Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мухаммад






 

 

К

оран как непосредственное божественное откровение - основа основ ислама, однако реальная история возникновения этой религии обусловлена прежде всего личностью ее основателя - Мухаммада. Именно так правильно произносится его имя, а не Магомет, широко распространенное до недавнего времени в Европе и России и звучащее для любого мусульманина оскорбительно. Мусульмане глубоко почитают его, и каждый раз, произнося его имя добавляют: «Да ниспошлет ему Бог благословение и мир».

В Коране Мухаммад предстает как простой человек (ba sh ar), единственная исключительная миссия которого заключается в передаче людям божественного Откровения:

 

Скажи: «Я ведь − человек, подобный вам; ниспослано мне откровение о том, что бог ваш − Бог единый. И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого» (Коран 18: 110 К., см. также: 41: 6).

 

В мусульманской историографии Мухаммаду отводится исключительная роль посланника, связующего две исторические эпохи - историю пророков, завершителем которой ему предназначено быть, и историю ислама, основателем которого ему суждено стать. Обильная и разнообразная мусульманская литература создает идеальный образ пророка, который призван служить жизненным ориентиром для каждого мусульманина. Исламоведческая наука, стремясь реконструировать историчес-кий облик Мухаммада, основывается главным образом на крити-ческом анализе тех сведений о его жизни, которые содержатся в Коране, в предании, жизнеописаниях и сочинениях мусульман-ских историков. Коран, подкрепляемый как мусульманскими, так и западными комментариями, - наиболее достоверный источник, но в нем содержится очень мало сведений об основателе ислама. Предания, составляющие Сунну пророка (см. Главу 3), и основанные на них жизнеописания, дают нам богатейшую информацию о жизни Мухаммада, но в них воедино сплетены исторические реалии и легендарные сказания. Первая биография пророка мусульман (sī ra), составленная Ибн Исхаком (ум. 767), дошла до нас в переработке Ибн Хишама (ум. 834) и отчасти в обширных выдержках у историка ат-Табари (ум. 923).

 

МЕККА В VI ВЕКЕ

Мухаммад родился в Мекке. Этот город находится в западной части Аравийского полуострова, в гористой местности, назы-ваемой Хиджаз. Мекка во времена Мухаммада была важным торговым и религиозным центром. Через этот город пролегали важнейшие караванные пути из Африки и Йемена в Палестину и Месопотамию. Так, маленькая Мекка связывала могучие Византийскую и Иранскую империи на северо-востоке с влиятельными Химьяритским и Аксумским царствами на юге и юго-западе.

Около Мекки ежегодно собиралась также крупнейшая в Аравии ярмарка - Указская. На нее съезжались торговцы практически всех аравийских племен, которые, хотя и были крайне воинственными, хотя и вели постоянные сражения друг с другом, на месяц ярмарки устанавливали перемирие.

Этот месяц был не только месяцем торговли, но и временем совершения паломничества к главному святилищу Аравии Ка‘бе, которое находилось в самом центре Мекки. В восточный угол этого прямоугольного сооружения был вделан черный камень метеоритного происхождения - таинственный посланник небес, которому поклонялись все аравийские арабы. В те времена подавляющее большинство из них были язычниками, поклонялись многим богам. Но у каждого племени был и свой главный бог - покровитель этого племени.

В Мекке главным божеством считался Хубал - властелин грома и дождя. Идол, изображавший его в виде сердоликовой статуэтки, отбитая рука которой была заменена золотой, находился поэтому, как и черный камень, внутри Ка‘ба. Вокруг же нее располагались идолы (это были простые, разных форм камни) других аравийских богов. Каждое племя имело здесь своего идола - своего бога, которому поклонялось как главному.

Ка‘ба принадлежала богатому и влиятельному племени курайш. Племена состояли из родов. В одном из родов курайш - роде хашим и родился будущий пророк Мухаммад. Год его рождения точно неизвестен - между 570 - 573 годами. Согласно же мусульманской традиции, он родился в 570, в год Слона.

 

 

РОЖДЕНИЕ МУХАММАДА

Существует легенда[13], что в этот год аксумский царь снарядил в помощь своему союзнику христианской Византии, воевавшей со своим извечным соперником зороастрийским Ираном, мощ-ное войско. Его путь из Йемена к персидской границе неизбежно лежал через Хиджаз, а следовательно оно не могло миновать и Мекку.

