Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЕРОУЧЕНИЕ 4 страница






То особое внимание, которое уделяют Коран и мусульманская традиция Марии, дает нам право говорить о мусульманской мариологии. Именно мусульманской, поскольку Коран отводит Ей важное место в священной истории людей:

 

В сохранившую девство свое вдохнули Мы от духа Нашего, и поставили ее и сына ее знамением для миров (Коран 21: 91 С.).

 

Собственно это и дало основание Второму Ватиканскому Собору в посвященном мусульманам третьем разделе Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям, особо указать на почитание Марии в исламе: «Они, хотя и не признают Христа Богом, почитают Его как пророка; они чтят и Его непорочную Матерь Марию, иногда благоговейно взывая к Ней» (Nostra aetate, 3).

***

Особое место и особая роль в Коране отведены Иисусу (‘Ī sā), непосредственному предшественнику Мухаммада. Коран отрицает божественную природу Христа, признавая Его только в качестве пророка и посланника. Однако, ограничившись таким утверждением, мы бы очень сильно погрешили против истины. Отметим для начала такой факт. В Коране найдется немало упреков, обращенных к христианам, но ни одного − ко Христу и Марии. Наоборот, каждый айат, посвященный Ему или Его Матери, исполнен исключительного почитания. Мухаммад, несомненно, твердо различал ту роль, которая, по его представлениям, была отведена в священной истории Марии и Иисусу, от того, о чем спорили и «разногласили» многочисленные в ту эпоху в Аравии христианские общины.

Об Иисусе в Коране говорится в 15 сурах, в 93 айатах. Собственно эти 93 айата и образуют основание мусульманской христологии, которая в дальнейшем детализируется и получает развитие в комментариях к Корану и хадисах, в трудах богословов и суфиев, в литературе и поэзии. Казалось бы, всего 93 айата, тогда как, например, Моисею посвящено 502, Аврааму − 245. Однако, по словам современного мусульманского автора Али Мерада, та чудесная и в то же время трагическая атмосфера, которой окружен в Коране Христос, не позволяет мусульманину отнестись к Нему с тем же спокойствием веры, с каким он относится к другим доисламским пророкам, открывая перед ним некую область непознаваемого, тайны[66].

Прежде, чем говорить о том, каким представляет Иисуса Коран, следует уяснить, каким он Его со всей очевидностью не принимает. Христос не есть Бог, точнее, Бог не есть Христос:

 

Не веруют те, которые говорят, что Бог − это Мессия, сын Марии (Коран 5: 72).

 

И в следующем айате дополнительно подчеркивается, что Бог не есть один из трех богов:

 

Не веровали те, скоторые говорили: «Ведь Аллах третий из трех», − тогда как нет божества, кроме единого Бога

(Коран 5: 73 К.).

 

Иисус не есть еще одно божество вне Бога, равно как и его Матерь Мария:

 

Вот, сказал Бог: «Иисус, сын Марии! Разве говорил ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами?» Он сказал: «Хвала Тебе! Как мне говорить такое, что мне не по праву?» (Коран 5: 116).

 

Долгое время многие европейские исследователи Корана полагали, что Мухаммад ошибочно представлял христианскую Троицу как триаду Бог − Иисус − Мария. Однако этот айат не дает достаточных оснований утверждать подобное. Другое дело, что в аравийском христианстве были довольно широко распространены представления, в той или иной степени отождествлявшие Марию со Святым Духом. В текстах христиан-гностиков VI-VII вв. встречались, например, выражения, которые можно было трактовать как утверждение тождества Богоматери и Святого Духа. Мухаммад, скорее, возражал против обожествления этими христианами Марии, как, впрочем он возражал и против обожествления Иисуса. Заслуживает внимания взгляд на эти возражения Мухаммада уже упоминавшегося тунисского ученого Али Мерада, который считает, что, хотя Коран и отвергает некоторые положения христианства, он в то же время открыт христианам и призывает их вместе с мусульманами к совместному поиску истины. Эта открытость ислама, по мнению Мерада, в наибольшей степени проявляется в коранической христологии:

 

Коран утверждает определенные истины о Христе, однако не как о событии историческом, а как о знаке, явленном людям. Главная цель Корана заключается, видимо, не в том, чтобы дать окончательный ответ, а в том, чтобы воззвать к сознанию верующих и побудить их задуматься о промысле Божьем. Иначе говоря, было бы самонадеянно со стороны мусульман полагать, что им доступна абсолютная Истина о Христе... И, напротив, можно задать себе вопрос, есть ли у христиан законные основания считать себя обладателями исключительного откровения о смысле явления Христа[67].

