Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Модель неоколониальной зависимости.






Сторонники теории внешней зависимости не разделяют оптимизма структуралистов. По их мнению, обнаруженные структуралистами общие черты в развитии многих стран (как богатых, так и бедных) имеют лишь ограниченное практическое значение. Они не раскрывают ключевых факторов, определяющих динамику развития отдельных стран и, самое главное, отвлекают внимание от тех реальных сил в мировой экономике, которые воспроизводят бедность стран Третьего мира. Рассмотрим теперь суть теории зависимости.

В настоящее время последователи неоклассической школы взяли верх в двух ведущих международных институтах – МВФ, и Всемирном банке, а такие организации, как Международная организация труда (МОТ), Программа развития ООН (ПРООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), где всегда были сильны позиции представителей Третьего мира, утратили былое влияние. В связи с этим аргументы неоконсерваторов, основанные на идее свободного рынка, начали одерживать вверх над сторонниками подхода школы внешней зависимости.

Неоклассическая модель. Главным аргументом для неоклассиков стало нерациональное распределение ресурсов в Третьем мире из-за искажений цен, вызванных вмешательством государства. Теоретики неоклассической школы доказывают, что именно вмешательство государства тормозит экономический рост в странах Третьего мира. Неоклассики считают, что можно ускорить рост, поощряя свободные рынки, приватизацию государственных предприятий, устраняя преграды для экспорта и привлекая иностранные инвестиции. Смысл всех этих мер состоит в уменьшении вмешательства государства в экономику, сокращении искажений цен на рынках товаров, факторов производства и финансовых услуг.

Эти авторы пытаются доказать, что Третий мир отстает в своем развитии не из-за хищнической деятельности ведущих капиталистических стран и созданных им международных организаций, а из-за чрезмерного вмешательства государства, коррупции и недостатка частной инициативы.

По мнению неоклассиков для успеха экономического развития нужны не рост иностранной помощи, не попытки контролировать рост населения или более эффективное центральное планирование. Нужно лишь поощрять свободные рынки и предпринимательскую инициативу, чтобы " невидимая рука" рынка привела к рациональному распределению ресурсов и тем самым – к ускорению роста.

Одним из главных пунктов неоклассической теории является тезис, согласно которому либерализация внутреннего рынка и внешней торговли увеличивает сумму внутренних и внешних иностранных инвестицийв стране и ускоряет накопление капитала. Это в свою очередь ведет к росту капиталовооруженности труда и душевых доходов. Неоклассические модели роста строятся на моделях Харрода – Домара и Солоу, которые среди всех прочих факторов роста отдают приоритет сбережениям.

Согласно неоклассической теории экономический рост вызывается тремя главными факторами:

- ростом количества и качества применяемого труда (через прирост населения и развитие системы образования),

- накоплением капитала (через сбережения и инвестиции) и

- прогрессом в технологиях.

В условиях открытой экономической системы (при наличии внешней торговли и притока иностранных инвестиций) увеличение доходов происходит по достижению более высокого уровня развития, когда начинается перелив капиталов из богатых стран в бедные, где коэффициент " капитал – доходы на инвестиции выше.

Здесь был сделан обзор лишь некоторых конкурирующих теорий экономического развития. Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. В настоящее время нельзя утверждать, что существует согласие между основными доктринами при объяснении экономической динамики. Можно лишь утверждать, что в каждой описанных выше теорий есть рациональное зерно, которое можно использовать в практике выработки рекомендаций для правительств при принятии концептуальных решений.

Так, например, модель стадий роста отражает определяющую роль сбережений и инвестиций в ускорении роста в рамках долгосрочного развития. Двухсекторная модель Льюиса отражает важность анализа взаимосвязей традиционного сельского хозяйства и современной промышленности. Исследования структуралистов (Ченери и его последователей) направлены на поиск конкретных количественных параметров, определяющих процессы в изменении структуры экономики. Идеи сторонников внешней зависимости в объяснении экономической динамики особо подчеркивают определяющую роль внешних факторов, принимаемых развитыми странами, на жизнь миллионов людей в Третьем мире. Сам факт, что развивающиеся страны сильно зависят от решений в столицах Северной Америки, Западной Европы или Японии (не говоря уж об МВФ и Всемирном банке), заставляет нас признать справедливость многих положений этой школы.

Хотя некоторые положения традиционной неоклассической теории нуждаются в модификации, однако, нет сомнений, что лежащая во главе этой теории позиция о важности эффективности, система цен и распределения ресурсов - есть неотъемлемая часть любого успешного процесса развития. Справедливые возражения критиков вызывает неоправданное воспевание неоклассиками свободного рынка и отказ признать ведущую роль государства в стимулировании роста и справедливом распределении его результатов. Успешное управление ходом экономического развития требует разумного баланса между рыночным механизмом и рациональным государственным регулированием там, где действие рыночных сил ведет к нежелательным экономическим и социальным последствиям.

В целом, в каждом из подходов можно почерпнуть нечто полезное. Вклад каждого из них мы можем оценить более полно при рассмотрении далее таких проблем, как бедность, рост населения, безработица, комплексное развитие деревни, внешняя торговля и охрана окружающей среды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.