Аксумское войско вскоре осадило город и легко бы взяло его. Аксумцы были и многочисленней и лучше вооружены, к тому же у них были боевые слоны (поэтому год Слона) − невиданная диковинка для аравийцев, наводившая на них ужас. Но в первую же ночь осады страшная неведомая болезнь поразила аксумцев (сегодня ученые предполагают, что это была оспа). Большинство воинов погибли, оставшиеся в живых в ужасе бежали.

Иранский царь мог торжествовать. Но в ту же самую ночь и ему было явлено зловещее предзнаменование. Все священные сосуды в его дворцовом храме были опрокинуты и разбиты, а неугасимый огонь - символ верховного божества внезапно погас.

Именно в эту ночь, по легенде, в доме одного из бедных жителей Мекки родился мальчик, которому дали имя Мухаммад и которому было предназначено основать новую религию - ислам. Возникшее на основе этой религии небольшое мусульманское государство в невиданно короткий исторический срок превратилось в могущественную империю - халифат, покоривший и Иран и Аксумское царство, отвоевавший у Византии большую часть ее владений.

Отец Мухаммада умер еще до его рождения, а мать, когда ему было шесть лет. Мальчика взял на воспитание его дед, глава рода хашим, Абд ал-Муталлиб. Через два года умер и дед, успев передать опекунство над Мухаммадом своему старшему сыну Абу Талибу. С юных лет Мухаммад стал сопровождать своего дядю в караванных поездках в Сирию. Во время одной из них, согласно преданию, сирийский монах-отшельник Бахира, «ученый в делах христиан», признал в мальчике будущего пророка[14]. О пророческом избранничестве Мухаммада призван свидетельствовать и следующих живописный эпизод, который приводит в своей Сире Ибн Хишам. Мухаммад, в ответ на просьбу своих сподвижников поведать о себе, рассказывает:

 

 

Я тот, к чьей вере призывал Авраам и радостную весть о котором возвестил Иисус. Моя мать, когда понесла меня, видела, что из нее вышел сноп света, осветивший для нее дворцы Сирии. Меня отдали кормилице из племени са‘д. Однажды я с одним из братьев пас ягнят за шатрами, и тут подошли к нам два человека в белых одеждах с золотым тазом, полным снега. Они схватили меня, разрезали мне живот, потом вынули мое сердце, рассекли его, извлекли из него черный сгусток крови и выбросили его. Потом они обмыли сердце и внутренности этим снегом и очистили их. Затем один из них сказал другому: «Взвесь его и десять человек из его народа». Тот взвесил меня с ними, и я оказался равным им по весу. Тогда первый сказал: «Взвесь его и сотню его сородичей», тот взвесил меня с ними, и я был равным им по весу. Первый сказал: «Взвесь его и тысячу людей из его народа». Тот взвесил меня с ними, и я уравновесил их. Тогда первый сказал: «Оставь его. Если б ты взвесил его вместе со всем его народом, он был бы равным ему по весу»[15].

 

Мухаммад нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджы, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Мухаммад не брал себе других жен, хотя аравийские обычаи того времени позволяли это. Она родила Мухаммаду несколько скончавшихся в младенчестве сыновей и четырех дочерей, в том числе и любимую дочь Фатиму, будущую жену его двоюродного брата ‘Али и мать его внуков Хасана и Хусайна, продолживших мужскую линию рода пророка.

В караванных поездках Мухаммад с интересом слушал рассказы христиан и иудеев. Возможно, он был ханифом - исповедующим веру в единого Бога, но не принадлежавшим ни христианству, ни иудаизму. Он любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы. И вот однажды во время такого уединеня на горе Хира (а Мухаммаду тогда исполнилось уже 40 лет) ему было первое видение.

Мухаммад спал в пещере, как вдруг неизвестный голос произнес: «Читай!» - «Я не умею читать», - ответил Мухаммад. Но голос дважды повторил свое требование: «Читай!» Некто неизвестный стал душить его. Тогда Мухаммад испугавшись за свою жизнь спросил: «Что же я должен читать?» И тогда зазвучали первые слова Корана:

 

Читай! Во имя Господа твоего... (см. Коран 96: 1-5).

