Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЕРОУЧЕНИЕ 1 страница






 

 

В

одном кораническом айате кратко дан свод наиглавнейших вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман:

 

Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие − кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, − и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, − это те, которые были правдивы, это они − богобоязненные (Коран 2: 177 К.).

 

Понятие религия мусульмане чаще всего передают арабским словом dī n. Это слово встречается в Коране около 100 раз и имеет много значений. Это - и суд, воздаяние, это - и личная вера человека, это - и закон, это - и система ритуальной практики, это - и Божественный закон, которому следует подчи-няться. Согласно мусульманскому вероучению, религия (dī n) - это совокупность веры (ī mā n), исполнения религиозных предписаний (islā m − в одном из значений слова) и искренности, чистосердечия при их исполнении (iḥ sā n). Согласно хадису, который приводит ал-Бухари:

 

Абу Хурайра, да будет доволен им Бог, сообщил: Однажды, когда посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, был на людях, к нему подошел некий человек и спросил: «Посланник Божий, в чем вера?» Он сказал: «В том, чтобы ты верил в Бога, Его ангелов, Его Писание, во встречу с Ним, и верил в воскресение в будущей жизни». Спросил некто: «Посланник Божий, в чем ислам?» Он сказал: «Ислам в том, чтобы ты поклонялся Богу и не придавал Ему что-либо, совершал предписанную молитву, платил требуемый закат и постился в рамадан». Спросил некто: «Посланник Божий, в чем чистосердечие?» Он сказал: «В том, чтобы ты поклонялся Богу, как если ты видишь Его, и, если ты не видишь Его, то, подлинно, Он видит тебя...»[39]

 

Итак, мусульманин, согласно Корану и Сунне, должен верить в единого Бога (al-tawḥ ī d), ангелов (al-malā ’ika), Писания, (al-kutub) пророков и посланников (al-anbiyā ’ wa-l-rusul), Судный день (yam al-dī n):

 

Кто отвергает веру в Бога, ангелов Его, в Писания Его, в Его посланников и в последний день, тот заблудился крайним заблуждением (Коран 4: 136 С.).

 

В этой главе мы рассмотрим эти предметы веры, а также некоторые связанные с ними положения вероучения ислама.

 


 

 

БОГ

Бог ваш − Бог единый: нет другого Бога, кроме Его, милостивого, милосердого

(Коран 2: 163 С.).

 

Первый, основной предмет веры в исламе - это вера единого (wā ḥ id) и единственного (aḥ ad) Бога. Бог - центр и полюс мусульманской веры и всего ислама. Свидетельствовать о Боге - главный долг мусульманина. Одним из примеров такого свидетельства является короткая 112 сура Корана (см. Приложение II).

Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный, и в то же время Он - милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия» (Коран 50: 16), говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры...» (Коран 6: 103). То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый. Для человека Он не постижим в Своей сущности, но Он открывает человеческому разуму смысл Своих действий в мире в откровении, в Своих знамениях и именах. В откровении Бог через пророков и посланников дает людям Свой закон, следуя которому они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом - каждое явление, каждая вещь каждая тварь - это Его знамения людям, свидетель-ствующие о Его величии и всемогуществе:

 

Истинно, в устройстве небес и земли, в смене ночи и дня; в кораблях, перевозящих по морю полезное людям; в воде, которую низводит Бог с неба и оживляет ею землю после ее омертвения; во всех животных, каких рассеял Он по ней; в движении ветров и облак, принужденных носиться между небом и землею, есть знамения для людей рассудительных

(Коран 2: 164 С.).

 

Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. У мусульман проявлением особого благочестия считается частое славословие Бога по Его именам. Суфии рассматривают молитвенную медитацию над божественными именами (dh ikr) как важный этап Богопознания. Эти имена Коран называет наипрекраснейшими (al-asmā ’ al-ḥ usnā):

 

Богу есть прекрасные имена, ими призывайте Его, и оставьте тех, которые спорят о именах Его; им воздастся за то, что они делали (Коран 7: 180 С.).

