Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звуки р-рь






Нормальная артикуляция звуков р-рь

Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Кон­чик языка широкий, истонченный, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя от них. Быстрота колебаний — от 2-3 до 30 с. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое небо приподнято, голосовые складки сомкну­ты и вибрируют.

При произношении рь кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка при­поднята.

 

§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

*

Дефекты произношения звуков р-рь В логопедической практике отмечается большое количе­ство разнообразных искажений звука р (до 28). Основными видами искажений являются следующие:

— губно-губное, или «кучерское» произношение, при ко­тором вибрируют губы, как в слове ТПРУ;

— одноударное произношение. В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов;

— боковое произношение. При этом виде произношения различается двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка, при одностороннем — кончик языка отклоня­ется вправо или влево (правосторонний или левосторонний);

— картавое, или горловое, произношение. Выделяются два его подвида: велярное р, которое образуется вибрацией мягкого неба, и увулярное, при котором вибрирует малень­кий язычок;

 

— носовое произношение, когда звук р произносится с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос;

— глухое р, которое произносится без участия голоса (го­лосовые складки разомкнуты и вибрируют).

Звук р чаще всего заменяется следующими звуками: л, лъ, й, д, г, е.

г

Методы коррекции нарушений произношения звуков р-рь Нарушения произношения звука р связаны с недоста­точной подвижностью кончика языка. В связи с этим, при проведении артикуляторной гимнастики необхо-димо работать:

1) над поднятием кончика языка вверх;

2) над развитием подвижности, вибрацией кончика языка. Рекомендуются такие специальные упражнения для

развития подвижности кончика языка:

— подъем кончика языка на верхнюю губу, опускание на нижнюю губу;

— подъем кончика языка на верхние зубы, опускание на нижние зубы;

 

—подъем кончика языка к верхним альвеолам, опуска­ние к нижним альвеолам;

—«пересчитать» кончиком языка верхние, нижние зубы;

—пощелкивание языком;

—присосать язык к небу;

—«болтушка» — кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой;

—«цоканье»;

—«пулеметик» — частое произношение звуков т, д;

—сдувание кусочков ваты, тонкой бумаги с кончика язы­ка, просунутого между губами;

—вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами;

—«балалайка» — в момент произнесения звука д (или ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или па­лец, под кончиком языка проводятся частые движения сле­ва направо и справа налево. Возникает механическая виб­рация языка.

Рекомендуются следующие способы постановки звука р:

— присосать кончик языка к твердому небу, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть через рот;

— от «балалайки» при механической вибрации кончика языка подается голос;

— от быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом также используется механический способ постановки зву­ка: с помощью пальца или соски в момент произнесения звука производится вибрация кончика языка.

Постановка звука/) является длительной. Поэтому авто­матизация звука р проводится еще до окончательной отра­ботки, без механической помощи, нормального звучания р. С механической помощью звук произносится в следующих слогах: дра, дро, дру; в словах дрова, друг, в словосочетани­ях, предложениях. Вначале звуку р в речевом материале пред­шествует звук, от которого он ставится (дрова или трава).

5. Звук}

Нормальная артикуляция звука j и его нарушения Звук /' — это среднеязычный щелевой звук, сонант. Его артикуляция в ударном слоге похожа на артикуляцию зву­ка и. Губы слегка раскрыты в виде улыбки, но в слоге с по­следующей гласной положение губ зависит от этой гласной: йа, йо, йу. Кончик языка — у нижних зубов, края языка упираются в коренные зубы. Средняя часть языка припод­нята к твердому небу, образуя щель более узкую, чем при звуке и. Задняя часть языка продвинута вперед. Мягкое небо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. От звука и среднеязычный согласный отличается тем, что при его произнесении имеет место большая сила воздуш­ной струи, а также большее напряжение артикуляционных мышц.

Нарушения произношения звука / наблюдаются относи­тельно редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука: олка, ама, либо в замене его зву­ком ль: л яма, лелка.

Коррекция нарушений произношения звука у Звук / можно поставить по подражанию и с механичес­кой помощью от других звуков.

Рекомендуются следующие приемы постановки звука j:

1) От звука и. Детям предлагается произнести кратко, с шумом звук ц. Толчок воздушной струи можно ощутить на кисти руки (тактильный контроль).

Второй способ постановки / от звука и. Предлагается на одном выдохе произнести сочетание звуков, например, иа, аиа. При этом ц произносится более протяжно, а после­дующий гласный о — кратко. Получается айа. Для получе­ния конечного / в слоге предлагается произнести слог аи с резким ударением на звуке а, получается ай.

Далее предлагаются слова, которые начинаются с соче­тания йа (яма, яблоко), затем произношение звука автома­тизируется в словах, в которых звук слышится в конце и середине слова: май, край, майка, лейка.

Аналогичным образом проводится работа в слогах с дру­гими гласными.

2) От звука з (с механической помощью). Предлагается произнести слог за. С помощью шпателя передняя часть язы­ка отодвигается вглубь ротовой полости. Сначала слышит­ся зя, далее — средний звук между зь и жб, затем — йа. Автоматизация звука сначала проводится в словах с началь­ным восходящим дифтонгом: яма, ежик, Юля, ели; затем — в словах, включающих данный звук в середине слова. Да­лее переходят к нисходящему дифтонгу: трамвай, мой, улей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.