 

В Коране также утверждается, что Иисус не умер и не был распят, поскольку исключительным актом Своего милосердия Бог избавил Его от палачей и вознес к Себе (Коран 3: 55; 4: 157-158). Корану чужда проблематика искупления, поэтому вполне закономерно отрицание распятия, смерти, а, следовательно, и воскресения. В то же время сам факт, что Иисус не умер и взят на небо, призван свидетельствовать о Его совершенно особом статусе среди людей. Такова «апофатическая» часть коранической христологии, цель которой отнюдь не умалить достоинство Иисуса, а указать христианам на их ложное Его понимание.

Особо подчеркивается в Коране, что Иисус − раб Божий (‘abd allā h). Еще младенцем в колыбели, Он впервые свидетельствует о Себе:

 

Я − раб Бога, Он дал мне Писание и поставил меня пророком (Коран 19: 30 С.).

 

А также:

 

Не может статься, чтобы Мессия считал для себя унизительным быть рабом Богу, как и приближенные к Нему ангелы (Коран 4: 172 С.).

 

В Коране Христос именуется 16 раз Иисус, сын Марии, и 17 раз просто Сын Марии, тогда как в Евангелиях это выражение встречается только один раз: «...не плотник ли Он, сын Марии» (Мк 6: 3). Не принято было у арабов давать имена по материнской линии, но у Иисуса не было земного отца. В то же время сама частотность употребления этого эпитета свидетельствуют, по всей видимости, о стремлении лишний раз указать на человеческую природу Иисуса. Коран, утверждая девственное зачатие и рождение Иисуса, в то же время не приемлет идею Богоотцовства. Бог творит Иисуса так, как Он создал Адама:

 

Действительно, Иисус пред Богом подобен Адаму, которого Он сотворил из земли и сказал к нему: будь! И он получил бытие (Коран 3: 59 С.).

 

Иисус − пророк и посланник, «только посланник, прошли уже до него посланники» (Коран 5: 75 К.). И все же − посланник избранный, наделенный особыми привилегиями, исключительным достоинством:

 

Мессия Иисус, сын Марии, есть только посланник Бога, есть слово Его, низведенное Им в Марию, есть дух Его

(Коран 4: 171).

 

В этом айате, собственно, даны ключевых характеристики Иисуса − сын Марии (ibn Maryam) посланник Бога (rasū l Allā h), Его слово (kalimatu-hu), Его дух (ruḥ min-hu), Мессия (al-masī ḥ). Мессия, согласно комментарию ат-Табари, «тот, кто омыт, очищен от всякого греха»[68]. Три факта удостоверяют исключительный статус Иисуса и отличают от других пророков. То, что Он был рожден от Девы (Коран 19: 20-21); то, что Он был взят Богом живым на небо (Коран 4: 157-158); и то, что Его, как и Его Матерь − единственных из всего Адамова рода − при рождении не коснулся сатана. Это последнее положение о полной защищенности Марии и Иисуса от сатаны, их статусе особой чистоты и личной неподверженности греху только намечается в Коране (3: 35), но получает развитие в традиции. Согласно весьма распространенному хадису:

 

Абу Хурайра, да будет доволен им Господь, поведал: Посланник Божий, мир ему и благословенье Божье, сказал: Ни один младенец не рождается без того, чтобы не коснулся [ na kh asaбукв. ужалил, кольнул] его сатана, и кричит он от этого прикосновения сатаны, не случилось этого только с сыном Марии и матерью его»[69].