 

Скажи: «В молитвах называйте Его Богом или называйте Милостивым: как вы не назовете Его − у Него самые прекрасные имена» (Коран 17: 110).

 

Коран дает в трех айатах только краткий список божественных имен:

 

Он − Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он − милостивый, милосердный!

Он − Аллах, нет божества, кроме Него, царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!

Он − Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он великий, мудрый! (Коран 59: 22-24 К.).

 

Постепенно этот список расширялся за счет встречающихся в разных местах Корана других имен Бога или причастий образованных от глаголов, характеризующих те или иные Его действия. Часть имен восполнила традиция, согласно которой их у Бога девяноста девять:

 

 

Абу Хурайра, да будет доволен им Бог, сообщил: Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «У Бога девяноста девять имен, сто без одного. Кто помнит их наизусть, войдет в рай. Бог − нечет, и Он любит нечет»[40].

 

Почему «нечет» (witr)? Согласно комментариям, Бог − один, а единица нечетное число. Хадис как бы уточняет: у Бога 99 имен, но они не нарушают Его единства, Он един в Своей сущности, Своих атрибутах и действиях.

Мусульмане именуя Бога девяноста девятью именами, считают, что Его сотое, величайшее имя (al-ism al-a‘ẓ am) будет открыто лишь в будущей жизни или что оно известно только пророкам и избранным. Некоторые авторы полагают, что сотое имя − это само слово Allā h, с которого собственно начинается краткий коранический список. Единого списка всех 99 имен нет, те, которые не восходят к Корану, варьируются[41].

Исследуя имена Бога, мусульманские богословы разработали учение о божественных атрибутах (al-ṣ ifā t). Между представи-телями различных богословских школ велись споры о соотношении божественной сущности и Его атрибутов. Стали различать атрибуты сущности или самости (al- dh ā t) и атрибуты действия (al-fi‘l). Так, в трактате Большой фикх, автором которого мусульманская традиция считает основателя первой в суннизме богословско-правовой школы Абу Ханифу, утверждается:

 

Он был и останется непрестанен со [всеми] Своими именами и атрибутами самости и действия. Самостные среди них: жизнь, могущество, знание, речь, слух, зрение и воля. [Атрибуты] действия: сотворение, питание, создание, произведение, делание и прочие атрибуты действия[42].

 

Имена переводятся на русский язык в основном прилагательными или действительными причастиями, реже − существительными, а атрибуты принято переводить существитель- ными. Описание божественных имен и атрибутов мы находим в том же трактате:

 

Он непрестанен со [всеми] Своими именами и атрибутами: к Нему не привходит ни имя, ни атрибут. Он непрестанно знающий благодаря Своему знанию: знание − безначальный атрибут; могущественный благодаря Своему могуществу: могущество − безначальный атрибут; говорящий благодаря Своей речи: речь − безначальный атрибут; творящий благодаря Своему сотворению: сотворение − безначальный атрибут; действующий благодаря Своему действию: действие − безначальный атрибут[43].

 

Коран описывает Бога в строго теистических категориях: Он − Творец вселенной, Господь миров, т.е. Промыслитель, единый, сущий, живой, верховный Судия. В приведенном выше кораническом списке творящие функции Бога характеризуются тремя именами − творец (al- kh ā liḳ), создатель (al-bā ri’), образователь (al-muṣ awwir). Как творец Он, сотворивший мир, всему первопричина (непосредственно творящее начало), как создатель (или зиждетель − в переводе Г. Саблукова) Он дает всему существование и поддерживает его (животворящее начало), как образователь Он придает всему свой облик (формообразующее начало).

