Абу Рукайи Тамима ибн Ауса ад-Дари, Пророк, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Религия − это искренность». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Богу, Его книге, Его посланнику, предводителям мусульман и простым мусульманам».[19].

 

 

По существу в этом хадисе дан минимум правоверия: лояль-ность к Богу, Корану, Пророку, Власти и Общине.

В отличие от Корана, в котором говорит Бог в хадисах говорит уже сам Мухаммад. Хотя существуют и особые немногочисленные, их насчитывается немногим более ста, святые хадисы (al-aḥ ā dī th al-ḳ udusiyya), в которых опять же говорит Сам Бог. Однако они несравнимы с Кораном. Откровением они являются только по смыслу, поэтому на них не распространяется принцип неподражаемости. Человек не признающий Коран считается неверным (kā fir), тогда как отвергающих святые хадисы - только нечестивый (fā siḳ).

Первоначально хадисы были преимущественно религиозно-юридического характера. Из них выводились правовые и обрядовые предписания, правила ритуальной чистоты, постанов-ления о пище, нормы морали и поведения в повседневной жизни. Некоторые не вполне ясные установления Корана уточнялись также с помощью хадисов.

Существовали также исторические хадисы, содержащие подробности из жизни Мухаммада и его сподвижников. На основании этих хадисов составлялись так называемые книги походов о боевых походах Мухаммада, а также жизнеописания Мухаммада, представлявших особые жанры мусульманской литературы. Потребность в собирательстве новых и новых хадисов, их изучении, выявлении степени их достоверности вызвала к жизни науку о предании. Люди ею занимающиеся - хадисоведы (muḥ addi th ū n) помимо прочего составляли особые сборники хадисов. Такие сборники были двух типов: в одних хадисы располагались по именам передатчиков (муснад), т.е. в алфавитном порядке перечислялись имена сподвижников пророка и под каждым указывались, какие именно хадисы исходили от него. Так, близкий друг Мухаммада Абу Хурайра имел 800 учеников и считался передатчиком 3500 хадисов. Наиболее известные составители сборников этого типа - Малик ибн Анас и Ахмад ибн Ханбал). Позднее появились сборники, организованные по темам. К наиболее авторитетным сборникам второго типа мусульмане, как правило, относят шесть. Их так и принято называть - шесть книг. Все они были составлены в IX в. Из этих шести всеобщим признанием пользуются сборники ал-Бухари и Муслима. Мусульмане называют их Два достоверных (al-s·ah·ī h·ayn). Считается, что ал-Бухари собрал 600 тыс., а отобрал как достоверные только чуть более семи тысяч хадисов, Муслим - из 300 тыс. отобрал 12 тыс. К другим четырем сборникам относят Книги сунн Ибн Маджа, Абу Дауда ас-Сиджистани и ан-Нисаи, а также Большой сборник Мухаммада ат-Тирмизи. Иногда в списке авторитетных мусульманские авторы называют девять или двенадцать сборников. Несколько позже стали популярны Сороковники − небольшие сборники, включающие сорок или чуть более хадисов. Среди них наибольшую популярность снискал сборник правоведа ан-Навави (1233-1277). Душеспасительное назначение такого рода занятий также подкреплялось хадисом, который ан-Навави приводит в предисловии к своему Сороковнику:

 

Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Того, кто соберет для моей общины сорок хадисов, касающихся веры, Бог воскресит в Судный день вместе со знатоками закона и религии»[20].

 

 

ИЗУЧЕНИЕ ХАДИСОВ

Со временем возникла особая религиозная дисциплина, иссле-дующая хадисы, выявляющая степень их достоверности посредством критического анализа надежности иснадов (цепей передатчиков). Специальные сочинения, Познание мужей (ma‘rifa al-ri dj ā l), посвящались передатчикам хадисов, заслуживающим или не заслуживающим доверия. Идеальным передатчиком считался человек правоверный, известный, с незапятнанной репутацией, правдивый. Появились специальные справочники (ṭ abaḳ ā t), в которых приводились биографии сподвижников Мухаммада, их учеников и последующих передатчиков преданий.