 

Иисус прославлен (wa dj ī h) в ближнем и последнем мирах, Он из числа приближенных Богу (Коран 3: 45) − эпитет, который прилагается в Коране не только к избранным пророкам, но и к ангелам. Бог дал Ему ясные знамения (bayyanā t) и укрепил Духом Святым (Коран 2: 87, 253). Бог научил Иисуса Писанию, мудрости, Торе, Евангелию, наделил прерогативами творить чудеса. С божественного соизволения (bi-i dh n Allā h) Иисус делает из глины образ птицы и, дунув на нее, оживляет; он исцеляет слепого и прокаженного и воскрешает из мертвых (Коран 3: 49; 5: 110). Примечателен тот факт, что «божественные», т.е. применимые только к Богу, глаголы творить (kh alaḳ a) и оживлять, воскрешать (аḥ yā) распространяются в Коране и на Иисуса. Причем, Иисус творит, подобно Богу, Своим дыханием − вдыхает жизнь (yanfu kh u).

Из чудес, которые совершал Иисус, Коран называет также «трапезу с неба» − по-видимому, реминисценция Тайной вечери. Апостолы просят о ниспослании небесной трапезы, чтобы укрепиться в вере и свидетельствовать о ней людям. Иисус обращается к Богу с молитвой о такой трапезе, которая «будет праздником нам, первому из нас и последнему из нас, будет знамением от Тебя». Бог отвечает согласием, но с условием:

 

Я ниспошлю ее вам; но кто из вас после того будет неверующим, того накажу Я наказанием, каким не наказывал Я ни одного из миров (Коран 5: 111-115 С.).

 

Некоторые исследователи полагали, что в представлениях Мухаммада о Христе сочетались противоречивые идеи, воспринятые им от христиан разных сект, которые, спасаясь от гонений, уходили из Византии в Аравию. При желании можно усмотреть, что Мухаммад, подобно эбионитам, признает Христа великим пророком в ряду других пророков; или что он вместе с докетами видит в Нем особое небесное существо, не подлежащее даже закону смерти; или, подобно Арию, не признает единосущия, собезначальности и равночестности Христа Богу, считая Иисуса, как и весь мир, творением Бога, хотя и творением избранным. Другие исследователи высказывают прямо противоположную точку зрения, согласно которой в Коране осуждается не христианство в целом, а многочисленные ереси и неспособность самих христиан понять учение Иисуса.

Подобные аналогии и суждения вряд ли оправданы. Поскольку мы имеем дело с самодостаточным религиозно-законодательным текстом, открывающим уже иные культурные горизонты. Коранический Иисус − это уже не Иисус докетов, эбионитов или ариан, а Иисус новой религии, нового духовного универсума.

 

 

СУДНЫЙ ДЕНЬ. МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ

Пятым основным предметом веры мусульман является вера в Судный день. Мы уже знаем, что именно с утверждения неминуемости наступления этого страшного дня началась кораническаяч проповедь Мухаммада. Уже самые ранние эсхатологические айаты отличает страстное, напряженное беспокойство:

 

Когда потрясется земля, потрясаясь в себе;

Когда извергнет земля бремена свои,

и человек скажет: что это с нею?

в тот день она расскажет сбывшееся с ней;

потому что Господь твой откроет это ей.

В тот день люди рассеянными толпами пойдут,

чтобы увидеть дела свои.

Тогда и тот, кто сделал добра весом на одну пылинку, увидит его;

и тот, кто сделал зла весом на одну пылинку, увидит его

(Коран 99: 1-7 С.).

 

Не столько проповедь единого Бога, сколько именно этот эсхатологический пафос, не давал покоя соплеменникам Мухаммада и настраивал их против него. По всей видимости, эсхатологически индифферентных мекканцев должны были шокировать грозные, тем более от проповеди к проповеди повторяющиеся и детализирующиеся, рассказы о загробной жизни и Страшном суде, о том, что будет предшествовать и последовать ему. Итак, Судный день, который часто в Коране называется Часом (al-sā ‘a) «непременно придет» (15: 85), но когда наступит этот день, знает только Бог. Эта тема также неоднократно повторяется в Коране:

 

Они спрашивают тебя о Часе: когда он бросит якорь? Скажи: «Знание о нем − у моего Господа, в свое время явит его только Он. Тяжек он на небесах и на земле. И придет он к вам только внезапно» (Коран 7: 187 К.).

 

Параллели с христианством здесь очевидны, например: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24: 36) или о внезапности: «День Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес 5: 2).