Бог − единственный творец, создавший миры и все, что существует в них, создавший человека и то, чем человек живет. О том, что Бог сотворил вселенную, и о том, как Он это делал, в Коране говорится часто, в разных местах, коротко или подробно, однако нет специального, систематического рассказа о творении, как в книге Бытия. В чем-то коранические повествования о творе-нии совпадают с библейским рассказом, в чем-то иногда существенно расходятся. Бог, согласно Корану, сотворил мир в шесть дней:

 

Действительно, Господь ваш есть Бог, который сотворил небеса и землю в шесть дней, потом воссел на престоле, чтобы управлять Своим созданием (Коран 10: 3 С.).

 

Бог творил мир Своим повелением (amr), выраженным в Коране словом будь (kun):

 

Таково Его повеление, когда Он восхощет чего-либо,

Он говорит ему: «Будь!» И оно становится (Коран 36: 82).

 

Формула, которую можно сравнить с да будет: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»(Быт 1: 3) или: «Словом Господа сотворены небеса... Ибо Он сказал, − и сделалось; Он повелел, − и явилось» (Пс 33: 6, 9). Первые два дня Бог творил небо и землю, которые сначала были единым целым (Коран 21: 30). Небо было создано из дыма и разделено на семь небес. На верхнем был утвержден престол Бога, на нижнем или ближнем к земле − светила и «башни» (знаки зодиака). Следующие четыре дня Бог творил то, что находится на земле, начиная с гор и кончая созданной из воды всякой живой вещью. Подробно о сотворении мира говорится в суре Милосердный. Это − гимн творению, напоминающая своим пафосом и строем псалмы (см.: Коран 55: 1-27).

Бог − творец универсальный и единственный. Он создал «всякую вещь», и Он − единственный способный, создать всякую вещь. Все − от Бога. И Бог свободен в Своем творении, в Своем творческом акте: «Так! Аллах творит, что желает» (Коран 3: 47 К.). Многочисленные, повторяющиеся рассказы о сотворении мира были призваны в проповеди Мухаммада прежде всего убедить мекканцев в великой силе Бога. Но и не это главное. Идея творения, в отличие от идеи Страшного суда, не была чужда мекканцам-язычникам. В доисламских верованиях Аллах был богом неба и богом-творцом. Пафос проповеди − убедить мекканцев не поклоняться другим богам. Это вполне четко проговорено в самом Коране. Например, в суре Толпы говорится о том, что мекканцы знают Аллаха как творца небес и земли, но поклоняются, кроме него и другим божествам:

 

А если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю?» − они скажут: «Аллах!» Скажи: «Думали ли вы о тех, кого призываете помимо Аллаха? Если пожелает Аллах причинить мне зло, избавят ли они от Его зла? Или, если Он пожелает мне милость, удержат ли они Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха, на Него полагаются полагающиеся!» (Коран 39: 38 К.).

 

Мухаммад призывал мекканцев обратиться к единому Богу, отрицая при этом существование других божеств, которые «никогда не создадут и мухи, хотя бы и собрались вместе для этого» (Коран 22: 73 К.).

Бог − творец мудрый: «Поистине, Господь твой − мудрый творец!» (Коран 15: 86). Бог свободен в Своем творении, но Он не создал мир попусту, из каприза:

 

Господи наш! Ты не создал это напрасно; хвала Тебе! Защити же нас от мук в огне (Коран 3: 191 С.).

 

Не ради забавы создали Мы небеса, землю и то, что меж-ду ними, Мы создали их ради истины... (Коран 44: 38 О).

 

Еще одна важная особенность − в Коране, особенно в более поздних сурах, идее труждающегося Бога противопоставлено положение о легком творении, оспаривающее идею уставшего от Своего творения Бога, который «почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт 2: 2). В Коране же:

 

И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась Нас усталость (Коран 50: 38 К.).