Сложилась сложная система оценки достоверности иснада со своими критериями и терминологией. Например, хадис считался достоверным, если вся цепь передатчиков не вызывала сомнений; к хорошим относили хадисы с легким изъяном, в которых обнаруживался пропуск в цепи или один из передатчиков был малоизвестен, либо не всеми признавался безупречным; слабыми называли хадисы, если в цепи находили передатчиков неприемлемых с точки зрения правоверия или их нравственной репутации. Различали также иснады: непрерывные, прерванные (если отсутствовало имя передатчика второго поколения), имеющие пропуск (если указан ученик, но не указан сподвижник). Наконец, в отдельные группы выделялись хадисы возведенные (восходящие непосредственно к Мухаммаду), остановленные (восходящие к сподвижникам пророка) и усеченные (доходящие только до учеников сподвижников). Предания последней группы признавались далеко не всеми хадисоведами и правоведами. В общей сложности мусуль-манские ученые различали до 65 категорий хадисов.

Идеальный хадис должен был отвечать следующим условиям: быть достоверным (идеальная цепь), быть непрерыв-ным (цепь без пропусков), быть возведенным (доходить до пророка непосредственно), быть известным (рассказанным тремя и более сподвижниками), быть последовательным (переданным по нескольким цепям). Примечательно, что при такой сложной системе верификации возможность элементарной интерполяции не учитывалась. К собственно текстологическому анализу хадисоведы обращались только в самых крайних случаях. Считалось, например, невозможным, подвергать сомнению хадисы, возводимые к авторитетному Абу Хурайре или вдове Мухаммада ‘Аише.

Сами мусульмане убеждены, что все достоверные хадисы действительно восходят к пророку и его сподвижникам. Некоторая часть из них действительно отражает реальные события эпохи зарождения ислама и является ценным историческим источником. Но все же большинство хадисов более позднего происхождения. Их задача заключалась не правдивом воспроизведении жизни и деяний пророка ислама, а в приспособлении исламского вероучения к меняющимся условиям жизни общины, к новым культурным ситуациям, которые сложились после мусульманских завоеваний и возник-новения Халифата. Хадисы были эффективным средством усвоения новых для арабов идей, навыков, обычаев принявших ислам народов. Можно сказать, что хадис спонтанно интеоризировал, «делал своей» инокультурную информацию, легитимизировал ее.

Многие идеи иудаизма, зороастризма, христианства и даже мнения древнегреческих философов получили распространение среди мусульман под видом изречений пророка Мухаммада, т.е. в форме хадиса. Даже молитва молитв христиан Отче наш в несколько измененной форме вошла в один из хадисов под видом исцелительной молитвы. Почему именно в такой форме? Возможно потому, что христиане пользовались у мусульман репутацией хороших врачей. Вот текст этого хадиса:

 

Господь наш, который на небе! Да святится имя Твое, воля Твоя на небе и на земле. Милость Твоя на небе, да свершишь ее на земле. Прости нам наши грехи и наши ошибки. Ты − Бог добрых, ниспошли милость от Милости Твоей, и исцеление от целительной силы Твоей на эту болезнь − и она пройдет[21].

 

Характерная черта средневековой мусульманской культуры - любовь к путешествиям в поисках знаний. Один из популярных хадисов гласит, что ради нового знания стоит дойти и до Китая. Главной целью таких путешествий часто было именно собирательство хадисов. Подобное занятие считалось делом богоугодным. С новыми хадисами открывались перед мусульманами новые культурные горизонты.

Итак, Сунна объясняет и толкует Коран. Иногда Сунна «берет верх» над Кораном, только в том смысле, что она проясняет трудные места в Коране, но ни в коем случае не дополняет его. Согласно традиционалистам, в следовании Сунне - главное содержание жизни мусульманина. Соблюдать Сунну в известном смысле означает подражать Мухаммаду. Противо-положность Сунне - нововведение (bid‘a, от bada‘a - вводить новое, выдумывать), в некоторых случаях - аналог понятию ереси. В исламе - любое нововведение, любая новация, не имеющая оснований в Коране и Сунне, по меньшей мере, подвергалось сомнению. Так, согласно хадису в передаче матери правоверных (титул жен пророка) ‘Аиши:

 

Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Тот, кто допустит неподобающее новшество в наше дело, будет отвергнут»[22].

 

Лишь немногие правоведы считали недопустимыми любые нововведения, большинство же полагало, что без них невозможно сообразовываться с меняющимися условиями жизни. Споры велись о том, в чем и в какой мере они допустимы. Своего рода мерой предосторожности, вводящей эти споры в строгие границы, стало различение хороших или похвальных (maḥ mū da) нововведений, с одной стороны, и плохих или порицаемых (ma dh mū ma), другой. Более детально они классифицировались в согласии с пятью основными категориями мусульманского права (см. следующую главу).

 








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.