Мухаммад повторил эти слова и проснулся. Он вышел из пещеры и вновь услышал голос: «Мухаммад! Ты - посланник Бога, а я - Гавриил!». Мухаммад поднял глаза и увидел стоящего на горизонте ангела в человеческом обличии. Мухаммад пытался отвернуться, но куда бы он ни поворачивался, ангел стоял перед ним. Мухаммад не сразу осознал свое пророческое призвание. Испуганный, он вернулся домой, попросил Хадиджу закутать его и заснул. И тогда во сне снова прозвучали слова Бога:

 

 

О закутавшийся!

Встань и поучай,

Господа твоего − величай,

Одежды свои − очищай,

Мерзости − убегай.

Делая добро, не будь корыстолюбив,

Ради Господа твоего будь терпелив (Коран 74: 1-7 С.).

 

 

Мухаммад поведал о случившимся с ним Хадидже, и она первая предположила: «Клянусь тем, в чьей руке душа Хадиджы, я надеюсь, что ты будешь пророком этой общины». Затем Хадиджа отправилась к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалу, который «принял христианство, читал писания и слушал людей Торы и Евангелия», все рассказала ему, и он удостоверил:

 

Пресвятой! Пресвятой! Клянусь тем, в чьей руке душа Вараки, если ты сказала мне правду, Хадиджа, то явился

 

ему ангел Гавриил, который приходил к Моисею, и он − пророк этой общины. Скажи ему, чтобы был твердым[16].

 

Так началось пророческое дело Мухаммада. Первыми приз-нали в нем пророка и приняли ислам его жена и двоюродный брат ‘Али. Во Всеобщей истории ат-Табари дано описание внешности пророка по рассказу ‘Али:

 

 

Он был среднего роста: не высоким, не низким. Лицо у него было розовато-белое, глаза − темные, волосы − густые, блестящие, очень красивые. Лицо обрамляла борода. Длинные волосы ниспадали на плечи. Цветом они были черные... Походка у него была столь живой, что казалось, с каждым шагом он отрывается от земли, и вместе с тем движения его были столь легки, словно он не касался ее. Однако в походке его не было гордости, присущей сильным мира сего. В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Страдальцы забывали при нем о своих бедах, очарованные мягкостью его черт и его речи. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна. Нос у него был прямой, зубы редкие. Временами волосы свободно ниспадали у него с головы, иногда он завязывал их в два или четыре пучка. К 62 годам у него почти не было седых волос...[17]

 

 


 

 

ПРОПОВЕДЬ В МЕККЕ

Примерно в 610 году Мухаммад начал проповедовать своим соплеменникам. Первые его проповеди были просты. Он говорил, что существует только один единственный Бог - Аллах, что нет и не может быть других богов, что у Бога не может быть детей и что только Ему Одному надо поклоняться. Он говорил о всемогуществе Бога, который создал небеса и землю, звезды и горы, животных и человека. Все в мире происходит только по воле Бога, все в Его власти. Он видит все и ничто не может быть скрыто от Него. Бог милостив и милосерд, Он щедро вознаг-раждает верующих в Него и творящих добрые дела. Но Он бывает грозным и суровым к тем, кто не верит в Него и делает дурное. Их ждет страшное наказание.

Мухаммад также говорил о том, что не только жизнь одного человека не бесконечна, но и все человечество ждет конец. Когда наступит этот Час знает один Бог, но он неминуемо наступит. И это будет часом Страшного Суда, когда Бог воскресит и соберет вместе всех людей, начиная с Адама, и будет судить их за их дела. Праведных и добрых ждет райское блаженство, тенистые деревья и прохлада. Нечестивых и злых ждут адские мучения, огонь пылающий и холод.

Надо понять одну очень важную вещь. Мухаммад постоянно подчеркивал: все, что он сообщает своему народу - это не его слова, это слова самого Бога, а он, Мухаммад, эти слова только передает.

В подтверждение этому Мухаммад указывал на пророков и посланников, которых Бог прежде посылал к другим народам:

 

Мы дали откровение тебе, как давали откровение Ною и после него бывшим пророкам... (Коран 4: 163 С.).

 

И далее не раз в Коране перечисляются эти избранники Божьи: Авраам, Лот, Измаил, Исаак, Иаков, Моисей, Аарон, Давид, Соломон, Иоанн, Иисус и многие другие. Все они названы пророками или посланниками. Все они передавали своим народам только то, что им открывал Бог. И те народы, которые слушались своих пророков, Бог щедро вознаграждал. Те же народы, которые не шли за своими пророками, Он жестоко наказывал, насылая на них многочисленные бедствия или даже полностью истребляя их. Вот и судьба народа Мухаммада зависит от того, как он отнесется к своему пророку.