 

Идея легкости творения призвана была подчеркнуть все то же всемогущество Бога. Бог так силен, что просто не может нуждаться в отдыхе. Он сотворил все и воссел на Престоле, но не для того, чтобы отдохнуть, а для того, чтобы править миром. Престол Бога − особый образ в Коране. Это − прежде всего символ Его величия и могущества, связывающий процесс сотворения мира с после-дующим управлением миром. Престольный айат − один из особо почитаемых мусульманами:

 

Бог... нет другого достопокланяемого, кроме Его, живого, присносущего; Его не объемлет ни дремота, ни сон; в Его власти все, что есть на небесах и на земле. Кто может предстательствовать пред Ним без Его изволения? Он знает, что пред ними и что позади их; они постигают мудрость Его только в той мере, как Ему угодно. Престол Его обширнее небес и земли, и хранение обоих их не есть для Него бремя, потому что Он − высок, могуществен (Коран 2: 255 С.).

 

Бог и человек

Впервые о том, что Бог сотворил человека утверждается в составе самых ранних айатов: «Сотворил человека из сгустка» (Коран 96: 2 К.), чуть позже говорится: «Мы сотворили человека лучшим сложением» (Коран 95: 4 К.). Бог в договоре с человеческим родом утвердил правую веру (Коран 7: 172-173; см. Введение), и человек принял от Него этот залог веры (al-amā na):

 

Мы предложили залог небесам, и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его; понес его человек... (Коран 33: 72 К.).

 

Кораническая антропология разворачивается в трех основных планах: как должен строить человек свои отношения с Богом, как он должен различать добро и зло и, наконец, как он может обрести спасение. Согласно Корану, человек − творение Бога, творение избранное, наместник (kh alī fa) Бога на земле. Но именно как творение он зависим от Бога, зависим прежде всего в силу двойной слабости своей природы: онтологической (человек смертен) и нравственной (человек греховен).

В Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее говорится о том, что Бог создал человека по его собственному образу или в том образе, в котором пожелал:

 

Дал вам образ и прекрасно устроил ваши образы

(Коран 64: 3 К.).

 

О человек, что соблазняет тебя в Господе твоем щедром, который сотворил тебя, выровнял и соразмерил, в таком виде, как пожелал, тебя устроил! (Коран 82: 6-8 К.).

 

Нельзя сказать, что в исламе вообще принципиально отвергалась идея богоподобия. Так, мусульманские мистики, стремясь обосновать эту идею, часто ссылались на два хадиса. В одном говорится, что Бог создал человека «по его образу» (‘alā ṣ ū rati-hi), в другом, что Он создал человека «по образу Милостивого». И все же большинство мусульманских комментаторов в первом хадисе местоимение его относили не к Богу, а к человеку, второй же хадис, как правило, считали недостоверным.

Коран сосредоточен преимущественно на нравственном несовершенстве человека. Человек сам по себе, вне послушания и покорности Богу − ничто, он − ничтожен, непостоянен, слаб, своеволен. Эта тема развивается постоянно:

 

Истинно, человек сотворен малодушным; когда постигает его злополучие, он оказывается слабодушным; когда постигает его благополучие, он оказывается не послушным (Коран 70: 19 С.);

 

Человек восстает..., Он дерзок, безрассуден...

(Коран 96: 6 К., 33: 72 С.)

 

Он открыто пререкается..., Человек неблагодарен...

(Коран 36: 77, 17: 67 О.),

 

Когда Мы благодетельствуем человеку, он удаляется, уходит в свою сторону, когда же постигает его бедствие, он отчаивается (Коран 17: 83 С.).

 

Любое действие человека всецело зависит от творящего, созидательного действия Бога. «Он творец всякой вещи»(6: 102), − говорится в Коране и более того подчеркивается:

 

И Господь наш творит, что желает, и избирает; нет у них выбора! (28: 68 К.).

 

Бог не просто поддерживает мир, свободно им распоря-жается, но именно, согласно преобладавшим богословским мнениям, ежемгновенно творит его, творит вновь и вновь, так что в каждое последующее мгновение любая вещь, любое существо, каждый человек суть иная, иное, иной. Тварный мир не обладает даже относительным онтологическим статусом. Не через промысл только, а через само перманентное творение он зависим от Бога. Между действием и его последствиями Бог устанавливает лишь связь привычки, обычности (al-‘ā da), но Он волен в любой момент нарушить эту связь, все изменить. В Коране утверждается:

 

И Бог создал вас и то, что вы делаете (37: 96).

 

И богословы часто буквально понимали эти слова. Бог непосредственно творит каждое действие человека как по его сущности, так и по его нравственному содержанию. Вместе с тем в Коране неоднократно говорится об ответственности человека за его дела. Как правило, решение этой дилеммы богословы находили опять же в коранической максиме:

 

Не возлагает Бог на душу ничего, кроме возможного для нее. Ей − то, что она присвоила, и против нее то, что она присвоила (Коран 2: 286).

 

Вместе с действием человека Бог творит и его способность принять или отвергнуть добро, принять или отвергнуть зло. Сам по себе человек не способен различать добро и зло. В отличие от христианства в исламе проблема естественной способности человека выбрать между добром и злом не ставилась. Различение добра и зла дается человеку в откровении. Примечательно, что понятие furḳ ā n − различение [добра и зла] употребляется в Коране иногда в значении богооткровенная книга (не только по отношению к Корану, но и к Евангелию или Торе).

Кардинальное кораническое положение абсолютной супрематии Божеского над человеческим во многом определило мусульманские представления о равенстве, грехе и спасении. Идея равенства всех людей перед Богом содержится во всех трех теистических вероучениях. Однако основания этой идеи различны. Так, в христианстве она имеет прежде всего онтологическое обоснование, которое заключается в утверждении единства человеческой природы, созданной Богом по Своему образу и подобию, природы разумной, свободной и предназначенной через благодать к сверхприродной цели. Человеческий род нерасторжимо связан единством своей природы и таинством искупления, которые делают людей сопричастными Богу и уже в силу этого равноправными. Иное дело в исламе, где идея равенства имеет скорее юридические основания. Все верующие в единого Бога, будь то халиф или абиссинский раб, равны перед божественным законом и через исполнение этого закона предназначены к той же сверхприродной цели. В Новом Завете утверждается безусловный приоритет благодати перед законом. Например: «Ибо вы не под законом, а под благодатью» (Рим 6: 14). В исламе же Коран как богооткровенный закон − самодостаточное руководство для верующих.

Мусульманская концепция греха также во многом отлична от христианской. В Коране нет понятия первородного греха, т.е. онтологической поврежденности человеческой природы. Грех имеет скорее нравственное, нежели онтологическое основание. Но этические и юридические начала в исламе теснейшим образом взаимосвязаны. И грех рассматривается шариатом в равной степени как нравственная, так и правовая категория. Грех есть прежде всего нарушение человеком своих обязанностей перед Богом. Основные коранические термины, передающие какой-либо из аспектов греха (dh anb), восходят к понятиям законопреступления (i th m, dj urm), ошибки, проступка (kh aṭ ī a’), заблуждения, отклонения с пути (ḍ alā l), ослушания, неповиновения (ma‘ṣ iya).

Соответственно степени неповиновения мусульманские законоведы и богословы различали великие и малые грехи. Однако, согласно большинству, мусульманин, даже совершив великий грех, остается правоверным, а в будущей жизни его ждет только временное наказание. Так, согласно Абу Ханифе:

 

Тот верующий, который убил душу по несправедливости или воровал, или разбойничал на дорогах, или распутничал, или был нечестивцем, или прелюбодей- ствовал, или пьянел, считается нечестивым (фасик) верующим, а не неверным. Он будет за содеянное наказан в Аду, но за веру [свою] выйдет оттуда[44].

