Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. Необходимые объемы производственных и финансовых ресурсов.
- показатели объемов применяемых трудовых ресурсов, капитала, материальных оборотных средств, природных ресурсов; - финансовые показатели, характеризующие состояние государственного бюджета, величину государственного долга, объемы внутренних и иностранных инвестиций.
Планирование развития государственного сектора Государственный сектор является своеобразным «локомотив» национальной экономики. Посредством управления развитием государственного сектора правительство может оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на развитие частного сектора и всей национальной экономики. План развития государственного сектора - составная часть комплексного плана (программы) развития национальной экономики, отражающая развитие государственных предприятий. Этот документ носит императивный характер. Его показатели обязательны для подведомственных предприятий. Государственный сектор в российских условиях представлен следующим набором организационно-правовых форм предприятий: государственное унитарное предприятие, акционерное общество со 100% закреплением акций за государством, акционерное общество с закреплением в собственности государства контрольного пакета акций, акционерные общества с пакетом государственных акций, позволяющими оказывать существенное влияние на управление. Унитарные предприятия. Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы унитарных предприятий: - основанные на праве хозяйственного ведения; - основанные на праве оперативного управления или так называемые “казённые”предприятия. Обе формы унитарных предприятий обладают общими чертами, которые определяют особенности управления. Унитарные предприятия являются коммерческими предприятиями, собственником имущества которых является государство, а не сами предприятия. Это является основанием для прямого управления такими предприятиями со стороны государства в лице уполномоченных органов. Органом управления унитарным предприятием является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным органом и им подотчётен. Объём полномочий собственника по управлению унитарными предприятиями зависит от того, на каких основаниях закреплено за предприятием имущество. По отношению к унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, собственник имущества решает вопросы создания предприятия, его реорганизации и ликвидации, определяет предмет и цели деятельности предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества предприятия. Распоряжение недвижимым имуществом предприятия, включая его продажу, передачу в аренду или залог, внесение в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ возможно только с согласия собственника. Остальным имуществом предприятие на праве хозяйственного ведения вправе распоряжаться самостоятельно. По отношению к предприятиям, основанным на праве оперативного управления, или “казенным” предприятиям полномочия собственника более широкие. “Казенное” предприятие вправе самостоятельно распоряжаться только произведённой им продукцией (если иное не установлено нормативными актами). Распоряжение закрепленным за ним имуществом возможно только с согласия собственника. Производственно-хозяйственная деятельность “казённого” предприятия осуществляется, во-первых, в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия, утвержденным вышестоящим органом, а, во-вторых, в пределах разрешенной этим же органом самостоятельной хозяйственной деятельности. Раз в квартал “казённое” предприятие отчитывается перед вышестоящим органом не только за выполнение плана-заказа, но и за разрешенную ему самостоятельную производственную деятельность. Таким образом, вся производственно-хозяйственная деятельность “казённого” предприятия полностью контролируется государством. Финансовая деятельность “казённых” предприятий осуществляется за счёт доходов от реализации продукции, а при их недостаточности выделяются средства из бюджета. Не использованные в течение года средства подлежат возвращению в бюджет. Прибыль от реализации продукции направляется на удовлетворение производственных и социальных нужд предприятия по нормативам, ежегодно устанавливаемым вышестоящим органом. Свободный остаток прибыли изымается в доход государства. Основные пути повышения роли государства в управлении предприятиями государственного сектора на современном этапе следующие: Во-первых, следует разработать полный реестр собственности государства, включив в его все виды государственной собственности. Такого рода реестр нужен для решения проблемы оптимизации управления государственными пакетами акций. В настоящее время часто бывает так, что пакет акций одного предприятия находится в руках другого, где государство имеет определенный контроль, при этом первое предприятие как бы “выпадает” из государственной собственности. Во-вторых, создавать систему индикативного планирования российской экономики следует на основе четко структурированного сектора государственных предприятий. Только в этом случае, определяя цели, задачи и приоритеты экономического развития, государство будет иметь возможность осуществлять их на практике через систему государственных предприятий. Помимо предприятий чисто государственного сектора действенным рычагом управления экономикой является государственная собственность в широком смысле этого слова. В руках российского государства находится также пакет акций предприятий, находящихся в корпоративно-государственной собственности. Поэтому важным рычагом управляющего воздействия государства на экономику страны является государственное распоряжение государственным имуществом в целях содействия эффективному достижению поставленных экономических задач. Меры управляющего воздействия государственных органов на деятельность данных предприятий могут быть разные: от назначения своих представителей в Советы управляющих соответствующих корпораций до принятия конкретных решений относительно того, кому (какой организации) отдать в доверительное управление государственный пакет акций. Усиление роли государства в переходный период не означает отрицания важности частного сектора, просто сейчас он не в состоянии один, без помощи государства вывести российскую экономику из кризиса.
|