Мухаммад, следуя своему религиозному гению, пытался прежде всего убедить своих соплеменников в том, что кроме этого (al-dunyā) существует и иной (al-ā kh ira) мир, что в том мире придется давать ответ за содеянное в мире ближнем. Вот это утверждение не просто существования иного мира, но и его приоритета, видимо, было абсолютно чуждо арабам-язычникам. Мухаммад многократно и долго отстаивает это положение:

 

Получил прибыль тот, кто очистился,

и помянул имя Господа своего и помолился.

Да, вы предпочитаете жизнь ближайшую,

а последняя лучше и длительнее (Коран 87: 14-17 К.).

 

Вместе с тем рассказы о творении служат и подтверждением грядущего всеобщего суда. когда все умершие будут воскрешены Богом. Можно с уверенностью утверждать, что это положение вызвало острое неприятие мекканцев, поскольку оно засвидетельствовано в Коране:

 

Они говорят: уже ли после того, как сделаемся костями, прахом, уже ли восстанем, ставши новым творением?.. Кто воссоздаст нас? Скажи: Тот, кто сотворил вас в первый раз (Коран 17: 49-50 С.).

 

Бог однажды сотворил мир и людей, и Ему ничего не стоит вновь сотворить, уничтоженное Им же, воскресить умерших по Его же воле людей. То есть страшный суд в Коране понимается прежде всего как новое творение. Не случайно весь комплекс эсхатологических представлений в исламе обозначается понятием возвращение (ma‘ā d, Коран 28: 85), т.е. возвращение к началу, к акту творения. О возвращении или новом творении в Коране говорится постоянно:

 

Он вас сотворил впервые, так вы и вернетесь

(Коран 7: 29 К.).

 

К Нему ваше возвращение, всех, по обетованию Аллаха истинному. Вот Он начинает творение, потом повторяет его, чтобы воздать тем, которые уверовали и творили благое, по справедливости. А те, которые не веровали, для них − питье из кипятка и наказание мучительное за то, что они не веровали (Коран 10: 4 К.).

 

В суре Звезда буквально утверждается: «На Нем лежит второе творение» (53: 47), а также:

 

Разве они не видели, как Аллах впервые творит творение, а потом его повторяет; поистине это для Аллаха легко (Коран 29: 19 К.).

 

Загробная жизнь понимается как возвращение еще и потому, что человек, умирая, возвращается к своему Творцу:

 

О ты, душа успокоившаяся!

Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство!

Войди с Моими рабами,

Войди в Мой рай! (Коран 89: 27-30 К.).

 

Комплекс эсхатологических представлений мусульман включает в себя конец света, воскресение умерших, Божий суд над людьми, воздаяние и наказание, рай и ад. Большинство эсхатологических деталей и реалий содержатся уже в Коране, хотя и в несистематизированном виде. Представления о воскресении, Суде и загробной жизни были дополнены и детализированы в преданиях в VIII-IX вв. и несколько позже систематизированы в трудах богословов. В мусульманской литературе широкое распространение получили образцы популярного богословия − книги о судном дне, красочно описывающие сам этот день и особенно события ему предшествующие.

Согласно Корану (47: 18) о скором наступлении Часа будут свидетельствовать его признаки (a sh rā ṭ). В Коране их названо пять: выйдет из земли говорящий зверь (dā bba, 27: 82), «небо изведет явный дым», который покроет людей (44: 10-11), луна расколется (54: 1), вырвутся на свободу народы Гога (dj ū dj) и Магога (dj ū dj), которые распространят на земле нечестие (18: 94; 21: 96-97), возвращение Иисуса (43: 61). Традиция дополняла этот список новыми признаками, среди которых назывались например, появление Даджала (аl-Da djdj ā l) − аналог антихриста, временная победа на земле сил зла (люди даже забудут Коран), восход солнца на западе.