 

Единственный грех, которому нет прощения, − грех отступничества от веры в единого Бога (kufr), а, следовательно, и от мусульманской общины. Таким образом, уже сама принадлежность мусульманской общине есть в определенной степени залог спасения человека. В Коране грешникам прямо противопоставляются мусульмане:

 

Разве Мы сделаем мусульман такими, как грешников [ mu dj rimī na ]? (Коран 68: 35 К.).

 

Однако следует отметить, что в этом кораническом айате, относящемся к 1-му мекканскому периоду, слово мусульмане употребляется еще без конфессионального оттенка, а в изначальном своем значении − предавшие себя единому Богу.

Концепция нравственно-юридической природы греха определяет и особенности коранического учения о спасении. Человек нуждается не в искуплении, а в постоянном руководстве Бога. В Своем законе, данном людям в откровении, Бог возлагает на человека определенные обязанности (takā lī f). От добросовестности их выполнения зависит судьба человека в этой и будущей жизни. Сущность добра для человека − в послушании божественному закону, неповиновение ему ведет к наказанию. Приятие божественного руководства, данного в пророках и писаниях, уже достаточное основание для восстановления изначального состояния праведности, в котором был создан человек, и обретения спасения.

Тем не менее в исламе предпринимались попытки найти основания для идеи заступничества или посредничества. Уже в преданиях складывается идея эсхатологического заступничества (al- sh afā ‘a) Мухаммада за грешных верующих его общины. В суфизме возникает представление о невидимой иерархии святых, близких Богу (awliyā ’) праведников, без которых мир не устоит. В шиизме в разных вариантах получает развитие учение о сокрытом имаме − полюсе бытия (ḳ uṭ b al-wu dj ū d), благодаря которому существует земной мир.

Однако Коран не был бы Кораном, если бы последнего слова не оcтавлял за Богом. В этом, возможно, главный пафос коранического утверждения божественного всемогущества, Его безграничной власти и беспредельной свободы. Нет ничего обязательного для Бога. И послушание необязательно ведет к прощению, а непослушание − к наказанию, потому что и то, и другое в равной степени зависят только от воли Бога:

 

Во власти Бога все, что на небесах и что на земле: Он прощает, кому хочет, и наказывает, кого хочет. Бог − прощающий, милосерд (Коран 3: 129 С.).

 

В Коране отношения между Богом и человеком строятся на бесконечном милосердии и снисходительности к человеку со стороны Бога и добровольной покорности, послушании Богу со стороны человека. Милосердие и послушание. Каково же место любви в этих отношениях? Во Второзаконии Бог ревнитель наказывает ненавидящих Его и творит милость «до тысячи родов» любящим Его (5: 9-10). Согласно Первому Посланию Иоанна, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (4: 16). В Коране часто говорится о любви Бога к человеку, точнее − к верующим, и гораздо реже о взаимной любви Бога и человека:

 

Скажи: если вы любите Бога, то последуйте мне; и Бог будет любить вас и простит вам грехи ваши; Бог прощающий, милосерд (Коран 3: 31 С.).

 

Любовь человека к Богу и Бога к человеку нашла в исламе глубокую разработку в учениях суфиев. Однако мусульманское законоведение относилось к этой теме с крайней осторожностью и в полемике с суфизмом даже осуждал идею любви к Богу. Любовь есть волевой акт, а конечная воля человека не может иметь своим объектом бесконечное. Так, ханбалитский богослов XIII в. Ибн Таймиййа утверждал, что любовь предполагает прежде всего соотнесенность, пропорциональность, которых нет и не может быть между Творцом и Его творением. Поэтому совершенная вера должна выражаться в любви к закону, к установлениям Божьим, а не к Самому Богу.

