Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерные задания по определению последовательности звуков в словах




С целью определения последовательности звуков предлага­ются слова: а) состоящие из двух гласных звуков; б) состоящие из обратного слога типа ах, из прямого открытого слога типа му, из закрытого слога типа мак.

1. Игра «Живые звуки». У двух детей медальоны с бук­вами или символами звуков а и у. Логопед называет слова ау, уа, а дети занимают соответствующие места (слева на­право), чтобы получилось слово. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

2. Аналогичное задание выполняется со звуками а и м. Предлагается составить слова ам, ма, ум, му.

3. Назвать первый, второй, третий звук слов: дом, ком, дам, вот, мак, лук, ком и др.

4. Поднять цифры 2 или 3 в зависимости от количества звуков в слове. Предлагаются слова: на, кол, нос, да, ах, мох, му, лук, лак, ам.

5. Выложить фишки в графической схеме слова. Рабо­та проводится следующим образом. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схе­мы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки. Первоначально для анализа даются од­носложные слова типа кот, мак, дом, лук. По мере выделе­ния звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему слова.

6. Преобразование слов, заменяя

а) первый звук слова (дом сом ком);

б) второй звук слова (дом дам дым);

в) третий звук слова (кот ком кол).

7. Выбрать картинку по названию места одного из зву­ков слова. Например, выбрать картинку в названии кото­рой после т произносится а (танк); после д слышится о (дом); после л — звук у (лук).

8. Выбрать картинки к данной графической схеме.

9. Придумать слова к данной графической схеме.

Ill стадия — коррекция нарушенных звуков речи

В соответствии с традиционной методикой коррекции на­рушений звукопроизношения на этой стадии ставятся зада­чи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирова­ния артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука фор­мируется навык правильного произношения изолированно­го звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ зву­ка, используется зрительное восприятие артикуляции.

Этап постановки звука у детей с ЗПР вызывает значитель­но большие трудности, чем у детей с нормальным психичес­ким развитием, что обусловлено недоразвитием слуховой дифференциации звуков речи, нарушением речевой мото­рики, снижением аналитико-синтетической деятельности.

В связи с психологическими особенностями детей с ЗПР, на этапе постановки звука используется восприятие различ­ной модальности: зрительное восприятие артикуляции, ис­пользование кинестетических, тактильных, тактильно-вибра­ционных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.



На данном этапе логопедическая работа прово­дится по следующим направлениям:

, 1) развитие восприятия речи, уточнение акустического и произносительного образа звука;

2) формирование фонематического анализа и синтеза;

3) развитие артикуляторной моторики;

4) работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи проводится с использо­ванием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги с правильно произносимыми звуками, со стечением и без стечения согласных: тух, кан, кван, к лень, двон и др.

Уточняется, прежде всего, слуховой образ звука. Звук соотносится с неречевыми звуками (с — как течет вода из крана, з — как звенит комар, ш — как шелестит листва, ж — как жужжит жук и т. д.).

На этапе постановки звука развитие фонематичес­кого анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего, далеких по звучанию и артикуляции. Например, при поста­новке звука с можно дать следующие задания: поднять флаж­ки, если в слове слышится звук с; отобрать картинки, в на­звании которых имеется звук с; определить место звука с (начало, середина, конец) в словах: сом, лес, осы, сад, нос, усы. С учетом уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей, их возраста (дошкольники или школьни­ки) в работу можно включить и задания по развитию слож­ных форм фонематического анализа. Например, детям пред­лагается определить, каким по счету звук с является в словах усы, нос, носок, миска и др., нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука с. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуще­ствляется детьми только на основе слухового восприятия, без произнесения слова.



На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений), продолжа­ется работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

Развитие артикуляторнои моторики проводится в виде артикуляторнои гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающих правильное произнесе­ние звука. Целью артикуляторнои гимнастики является от­работка каждого элемента артикуляции звука. Например, для звука с — губы в улыбке, язык широкий, боковые края приподняты, кончик языка за нижними резцами, язык гор­бом, посередине языка желобок (углубление).

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система арти­куляторных упражнений. Так, для постановки звука ш не­обходимы упражнения, направленные на вытягивание губ в виде трубочки, на умение делать широкий язык, подни­мать широкий кончик языка вверх, поднимать боковые края вверх, делать «чашечку» и др.

В процессе работы продумывается постепенное усложне­ние артикуляторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по под­ражанию, перед зеркалом, под счет. Если движения не по­лучаются, то используется механическая помощь. В даль­нейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражне­ниям предъявляются те же требования, что и на предыду­щей стадии. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выпол­няться с нормальным тонусом мышц. Обращается внима­ние на достаточный объем движений, на умение удержи­вать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений.

После отработки изолированных элементов движения объединяются в единый артикуляторный уклад.

 

Основные способы постановки звука

1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зри­тельное восприятие артикуляции. У детей с нормальным интеллектуальным развитием подражание достаточно хо­рошо сформировано. Однако по подражанию звук можно поставить лишь тогда, когда он отсутствует. У детей с ЗПР постановка звука на основе подражания редко достигает же­лаемого результата.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.). С меха­нической помощью артикуляторным органам придается оп­ределенное положение. Например, при губно-губном произ­ношении звука с нижняя губа отодвигается вниз с помощью пальцев. При межзубном произношении звука с кончик язы­ка опускается вниз за нижние резцы с помощью шпателя.

3. Постановка от других звуков, правильно произноси­мых, без механической помощи. Например, звук ш можно поставить от звука с. Предлагается произнести звук с и под­нять кончик языка вверх.

4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Напри­мер, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку пред­лагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, затем уб­рать ее внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки, когда используются различные способы.

У детей с ЗПР при постановке звука чаще всего исполь­зуются смешанные способы, постановка от правильно про­износимых звуков, от артикуляторного уклада.

Как правило, у дошкольников с ЗПР проводится инди­видуальная постановка звука. У младших школьников с ЗПР используется как индивидуальная, так и фронтальная фор­ма работы.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал