Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И пути их решения
Национальные интересы Российской Федерации требуют разработки рациональной стратегии социально-экономического развития страны, поиска эффективного пути реализации выработанной стратегии. Необходимость разработки стратегии экономического развития осознается руководством ведущих стран мира, но особенно это касается таких стран ка Франция и Япония. Основными составляющими стратегии социально-экономического развития и программы экономического развития, разрабатываемой в целях ее реализации, должны стать: - проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики, - решение социальных проблем при реформировании экономики, - стимулирование деловой активности реального сектора экономики. а. Проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики. Главным направлением структурной перестройки экономики является создание среднего класса собственников и на этой основе стимулирование появления и функционирования эффективного собственника. Структурная перестройка отечественной промышленности в направлении приспособления ее к мировому рынку возможна только на базе организационно-экономической реорганизации научно-технического комплекса, становления эффективной системы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь. Важным механизмом реализации научно-технической политики являются федеральные научно-технические программы, которые являются составной частью комплексной социально-экономической программы развития страны. Государству необходимо решить комплекс мер по организационной интеграции учреждений фундаментальной науки, высшего образования и прикладных научно-технических исследований и разработок. В числе важнейших задач государственного регулирования остается проблема конверсии научно-технического потенциала, задействованного в военно-промышленном комплексе страны. В этой сфере необходимо решить вопросы величины оборонного заказа государства, постепенной конверсии оборонной науки и оборонного производства на гражданские цели, найти варианты наиболее эффективного решения задач конверсии оборонного комплекса страны. К приоритетным направлениями государственной экономической политики относятся направления инвестирования, которые не регулируются рыночными факторами. б. Решение социальных проблем по удовлетворению потребностей населения. Социальные проблемы являются важнейшим критерием эффективности проводимых в стране реформ. Именно степень и пути их решения должна быть определяющим моментом при проведении всех организационно-управленческих решений. в. Стимулирование деловой активности реального сектора экономики. Это направление экономической политики является определяющим на данном этапе развития экономики РФ. Это обусловлено как просчетами в проведении политики трансформации экономики, так и объективными трудностями вступления страны в мировое экономическое сообщество. В зависимости от временного горизонта целевые установки решения социальных проблем стоят по разному: - в рамках долгосрочной перспективы глобальной целевой установкой при проведении социальной политики является приближение уровня жизни россиян к стандартам постиндустриального общества; - в рамках среднесрочного периода в качестве таковой стоит задача достижение докризисного уровня жизни населения; - в качестве оперативной цели можно поставить задачу обеспечение условий для физического выживания людей, предотвращение социального взрыва в обществе. Важнейшими приоритетами социально-экономической политики государства в рамках долгосрочной перспективы являются: а. Содействие расширению фронта занятости, сохранение перспективных рабочих мест. б. Активизация потребительского и инвестиционного платежеспособного спроса, содействие оживлению деловой активности в реальном секторе экономики. в. Становление эффективного рынка труда, преодоление неоправданно заниженной цены труда. г. Повышение уровня жизни населения, сокращение уровня имущественного и доходного расслоения населения, формирование системы социальных гарантий в части оплаты труда, пенсионного обеспечения, оказания медицинских и образовательных услуг и пр. д. Восстановление, развитие и повышение эффективности отраслей социальной сферы. Приоритеты социально-экономической политики государства в рамках долгосрочной перспективы: - улучшение условий жизни населения страны, - обеспечение условий устойчивого функционирования и развития рыночной экономики, - укрепление государственности как ресурса повышения эффективности экономики. а. улучшение условий жизни населения страны включает в качестве подцелей такие составляющие как: - сферу жизнеобеспечения человека (которая включает в себя: поддержку производителей, облегчение прохождения через границу импортных товаров, снижение таможенных пошлин на отдельные товары и пр.), - поддержку доходов населения (обеспечение своевременности выплат долгов из федерального бюджета, индексация минимальной зарплаты, пенсий и пособий). - смягчение последствий финансовых потрясений и кризисов для населения (исключение необоснованного роста цен на продукцию естественных монополий, регулирование цен на лекарственные препараты, и другие жизненно важные для населения товары). б. Обеспечение условий устойчивого функционирования и развития рыночной экономики включает в качестве подцелей: - обеспечение нормального функционирования рынка (расшивка неплатежей, система мер антимонопольного регулирования экономики, формирование бюджета развития как самостоятельной части госбюджета), - повышение эффективности управление государственным имуществом (ориентация при приватизации на повышение эффективности экономики, на развитие реального сектора, разработать систему стимулирования руководства унитарными предприятиями, принять меры по повышению эффективности использования государственной