Наконец, наступит Час, Судный день, который в Коране называется также днем восстания из мертвых, днем подсчета (дел человеческих), днем выхода, воззвания, встречи, решения, величайшего бедствия, угрозы, печали, днем последним, мучительным, страшным, наконец днем истины и собрания, когда будут собраны к Господу не только люди, но и все животные (6: 38), джинны (6: 128), шайтаны (19: 68), божества, которым люди поклонялись помимо Бога (25: 17). Ангел Исрафил затрубит в трубу, звезды упадут с неба, моря выйдут из берегов, горы сдвинутся с места, все люди умрут. По второму гласу трубы все, кто жил на земле, начиная с Адама, будут воскрешены Богом и собраны в одном месте. Они долго будут стоять в ожидании Суда, мучительно истекая потом. Затем явит Себя Бог в окружении ангелов (Коран 25: 25-27) и будет допрашивать каждого о его делах. Ангелы принесут книги, в которых записаны все добрые и злые дела людей. Добрые и злые дела будут взвешены на специальных весах. Каждый человек должен будет пройти по особому мосту. В Коране однажды говорится о пути геенны (ṣ irā ṭ al- dj aḥ ī m):

 

Соберите беззаконников, товарищей их, и тех, которым поклонялись они, опричь Бога, и ведите их прямо на путь геенны (Коран 37: 22-23 С.).

 

Этот путь геенны превращается в эсхатологии в учение о переброшенном через ад мосте, который тоньше волоса и острее меча. В рай по нему смогут пройти с быстротой молнии только праведники. Неверные неизбежно сорвутся с него в ад. Людям грешным, но искренне верующим в единого Бога тоже не удержаться на нем, если бы не заступничество за них Мухаммада, который встретит своих верных у большого водоема. И хотя в Коране не говорится прямо о заступнической миссии Мухаммада в Судный день, ряд айатов вполне определенно подразумевают ее возможность. Так, утверждается, что у каждого народа должен быть свой пророк (10: 47), что народ, у которого еще нет пророка не подлежит суду: «Мы не наказывали, не воздвигнув какого-либо посланника» (Коран 17: 15 С.). И, наконец, признается право посланника ходатайствовать за раскаявшихся:

 

Мы посылали каждого посланника только с тем, чтобы ему, по изволению Божьему, повиновались. Если бы, дей-ствительно они после того, как сделали зло себе самим, пришли к тебе, попросили прощения себе у Бога и пос-ланник сей попросил прощения им, то они, истинно, наш-ли бы Бога жалостливым, милосердым» (Коран 4: 64 С.).

 

Эсхатологическая миссия Иисуса

Кульминационный момент коранической христологии заключен в удостоверении эсхатологической миссии Иисуса. Эта миссия удостоверяется в Коране тремя Его именами: Мессия (11 раз), свидетель (al-shahī d − 1 раз), знамение (‘alam) Часа (1 раз). Кроме того, о Иисусе однажды говорится в Коране как о «знамении людям» (Коран 19: 21), а также о Нем и Марии как о знамении для миров (Коран 21: 91) и просто знамении: «Сына Марии и матерь его Мы поставили знамением...» (Коран 23: 50).

Во второй мекканский период в проповедях Мухаммада намечается сближение эсхатологической и христологической тем. Примерно в середине этого периода и появляется в Коране один загадочный айат (43: 61), который в связи четырьмя другими, породил богатую комментаторскую традицию, оказавшую, в свою очередь, существенное влияние на развитие эсхатологических представлений мусульман. Для большей ясности этот айат необходимо процитировать в довольно пространном контексте (курсив мой):

 

Когда приводится в пример сын Марии, твой народ [курайшиты] отворачивается от него.

Они говорят: «Кто лучше − боги наши или он?» Они ссылаются тебе на Него только ради того, чтобы спорить. Они − народ, любящий поспорить.

Он − только слуга, которому Мы даровали милость и поставили в пример сынам Израиля.

Если бы Мы пожелали, Мы сделали бы из вас ангелов, и они бы заменили вас на земле.

Подлинно, он − знамение часа, не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной. Это − прямой путь.

Да не отвратит вас от него сатана: он вам ясный враг.

Когда пришел Иисус с ясными знамениями, он сказал: «Я пришел к вам с мудростью, чтобы объяснить вам то, в чем вы разногласите между собой. Бойтесь Бога и повинуйтесь мне!

Истинно Бог есть Господь мой и Господь ваш. Поклоняйтесь Ему! Это прямой путь!»

(Коран 43: 57-64).