Однако в кораническом игнорировании онтологической природы человека не следует видеть приниженность человека, умаление его достоинства. Да, человек слаб, сам по себе несостоятелен. И он должен найти в себе силы признать этот факт. Но раз признав его и доверив себя Богу, он становится Его избранником, субъектом Его бесконечного милосердия. Будучи верным Богу, человек становится ни много, ни мало Его наместником на земле. Признавая свое несовершенство, свою слабость, человек ставит себя на свое место. Всемогущество Бога сделает все остальное:

 

И полагайся на Славного, Милосердного, который видит тебя (Коран 26: 217-218 К.).

 

 

АНГЕЛЫ

Второй предмет веры, обязательный для каждого мусульманина, − это вера в ангелов. Помимо человека, Бог создал еще два рода разумных существ − ангелов и джиннов. Вопрос, относятся ли шайтаны (al- sh ayā ṭ ī n) к отдельной категории разумных вредоносных существ, Коран и предание оставляют открытым.

Ангелы − это воинство небес и земли (Коран 48: 4, 7), вестники и посланники Бога, исполнители его Его воли и решений. Они не едят и не пьют, не имеют пола. Они созданы, согласно Корану, из огня, а, согласно хадисам − из света. В Коране также говорится, что ангелы имеют двойные, тройные, четверные крылья (35: 1), находятся на небесах, в раю и в аду, окружают и удерживают Престол Бога, поют Ему хвалу. Среди них есть хранители рая и стражи ада. Они действуют как в историческом, так и эсхатологическом времени. Они призваны также оберегать людей, следить за их делами и записывать каждый, даже самый мелкий поступок. Ангелы могут принимать человеческий облик и являться человеку. Так, они навестили Авраама и Лота, Захарию и Марию (Коран 15: 51-75; 3: 38-41, 45-46). В исламе нет понятия ангельских чинов, но Коран особо выделяет приближенных (al-muḳ arrabū n) к Богу ангелов (4: 172), находящихся непосредственно у Его престола.

К этим высшим ангелам относится прежде всего Гавриил (Dj ibrī l), трижды упоминаемый в Коране по имени (2: 97, 98; 66: 4). Комментаторы часто отождествляют с ним коранические именования Дух святости, Дух верный, Наш дух. Гавриил главный посредник между Богом и посланниками, передававший им, в том числе и Мухаммаду, божественные откровения. О Гаврииле, согласно большинству комментаторов, речь идет в кораническом эпизоде (53: 1-11), описывающем первый опыт богооткровения Мухаммада. В мусульманском предании о Гаврииле говорится как о покровителе Мухаммада, защищавшем его от гонений неверующих. Гавриил помогал Мухаммаду во всех его начинаниях и предприятиях: в богословских спорах и в военных походах. Предание описывает его как существо огромного роста, ноги которого касаются земли, а голова уходит за облака.

Второй приближенный ангел − Михаил (Mī kā l), который упоминается в Коране только один раз (2: 98). В предании, как и однажды в Коране, он чаще всего упоминается вместе с Гавриилом как защитник ислама и помощник мусульман в их борьбе с мекканскими язычниками. Он был в числе тех ангелов, которые вскрыли грудь Мухаммаду и очистили его сердце. В его обязанности входит также забота о пропитании всех тварей.

В Коране неоднократно говорится о дне, «когда прозвучит труба» (20: 102). Предание наделяет функциями вестника Страшного суда ангела Исрафила (Isrā fī l), отождествляя его с «глашатаем дня исхода» (Коран 50: 41-42). Этот ангел никогда не расстается с трубой, чтобы вовремя, по воле Бога, возвестить об этом дне. Исрафил читает с сокровенной скрижали божественные решения о судьбах людей и мира и передает их другим ангелам для исполнения. Мусульманская литература описывает Исрафила как существо космических размеров, ноги которого на земле, а голова достигает престола Божьего. У него четыре крыла, а тело покрыто волосами, ртами и языками. Заглядывая трижды в день и трижды ночью в ад, он рыдает от горя и сострадания к грешникам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.