Однако соплеменники Мухаммада не пожелали увидеть в Мухаммаде Божьего избранника. Они продолжали поклоняться своим многочисленным идолам, в гнев Бога не верили, наказаний на том свете не боялись. Более того, они стали издеваться и насмехаться над ним, сочтя его одержимым сатаной или прорицателем. Об этом свидетельствует Коран:

 

И ваш товарищ не одержимый:

он ведь видел Его на ясном горизонте

И это − не речь сатаны, побиваемого камнями

(Коран 81: 22-25 К.).

 

Напоминай же! Ведь ты по милости твоего Господа

не прорицатель и не одержимый (Коран 52: 29 К.).

 

Поистине, это − слова посланника благородного!

Это не слова поэта. Мало вы веруете!

И не слова прорицателя. Мало вы припоминаете!

(Коран 69: 40-42 К.).

 

Вскоре, однако, некоторые из мекканцев стали прислушиваться к Мухаммаду, и он начал приобретать первых сторонников. Сначала их было очень мало - всего несколько десятков человек. Но это уже насторожило его противников и они от насмешек перешли к угрозам и преследованиям первых мусульман. Самому Мухаммаду опасность до поры не угрожала, потому что он находился под покровительством и защитой своего дяди Абу Талиба - главы рода хашим. Однако многим из сторонников Мухаммада пришлось в 615 г. искать убежища в христианской Эфиопии.

 

 

НАЧАЛО ЭПОХИ ИСЛАМА

В 620 г., получившем в мусульманской традиции название года траура, умирает покровитель Мухаммада Абу Талиб, а вслед за ним и Хадиджа. Мухаммад, таким образом, лишился одновременно и родовой защиты и моральной поддержки. Ему становилось все сложнее оставаться в Мекке. Еще не покидая окончательно своего родного города, он начал проповедовать в других городах и селениях Хиджаза. И там его усилия первоначально не имели успеха. В городе Таифа, например, ему с трудом удалось спастись от расправы враждебной толпы. И все же об исламе и Коране узнавало все больше людей вне Мекки. Постепенно Мухаммад сближается с некоторыми из жителей города Йасриба, которые если и не приняли сразу ислам, отнеслись к его проповеднику с пониманием и уважением.

Йасриб населяли два племени - аус и хазрадж, которые постоянно враждовали и никак не могли договориться между собой. В этом случае, по обычаю, можно было пригласить на роль судьи-миротворца пользующегося уважением человека со стороны. Выбор пал на Мухаммада. Жители Йасриба согласи-лись признать его в качестве Божьего посланника, третейского судьи и главы города. Мухаммад со своими соратниками окончательно решает покинуть Мекку и переселиться в Йасриб.

Переселение (hi dj ra) шло постепенно. Одними из последних Мекку тайно покинули Мухаммад и Абу Бакр, тогда как двоюродный брат Мухаммада ‘Али, надев его красный плащ, остался в городе прикрывать их уход. Они шли кружным путем и какое-то время скрывались от преследователей в пещере. Существует легенда о том, что Бог послал паука затянуть вход в пещеру паутиной, благодаря чему мекканцы не стали ее осматривать. Наиболее вероятная дата прибытия Мухаммада в Йасриб - 24 сентября 622 г. Для мусульман это переселение - одно из самых значительных исторических событий. С него начинается эпоха ислама, от этого года ведется по лунному календарю мусульманское летосчисление. Мусульман, ушедших вместе с Мухаммадом из Мекки, стали называть мухаджирами (совершившими хиджру), а жителей Йасриба, первыми принявших ислам, - ансарами (помощниками).

По прибытии в Йасриб Мухаммад дал своей общине устав, окончательно выделивший ее из арабского язычества и положивший начало исламу как религиозно-общественному и политическому строю. Вскоре город получил новое название - Мадинат ан-наби (город пророка), позже его стали называть просто Мадина или Медина (араб. город). В Медине уже через год после переселения Мухаммада была построена мечеть, получившая название мечети пророка и ставшая впоследствии одной из главных святынь мусульман.