 

Из контекста с очевидностью следует, что под «Он − знамение Часа» подразумевается Иисус. Практически все авторитетные мусульманские комментарии сходятся в этом. Что же касается знамения (в переводе Г. Саблукова) или признака (в переводе И. Крачковского), то здесь возможны два варианта «канонического» чтения основы ‘lm: ‘ilmun (знание) − тогда: «Подлинно, он − знание Часа»; или ‘alamun (знамение, знак, признак) − и тогда: «Подлинно, он − знамение часа»[70]. Как правило, мусульманские комментаторы толковали этот айат в связи со следующими айатами:

 

[Бог наказал иудеев] и за их неверие, и за то, что они возвели на Марию великую клевету, за то, что сказали: «Мы убили Мессию Иисуса, сына Марии, посланника Божьего». Но они не убивали его и не распинали его. Это только привиделось им... Они не убили его − это верно, но Бог вознес его к Себе. Бог силен, мудр (Коран 4: 156-158).

 

А также:

 

Бог сказал: «Иисус! Я призову тебя и вознесу тебя ко Мне, очищу тебя от тех, которые не уверовали, и поставлю тех, кто последовал за тобой, выше тех, кто не веровал, до дня воскресения...» (Коран 3: 55).

 

В этом контексте айат «Истинно он − знамение (или знание) Часа» прочитывается как свидетельство о втором пришествии Иисуса, о Его возвращении перед концом света. Подобная трактовка подтверждается авторитетными хадисами:

 

Посланник Божий сказал: «Что будет с вами, когда Сын Марии явится к вам и будет вашим имамом? Что станете вы делать, когда Сын Марии явится и поведет вас?»[71]

 

Хасан ал-Басри приводил хадис, согласно которому Мухаммад сказал иудеям:

 

Иисус не умер и он вернется к вам в день воскресения[72].

 

В то же время в суре Марйам Иисус еще в колыбели говорит о Себе:

 

Мир мне в день, когда я родился, в день, когда я умру, и в день, когда я воскресну к жизни (Коран 19: 33 С.).

 

О том, как согласуются эти два, казалось бы, взаимоисключающие утверждения, чуть ниже. Что же касается двух признанных допустимыми прочтений − знание или знамение, комментаторы, как правило, рассматривали оба варианта. Первый вариант, на первый взгляд, противоречит принципиальному утверждению, что о часе знает только Бог. Но здесь ясность вносит хадис, который приводит Ибн Маджа:

 

Во время Ночного восхождения Посланник Божий встретил Авраама, Моисея и Иисуса. Они стали беседовать о Часе. Сначала спросили Авраама, но он ничего не знал о нем. Затем спросили Моисея, но и он ничего не смог сказать. Наконец, спросили Иисуса, сына Марии и он ответил: «Мне дано знание лишь того, что будет предшествовать ему. Сам же срок ему только Бог установит[73].

 

Таким образом, можно допустить, что речь идет не о знании самого срока, а о достоверном знании самого факта эсхатологического суда и того, что ему предшествует. Второй вариант чтения (знамение) в большей мере проясняет роль Иисуса, которую Он призван сыграть в эсхатологической драме. Из самого коранического текста следует только, что пришествие Иисуса будет одним из основных признаков приближающегося Судного дня. Однако комментаторская традиция обращается еще к одному сложному айату:

 

Среди держателей Писания [т.е. иудеев и христиан] нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них

(Коран 4: 159).

 

Взятый сам по себе этот айат может быть прочитан по-разному (например, местоимение hi можно читать как своей, а не его). Но дело в том, что комментаторская традиция рассматривает этот айат преимущественно в эсхатологическом контексте. Как всякое творение Божие Иисус подлежит смерти, но эта смерть наступит только во второе Его пришествие. В день же Воскресения Он выступит свидетелем-обвинителем против иудеев, потому что они отвергли в качестве пророка как Его Самого, так и Мухаммада, и против христиан, потому что они обожествили Его и также не признали в Мухаммаде посланника Божьего. В подобной же роли выступит и Мухаммад против неверных своей общины (Коран 4: 41; 16: 89). Поэтому второе пришествие Иисуса ознаменует собой возврат к изначальной подлинной вере единой общины верующих, поскольку в начале времен, «люди были одной общиной», а затем разошлись «по злобе между собой» (Корану 2: 213).