собственности за рубежом). в. Укрепление государственности и единой системы исполнительной сласти, как ресурса повышения эффективности экономики включает в свой круг задач следующие подцели: - уточнить расходные полномочия федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, - ускорить передачу на нижестоящий уровень полномочий по спорным предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Стратегия социально-экономического развития страны задана целевыми установками развития, а также ограниченными производственными, природными и трудовыми ресурсами. Стержень стратегии развития экономики страны на современном этапе - постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни населения на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентированной экономической системе с активной ролью государственных органов в ее регулировании. Для реализации этих установок необходима разработка и реализация программы социально-экономического развития страны, основанной на коренном изменении стратегии проведения реформы в России на пути существенного усиления регулирующей роли государства при обязательном усилении контроле и воздействии населения за всеми действиями государственных органов власти. Приоритеты социальной политики государства в рамках среднесрочной перспективы являются: - содействие ускорению становления многоукладного хозяйства как основы эффективной рыночной экономики, - целенаправленное формирование государственного сектора экономики, с его коммерческим и некоммерческим сегментами, как основы гарантированного минимума в оказании общественных услуг населению, - поддержка малого и рискованного (венчурного) предпринимательства как амортизатора негативных последствий обвального падения занятости в результате «шоковых» мероприятий правительства по лечению российской экономики и базы роста эффективности общественного производства, - становление и развитие муниципальной собственности, как важного инструмента и способа решения социальных проблем населения по месту жительства в части создания дополнительных рабочих мест (народные предприятия и промыслы). Важнейшими приоритетами социально-экономического развития страны в рамках среднесрочной перспективы являются: - восстановление и обеспечение развития реального сектора российской экономики (совершенствование налоговой системы в направлении снижения ставки НДС, отмена ограничений по применению льгот по налогообложению затрат по модернизации оборудования и внедрению новой техники). - стабилизация денежной системы и курса рубля (установление границ изменения курса рубля в отношении доллара и евро, установление границ регулируемой эмиссии, установление порядка обращения иностранной валюты внутри страны). - реструктуризация государственного долга (реструктуризация ГКО-ОФЗ, которые приобретены нерезидентами), - совершенствование бюджетного процесса (ужесточение расходной части бюджета, переход к системе единого счета казначейства). - привлечение прямых иностранных инвестиций (упрощение процедуры осуществления инвестиционных проектов, уменьшение числа согласований, лицензирования и пр., создание международных фондов поддержки иностранных инвестиций в РФ). Краткосрочные цели экономического развития связаны в первую очередь с регулированием доходов и установлением цены труда. К важнейшим мерам в этой области относятся: а. Установление в законодательном порядке минимальных размеров гарантированной заработной платы, которая отражает цену простого неквалифицированного труда и должна быть ориентирована на прожиточный минимум в стране. Приведение параметров Единой тарифной сетки в соответствие с величиной прожиточного минимума. б. Законодательное гарантирование своевременности выплаты заработной платы работодателем. в. Законодательное определение способа и порядка индексации доходов населения типа зарплаты в целях сохранения реальной покупательной способности денежной заработной платы в условиях инфляции. г. Сокращение имущественного расслоения населения, преодоление необоснованно высоких различий в уровнях доходов зажиточной части и бедных слоев населения.
Ключевые понятия 5: Концепция социально-экономического развития страны. Этапы разработки концепции Дерево целей. Генеральная цель Модели развития экономики как методологическая основа выработки концепции развития: - теория стадий экономического роста Ростоу, - двухсекторная модель Льюиса, - модель структурных преобразований, - модель неоколониальной зависимости, - неоклассическая модель. Приоритеты социально-экономической политики государства в рамках долгосрочной перспективы: Приоритеты экономического развития в рамках среднесрочной перспективы. Краткосрочные цели социально-экономического развития.
Вопросы для обсуждения: 1. Назначение концепции социально-экономического развития страны. 2. Содержание концепции социально-экономического развития страны. 3. Критическая оценка концепции социально-экономического развития страны на 1997-2000 гг. 4. Теоретические подходы к разработке концепции развития экономики. 5. Проблемы разработки целей и задач социально-экономического развития страны. 6. Теории экономического развития как основа экономического прогноза: 7. Объясните основные различия между теорией стадий роста, моделями структурных преобразований Льюиса и Ченери, теорией внешней зависимости в ее неомарксистском варианте и в форме ложной парадигмы развития. Какая из этих теорий лучше объясняет ситуацию в условиях Российской действительности? 8. Направления экономической политики в различных ее сферах. 9. Основные понятия программирования социально-экономического развития: дерево целей, средства достижения целей, мероприятия, ресурсы. 10. Приоритетные проблемы социально-экономического развития в предстоящий период и пути их эффективного решения.
Глава 6. Комплексный план (программа) развития
|