В мединский период Мухаммад наряду с религиозным и юридическим законотворчеством вел вооруженную борьбу с языческими племенами Аравии и прежде всего с мекканцами. Однако не следует преувеличивать «роль меча» в утверждении ислама на Аравийском полуострове. В своей политике, которую основатель ислама, несомненно, воспринимал как санкцию свыше, он отдавал предпочтение мирным, дипломатическим решениям.

В 622 г. Мухаммад ушел из Мекки в Йасриб не более чем со 150-ю своими последователями. Всего через 8 лет он двинулся из Медины на Мекку во главе десятитысячного мусульманского войска. Языческая Мекка без боя сложила оружие. Большинство мекканцев уже в том же году приняли ислам. Мухаммад очистил языческое святилище Ка‘бу от идолов, оставив лишь черный камень, который отныне стал символизировать всемогущество единого Бога, и совершил обряд поклонения. С тех пор Ка‘ба стала главнейшей святыней мусульман. Впоследствии вокруг нее была воздвигнута Заповедная мечеть.

Мухаммад вернулся в Медину и продолжал жить там, лишь однажды, в 632 г., совершив паломничество в Мекку, получившее название прощального. К этому времени большин-ство аравийских племен приняло ислам. Мухаммад уже строил планы расширения власти ислама за пределы Аравии, намечал военные экспедиции в Сирию к границам Византии. Но эти планы осуществили уже его преемники - праведные халифы. В 632 г. Мухаммад умер. Согласно некоторым преданиям, последним ниспосланным ему откровением были слова:

 

Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и исполнил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией (Коран 5: 3 К.).

 

Именно в Медине сложилась первоначальная мусульманская община. В Медине жизнь Мухаммада постепенно полностью преобразилась. Он был уже не гонимым проповедником, а авторитетным религиозным главою и властным правителем мусульманской общиныуммы, ее верховным судьей.

Мухаммад не различал религиозную и государственную деятельность. Он был уверен, и так верят мусульмане, что все законы и правила жизни новой общины дал не он, а Сам Бог. Мухаммад только передал их своим последователям. Сама же община стала одновременно и религиозной и социально-политической организацией людей.

 

 

МУХАММАД В КОРАНЕ

В первой главе уже говорилось об особенностях коранической интерпретации божественного откровения. В свзи с Мухаммадом важно отметить еще один важный момент. В Коране не содержится идеи поступательного развития откровения в истории. Откровение, скорее, - неизменная, постоянная вели-чина. Истинная вера одна, как один Бог и Его праведный суд. Все пророки получали в откровении одну и ту же чистую веру, которая впоследствии искажалась их последователями. Поэтому нельзя говорить, что в Коране утверждается исключительность ислама и пророческого статуса Мухаммада. Его единственное принципиальное отличие от предшественников только в том, что он - последний пророк - «только посланник Бога и печать пророков» (Коран 33: 40 С.). Более того, Мухаммад по прямому велению Бога сообщает об ограниченности своего знания:

 

Скажи: я не говорю вам, что у меня сокровища Божии, ни того, что знаю тайное; не говорю вам, что я ангел; я следую только тому, что дано мне откровением

(Коран 6: 50 С.).

 

Я ведь не был первым среди посланников и не знаю, что будет со мною и с вами. Я следую только тому, что внушено мне в откровении (Коран 46: 9 О.).

 

Сознавая себя посланником Бога, Мухаммад, естественно, претендовал на пророческую преемственность:

 

И посему Я предопределю милость богобоязненным и тем, которые раздают закат, веруют в Наши знамения и следуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Торе и Евангелии

(Коран 7: 156-157 О.).

 

Однажды в Коране о будущей пророческой миссии Мухам-мада благовествует Иисус:

 

 

Некогда Иисус, сын Марии, сказал: сыны Исраила! Я Божий посланник к вам для подтверждения Закона, кото- рый в руках у вас, и для благовестия о посланнике, который придет после меня, которому имя Ахмад

(Коран 61: 6 С.).

 

 

Имя Ахмад образовано от того же корня, что и Мухаммад, - ḥ md - прославлять. Народный ислам постепенно стал наделять Мухаммада сверхъестественными свойствами. Его имя стало оберегом, ему приписывали различные чудеса, возникали циклы легендарных сказаний о нем. Богословский ислам, памятуя о примате Корана, значительно более сдержан. В Мухаммаде он видит совершенного человека, а в этосе первоначальной общины пророка - идеал религиозного и государственного устройства.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.