При таком эсхатологическом прочтении рассмотренных айатов выстраивается вполне четкая схема. В первое Свое пришествие Иисус не был распят и не умер, но Бог взял Его, как избранное творение, к Себе живым. Иисус − знамение и/или знание эсхатологического часа. В Свое второе пришествие Он исполнит назначенное Ему на земле и приведет людей к истинной вере. Затем перед наступлением Судного дня Он умрет (получает свое объяснение приведенный выше айат из суры Марьям: «...в день, когда я умру»), а в день Воскресения будет свидетельствовать против находящихся под гневом Божьим иудеев и против заблудших христиан. В этом контексте эсхатологическое звучание приобретает и следующий айат:

 

И он [Иисус] будет говорить людям в колыбели и в полноте возраста, и будет из праведных (Коран 3: 46).

 

Колыбель − это первое пришествие, полнота возраста − второе, когда Иисус должен будет в полной мере божественный замысел истории. Вот, собственно, схема скупо выдержанной, но с многочисленными многоточиями, эсхатологической христологии в Коране, которая в дальнейшем − в мусульманском предании, богословии и особенно в мистической литературе − насыщается новыми и новыми подробностями, вариациями, деталями. Например, в Медине рядом с могилой пророка, между могилами Абу Бакра и ‘Умара есть вакантное место, где, согласно мусульманскому преданию, будет похоронен Иисус после того, как Он выполнит Свою миссию во второе пришествие.

 

«О посланник Божий, − сказала ‘Аиша, − я вижу, что переживу тебя. Позволь мне быть похороненной рядом с тобой». Он ответил: «Как я могу распорядиться местом, где будет только моя могила, и будут могилы Абу Бакра и ‘Умара, и будет могила Иисуса, сына Марии?»[74]

 

В преданиях земная жизнь Иисуса в Его второе пришествие постепенно дополняется даже бытовыми подробностями. Так, в одном из хадисов, который приводит Ша‘рани в Кратком изложении поучений имама ал-Куртуби, Мухаммад говорит:

 

Когда Иисус, сын Марии, придет, он женится и у него будут дети. Он пребудет на земле 45 лет и будет похоронен со мной, в моей могиле. И я восстану вместе с Иисусом из той же могилы, что между могилами Абу Бакра и ‘Умара. Сказывают, что Иисус женится на женщине арабского племени после того, как убьет Даджала. Она ему родит девочку, которая умрет. И он сам умрет через несколько лет[75].

 

Вообще по сравнению с Кораном в преданиях эсхатологическая миссия Иисуса значительно расширяется. Он предстает как победитель Даджала, восстановитель истинной веры в единого Бога и единой первоначальной общины верующих, утверждающий на земле на 40 лет царство мира и справедливости. В продолжении уже частично цитированного хадиса из собрания Ибн Маджи сказано:

 

...И напомнив о приходе ложного мессии, он [Иисус] добавил: «Я сойду с небес и я его убью. Люди будут возвращаться к себе, когда народы Гога и Магога ринутся со всех сторон и устремятся им навстречу, жадно поглощая воду и все опустошая на своем пути. Люди возопят к Богу − и я призову Его. Бог уничтожит этих чудовищ и земля наполнится смрадом от их гниения. И люди вновь возопят к Богу − и я призову Его. Бог ниспошлет дожди с небес, которые унесут их трупы и смоют их в море. Потом горы будут опрокинуты и земля станет гладкой, как небесный свод. Мне открыли, что когда все это случится, Час для людей неотвратимо приблизится...»[76].

 

В традиции просматривается также тенденция в той или иной степени дополнить эсхатологическую миссию Иисуса ролью справедливого судьи. Например, в хадисе, приводимом ал-Бухари:

 

Са‘ид бин ал-Мусайаб слышал от Абу Хурайры да будет доволен им Бог, который рассказывал: Посланник Божий сказал: «Клянусь Тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марии сойдет к вам как судия справедливый. Он разобьет кресты, убьет свиней, отменит налог с иноверцев и настолько умножит богатство, что никто уже не будет желать его. И это будет так, что один земной поклон станет предпочтительней земного мира и всего, что есть в нем». Абу Хурайра добавил: «Читайте, если пожелаете этот айат: «Среди Держателей Писания нет никого, кто бы не уверовал в него до его смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них» (4: 159)»[77].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.